Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:42, курсовая работа
Актуальность изучения выбранной темы заключается в том, что в настоящее время современное российское общество столкнулось с дефицитом смелых решений. Виной всему — процесс разрушения старого общества и наступивший затем этап приватизации государственной собственности, где предпринимательство (во всяком случае, большая его часть) проявило себя в качестве деструктивного элемента. Создание предпринимательского слоя — важная проблема для России. Объект исследования данной курсовой работы является предпринимательство как социально-экономическое явление. Предмет исследования — предпринимательская деятельность в России.
Цель исследования — рассмотрение сущности предпринимательства, его признаков и видов.
Введение 3
Глава 1. Предпринимательство, его истоки, слагаемые и определяющие
факторы 5
1.1 Предпринимательство: экономическое содержание, признаки,
виды 5
1.2 Размеры и формы предпринимательства 8
1.3 Фирма — первичное звено предпринимательства 11
Глава 2. Основные организационные формы предпринимательства в России.
Теория рисков. 17
2.1 Организационные формы предпринимательства в России 17
2.2 Риск в предпринимательстве 20
2.3 Диверсификация как метод снижения риска 25
Глава 3. Социально-экономическая роль предпринимательства в России. 27
3.1 Предпринимательство – фактор инновационного роста страны 27
3.2 Развитие малых предприятий в Республике Бурятия 34
3.3 Проблемы развития предпринимательства в Новгородской
области 37
Заключение 42
Список литературы 43
В соответствии с ним большинство предприятий имеет статус юридического лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс, или смету, и подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Юридическими лицами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Коммерческие фирмы основной целью своей деятельности считают извлечение прибыли, некоммерческие не ставят таких целей.
Коммерческие фирмы могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Хозяйственные товарищества, в свою очередь, существуют в формах: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества (открытого и закрытого), дочерних и зависимых обществ. Рассмотрим их.
Полным называется товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в общем (складочном) капитале.
Товариществом на вере (коммандитным) называется товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытка только в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности этого товарищества. Коммандисты получают часть прибыли товарищества, причитающуюся на их долю в общем капитале.
В обществе с ограниченной ответственностью его участники несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
В обществе с дополнительной ответственностью его участники несут ответственность в одинаковом для всех кратном-размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными пропорционально их вкладам.
Акционерное общество — это общество, капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры несут риск убытков только в пределах своих акций.
Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку и продажу выпускаемых им акций.
Закрытым акционерным обществом называется такое АО, акции которого распространяются только среди его учредителей.
Дочерним хозяйственным обществом является такое общество, капитал которого не преобладает в уставном капитале всего общества. Поэтому оно не имеет возможности определять решения этого общества. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.
Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной деятельности, основанной на личном труде и объединении их паевых взносов.
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не имеющая права собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия.
Некоммерческие фирмы
создаются в форме
Потребительским кооперативом называется добровольное объединение граждан на основе паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей. Доходы потребительских кооперативов от предпринимательской деятельности распределяются между его членами.
Общественными и религиозными организациями являются добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Они являются некоммерческими, хотя могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь для достижения целей, ради которых они созданы (например, продажа свеч, крестиков, цепочек в церквях и т. п.).
Участники этих организаций не имеют права на имущество данных организаций.
Фондом называется некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов, имеющая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные цели. Фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно-полезных целей, ради которых он создан.
Коммерческие и некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы [18, 81].
Успешное функционирование всех секторов экономики в значительной степени определяется уровнем овладения предпринимателями теорией рисков. Не только мелкий и средний, но и крупный бизнес подчас терпят фиаско по той причине, что в условиях жесткой конкуренции либо не идут на риск вообще, либо бездумно бросаются в рискованные проекты, не просчитав заранее возможные результаты и не определив методы нейтрализации риска.
2.2 Риск в предпринимательстве
Хозяйствующие субъекты — домашние хозяйства, фирмы, государство, осуществляя свою предпринимательскую деятельностью, идут на риск. Риск является одним из основных признаков предпринимательства, его ключевым элементом.
Риск — это вероятность
Управление
Тактика — это совокупность методов и приемов, использованных в конкретных условиях данной хозяйственной ситуации для достижения поставленных целей. В стратегии управления риском используется ряд методов.
Первый метод управления риском — это устранение, предотвращение риска. Однако здесь существует ряд ограничений:
— невозможно предотвратить риск, связанный с природными катаклизмами (землетрясение, наводнение и т. п.);
— не представляется возможным заранее и точно определить изменения в поведении конкурентов;
— нельзя предвидеть все
обстоятельства собственной инновационной
деятельности.
