Предмет и метод экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Зарождение экономических идей следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. До н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Файлы: 1 файл

Тема 1 Предмет и метод экономической теории.doc

— 832.00 Кб (Скачать файл)

Тема 1 Предмет и метод экономической теории

 

1.1 Эволюция экономической мысли

Зарождение экономических  идей следует искать в учениях  мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. До н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

В развитии предмета экономической  теории условно можно выделить три этапа: экономия, политэкономия и экономикc (таб. 1).

Таблица 1

Этапы развития предмета

Ориентировочные хронологические  даты

Экономия

Политэкономия

Экономикс

С III века до н. э. до рождества Христова

С XVI века до 80-х гг. XX века

C 80-x гг. XX века поныне


Древнегреческий мыслитель  Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) дал название науке – «экономия» (греч. «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - учение). В  экономии Аристотеля уже рассматривались такие категории как стоимость, товар, цена товара, меновые отношения, функции денег и др. Предметом изучения было домашнее хозяйство, поместье рабовладельца.

В раннем средневековье  в связи с распространением христианства экономия Аристотеля постепенно превратилась в схоластику. Христианством труд объявлялся  священным и богоугодным делом. Экономическая доктрина превратилась скорее в своды норм и правил общественной жизни, чем  научное обобщение хозяйственной практики.

Возникновение политэкономии  связано с появлением первых экономических школ – «меркантилизма» и «физиократов». Под экономической школой понимают группу ученых, имеющих одинаковые или сходные взгляды на важнейшие проблемы экономической теории и обладающих общностью или преемственностью принципов и методов исследования.

Первоначально возникла теоретическая школа – «меркантилизм» от итальянского «мерканте» - торговец, купец. Представители меркантилизма Т. Манн, Т.Б. Кольбер считали, что богатство – это золото, деньги, за которые можно купить всё. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото. Они считали, что основным источником богатства является обмен, торговля. В этот период экономической науке не были известны преимущества разделения труда и специализации.

В одной стране, специализирующейся на производстве одних товаров, покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Выгода была очевидной.

Один из представителей меркантилизма Антуан де Монкреньтье (1516 – 1627) экономической теории дал  название «политическая экономия» (с греческого «искусство» управлять государством).

Между тем, критики меркантилизма  справедливо подметили, во время  торговой сделки не возникает вообще никакого накопления созданное кем-то, оно только лишь перераспределяется в пользу покупателей. Когда обмен  равноценен, обогащения не происходит.

В результате появилось  теоретическое учение физиократов, которое признавали в качестве источника богатства – ценности производства. Но физиократы ограничивали источник богатства только сельским хозяйством. Здесь затраты на обработку земли и посев зерновых окупаются увеличением продукции, получением дополнительного готового продукта.

Ошибка физиократов  заключалась в односторонности  применении происхождении богатства, они упускали из вида ремесло, строительство и промышленность, где создаётся значительная доля чистого продукта.

Наиболее обоснованные ответы на предмет изучения экономической  науки дала классическая школа выдающихся английских экономистов А. Смита и Д. Риккардо. Они доказали, что природа, образно говоря, это «мать» богатства, а «отец» богатства – труд. Ввели понятие «общественное богатство» как совокупность материальных и культурных благ, созданных трудовой деятельностью человека.

Они привели все многообразные  блага к единому показателю стоимости. Источником стоимости является труд, капитал и земля.

Предметом изучения классической политэкономии считается производство богатства, его распределение, обмен и потребление.

Классическая политическая экономия стала основой для всего  последующего развития экономической науки. Она поставила главные проблемы и предложила основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К.Маркс и Ф.Энгельс в середине XIX в. создали новую школу, получившую название марксизм. Основной причиной отхода марксизма от классической школы заключается в том, что К. Маркс открыл так называемую прибавочную стоимость, которая безвозмездно присваивается эксплуататорским классом. Поэтому одним из его важных предметов исследования служит классовое противостояние. Марксизм рассматривал законы развития капитализма и концепцию социализма которые оказали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1990-х гг.

Параллельно с марксизмом сформулировалась теория маржинализма (от французского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер(1840-1921), Фридрих фон Визер(1851-1926), Е. Бём Баварек(1851-1914). Маржинализм в отличие от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

Основателем ещё одного направления – кейнсианского является Джон Мейнард Кейнс(1873-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные  экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кенсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление  стало связываться с оформлением  «нового классического экономикса», представляющего собой попытку  синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М. Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).

Таблица 2

Предметы изучения различных  экономических школ и течений,

составляющих экономическую теорию

Название школы

Время существования

Особенности предмета изучения

Основоположники (или видные представители)

Меркантилизм

XVII-XVII

Создание благ в результате обмена и торговли

Т. Манн,

Ж. Б. К. Кольбер

Физиократы

VIII в.в.

Создание благ в производстве, земледелии

У. Пети,

Ф. Кенэ

Классическая экономическая теория

XVIII в.в.

Создание богатства  не только в земледелии, но и в  других отраслях

А. Смит,

Д. Риккардо,

Ж. Сисмонди

И др.

Марксистская политическая экономия

XIX – XX в.в.

Производственные отношения между людьми, возникающие в производстве, и экономическое противосостояние классов

К. Маркс,

Ф. Энгельс,

В. И. Ленин,

Н. И. Бухарин, и др.

Маржинализм (австрийская школа)

Вторая половина

XX в.

