Предмет и метод экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть предмет экономической теории
2. Изучить основные функции и методы исследования экономической теории.

Содержание работы

Введение 4
1. Предмет экономической теории. 6
1.1 Зарождение и развитие экономической теории. 6
1.2 Экономическая теория, её предмет и место в системе экономических наук. 9
2. Методы экономической теории. 16
2.1 Функции и методология экономической теории. 16
2.2 Два уровня экономического исследований. 21
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономи.docx

— 60.87 Кб (Скачать файл)

Экономическая теория взаимодействует  и с естественно-техническими науками. Наиболее наглядно это проявляется  в использовании математики:

от элементарной алгебры и геометрии до высшей математики и специальных ее разделов - линейной алгебры, теории игр, теории обслуживания и др. Математика дает возможность проведения количественного анализа экономических процессов, построения экономико-математических моделей, прогнозирования, придает, наконец, наглядность экономическим закономерностям.

В экономические процессы вовлечены  природные факторы и научно-технические  достижения. И хотя отбор вариантов  использования ресурсов и технологий происходит в первую очередь на основе социально-экономических критериев (эффективность, занятость, наличие валютных резервов и т.д.), немаловажную роль в современных условиях играют вопросы выбора типа технологического развития, чтобы не оказаться, с одной стороны, на «обочине» цивилизации, а с другой - не нанести непоправимый вред окружающей среде. Сейчас воздействие человека на окружающую среду столь масштабно, что сравнимо с силами самой природы. Поэтому, например, по-новому, предстает проблема экономического роста. Нам не безразлично, за счет, каких природных факторов он достигнут. В данной связи теоретическая экономика, как и конкретные экономические науки, в большей или меньшей степени должна принимать во внимание выводы естественных и технических наук.

Наконец, нельзя не отметить и взаимосвязь экономической теории с этикой. Причем здесь взаимосвязь просматривается по нескольким направлениям. Вот далеко не полный их перечень.

1. Экономическая  теория в целом в настоящее время имеет так называемый нравственный императив, который базируется на экологии, т.е. взаимоотношении человека и природы.

2. Моральный  элемент присутствует при определении  индивидуальных и общественных  потребностей, интересов и стимулов.

3. Существует  этика предпринимательства. Таким  образом, экономическая теория  развивается в тесной увязке с широким спектром научных знаний.

 

2. Методы экономической теории.

2.1 Функции и методология  экономической теории.

Слово «метод» (от греч. «methodas») буквально  означает: «путь к чему-то», «путь  познания» (или исследования). В самом  общем философском смысле оно  означает способ познания как определенную совокупность или систему приемов  и процедур с целью мысленного воспроизведения изучаемого предмета. Поэтому применительно к экономической теории понятие «метод» - это путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленного воспроизведения.

Метод- это совокупность приёмов, способов, принципов, с помощью которых  определяются правильные пути достижения поставленных целей.

Название «методология» (от греч. «methodas»  и «logos») буквально переводится  как учение о методах. Исследуя хозяйственные  процессы, экономическая теория применяет  ряд общенаучных методов познания, то есть таких приемов, которые используют и другие общественные и естественные науки.

Если предмет науки характеризует  объект исследования, то метод –  чем и как исследовать.

Экономическая теория использует широкий  спектр методов. Важнейшими из них являются: метод научной абстракции, метод  анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, метод количественного  и качественного анализа, метод  исторического и логического  единства (подхода), метод графического изображения, экономико-математического  моделирования, экономические эксперименты и общественная практика.

Метод научной абстракции.

Экономические явления в обществе не протекают  в чистом виде, их нельзя взвесить, положить под микроскоп и просветить лучом, их нельзя изучить в лабораториях. Они связаны с политическими, социальными, психологическими и многими  другими явлениями. Поэтому в  качестве основного средства их познания выступает абстракция, т.е. отвлечение от несущественных, второстепенных явлений при изучении того или иного экономического явления. При этом основным средством исследования становится мышление, которое не отрывается от действительности, а, наоборот, отбрасывая ненужное, проникает внутрь экономических явлений и выявляет их закономерности развития. Именно абстракция позволяет выводить экономические категории и экономические законы.

Абстрактное мышление порождает метод  анализа и синтеза.

Анализ  – это расчленение изучаемого экономического явления на отдельные  элементы и исследование каждого  элемента как необходимой составной части целого.

Синтез  – соединение родственных элементов  в единое целое и описание общих  выводов.

Один из методов, активно используемых как в философии, так и в  экономической науке, - метод индукции и дедукции.

Индукция  – это выведение теоретических  положений (гипотез) и принципов  из фактов. Это движение мысли от частного к общему умозаключению.

Дедукция  – напротив, движение познания от теории и принципов к фактам. Это движение мысли от общего к частному умозаключению. Здесь теория проверяется фактами. В результате она может отвергаться  или совершенствоваться, или разрабатываться  заново.

Индукция  и дедукция представляют собой противоположные  способы исследования экономических  явлений, но их трудно разделить. Они  взаимодополняют друг друга.

Каждому экономическому явлению присущи  количественная и качественная стороны. Например, понятие «спрос» выражается в количестве товаров и услуг, приобретаемых покупателями по определённой цене. Понятие же «рост спроса»  означает рост качества потребляемых товаров и услуг. В этом состоит  суть метода количественного и качественного  анализа.

Метод исторического и логического  единства предполагает, что любое  экономическое явление раскрывается в историческом развитии и последовательно. Это значит, что сохраняются поступательный ход развития и связь (логика) между явлениями, но при этом отбрасываются случайные, второстепенные моменты.

Метод графического изображения выражается в том, что ряд положений экономической  теории может быть изображен графически.

Экономико-математическое моделирование  – это системный комплексный  метод исследования экономических  явлений с использованием математики и компьютерной техники.

Экономические эксперименты – искусственное  воспроизведение экономических  явлений в благоприятных условиях в целях дальнейшего практического  использования. Это поиски наилучших  вариантов организации и управления экономической жизнью общества.

Завершающим элементом исследования экономических явлений является общественная практика. Она является критерием истины. Только в процесс  практики подтверждается истинность и ложность теоретических абстракций и научных экспериментов.

Экономическая теория в обществе выполняет  несколько важных функций: познавательную, прогностическую, практическую, критическую, методологическую, воспитательную.

 -Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, особенностей поведения хозяйствующих субъектов, что в западной экономической литературе обозначают термином «описательная наука». Затем проводится их обобщение, анализ и объяснение на этой основе сути экономических процессов и явлений. Анализируя действительность, оперируя фактами, положениями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает научные концепции (теории).

 -Прогностическая функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития на будущее. Изучая и систематизируя факты экономической действительности, раскрывая содержание экономических категорий, законов, закономерностей, экономическая теория позволяет прогнозировать экономическое развитие, что дает возможность полнее учитывать потребности общества и более рационально использовать ограниченные ресурсы. Таким образом, прогностическая функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей и особое значение имеет при разработке планов и прогнозов развития национальной экономики.

 -Практическая (прагматическая) функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования на всех уровнях функционирования экономики. Экономическая теория должна давать реальные результаты, стимулировать через свои концепции развитие общественного производства в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей людей. Таким образом, экономическая теория не только формулирует проблемы, но и указывает конкретные направления и способы их решения.

 -Критическая функция экономической теории позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства. Кроме того, она предполагает анализ, осмысление различных существующих точек зрения (подходов, суждений, решений) на предмет их соответствия достижениям теории и реальной хозяйственной практике. В конечном итоге, формируя ту или иную концепцию, экономическая наука должна критически подходить к уже существующим положениям, доказывая их несостоятельность или общественную ценность.

 -Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.

 -Воспитательная функция связана с формированием определенного мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества. Значимость этой функции особенно очевидна в условиях деидеологизации экономической науки и других сфер общественной жизнедеятельности. Ее реализация в новых условиях должна способствовать формированию экономического образа мышления.

 

2.2 Два уровня (две сферы) экономического исследований.


 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2.1

 

Микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает:

 а)  такие обособленные экономические  единицы, как отрасль, предприятие,  домашнее хозяйство; 

 б)  отдельные рынки (например, рынок  зерна);

 в)  производство, сбыт или цену конкретного  продукта и т.п. 

 Микроэкономический  подход, таким образом, близок  к методу анализа. 

 В отличие от этого макроэкономика  исследует хозяйственные системы  в целом, или так называемые  агрегаты, то есть совокупности  экономических единиц. К таким  агрегатам относятся мировая  экономика, национальное хозяйство,  а также крупные подразделения  последнего – государственный  сектор, домохозяйства (взятые в  совокупности), частный сектор и  пр. Макроэкономика, базируясь на  методе синтеза, оперирует обобщающими,  или агрегатными, показателями  типа: валовой объем продукции,  национальный доход, суммарные расходы. Кроме того в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

Экономика той или иной страны называется национальной экономикой. Национальная экономика  делится на два вида:

  1. Закрытая;

Экономика командно-административной системы  управления («социализма»). Она была присуща СССР и бывшим социалистическим странам. Характеризовалась тем, что  почти весь произведённый продукт  потреблялся внутри страны.

  1. Открытая;

Это рыночная экономика. Она возникает с появлением рыночных отношений и внешнеэкономических  связей (импорта и экспорта). При этом внутреннее потребление национального продукта в стране становится меньше, чем производится в стране.

 Деление экономической науки  на микро- и макросферы не  следует абсолютизировать. Они тесно  взаимосвязаны. Многие проблемы  вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

 

Заключение.

В заключении, подводя итоги нужно  обратить внимание на следующие моменты, а именно:

Объектом изучения экономической  теории является анализ тесной взаимосвязи  механизма функционирования рынка  с наличием на рынках и соответствующих  им сегментах совершенной и несовершенной  конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Следовательно, общая экономическая  теория выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук.

Экономическая теория как наука  занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем  они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные  мотивы, которые наиболее сильно и  наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной  сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной  деятельности лучшие свои качества, и  здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности  высоким идеалам. Правда, самые способные  изобретатели и организаторы усовершенствованных  методов производства и машин  посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным  духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при  всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем  может быть израсходована на эгоистичные  или альтруистические, благородные  или низменные цели, и здесь  находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Информация о работе Предмет и метод экономической теории