Предмет и метод экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Зарождение экономических идей следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. До н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Файлы: 1 файл

Тема 1 Предмет и метод экономической теории.doc

— 832.00 Кб (Скачать файл)

Если животновод несет  ответственность за ущерб, возможны два варианта: первый – животновод заплатит штраф земледельцу за потраву посева; второй – животновод арендует землю земледельца, заплатив чуть больше, чем установившаяся на рынке арендная ценности производства сохраняются. Специальные эксперименты показали, что теорема Коуза справедлива при ограниченном числе участников (двух - трех). При возрастании их численности теорема Коуза не срабатывает, резко увеличиваются трансакционные затраты.

Борьба с  загрязнением окружающей среды. Теорема Коуза помогает выбрать рациональную политику в борьбе с загрязнением окружающей среды.

Что такое рациональная политика? Это такая политика, которая  позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды с предельными общественными издержками, которые затрачиваются для реализации ее в жизнь.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в  окружающую среду:

1) установление стандартов  по вредным выбросам. Во многих странах устанавливается определенная норма, за которой следит специальный государственный орган, имеющий право штрафовать или наказывать в уголовном порядке;

2) введение платы за  выбросы, за каждую единицу  вредных веществ в атмосферу.  Такие меры принимаются в ФРГ;    

3) продажа прав на  загрязнение окружающей среды.  Государство определяет объем вредных выбросов, допустимых в данном регионе, и продает в форме лицензии с аукциона. Например, государство желает уменьшить выброс с 2000 до 1500 кг. в год, тогда оно продает лицензию на 1500 кг. в год.

 

6.3 Регулирование  государством производства общественных  благ

Общественное  благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Рыночная система вообще не намерена производить общественных благ, так как она не может дать им денежной оценки. Обычные товары и услуги поступают в пользование, потому что за них платят, они имеют денежные оценки.

Другими словами, чтобы  пользоваться обычными благами, их надо купить. Потребление же общественных благ становится возможным не в результате покупки, а в результате самого производства таких благ.

К общественным благам относится  национальная оборона. Охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, маяки, прогнозы погоды, результаты фундаментальных научных исследований, радиотелепередачи и многое другое.

Общественные блага  характеризуются двумя важными  свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью потребления.

Свойство неизбирательности – отсутствие конкуренции в потреблении, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нуль. Потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности другим. Например, прослушивание радиопередачи одним потребителем не уменьшает такой же возможности других.

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается платить за потребление.

Некоторые общественные блага обладают одним свойством. Например, пользование радиопередачей от городской сети обладает только первым свойством, а вторым – нет. Если в квартиру не подведен кабель радиосети, то ее жители не имеют возможности прослушивать радио. Общественные блага, обладающие одновременно двумя свойствами, называются "чистыми" общественными благами. В отличие от обычных благ чисто общественные блага не могут быть разделены на единицы потребления, их нельзя выпускать мелкими партиями или по частям, поэтому кривая спроса на них отражает полезность всего блага.

Для иллюстрации этого  положения на оси абсцисс отложим  количество общественного блага Q, а  на оси ординат – стоимость  Р, которая является постоянной величиной (рис. 6.7, а). Потребителей трое: А – Андрей, Б – Борис, В – Василий. Больше всех пользуется общественным благом Василий – 15 ед., меньше всех Андрей – 5 ед. В нашем примере потребители А, Б, В, должны потреблять весь объем выпущенного общественного блага.

Для сравнения на рис. 6.7, б показано Формирование совокупного  спроса на обычное благо. Как мы помним, совокупный спрос на обычные товары и услуги получается путем сложения индивидуальных спросов по горизонтали. А совокупный спрос на чисто общественные блага определяется путем суммирования предельных выгод, получаемых от имеющегося наличного объема по вертикали.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.7. Определение совокупного  спроса на чисто общественное и на обычное благо:

а) чисто общественное благо;

б) обычное благо.

  

Проблема безбилетников ("зайцев"). Потребление чисто общественных благ осуществляется коллективно, но каждый индивид получает разное количество благ. В реальной действительности при большом количестве потребителей невозможно учесть долю потребления благ каждого отдельного индивида. Более того, у потребителей возникают серьезные стимулы к искажению информации о количестве действительно потребляемых благ в сторону снижения или возникает желание обойтись без лишних выплат, получив это благо даром. Такая ситуация получила название "проблемы безбилетника". Проблема безбилетника чаще возникает в больших группах потребителей, чем в малых. Таким образом, рынок и его механизмы не в состоянии справиться с ситуацией безбилетников. Поэтому общественные блага либо вообще не производятся, либо производятся в недостаточном количестве. Раз так, то общественные блага обычно производятся при активном участии государства за счет принудительного обложения налогами их потребителей. Общественные блага по географическому распространению подразделяются на блага мирового, национального и локального (местного) значения. Например, результаты фундаментальных научных исследований могут иметь мировое значение, оборона страны – национальное общественное значение. Уличное освещение, уборка мусора, строительство дорог и др. имеют локальное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7 Равновесие потребителя: кардинализм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8 Теория потребительского выбора: ординализм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 9 Производство экономических благ

 

Тема 10 Фирма  как экономический агент

 

10.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике

 

В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, цель которых – получение прибыли.

Рыночная экономика  выдвинула наиболее эффективную  форму организации функционирования экономических агентов – фирму. Существование фирмы в рыночной экономике требует научного объяснения.

В современной экономической  литературе существуют различные объяснения прохождения фирм. Одни экономисты рассматривают современные фабрики (читай фирмы) как результат кооперации и разделения труда, основанные на системе машин (К. Маркс), другие считают, что фирмы – результат минимизации риска (Ф. Найт). Третьи объясняют возникновение  фирмы в связи с необходимостью сокращения трансакционных издержек (Р. Коуз).

Итак, фирма является основным типом социально-экономической организации обмена деятельностью в рыночных отношениях и сам рынок нуждается в фирме, поскольку наиболее производительны ресурсы и трансакционные издержки. Существует множество определений предпринимательства, которые выделяют его характерные черты.

    • Цель предпринимательской деятельности – получение прибыли.
    • Содержание предпринимательства – расстановка комбинации использования ресурсов так, чтобы получить максимальную прибыль.

условия активной работы фирм в виде системы законов и нормативных актов.

В мировой экономической  практике фирмы подразделяются на три  группы: частнопредпринимательская, партнерство и корпорация. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах, управляет ею, получает прибыль и несет полную ответственность по всем обязательствам.

Преимуществами частной  фирмы являются:

    • простота в управлении;
    • свобода действия. Нет необходимости согласования в принятии решений с вышестоящей инстанцией;
    • сильная мотивация труда, связанная с получением прибыли одним лицом.

Недостатки частной  фирмы:

    • ограниченность финансовых и материальных ресурсов;
    • эгоизм, направленный против общественных интересов.

Партнерство – это фирма, организованная несколькими лицами, которые совместно владеют и управляют предприятием.

Основные права принадлежат  всем партнерам, которые осуществляют контроль друг за другом. Партнерство типично для сфер интеллектуальной деятельности, таких как юриспруденция, медицина, киносъемка.

Партнерству присущи  все достоинства и недостатки частных фирм. К последним добавляется еще несовместимость интересов, что является угрозой существования партнерства.

Корпорация  – это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собеседника ограничена его вкладом.

Корпорация – общество, основанное на паях. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), домохозяйства и индивиды становятся собственниками корпорации. Таким образом, через рынок ценных бумаг можно быстро привлекать финансовые средства домохозяйств. Держатели акций и облигаций получают дивиденды. Кредиторы могут предъявить претензии к корпорации в целом, а не к отдельным акционерам. Если самим акционерам не нравится экономическая политика корпорации, то они могут продать свой пай. Поэтому корпорации характеризуются определенной стабильностью.

Недостатком корпорации является то, что появляется возможность  злоупотреблять властью со стороны высших менеджеров. Происходит разрыв собственности средних и мелких держателей акций, так как они не обладают достаточной информацией и властью для контроля за действием высшего руководства.

Другим недостатком  корпорации является двойное налогообложение, суть которого в том, что сначала  взымается налог с прибыли, а затем – с дивидендов акций.

 

10.2. Особенности организационно – правовых форм российских фирм и предпринимательства

 

Российское законодательство определяет предпринимателя как  субъекта, деятельность которого нацелена на получение прибыли и ведется им на условии собственной ответственности.

Субъектами предпринимательства  могут быть граждане и их объединения.

Российское законодательство выделяет две формы индивидуального  предпринимательства: индивидуальная трудовая деятельность  и индивидуальная (семейная) частная фирма (предприятие).

Под индивидуальной трудовой деятельностью понимается такая  форма предпринимательства, которая  основана исключительно на собственном  труде предпринимателя и членов его семьи. Такой предприниматель  выступает на рынке как физическое лицо. В случае использования труда наемных работников предприниматель обязан зарегистрировать индивидуальное (семейное) частное предприятие.

Ведущие место в рыночной экономике занимают следующие предпринимательские структуры: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Все они выступают как юридические лица.

Товарищество  – форма предпринимательской деятельности, основанная на объединении имущества (паевом, долевом) разных собственников.

Паи играют следующую  роль:

    • прибыль, полученная товариществом после уплаты налогов и выделения средств на накопление, пропорционально паям распределяется как доход между участниками;
    • при голосовании для принятия важнейших хозяйственных решений сила голоса между участниками распределяется пропорционально паю.

Следует различать номинальную (первоначальный пай, вложенный в  момент образования товарищества) и балансовую стоимость пая (величина после его прироста).

В большинстве случаев  товарищество представляет собой закрытое общество. Это означает, что смена собственников пая происходит с согласия большинства участников.

Товарищества выступают  в разных формах: полное, смешанное, с ограниченной ответственностью.

Полное товарищество – (товарищество с ограниченной ответственностью) образуется на основе договора между участниками о совместной предпринимательской деятельности.

Полная (неограниченная) ответственность означает, что участники  товарищества отвечают по всем обязательствам полным своим имуществом независимо от его включенности в капитал товарищества.

Солидарная ответственность  означает, что имущественная претензия  со стороны может быть предъявлена  любому участнику товарищества.

Российским законодательством  предусмотрено присвоение имени фирме.

Смешанное товарищество (товарищество по вере, коммандитное) объединяет две группы. Первая образуется по принципу полного товарищества, а ее члены несут полную ответственность и называются действенными членами. Вторая группа выделяет часть своих участников с ограниченной ответственностью (коммандитисты). Они могут вкладывать в фирму капитал в денежной форме, в виде недвижимости, транспортных средств и пр., но они имеют права участвовать в предпринимательской деятельности фирмы и не имеют права голоса. Такая форма товарищества расширяет экономическую базу фирмы, позволяет аккумулировать средства для крупных предпринимательских действий. однако как со стороны действительных членов, так и со стороны коммандитистов, должно быть полное взаимное доверие друг к другу.

Информация о работе Предмет и метод экономической теории