Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения выбранной темы заключается в том, что в настоящее время современное российское общество столкнулось с дефицитом смелых решений. Виной всему — процесс разрушения старого общества и наступивший затем этап приватизации государственной собственности, где предпринимательство (во всяком случае, большая его часть) проявило себя в качестве деструктивного элемента. Создание предпринимательского слоя — важная проблема для России. Объект исследования данной курсовой работы является предпринимательство как социально-экономическое явление. Предмет исследования — предпринимательская деятельность в России.
Цель исследования — рассмотрение сущности предпринимательства, его признаков и видов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Предпринимательство, его истоки, слагаемые и определяющие
факторы 5
1.1 Предпринимательство: экономическое содержание, признаки,
виды 5
1.2 Размеры и формы предпринимательства 8
1.3 Фирма — первичное звено предпринимательства 11
Глава 2. Основные организационные формы предпринимательства в России.
Теория рисков. 17
2.1 Организационные формы предпринимательства в России 17
2.2 Риск в предпринимательстве 20
2.3 Диверсификация как метод снижения риска 25
Глава 3. Социально-экономическая роль предпринимательства в России. 27
3.1 Предпринимательство – фактор инновационного роста страны 27
3.2 Развитие малых предприятий в Республике Бурятия 34
3.3 Проблемы развития предпринимательства в Новгородской
области 37
Заключение 42
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

кур.р.-предприн.деятельность.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:                     «Экономическая теория»

Тема:  «Предпринимательская деятельность: общие черты и российская
специфика»

 

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Предпринимательство, его истоки, слагаемые и определяющие

факторы 5

1.1 Предпринимательство: экономическое содержание, признаки,

виды 5

1.2 Размеры и формы предпринимательства 8

1.3 Фирма — первичное звено предпринимательства 11

Глава 2. Основные организационные формы предпринимательства в России.

Теория рисков. 17

2.1 Организационные формы предпринимательства в России 17

2.2 Риск в предпринимательстве 20

2.3 Диверсификация как метод снижения риска 25

Глава 3. Социально-экономическая роль предпринимательства в России. 27

3.1 Предпринимательство – фактор инновационного роста страны 27

3.2 Развитие малых предприятий в Республике Бурятия 34

3.3 Проблемы развития предпринимательства в Новгородской

области 37

Заключение 42

Список литературы 43

 

Введение

Характерным для деятельности предприятий в условиях рынка  является предпринимательство. Его сущность, как свидетельствуют источники и практика хозяйствования, неоднозначна. Обусловлено это различиями как подходов в его оценке, так и критериев, исходя из которых определяется смысл предпринимательства. Анализ показывает, что полнота его содержания во многом зависит от того, насколько объективно будут рассмотрены все слагаемые и проявления предпринимательства в экономической жизни людей.

Их хозяйственный опыт обусловлен двойственной природой самого человека — так индивидуума со свойственным ему интересом и как общественного существа в рамках социума. Эта двойственность проявляется в удовлетворений собственных потребностей индивидуумов через удовлетворение потребностей других. Для предпринимателя решение этого вопроса осуществляется через деятельность, приносящую ему определенный размер прибыли. Это одновременно цель и смысл предпринимательской деятельности. При этом следует заметить, что и цель, и смысл динамичны по своей сути. Первоначально всякая предпринимательская деятельность, можно сказать, выглядит просто. Желание выращивать хлеб — это еще не значит преуспевать в этом деле. Существует немало обстоятельств, чтобы желаемое стало действительным, в частности, в нашем примере для предпринимателя важно знать спрос на этот продукт, затраты на его производство» насколько он будет конкурентоспособным и т.д. Иными словами, необходимы знания слагаемых рыночного механизма не только с теоретической точки зрения, но и как они реализуются на практике, как влияют на них внутренние и внешние силы рынка.

Предпринимательство включает следующие элементы: непосредственно предпринимательские способности людей, деловые и моральные качества, материальная база предпринимательства, его безусловная поддержка со стороны государства и общества. Все это вместе составляет экономический потенциал предпринимательства. Там, где он активно и эффективно взаимодействует с другими экономическими ресурсами, — налицо высокая результативность экономического роста. Примером тому служит большинство стран с развитой рыночной экономикой.

Предпринимательская деятельность — определяющий компонент экономического потенциала предпринимательства. Это проистекает из того факта, что всякая рабочая сила является главенствующей в структуре факторов производства. Более того, предприниматель в составе рабочей силы — это, можно сказать, ее элитный слой. По имеющимся зарубежным данным, из 100 начинающих предпринимателей остаются таковыми лишь 5—7.

Актуальность изучения выбранной темы заключается в том, что в настоящее время современное российское общество столкнулось с дефицитом смелых решений. Виной всему — процесс разрушения старого общества и наступивший затем этап приватизации государственной собственности, где предпринимательство (во всяком случае, большая его часть) проявило себя в качестве деструктивного элемента. Создание предпринимательского слоя — важная проблема для России.

Объект исследования данной курсовой работы является предпринимательство как социально-экономическое явление. 

Предмет исследования — предпринимательская деятельность в России.

Цель исследования —  рассмотрение сущности предпринимательства, его признаков и видов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть предпринимательство: экономическое содержание, признаки и виды.

2. Проанализировать организационные формы предпринимательства в России.

3. Изучить особенности предпринимательства как фактор инновационного роста страны.

4. Проанализировать социально-экономическое развитие предпринимательства на региональных уровнях.

Глава 1. Предпринимательство, его истоки, слагаемые

и определяющие факторы

1.1 Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды

Понятие «предприниматель»  появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник».

А. Смит характеризовал предпринимателя  как собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли.

В российском законодательстве предпринимательство  трактуется как инициативная самостоятельная  деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.

Не всякую хозяйственную  деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. Все они, вместе взятые, являются признаками предпринимательства.

Предпринимательская деятельность невозможна в условиях жесткой централизованной системы — предприятия в такой экономике занимаются хозяйственной деятельностью, а не предпринимательством. В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.                      

Субъектами предпринимательства  могут быть частные лица, раз-личного  рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство [7, 433].

Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.                                                                       

В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства.                                                                           

Производственное предпринимательство  — это такое, в котором осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства — основная.

Коммерческое предпринимательство  состоит в операциях и сделках при перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции. Прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Если эти операции производятся в рамках закона, то они не считаются спекулятивными.

Финансовое предпринимательство  — разновидность коммерческого. Объектом купли-продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги.

Посредническое предпринимательство  проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.

Страховое предпринимательство — это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход [7, 434].

Как видно, все виды предпринимательства  направлены на получение дохода. Но для этого необходимо научиться комбинировать ограниченные ресурсы.

Осуществление разных комбинаций ресурсов — необходимое звено  деятельности предпринимателя.

Они, по мнению Шумпетера, охватывают пять направлений:

1.  Изготовление нового  блага или создание нового  качества старого блага.

2.  Внедрение нового  метода производства.

3.  Освоение нового  рынка сбыта.

4.  Получение нового  источника сырья или полуфабриката.

5.  Проведение необходимой реорганизации производства.

На каждом новом отрезке  времени могут появляться новые  комбинации.

Это качество предпринимательства  заметил Ж. Б. Сей, который дополнил формулировку, данную А. Смитом, определив предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства.

Предпринимательская деятельность не связана с какой-то одной формой собственности: частной, коллективной или общественной. Возможны ее разные варианты и сочетания. Это значит, что для того, чтобы заниматься предпринимательством, вовсе не обязательно быть полным собственником применяемого капитала. Можно использовать заемный, чужой капитал. Однако заемный капитал подлежит возврату с определенной долей прибыли (процента). Поэтому при его использовании степень экономического риска предпринимателя возрастает.

Предпринимательство невозможно без новаторства. В связи с  этим выделяют две модели предпринимательского поведения: классическую и инновационную.

Первая состоит в  том, что бизнесмен стремится  организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Вторая модель ориентирована  не только на свои ресурсы, но и на возможности привлечь и использовать внешние ресурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса.

Предпринимательство существует в разных формах. В основе их классификации лежат два признака: форма собственности и величина фирмы [7, 435].

В зависимости от формы  собственности предпринимательство  делится на государственное и частное. Удельный вес этих двух секторов в национальной экономике подвижен: при национализации границы государственного предпринимательства расширяются, приватизация их сужает.

Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства.

В то же время частный  сектор имеет перед государственным  ряд преимуществ:

— он свободен в избрании наиболее прибыльной сферы деятельности;

— не регламентирован  в объемах бизнеса;

— не ограничен твердой  ценой.

1.2 Размеры и формы предпринимательства

По признаку размеров предпринимательства различают: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес [7, 436].

В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise — льготный) и венчурного (от vепturе — рисковать) предпринимательства.

Франчайзинг — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Венчурная фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции. Родиной венчурного предпринимательства являются США, где оно возникло после Второй мировой войны. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться и функционировать и в России. Однако в целом мелкий бизнес не получил в России широкого распространения.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перерастает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

Информация о работе Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика