Предмет и метод экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Зарождение экономических идей следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. До н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Файлы: 1 файл

Тема 1 Предмет и метод экономической теории.doc

— 832.00 Кб (Скачать файл)

Линия предложения займет положение S2. Установится новое равновесие в точке А, объем продаж уменьшится до Q2, так как производители однозначно сокращают производство в связи с уменьшением спроса. Новое равновесие характеризуется двумя ценами: Р+ и Р-, где Р+ – цена, уплачиваемая потребителями за товары после введения налога, которая оказывается больше, чем первоначальная цена Р1; Р- – цена, по которой продают товары продавцы после введения налога, и которая оказывается ниже первоначальной Р1.

Общая сумма налога, поступающая  в бюджет, будет соответствовать площади прямоугольника Р+АВР-. Площадь прямоугольника Р+АСР1 составляет сумму налогового бремени потребителей или вычет из доходов покупателей, а площадь Р1СВР- – вычет из торговой выручки продавцов товаров.

Но главный отрицательный эффект – общее снижение производства и недополучение товаров обществом (см. стрелку на оси абсцисс, рис. 7.2). Поэтому потоварные налоги должны быть установлены правительством в разумных пределах на основе научно обоснованного расчета с учетом излишек и покупателей, и производителей товаров.

Но при отсутствии конкуренции, когда продавцы вносят в бюджет потоварный налог, общая тенденция такова, что продавцы будут стремиться перекладывать налоговое бремя на покупателей путем увеличения цены Р+. однако распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклона линии спроса и предложения (рис. 6.3, а, б).

На рис. 6.3, а видно, что большая часть налогового бремени падает на покупателей ((площадь  прямоугольника Р+АСР-), так как линия спроса имеет довольно крутой наклон. Угол наклона линии спроса  зависит от эластичности товара по цене, а на рис. 6.3, б, наоборот, крутизна наклона линии предложения больше, чем спроса. Большая доля налогового бремени (площадь прямоугольника Р1СВР-) падает на продавцов.

Рис. 6.3. График распределения  налогового времени между покупателями и продавцами в зависимости от наклона линии спроса и предложения:

а) линия спроса D расположена  круто, неэластичные товары;

б) линии предложения S1 и S2 расположены круто, эластичные товары.

Дотация (субсидия) – это отрицательный налог. В большинстве стран дотации устанавливаются в определенном проценте к цене товара или в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу продукции.

В теме 5 было указано  на то, что в отдельных случаях изменение равновесия может приобретать неограниченный характер, то есть рыночные цены на некоторые продукты (энергоносители) могут неограниченно возрастать, в другом случае – могут неограниченно падать (сельскохозяйственные). Между ценами указанных продуктов образуется огромный разрыв, и в конечном счете сельское хозяйство не в состоянии самостоятельно обеспечить даже простое воспроизводство. Во всех индустриально развитых странах ежегодно выплачиваются субсидии на развитие сельского хозяйства.

Потоварные дотации обычно получают производители (первоначальные продавцы), но через механизм рыночного равновесия дотации могут получать и потребители. Для пояснения воздействия дотации на рыночное равновесие рассмотрим рис. 6.4.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.4. График воздействия  на рыночное равновесие

До выплаты дотации  линии спроса и предложения соответственно занимают положение dd и S1. Равновесная цена – P0, объем продажи – Q0. Предположим, что правительство ввело потоварную дотацию из бюджета в размере Vр. на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения на величину Vp. вниз. В результате объем продаж увеличивается до Q2. Цена для покупателей снижается до P-; цена, фактически получаемая производителями, повышается до P+.

Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство под давлением определенных политических сил может применять более "грубые" методы регулирования рыночных цен – введение фиксированных цен, которые могут быть выше рыночных (Pз > Ре) или ниже (Р1 < Ре) (рис. 6.5).

В первом случае это приведет к избытку продукции, равной отрезку QАQВ. Во втором – к дефициту в  том же количестве. Также в обоих  случаях объем продажи будет  меньше равновесного объема Qе.

Фиксированные цены, превышающие  цены равновесия, устанавливают в ряде стран на сельскохозяйственную продукцию. Это, в свою очередь, создает ряд проблем.

Во-первых, возникает  избыток сельскохозяйственных продуктов, в денежном выражении равный площади прямоугольника АВ QАQВ. Правительству не остается ничего другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков.

Во-вторых, правительство  не может "выбросить" закупленную  продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к снижению внутренних цен. Это противоречит ранее принятой политике правительства. Не решает проблему и экспорт этой продукции в другие страны, так как это внутренние цены.

В-третьих, в целях  сокращения избытка продукции правительство  прибегает к дополнительным мерам, связанным с расходами госбюджета. Например, правительство может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение.

Рассмотрим случай дефицита, когда цена устанавливается государством на уровне Р3 (рис. 6.4). В результате образования  дефицита меняется поведение производителей в самых разных направлениях.

Так, например, под давлением  ортодоксальных левых политических сил правительство решило установить предельную низкую цену на некоторый  товар на уровень Рmin (рис. 6.5). Это  означает, что производители не имеют права назначать цену на свой товар выше Рmin, но ниже – можно.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.5. График дефицита и механизма образования цены черного рынка:

Ре – равновесная  цена при отсутствии государственного вмешательства; Qе – равновесный  объем продаж товаров при отсутствии государственного вмешательства; Рmin – предельная цена, установленная правительством, находящаяся значительно ниже равновесной цены Ре.

Цена Рmin соответствует  предложению товаров Q единиц.

Допустим, что производители  имеют нелегальный канал продажи своего товара по повышенной цене на черном незаконном рынке. Тогда линия предложения товара на черном рынке принимает положение S1, которое расположено левее и выше, чем линия S – линия предложения при отсутствии государственного вмешательства. Далее объем продукции Q1 производители готовы поставить на легальный рынок по цене Р1, но тот же объем готовы поставить по более высокой цене Р2 и Р3 на черный рынок. Разница между ценами Р3 и Рmin (Р3 - Рmin) представляет собой компенсацию за риск разоблачения. На черном рынке устанавливается цена Р3, превышающая как предельную цену Рmin, так и равновесную цену Ре . Цена Р3 соответствует объему продаж Q3. Объем продаж товара на черном рынке (Q3) больше, чем объем продаж на легальном рынке (Q) при цене Рmin, но меньше равновесного объема Qе.

В рассмотренном примере  правительство поставило перед  собой благородную цель – ограничить рост цен, сделать доступными цены на товары для широких слоев населения. Но результат оказался противоположным:

во-первых, большая доля товара ушла на черный рынок, причем цена черного рынка оказалась выше той, которая сложилась бы на рынке, если бы не было государственного вмешательства;

во-вторых, в целом  общество недополучило того объема товаров, которое оно могло бы получить без вмешательства государства в ценообразование;

в-третьих, поведение  продавцов на черном рынке имеет  тенденцию к дальнейшему повышению  цен на дефицитные товары, что может  привести к процессу инфляции.

В странах с недостаточно развитыми рыночными отношениями. Особенно в переходный период, особое место в рынке занимают доходы от теневой экономики, классификация которой представлена на рисунке 6.6.

Теневая экономика  – совокупность неучтенных, скрытых и противоправных видов экономической деятельности. Борьба с теневой экономикой является одним из методов государственного регулирования рынка.

 


 

 

 

 

 

Рис. 6.6. Структура теневой  экономики

 

6.2 Регулирование  внешних эффектов рынка

В предыдущей теме 4 упоминалось  о провале (фиаско) рынка. Одним из них являются внешние эффекты.

