Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения выбранной темы заключается в том, что в настоящее время современное российское общество столкнулось с дефицитом смелых решений. Виной всему — процесс разрушения старого общества и наступивший затем этап приватизации государственной собственности, где предпринимательство (во всяком случае, большая его часть) проявило себя в качестве деструктивного элемента. Создание предпринимательского слоя — важная проблема для России. Объект исследования данной курсовой работы является предпринимательство как социально-экономическое явление. Предмет исследования — предпринимательская деятельность в России.
Цель исследования — рассмотрение сущности предпринимательства, его признаков и видов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Предпринимательство, его истоки, слагаемые и определяющие
факторы 5
1.1 Предпринимательство: экономическое содержание, признаки,
виды 5
1.2 Размеры и формы предпринимательства 8
1.3 Фирма — первичное звено предпринимательства 11
Глава 2. Основные организационные формы предпринимательства в России.
Теория рисков. 17
2.1 Организационные формы предпринимательства в России 17
2.2 Риск в предпринимательстве 20
2.3 Диверсификация как метод снижения риска 25
Глава 3. Социально-экономическая роль предпринимательства в России. 27
3.1 Предпринимательство – фактор инновационного роста страны 27
3.2 Развитие малых предприятий в Республике Бурятия 34
3.3 Проблемы развития предпринимательства в Новгородской
области 37
Заключение 42
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

кур.р.-предприн.деятельность.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

В области разработана и постановлением Администрации области утверждена долгосрочная комплексная программа государственной поддержки малого предпринимательства «Малый бизнес». Целью программы является последовательное системное создание благоприятных условий для всемерного развития предпринимательства и самореализации населения на основе деятельности в секторе малого бизнеса.

Программа предусматривает  поэтапную реализацию мероприятий в различных сферах поддержки малого предпринимательства на основе среднесрочных проблемно-ориентированных программ. К настоящему времени за прошедший период с самого начала реформ реализовано четыре среднесрочных этапа комплексной программы государственной поддержки малого предпринимательства, позволивших вкупе с другими мероприятиями областного масштаба обеспечить благоприятный социально-экономический климат для развития предпринимательства и стимулирования притока инвестиций в экономику области.

За этот период малый  бизнес области получил на свое развитие 11,3 млн. руб. в виде прямого бюджетного финансирования, 24,3 млн. руб. в виде различных налоговых льгот. Начиная с 1993 г. поддержано более двух тысяч инвестиционных проектов малых предприятий на общую сумму 438,3 млн. руб [5, 28].

Кроме того, в результате победы в федеральном конкурсе субъектов Российской Федерации на получение средств федерального бюджета для создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства область получила целевую субсидию 6,0 млн. руб. На эти средства создан один из самых технически оборудованных на Северо-Западе «Новгородский центр поддержки предпринимательства».

С 1992 г. только в сфере  малого предпринимательства реализовано 12 крупных и более 20 средних международных проектов в рамках программ ТАСИС, ТРАНСФОРМ, проектов Агентства Международного развития США (USAID), ОЕСД и других. Более 500 новгородских предпринимателей прошли стажировки и программы обучения в США, Европе, Японии и других странах.

Совокупный удельный вес малых предприятий области составляет 7,9 % от общего объема продукции в промышленности. В строительстве, торговле и общественном питании, оказании бытовых услуг населению, в сферах общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и операций с недвижимым имуществом удельный вес субъектов малого предпринимательства возрос до 50 % и более. Инвестиции в основной капитал малых предприятий в расчете на одного работающего в год увеличились с 2,6 тыс. руб. в 1996 г. до 7,5 тыс. руб. в 2006 г. Удельный вес балансовой прибыли малых предприятий в общем объеме прибыли, полученной от деятельности всех организаций области, увеличился с 3,8 % в 1992 г. до 7,7 % .в 2006 г.