Удовлетворение потребностей в условиях ограниченных ресурсов с использованием предельных выгод

К. Менгер

Е. Бём-Бёмбоверг

Неоклассическая

Конец XIX начало XX в.в.

Взаимодействие спроса и предложения, механизм формирования рыночных цен

Ф. Маршал

Л. Вальрас

Кейнсианство

Первая половина

XX в.

Экономикс.

Поиск оптимальных методов  регулирования экономики

Д.М. Кейнс

Монетаризм

Начало XX в.

Анализ денежного обращения в рыночном хозяйстве

М. Фридмен

Новая политическая экономия

XX в.

Поиск оптимального порядка  в рыночном хозяйстве

Дж. Мут,

Р. Лукас,

П. Самуэльсон

и др.

Институционализм

ХХ в.

Изучение институтов социальных условий развития экономики

Т. Веблен

Дж. Гелбрейт


Во второй половине ХХ в. широко применяются математические методы и совершенствуются экономические  исследования. Новые веяния находят  отражение и в изменении названия самой науки. Название научной дисциплины «политэкономия» заменяет «экономикс», который состоит из двух разделов: микро- и макроэкономика. В основе данной классификации лежат следующие принципы: национального хозяйства в целом (макроэкономика) и функционирования отраслей – фирм и домохозяйств (микроэкономика). Под домохозяйством понимают группу людей, которые совместно получают и используют доходы.

Предметом исследования микроэкономики служат: поведение фирм и домохозяйств как экономических агентов рыночной экономики; воздействие государства и его институтов (правительства, парламента, суда, прокуратуры и т.д.) на отрасли, фирмы, и домохозяйства; коньюктура, спрос и предложение на отдельном рынке (отрасли); интересы индивидов, полезность благ и услуг.

Современная экономическая  теория (экономикс), является наследницей  богатейшего знания собранного и упорядоченного выдающимися учеными-экономистами прошлых веков. Сегодня она продолжает их идеи, дополняет и уточняет научный анализ, поэтому третий этап  развития экономической науки связывают с использованием новой парадигмы.

Парадигма ( с  греческого- пример, образец) – общепризнанный принцип мышления ученых или общепризнанная методология при решении исследовательских задач внутри отдельной научной дисциплины. Современная парадигма предусматривает лучших научных достижений различных научных  школ в единую доктрину, адекватную любой экономической системе и стране, а не их противопоставление.

Современные экономисты сделали много выдающихся открытий в экономической теории, которые нашли свое применение на практике. Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии в области экономики – высшей научной награды. Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 года. Среди лауреатов первыми были – П. Самуэльсон, В.Леонтьев, М. Фридмен, Л. Канторович, К. Эрроу, Г. Саймон, Р. Слоу и другие.

 

 

 

 

    1.  Предмет изучения науки и основные вопросы

Предмет исследования научной  дисциплины это то, на что направлена ее главная идея, мысль. С этой точки зрения, общепризнанного определения экономической теории нет и быть не может. Во первых, как показывают данные таблицы 2, современная экономическая теория представляет собой совокупность около двух десятков школ и течений. Каждая школа имеет свой собственный предмет исследования. Во-вторых, в любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета.

В широком смысле слова  предметом исследования экономической  теории могут быть:

    • создание общественного богатства;
    • рациональное использование ограниченных ресурсов для производства благ;
    • отношение между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
    • отношения связанные с денежными сделками;
    • извлечение эффективных результатов при эксплуатации капитала.

Таков не полный перечень определений предмета экономической  теории.

Любая наука имеет  свои основные вопросы. В экономической  теории принято выделять несколько  фундаментальных вопросов: Что следует  производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно  удовлетворяет материальные потребности общества? Сколько следует производить? Какую часть имеющихся ресурсов нужно использовать в производственном процессе? Кто  должен получить эту продукцию и в каком количестве? Как эту продукцию следует производить и какую технологию следует применить?

 

1.3 Методы экономической теории

Каждая наука имеет  свои методы познания объективной действительности,  которые используют в решении практических и  теоретических задач. Метод - это  приемы и способы исследования. А наука, изучающая методы называется методологией. Экономической теорией используются пять основных методов: абстракции, формальной логики, диалектического материализма, экономического моделирования и эксперимента.

Метод научной  абстракции. Человек в своей повседневной деятельности постоянно мыслит абстрактными категориями, то есть отвлеченно. Это означает, что он выделяет из предмета или явления самые главные, устойчивые, типичные их черты и свойства, а второстепенные, случайные или не типичные отбрасывает. Поскольку предметом изучения экономической теории являются общественные отношения, которые не имеют физического содержания, то здесь используется возможности научной абстракции.

Научная абстракция отличается от обычной тем, что уровень восхождения  от действительности выше и сложнее. Она состоит в очищении исследуемого объекта от случайного, второстепенного, а также в выявлении типичных и характерных черт. Методом абстракции формируется набор научных категорий и законов.

Экономические категории – это отражение в сознании наиболее существенных, конкретных сторон  экономических явлений. Экономические категории подразделяются на общие и особенные.  К общим относятся те экономические категории, которые присущи всем экономическим системам (труд, рабочая сила, национальный доход и т. д.). К особенным – только присущие определенной экономической системе (для плановой – такие категории как хозрасчет, план и др.). Особенностью экономических категорий является то, что в разных экономических школах они могут иметь разные названия. Боле того, одна и та же категория обладает двумя или более названиями.

Информация о работе Предмет и метод экономической теории