Предмет и метод экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Зарождение экономических идей следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. До н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Файлы: 1 файл

Тема 1 Предмет и метод экономической теории.doc

— 832.00 Кб (Скачать файл)

Хозяйственные общества подразделяются на:

    • общества с ограниченной ответственностью;
    • общества с дополнительной ответственностью;
    • акционерные общества.

Общества с  ограниченной ответственностью – это фирма или организация, созданная одним или несколькими лицами, уставной капитал который разделен на доли и его величина отражена в учредительных документах. Участники хозяйственного общества несут ответственность в пределах стоимости внесенного вклада.

Для создания такого общества участники составляют Учредительный договор и утверждают Устав общества.

Общество должно иметь  уставной капитал, который представляет денежную оценку имущества будущей фирмы. По величине он может быть меньше суммы, определенной законом.

Высший орган – общее собрание его участников, которые создают исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство.

Общество с  дополнительной ответственностью – это фирма, в которой участники несут солидарную ответственность. Уставной капитал также разделен на доли. Должны присутствовать все атрибуты фирмы. При банкротстве одного из участников его долги распределяются между участниками пропорционально их вкладам.

 

10.3. Акционерное общество

 

Акционерным является такое общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. В отличии от товариществ, в акционерном обществе (АО) уставной капитал формируется в денежной форме и разбивается на равные по своей номинальной величине неделимые паи – акции.

Акции – это ценные бумаги, свидетельствующие о доле их владельца в капитале и дающие право на участие в его прибылях. Прибыль, приходящаяся на акции, называется дивидендами. Цель выпуска акций – мобилизация свободных денежных средств. Выпускаемые АО акции могут быть "именными" или "предъявительскими".

На именных акциях указываются данные их владельца, а сам держатель акций регистрируется в документах АО. Владелец именной акции может продать ее, поставив в известность АО.

Акции на предъявителя носят  анонимный характер.

Простая акция дает ее владельцу право участия в управлении АО. Размер дивидендов заранее не фиксируется и не гарантируется. Их величина определяется по итогам хозяйственного года. Вместе с тем простые акции дают право на участие в управлении обществом по принципу "одна акция – один голос".

Привилегированные акции, во-первых, дают владельцу фиксированные доходы (как облигации); во-вторых, в случае ликвидации общества его имущество распределяется между держателями акции. Но они дают права в управлении.

Акционерные общества (АО) могут быть закрытого и открытого типа.

В закрытых АО акции распространяются среди учредителей или среди определенного круга лиц, например, среди трудового коллектива данного предприятия. По российскому законодательству, АО закрытого типа практически не отличаются от товарищества с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество открытого типа отличается от закрытого свободной продажей акций их владельцами. Как правило, это крупные фирмы, число акционеров в которых исчисляется десятками тысяч.

Акции продаются и  покупаются не по минимальной цене (в нашем примере 1 тыс. р.), а по курсу.

Курс акции – ее цена на фондовой бирже, где продаются  и покупаются ценные бумаги.

Курс акции определяется как соотношение ожидаемых дивидендов и сложившейся ставки банковского процента по годовому срочному вкладу.

   

Государственные и муниципальные фирмы (предприятия). В любой стране существует государственный сектор, который представлен государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Унитарное предприятие  – это предприятие, не делимое на части. Иными словами, имущество государственных и муниципальных предприятий не может быть распределено по вкладам, долям, в том числе и между работниками предприятия. Имущество таких предприятий является собственностью государства или муниципалитета.

Органом управления унитарного предприятия является руководитель (директор), назначаемый собственником. Предприятия имеют свой устав, утвержденный вышестоящим органом. Собственник наделяет их имуществом - уставным фондом, ставит перед ними цели и задачи.

Унитарные государственные  предприятия строят свою деятельность на коммерческих принципах, сообразуя  свои доходы с издержками производства, добиваются максимализации прибыли.

Следует заметить, что, как  правило, в унитарном секторе  сосредотачивается производство благ и услуг, которое по каким-либо причинам не идет в частные и коллективные предпринимательства. Например, при сознательном занижении государством цены на продукцию, при создании принципиально новых отраслей и производств, имеющих более отдаленную перспективу прибыльности.

Как показывает практика, в условиях всеобщего ухудшения  экономической конъюнктуры, государственный  сектор имеет тенденцию к расширению. государство как бы берет проблему вывода экономики из кризиса, сохранение научно-технического потенциала, задачи технического и технологического перевооружения, так как в этом объективно заинтересованы все слои населения. И наоборот, при благоприятной экономической конъюнктуре государственный сектор освобождается от  лишней нагрузки, проводится широкомасштабная приватизация собственности.

Некоммерческие  организации. Российское законодательство, кроме коммерческих организаций, выделяет некоммерческие (потребительские кооперативы, общественные, религиозные организации и фонды).

Основная задача потребительских  кооперативов – удовлетворение материальных и других потребностей своих членов (гаражные, садово-огородческие, по заготовке сельскохозяйственных продуктов и др.).

Такие кооперативы не ставят целью получение прибыли, поэтому при хорошей организации могут значительно снижать затраты на производство продуктов и услуг.

Общественные и религиозные  организации являются добровольными  объединениями на основе общности духовных, культурных и иных интересов.

Такие организации осуществляют свою деятельность за счет членских взносов, добровольных пожертвований и доходов от создаваемых ими предприятий и фирм. Например, многие спортивные организации создают предприятия и фирмы по производству спортивной одежды, оборудования и атрибутов.

К некоммерческим структурам относятся разного рода фонды, которые не имеют членства, но учреждаются отдельными гражданами или юридическими лицами путем благотворительных пожертвований. Переданное имущество становится собственностью фонда. Например, "Фонд Рериха", "Фонд Горбачева".

 

10.4 Бизнес – план фирмы

Значение бизнес – плана. Чтобы стать полноправными фирмами, начинающие предприниматели различных организационно-правовых фирм должны составить бизнес-план, который представляет собой краткое изложение целей и путей достижения организуемого фирмой производства товаров или услуг.

Бизнес-план служит основным документом для обоснования инвестиций со стороны институциональных и индивидуальных инвесторов, а также для получения правительственных, муниципальных субсидий, найма квалифицированных менеджеров и технического персонала.

Разработка  бизнес-плана необходима и с других точек зрения. Хорошо составленный план может произвести положительное впечатление на всех, кто будет иметь дело с будущей фирмой – рядовых работников, налоговые органы, юристов, акционеров и др.

Точно составленный план способствует предотвращению ошибок, ускорению становления фирмы, увеличению прибыли.

Бизнес-план со сроком выполнения представленных задач может быть краткосрочным (1 – 3 лет) и долгосрочным – (5 – 10 лет).

Краткосрочный бизнес-план зачастую называют "коммерческой схемой".

Бизнес-план состоит из следующих разделов: резюме, товар, рынок сбыта, стратегия маркетинга, план производства, организационный  план, финансовый план и т.д.  По указанным разделам плана соединяется теоретическая концепция зарабатывания денег с практической деятельностью менеджеров.

Резюме. В нем отражается выбор сферы деятельности и направление специализации. Здесь можно указать объем производства, дохода, валовой прибыли, срока возврата кредита.

Товар (услуга). В этом разделе должно быть дано описание продукта (услуги), его особенностей, потребительских свойств, отличия от товаров конкурентов, степень защищенности патентами и лицензиями, организации сервиса, авторские свидетельства и наглядное схематическое изображение или фотография с разных позиций.

Стратегия маркетинга. Включает вопросы рынка сбыта, конкуренции. Она обосновывает ту часть рынка, где имеются потенциальные покупатели товара, исследует производственные возможности конкурентов, их доходы и прибыльность, описывает перспективы внедрения новшеств конкурентов, уровень качества изделия, дизайн, упаковку и пр. Важнейшее значение имеет политика цен конкурентов.

Сюда же включаются вопросы  распространения товаров собственного производства, их ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания, формирование общественного мнения о фирме и ее товарах.

План производства. Позволяет расчетами обосновать то, что создаваемая фирма в состоянии производить выбранный товар в нужные сроки и с соответствующим качеством. План определяет поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий (условия, цена, качество), указывает мощность оборудования отечественных и иностранных изготовителей, рассчитывает валовые и средние издержки производства и перспективы их снижения.

Организационный план. Описывает систему организации управления работой фирмы, функциональную задачу каждого подразделения (бригады, цеха, отдела и т.д.), указывает требуемую квалификацию менеджеров, специалистов и рядовых работников, способы привлечения их на работу, величину зарплаты, методы поощрения и их изменения в перспективе.

Юридический план. В нем определяется форма организации фирмы, ее правовой статус, обеспечение правовой и юридической защищенности своей деятельности с точки зрения ГК России.

Финансовый  план. Включает прогноз объема реализации, баланс расходов и доходов, свободный баланс активов и пассивов фирмы, график достижения безубыточности, определяет равновесие фирмы в рыночной структуре.

Прогноз объема реализации продукции приводится на три года. Для первого года данные приводятся помесячно, для второго – поквартально, для третьего – данные в целом. Это дает возможность анализа баланса денежных доходов и расходов. Основная задача анализа баланса заключается в проверке синхронности поступления денежных средств от реализации продукции и их расходования. Другими словами, определяется достаточность денежных средств на любой момент времени. Особенно к моменту массовой закупки сырья и материалов, выдачи зарплаты и т.д. В случае нехватки денежных средств в важнейших циклах производства предусматривается дополнительное инвестирование.

Баланс денежных доходов  и расходов составляется также на три года: на первый год – помесячно, на второй год – поквартально, на третий – в целом за год.

Таблица доходов и  расходов покажет доходы от продаж товаров, издержки производства товаров, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы и чистую прибыль.

Сводный баланс активов и пассивов фирмы составляется на начало и конец первого года осуществления проекта. Он будет служить основной оценкой специалистами инвесторов, коммерческих банков, надежности или стабильности источников финансирования и целесообразности вложения капитала. Следует составить особые таблицы, указывающие сроки и размеры погашения задолженности по кредитам, отчисление дивидендов и других денежных обязательств перед инвесторами.

Раздел рекомендуется  составлением графика безубыточности фирмы, который называется равновесием фирмы на соответствующем типе рынка. Для построения графика нужно вычислить валовые, переменные, средние и предельные доходы фирмы.

 

10.5 Основные показатели работы фирмы

 

Результаты деятельности фирмы отражаются в различных  оперативных отчетах. Основными формами отчетности, по которым можно судить о достижении фирмой своих стратегических целей, служат баланс, счет прибылей и убытков, счет поступления и расходования средств, основной и оборотный капитал, собственный и заемный капитал и др.

По указанным формам отчетности можно вычислить основные показатели, характеризующие эффективность деятельности фирмы в рыночной среде: рентабельность, объем продажи продукции, использование ресурсов, платежеспособность и др. Соизмерение прибыли с затратами показывает рентабельность или, точнее, норму рентабельности. Причем норма рентабельности может быть рассчитана в разных вариантах:

  1. рентабельность производства

 

где  Pn – рентабельность производства;

Пб – балансовая прибыль, тыс. руб.;

Фо – среднегодовая стоимость основного капитала;

Фоб – величина оборотных средств, тыс. руб.

Рентабельность производства показывает, на сколько результативно  используется в фирме имущество, капитал. Она определяется как процентное отношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости основных капиталов и сумме обратных капиталов;

  1. рентабельность продукции

 

где Pn – рентабельность проданной продукции;

Информация о работе Предмет и метод экономической теории