В то же время по различным  причинам потенциал малого и среднего бизнеса как в целом по стране, так и по области используется в недостаточной мере. Роль малого бизнеса в экономике всех уровней может быть намного существеннее. Начиная с 1994 г., на территории области наблюдается замедление темпов прироста числа малых предприятий. Ежегодный прирост составляет чуть более 1 %. При этом отраслевая структура малых предприятий по-прежнему тяготеет к сферам деятельности с быстрым оборотом капитала и на протяжении всего рассматриваемого периода не претерпевает резких изменений — основная часть малых предприятий концентрируется в сферах торговли и общественного питания, строительстве и, только потом, в промышленности [5, 29].

Основными причинами, сдерживающими рост экономических и социальных показателей в сфере малого предпринимательства, выступают на федеральном уровне: 1) отсутствие целостной концепции (стратегии) социально-экономического   развития   страны в долгосрочной перспективе, недооценка роли сектора малого бизнеса как инструмента многопланового (многоцелевого) ускоренного развития;

2) отсутствие ясной проблемно-ориентированной государственной  политики  поддержки этого сектора экономики, ограничивающее возможности субъектов Российской Федерации в полномасштабной поддержке развития малого предпринимательства;

3)    нестабильное (непредсказуемое и часто меняющееся), во многом фискальное налоговое законодательство, чрезмерно жесткое налоговое администрирование по отношению к субъектам малого предпринимательства (политика типа «не помогаем и мешаем одновременно»);

4)    отсутствие  компетентного специального государственного органа, серьезно (не декоративно  или   конъюнктурно)  занимающегося поддержкой и развитием малого предпринимательства в стране;

5)    декларативность  и недостаточность содержательных компонентов федеральных программ государственной поддержки и иных мероприятий общегосударственного уровня. Упорное неприятие проверенного мировой практикой опыта экономического развития на основе осмысленной поддержки малых форм экономической деятельности.

На областном уровне на развитии данной сферы отрицательно сказываются следующие основные факторы: 1)    не   окрепшая   до   устойчивых   параметров бюджетная система области, использующая «остаточный     принцип    финансирования» применительно к малому бизнесу как саморазвивающемуся сектору экономики;

2)    недостаточность      материально-технической базы в виде офисных, производственных и торговых площадей, практически ограничивающая рост числа новых малых предприятий;

3)    перелив наиболее  трудоспособного молодого поколения  образованных трудовых ресурсов в более традиционно развитые территории — мегаполисы Москву и Санкт-Петербург, а также на создаваемые в области предприятия с иностранными инвестициями, которые, как правило,  предлагают достаточно привлекательные условия по оплате труда и социальной защищенности своим работникам;

4)    внутренние проблемы малого бизнеса, связанные с менталитетом, отсутствием стабильности различных институтов, неослабевающим состоянием общественной неуверенности, а также недостатком управленческих знаний и навыков рыночной экономики у менеджмента организуемых и действующих компаний, зачастую порождающим иждивенческие стереотипы поведения и, соответственно, приводящим к большим потерям ресурсов и, в итоге, самих бизнесов;

5) высокая степень  криминального влияния по отношению  к ведущим бизнес малым и  средним хозяйствующим субъектам и, соответственно, отсутствие эффективной законодательной и правоохранительной системы, способной отрегулировать эти проявления на федеральном и региональном уровнях должным образом.

Устранение приведенных  факторов и решение перечисленных проблем позволят существенно улучшить условия для развития малого бизнеса в области и выхода его социально-экономической роли на мировые параметры, значительно повысят его значение в экономике региона и страны в целом.

Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что предпринимательство — это совокупность качественных свойств определенного круга людей, способных осуществлять результативные действия в тех или иных процессах труда. Они основаны на знаниях целевых задач, организаторских способностях, квалификации, высоком уровне образования, способности брать на себя инициативу и ответственность. Для предпринимателя необходимым является знание законов развития рыночной экономики.