Важной чертой микроанализа является предложение рациональности действий экономических субъектов. Рациональными считаются все действия, которые приводят к увеличению выгоды или доходности и уменьшению издержек или затрат. Выгодами при этом являются получаемые конкретным экономическим субъектом блага, а затратами – блага, которых он лишается при данном действии. Сопоставление выгод и затрат при принятии экономических решений позволяет определить наиболее оптимальное решение, которое осуществляется с помощью предельного анализа. Его сущность заключается в рассмотрении экономических явлений не только в законченном, но и в постоянно изменяющемся виде. В этом случае рационально действующий экономический субъект сопоставляет не только уровень выгод и затрат от очередной экономической операции, но и дополнительную (предельную) выгоду и дополнительные (предельные) затраты, связанные с данным действием. Если в такой ситуации предельная выгода (МВ) превышает предельные затраты (МС), то предельный доход (МR) будет числом положительным. Тогда рациональный субъект не должен останавливаться на достигнутом, а будет продолжать действия до тех пор, пока предельная выгода не перестанет превышать предельные затраты, то есть до того момента, когда они станут равны друг другу (МВ = МС). Именно в таком равенстве общая величина дохода (ТR) будет максимальной. Следовательно, конечная цель рационального субъекта будет достигнута.

Внешние эффекты, или экстернали, - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получавшие отражения в ценах. Они имеют название "внешние", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Внешние эффекты возникают в результате производства или потребления товаров и услуг. Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные экстернали возникают в том случае, когда производство или потребление благ порождает убыток или издержки у третьей стороны, а положительные – выгоду.

Отрицательные внешние  эффекты проявляются обычно как  разница между социальными издержками и частными издержками:

МЕС = МSС – МРС или  МSС = МЕС – МРС,

где МSС – предельные общественные (социальные) издержки (выгоды);

МРС – предельные частные  издержки (выгоды);

МЕС – предельные внешние  издержки.

Отрицательный внешний эффект возникает в том случае, если деятельность одного экономического агента порождает убыток или издержки других.

Приведем ряд примеров. Потребитель алкогольных напитков подрывает свое здоровье, а лечится за счет общества. Владелец автомобиля пользуется дорогами, которые финансируются за счет бюджета, загрязняет окружающую среду, создает опасность для пешеходов.

Классическим примером отрицательных экстерналий является загрязнение окружающей среды каким-нибудь заводом или комбинатом.

Так, целлюлозно-бумажный комбинат сбрасывает недостаточно очищенную воду в реку. Предположим, что количество сточной воды пропорционально объему производства бумаги, и это означает, что по мере роста производства бумаги растет и объем загрязнения окружающей среды. Так как комбинат не осуществляет полной очистки мог бы приблизить рыночное равновесие к более рациональному

МSВ =  МSС,

Корректирующая субсидия (corrective subsidy) – это дотация производителям и потребителям экономических благ, имеющих положительные эффекты, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

В случае с обучением, если бы общество выполняло частные  затраты студентов, то повысился  бы спрос на услуги образовательных  учреждений, одновременно повысилось бы предложение на обучение.

Однако корректирующие налоги и дотации не могут решить полностью проблемы, возникающие в связи с внешним эффектом. Поэтому ученые интенсивно искали принципиально новые пути расширения проблемы внешних эффектов.

Возможностям минимизации  внешних эффектов в рыночной экономике посвящена так называемая теорема Коуза.

Теорема Коуза была сформулирована Р. Коузом в статье "Проблемы социальных издержек" в 1960 г. Сейчас она считается на Западе одним из наиболее важных достижений экономической мысли послевоенного периода. Сущность теоремы заключается в том, что если права собственности всех сторон тщательно определены и предписаны, если люди согласны твердо придерживаться результатов добровольного обмена, то никаких внешних эффектов не возникает. Следовательно, "провалов рынка" нет, а значит, нет оснований для государственного вмешательства с целью его корректировки.

Задача государства  состоит в том, чтобы четко  распределять и защищать права собственности рыночных агентов. Несколько позже, в 1966 г., другой американский ученый, Дж. Стиглер придал теореме Коуза более упрощенный вид и сформулировал ее так: "… в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны".*

Р.  Коуз в своей работе приводит следующий пример: по соседству расположены земледельческая и животноводческая  фермы. Земледельческая ферма выращивает пшеницу, а животноводческая – разводит скот, который время от времени наносит урон соседним посевам. Налицо отрицательный экстерналий. Р. Коуз показал, что проблема отрицательных внешних эффектов может быть успешно решена без участия государства.

Информация о работе Предмет и метод экономической теории