Можно, конечно, не принимать рискованных решений, но тогда субъект хозяйствования лишится шанса реализовать себя в качестве истинного предпринимателя и получить предпринимательский доход.
Чтобы «не прогореть», предприниматель обязан:
— избегать катастрофических рисков,
способных вызвать потери,
— избегать риска нежизнеспособности инновационного проекта.
— принимать лишь такой проект, предполагаемые доходы от которого способны покрыть затраты на его реализацию и принести прибыль не ниже уровня банковского процента; уходить от рисков незавершенного строительства, невозврата кредита и т. п.
Второй метод управления риском состоит в системе его страхования. Для достижения этой цели должна быть сформирована эффективная система страхования.
Третий метод управления риском состоит в уменьшении неблагоприятного влияния различных факторов на результаты производства и предпринимательской деятельности. Для достижения этой цели должны приниматься превентивные меры:
— повышение качества управления производством;
— создание системы резервных фондов;
— улучшение государственного регулирования;
— выбор оптимальной
стратегии поведения
Четвертый метод управления — это овладение риском. Чтобы сознательно идти на риск, предприниматель должен:
— овладеть знанием экономических законов и закономерностей;
— нести экономическую ответственность;
— иметь достоверную информацию о рынке;
— овладеть теорией принятия управленческих решений и механизма их реализации.
Для тщательности анализа
риски принято классифицировать
Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К ним относятся риски:
— природно-естественные;
— экологические;
— политические;
— транспортные;
— коммерческие (не все, а лишь имущественные, производственные, торговые).
Спекулятивные риски делятся на два лица: риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные риски, валютные риски и риски ликвидности), и риски, связанные с вложением капитала (риск упущенной выгоды, риск снижения доходности и риск прямых финансовых потерь).
Риск необходимо анализировать и оценивать. Назначение анализа риска — дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.
В анализе риска заинтересованы все основные участники предпринимательства: заказчик, инвестор, исполнитель (подрядчик), продавец (покупатель), страховая компания.
Обычно производится качественный и количественный анализ риска.
Качественный анализ определяет факторы риска, этапы работы, При выполнении которых риск возникает, устанавливает потенциальные области риска.
Более сложной проблемой является количественный анализ, т. е. численное определение размеров отдельных рисков и риска проекта в целом.
Анализ риска предполагает определение зоны риска. Зоны риска различаются величиной ожидаемых потерь (рис. 1).
Рисунок 1. — Зоны риска
Безрисковая зона — это область, в которой потери не ожидаются, где результат хозяйственной деятельности положительный.
Зона допустимого риска — это область, в пределах которой величина вероятных потерь не превышает ожидаемую прибыль, а значит, коммерческая деятельность имеет экономическую целесообразность.
Зона критического риска — это область возможных потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли. В этой зоне предприниматель рискует не только не получить никакого дохода, но и понести прямые убытки в размере всех произведенных затрат.
Зона катастрофического риска — это область экономической катастрофы, связанной не только с имущественными потерями, но и с угрозой здоровью и жизни людей. Катастрофический риск может привести фирму и предпринимателя к краху и банкротству. В зоне катастрофического риска потери превосходят критический уровень и могут достигнуть величины, равной собственному капиталу фирмы.
Учитывая зоны риска, можно построить кривую распределения вероятности потерь прибыли, которую называют кривой риска (рис. 2).
Рисунок 2. — Кривая риска
Вероятность получения прибыли, большей или меньшей по сравнению с расчетной, монотонно убывает по мере отклонения от допустимого риска. Если расчетная прибыль равна П, то П = Пр - П.
Существует несколько методов анализа риска. К ним относятся::
— статистический;
— экспертных оценок;
— аналитический;
— оценки финансовой устойчивости и платежеспособности;
— оценки целесообразности затрат;
— анализа последствий накопления риска;
— использования аналогов;
— комбинированный метод.
Статистический метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприятии, с целью определения вероятности события, которое может сделать осуществление проекта рискованным.
Метод экспертных оценок отличается от статистического лишь способом сбора информации. При этом методе осуществляются сбор и изучение оценок, сделанных различными специалистами, как данного предприятия, так и внешними экспертами, касающихся вероятности возникновения различных уровней потерь.
Аналитический метод сложнее двух предыдущих. В. его основе лежит теория игр, поэтому он доступен лишь узкому кругу специалистов.
Информация о работе Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика