Предмет и метод экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Зарождение экономических идей следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. До н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Файлы: 1 файл

Тема 1 Предмет и метод экономической теории.doc

— 832.00 Кб (Скачать файл)

Так, цене Р1 соответствует объем предложения Q1, а большей цене Р2, Р3 – больший объем предложения Q2, Q3. Соединив точки пересечения координат, получим линию предложения SS. В нормальном виде линия предложения направлена вверх и вправо, имеет положительный наклон.

На основании данных графика можно вывести закон предложения, который гласит, что величина предложения Q находится в прямой зависимости от изменения уровня цены Р. Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цены: повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение – уменьшение величины предложения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.7. График изменения "самого предложения"

а) при некоторой постоянной цене Р0;

б) при изменении цены от Р0 до Р1.

 

Свойства линии  предложения. Анализируя предложение, следует строго различать понятия "само предложение" и "объем предложения".

Что произойдет с линией предложения, если изменить детерминанты, характеризующие  неценовые факторы, такие как  технология (К), налоги (С), природно-климатические  условия производства (Z). Например, создание более эффективной технологии производства может увеличить предложение, при котором линия предложения смещается вправо из положения  SS в положение S1S1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.8. График изменения объема предложения            Рис. 5.9. График равновесия рынка

 

Здесь происходит увеличение "самого предложения" при некоторой  постоянной цене Р0 (рис. 5.6, а, б). Изменение "объема предложения" происходит путем передвижения из точки А  в точку А1 на постоянной линии предложения (рис. 5.7), то есть осуществляется переход от одной комбинации "цена – количество товара" к другой комбинации. Причиной изменения "объема предложения" служит изменение цены данного товара.

Равновесие  на рынке. Теперь, имея некоторые представления о спросе и предложении, мы можем перейти к анализу их взаимодействия. Совместим линии спроса и предложения на одном графике (рис. 5.8). Линия DD является графическим изображением функции спроса от цены, а линия SS – функцией предложения от цены. Как видно, указанные линии пересекаются в некоторой  точке Е, координаты которой 0Ре – равновесная цена, ОQE – равновесный объем. В этой точке достигается равенство, определяющее уровень рыночной цены

QE = Qs = Qd, (5.3) 
где Qs – объем предложения, а Qd – объем спроса.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет мотива к его нарушению. Любая иная точка, кроме Е, означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.9. График образования дефицита и избытка товара

 

Предположим, что равновесная  цена снизилась в пользу покупателей  к точке В (рис. 5.9). Тогда число  покупателей резко возрастет  за счет тех лиц, которым цена на уровне точки Е раньше была недоступной. Это влечет за собой увеличение объема спроса на отрезок QEQB; к равновесному объему ОQE добавляется еще объем спроса, равный отрезку QEQB. Так, с одной стороны, срабатывает закон спроса.

С другой стороны, снижение цены с  РЕ (равновесной) до Р1 по закону предложения уменьшит число продавцов за счет тех, у которых производственные затраты не покрываются новой ценой реализации Р1. В результате возросшему объему спроса ОQВ будет противостоять гораздо меньшая товарная масса ОQА. Так возникает дефицит товара, представленный отрезком QАQВ.

При товарном дефиците некоторые покупатели (богатые, со средним достатком) предпочтут заплатить более высокую цену на "черном рынке". В результате избыток спроса QАQВ будет оказывать повышающее давление на цену Р1 в сторону равновесной цены РЕ.

 

5.3 Эластичность спроса и предложения

Эластичность – мера реакции одной экономической переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений. Теория эластичности имеет практическое значение для определения торговой выручки и рентабельности фирмы, налоговой политики государства. Как мы увидим в последующих разделах, эластичность имеет значение для фирм – ценоискателей, т.е. фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монопсония)

Эластичность спроса. В зависимости от детерминант, оказывающих влияние на величину спроса, может быть несколько видов его эластичности: от цен, от  доходов населения, перекрестная  - степень реакции объема спроса на данный товар при изменении цены другого товара, точечная  (рис. 5.10).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.10. Классификация  эластичности спроса

Ер, i, p, xy – означает эластичность по порядку: по цене, доходу, точечная и  перекрестная;

 Δ – греческая  буква "дельта" означает изменение  величины;

J – доход; Q – объем  спроса; P – цена спроса; xy – товары ……

Рассмотрим более подробно эластичность спроса от цен (иногда называют ценовой эластичностью). Характер и свойства других видов эластичности спроса аналогичны ценовой. В предпринимательской практике чаще всего используется ценовая эластичность, которая показывает, на сколько процентов изменяется объем продаж товара при 1% - ном изменении цен на единицу данного товара. Методика такого изменения проста и понятна, она представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.

Представив в формулу  эластичности по цене, соответствующие  изменения объема спроса и цены в процентах, получим некоторое число, получившее название коэффициент эластичности по цене J (Табл. 5.11.).

Таблица 5.1.

 

Различные варианты ценовой  эластичности.

 

Коэффициент

η

Характер спроса

Реакция покупателей  при снижении цен

η = ∞ 

Совершенно эластичный

Повышение Qd на неограниченную величину

1 < η < ∞

Эластичный

Qd растет более высокими  темпами, чем снижение цен.

