Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:36, реферат
Зарождение экономических идей следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. До н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.
Рис. 4.2. Схема функций рынка
общественного производства. В рыночной экономике при нормальной конкуренции потребитель имеет возможность выбора поставщика. Одновременно продавцу предоставляется возможность выбора наиболее подходящего покупателя;
По классической версии рыночная цена устанавливается по общественно-необходимым затратам (ОНЗТ).
По маржиналистской парадигме механизм образования рыночной цены сводится к взаимодействию спроса и предложения товаров.
2) ценообразовательная функция.
3) информационная функция. Сама рыночная цена представляет собой уникальный аппарат коммуникации и распространения информации, а также других важных сведений, необходимых человеку в мире экономики.
4) санирующая функция.
Рынок беспощаден по отношению к слабым. С помощью механизма конкуренции рынок очищает общественное производство от расточительных, неустойчивых и неэффективных субъектов хозяйствования и, напротив, дает возможность действовать более эффективным и рациональным хозяйствам. В результате под воздействием непрекращающейся конкуренции непрерывно, шаг за шагом повышается средний уровень эффективности всего народного хозяйства.
Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? Для кого производить? Как производить? Под воздействием конкуренции путем перелива капитала из одной отрасли в другую осуществляется равномерное распределение факторов производства между всеми отраслями. В тех отраслях, где наблюдается повышение цен, происходит оживление производства. Сюда усиливается прилив финансовых, природных и трудовых ресурсов. Если в результате такого прилива факторов производства произойдет превышение предложения товаров над спросом, то начнется обратный процесс: снижение всех видов рыночных цен и отток ресурсов из данной отрасли.
Разумеется, рыночная экономика – не идеальное устройство общества. О преимуществах и недостатках рыночного механизма будет сказано в последующих темах. Но человечество пока не нашло лучшего устройства общественной системы, чем рыночная экономика.
4.3 Структура рынка и его классификация. Инфраструктура
В современных условиях рынок из саморегулирующейся системы превратился в регулирующую. Это привело к изменению субъектно-объектной структуры рынка. Сначала поясним содержание терминов "структура", "субъект", "объект" рынка.
Структура (лат. Structura - строение) – неотъемлемый атрибут всех реально существующих экономических объектов и систем. В данном случае под структурой рынка понимается строение и внутренняя форма организации, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между элементами, из которых состоит сам рынок.
Различают объектно-субъектную структуру; функциональную, указывающую на действия элементов; организационную, указывающую на внутреннюю связь и расстановку элементов; структуру социальной ориентации, показывающую общественное назначение элементов.
В экономической теории под субъектом понимают носителя предметно-практической деятельности. Субъект – это активная сторона структуры. Он воздействует на объект. Объект – это то, что противостоит субъекту, более пассивная сторона структуры.
Субъектами современного рыночного хозяйства являются домашние хозяйства, фирмы, банки и государство.
Домашнее хозяйство – это экономическая единица, состоящая из одного или нескольких индивидов. Оно самостоятельно принимает решение и является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей и обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. К домашнему хозяйству относят всех потребителей, наемных работников. Владельцев крупных и мелких капиталов, земли и др.
Фирма – это экономическая единица, которая использует ресурсы для производства продукции с целью ее продажи, принимает самостоятельное решение и стремиться к максимализации прибыли.
Государство представлено на рынке правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
На рынке все экономические субъекты тесно взаимодействуют, образуя взаимосвязанный поток расходов и доходов.
Объектами рынка служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы, социальные выплаты и др.
Классификация структуры рынка. Структура рынка классифицируется по нескольким признакам: экономическому назначению объектов, степени ограничения конкуренции, отраслям народного хозяйства, характеру продаж.
Классификация рынка по объектам представлена на схеме (рис. 4.3.).
Рис. 4.3. Схема классификации рынка по объектам
Элементы рынка неодинаковы по своему значению и происхождению. После разложения натурального хозяйства первым возник рынок предметов потребления, который имеет главное экономическое значение. К рынку товаров и услуг относятся рынки продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и др. без развития рынка теряется цель общественного производства. От состояния потребительского рынка зависит уровень жизни населения. Устойчивость денежного обращения и социально-политическая стабильность общества. Особое место занимает рынок жилья и другой недвижимости.
С развитием мореплавания расширяется торговля и зарождается финансовый рынок. В современных условиях функционирования финансового рынка (ссудного капитала) заключается в обеспечении перелива капитала из одной отрасли в другую.
Внутри финансового рынка, в свою очередь, выделяется денежный рынок, который состоит из предложения и спроса на деньги. Их равновесие составляет ставка процента – цена денег.
Рынок ценных бумаг. Объекты этого рынка подразделяются на два вида: свидетельства о собственности и свидетельства о займе. К первой группе относятся акции, акционерные сертификаты, опционные свидетельства, финансовые фьючерсы, ордера, права или варранты, ваучеры, коносаменты и т.п. Вторую группу ценных бумаг образуют облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки, различные государственные и муниципальные долговые обязательства.
Валютный рынок. Интенсификация международных обменов, движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы сопровождается нарастанием объемов денежных масс, передвигающихся из страны в страну. Все это вызвало объективную необходимость существования валютного рынка. В условиях рыночной экономики обмен и продажа осуществляется через деятельность крупных коммерческих банков. Основными экономическими агентами внешнего валютного рынка выступают экспортеры, импортеры, держатели портфелей активов. Их называют "первичными" субъектами валютных рынков. А "вторичными" субъектами валютных рынков выступают правительственные органы, коммерческие банки, валютные брокеры и дилеры. Установившиеся обменные курсы публикуют в периодических изданиях.
Во второй половине ХХ в. в связи с развертыванием научно-технической революции появляется новый вид рынка – рынок научно-технической информации. Объектами этого вида рынка являются открытия прикладных технических наук, разработки новых технологий, новые виды товаров с принципиально иными свойствами и др.
Рыночная структура по отраслевому признаку может классифицироваться на автомобильный рынок, компьютерный, нефтяной и т.д. По характеру продаж – на оптовый и розничный рынки.
Классификация рынка в зависимости от внешней среды.
Таблица 5
Классификация рынка в зависимости от внешней среды
Основные признаки |
Виды рынков |
1. По географическому положению. |
локальный (местный), региональный, национальный, континентальный и мировой. |
2. По степени ограничения конкуренции. |
совершенный и несовершенный (монополистической конкуренции, олигополистический, чистой монополии). |
3. По отраслям. |
автомобильный, компьютерный и др. |
4. По характеру продаж. |
оптовый, розничный. |
5. По отношению к законодательству. |
светлый (законный), темный (незаконный), серый (полузаконный). |
6. По ценообразованию. |
свободный, монополистический и регулируемый. |
В зависимости от ценообразования
различают три типа рынка: свободный,
монополистический и
Свободный рынок характеризуется множеством продавцов и покупателей, конкуренция не ограничивается, происходит свободное ценообразование и свободный перелив капитала из одной отрасли в другую. По характеру свободный рынок идентичен с рыночной структурой совершенной конкуренции.
Монополистический рынок характеризуется доминированием нескольких поставщиков предметов потребления, услуг и средств производств над потребителями, цены монопольно диктуются поставщиками, конкуренция несовершенна или вообще отсутствует.
Регулируемый рынок – рынок, которому свойственны множества поставщиков экономических благ, отношения между поставщиками и потребителями договорные на основе здоровой конкуренции, цены на редкие группы товаров регулируются государством (энергетические ресурсы, тарифы транспорта, связи и др.). Конкуренция ограничена государственным законодательством. В узком смысле слова поведение, а в широком – политика рыночных субъектов исключительно зависит от типа рынка.
Существует классификация рынка с точки зрения территориальных границ или географического местоположения. В этом случае рынок может быть местный (села, района, поселка, города), региона (Восточной Сибири, Дальнего Востока и т.д.), национальный(внутренний), континентальный (западноевропейский, Юго-Восточной Азии, Северной Америки и т.д.) и мировой (внешний). По своему характеру рынок интернационален, не любит границ. По степени зрелости рынок может быть развитый или неразвитый; формирующийся или деформированный. Классификация рынка по признаку его отношения к законодательству выделяет легальный (законный рынок) и нелегальный (незаконный, теневой), серый рынок.
В целом российской экономике присущи все виды рынка, но они неразвиты и глубоко деформированы, монополизированы и т.д.
Инфраструктура рынка – это совокупность отраслей, фирм, организаций, учреждений и их видов деятельности, призванных обеспечить личных и производственных потребностей. На ряду с понятием "инфраструктура" часто употребляется термин "институты", которые представляют собой совокупность норм права или форм общественного устройства.
В общем виде инфраструктура современного рынка можно представить в таблице 4.2.
Таблица 6
Связь структуры и инфраструктуры
Структура рынка |
Инфраструктура рынка |
1. Рынок товаров, услуг, капитала и недвижимости. |
Товарно-сырьевые биржи, аукционы, ярмарки, фирмы оптовой и розничной торговли, транспортная система, мосты, трубопроводы, гостиницы, техника технология изготовления изделий и др. |
2. Финансовый рынок. |
Банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи, связь и др. |
3. Рынок труда. |
Биржи труда, система оплаты труда, социальное обеспечение и др. |
4. Рынок информации. |
Информационные центры, юридические конторы, рекламные общества, биржевые информации и др. |
Рынок как определенная
система распределения и
- рыночный механизм обеспечивает эффективное распределение ресурсов. Он направляет ресурсы через ценовой механизм туда, где они наиболее необходимы обществу, использует те технологии производства, которые удешевляют его издержки. Как отмечал А. Смит, каждый рыночный субъект преследует лишь свою выгоду, свой собственный интерес, не ставя своей целью содействовать общественной пользе. Однако, в конечном счете, он направляется к этой цели, наилучшим образом служа интересам общества. Через рынок стихийно регулируется структура общественного производства и потребностей. Автоматически решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рыночная экономика не знает таких присущих для командно-административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.;
- рыночную экономику характеризует гибкость и высокая степень приспособляемости производства к изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры. Например, в 70-е годы при четырех – шестикратном повышении цен на нефть рынок ответил разработкой альтернативных энергоносителей (атомных, ветряных и др.), внедрением ресурсосберегающей технологии и добычи нефти на дне океана;