η = 1

Единичная эластичность

Спрос растет с тем  темпом, что падает цена.

0 < η <1

Неэластичный

Темпы роста и спроса меньше темпов снижения цен.

η = 0

Совершенно неэластичен

Совершенно не изменяется Qd


В строго математическом смысле коэффициент эластичности – число отрицательное, т.к. цена и количество проданных товаров изменяются в противоположном направлении. Но для простоты анализа коэффициента эластичности рассматривается автоматически как положительная величина.

В зависимости от величины коэффициентов в практике различают несколько  вариантов ценовой эластичности спроса.

В табл. 5.1. показаны различные  варианты ценовой эластичности при  изменении объема спроса Qd. Каждый вариант  эластичности, представленный в таблице 5.1, может быть выражен графически (рис. 5.11).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. 11. График различных  вариантов ценовой эластичности

Примеры: совершенно не эластичный товар – соль.

Совершенно эластичный товар – только одна цена, по которой  потребитель способен купить товар (лекарство "инсулин").

Эластичные товары –  предметы роскоши, мебель, деликатесы и др.

Неэластичные товары – предметы первой необходимости, обувь.

При эластичном спросе снижение цены вызывает увеличение продажи товара, а при неэластичном – настолько  незначительное увеличение продаж, что общая торговая выручка снижается.

Для исчисления эластичности спроса по цене более удобной формулой служит

Эластичность  предложения. Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительное изменение цен на товары и их количеством, предлагаемое к продаже.

На практике имеют  место следующие варианты эластичности предложения: эластичное предложение, предложение  единичной эластичности, неэластичное предложение. При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товара вызывает 1% увеличения их предложения для продажи на рынке. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены вызывает увеличение количества предлагаемого к продаже товара больше единицы. Коэффициент эластичности по цене > 1. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает существенного влияния на увеличение объема продаваемых товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6 Государственное регулирование рынка

 

6.1 Государственное воздействие рыночных цен

Излишки (потребительские ренты) представляют собой разницу между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той которую он действительно платит при покупке, то – есть, по рыночной цене (РE). Геометрическая модель потребительского излишка представлена треугольником РEFmaxE (рис. 6.1).

Излишки производителей. Как указывалось раньше, в результате установления равновесной цены выигрывают и потребители, и производители.

Выигрыш (излишки) производителей получаются следующим образом (рис. 6.1). Цена равновесия РЕ находится выше минимальной цены Pmin (PE > Pmin), которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. В данном случае под передовыми фирмами понимаем тех производителей, у которых затраты на производство единицы товара минимальные.

 

Рис. 6.1. График излишек  производителей и потребителей

1 – излишки потребителей;

2 – излишки производителей;

3 – затраты производителей.

 

Площадь прямоугольника ОРЕЕQЕ представляет собой  совокупную выручку всех производителей. Площадь  фигуры ОРminЕQЕ – совокупные затраты всех производителей.

Излишки (выгода) производителей составят разницу между площадью прямоугольника ОРЕЕQЕ и фигуры ОР minЕQЕ  - площадь фигуры Р minРЕЕ.

Понятие излишков потребителей и производителей может быть использовано для государственной политики в области ценообразования, налогообложения и направления инвестиций, дотаций.

Государственное регулирование цен должно учитывать излишки потребителей и производителей. Оно может быть прямым и косвенным.

Прямым государственным вмешательством в процессе ценообразования являются установления так называемых потоварных налогов, которые непосредственно влияют на рыночное равновесие товаров и услуг (рис. 6.2). Потоварные налоги устанавливаются либо в определенных процентах от цены товара, либо в абсолютной сумме денег с каждой единицы товара. К ним относят акцизный налог, налог на добавленную стоимость и налог с продаж. Также непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные дотации, выдача государственного  заказа по договорной цене, которая затем становится базовыми ценами отрасли. Например, госзаказ военно-промышленных комплексов на производство предметов вооружения. Косвенными регулированиями рыночных являются:

  • Наблюдение за ценами, которые осуществляются центральным статистическим управление государстве, социальными, независимыми комиссиями политических партий, парламентов и международных организаций;
  • Введение или отмена таможенных ограничений во внешней торговле. Правительство, исходя из рыночной конъюнктуры, может освободить импортеров (экспортеров) от налогов или увеличить их с целью защиты отечественных производителей;
  • Регулирование государством нормы амортизационных отчислений с целью ускорения внедрения в производство технических новшеств. Это неизбежно повышает рыночные цены основного капитала.

Рис. 6.2. График влияния на рыночное равновесие потоварного налога

 

Рассмотрим рис. 6.2 и  проследим, как влияет потоварный налог  на рыночное равновесие цен. До введения налога: D1 – линия спроса; S1 – линия предложения; P1 – равновесная цена; Q1 – равновесный объем продажи.

Предположим, что правительство  ввело налог на данный товар в  сумме Т р. на каждую единицу этого  товара, тогда налог вносится в  госбюджет продавцами. Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх влево на величину Т.

Информация о работе Предмет и метод экономической теории