В структуре любого вида предпринимательства исключительную роль играет его материальная база. Банки, биржи, информационные представительства, другие рыночные структуры должны быть на высоком уровне развития. Являясь предпринимательскими по своей сути, эти структуры своей деятельностью должны создавать благоприятные условия, как для начинающих, так и для функционирующих предпринимателей. Здесь должно быть органическое, а порой интегрированное взаимодействие всех предпринимательских структур на исключительно добросовестной основе. Дело в том, что всевозможные экономические неурядицы и просчеты отдельных предпринимательских звеньев вызывают цепочку негативных последствий для многих других связанных с ними хозяйствующих субъектов,

В экономическом потенциале предпринимательства не последней является роль государства и общества в целом. Государство должно создавать и принимать законы, стимулирующие предпринимательскую деятельность. В широком плане они должны быть нацелены на то, чтобы предпринимательство обеспечивало решение проблем в области удовлетворения разнообразных потребностей людей. Важно также поддерживать меры, способствующие рациональному использованию всех имеющихся в стране экономических ресурсов. В государстве необходимо формировать положительный настрой к предпринимательству. Общественное мнение, способы и средства, его формирующие, далеко не безразличны для предпринимательства. Его импульсы и результативность тем весомее, чем основательнее выглядит моральная атмосфера в обществе к духу предпринимательства.

Государство в лице принадлежащих ему предприятий, формирующих государственный сектор экономики, должно организовывать их функционирование на основе вышеназванных требований к предпринимательству. Дело в том, что таких предприятий много в добывающих, сталелитейных и машиностроительных отраслях, производственной, социально-бытовой и информационной инфраструктуре, военно-промышленном комплексе и др. Все они тоже должны осуществлять свою деятельность достаточно эффективно, быть конкурентоспособными на рынке и прибыльными в своей результативности. Это особенно касается предприятий со смешанной собственностью (частной и государственной) и тех, над которыми со стороны государства осуществляется жесткий контроль.

Факторы, определяющие предпринимательство, довольно многообразны. По ним можно определять его состояние, уровень и перспективу развития. Если предпринимательство развито слабо — это значит, что в структуре его экономического потенциала не все обстоит благополучно: не созданы, например, благоприятные условия для Предпринимательской деятельности со стороны государства, посредственно формируется материальная база, неутешительными являются познания предпринимателей в рыночных механизмах хозяйствования и т.п.

Устранение этих и  других негативных факторов часто требует  неединовременных действий и неординарных решений. Формирование предпринимательства — это не прекращающийся в долгосрочном периоде созидательный процесс, для него полезны как краткосрочные, так и долговременные действия и меры. Нельзя забывать, что во всем этом приоритетная роль принадлежит предпринимателям.                        

 

Список  литературы

1. Базиков А. А. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2006.

2. Бекетов И. Тенденция развития сферы науки и инноваций в России на фоне межстрановых сопоставлений // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4.

3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2007.

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. М.: Дело, ЛТД, 2006.

5. Ваниев А. Г. К вопросу о проблемах предпринимательства в Новгородской области. // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. № 9(36). С. 28-31.

6. Видяпин В. И., Журавлева Г. П. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2008.

7. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2006.

8. Доман Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. / Пер. с англ. — СПб.; Автокомп., 2005.

9. Камаев В.Д. Экономическая  теория. – М.: Владос, 2007.

10. Курс экономической теории / Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.Н. – М., 2005.

11. Лобачева Е. Н. Экономика. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

12. Максимова В.Ф. Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Том 1. Теория рыночной экономики. Микроэкономика. - М.: Изд-во «Соминтекс», 2006.

13. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2007.

14. Опалева О. И. Предпринимательство  – фактор инновационного роста страны. // Дайджест-финансы. – 2007. № 10(142). С. 51-56.

15. Рыночная экономика. Учебник в 2-х томах. Основы бизнеса. - М.: Изд-во «Соминтекс», 2005.

16. Сажина М.А., Чибриков  Г. Г. Экономическая теория. — М.: Норма, 2007.

17. Самуэльсон П. Экономика. — М.: Прогресс, 2006.

18. Сидоров В. А. Общая экономическая теория. — М.: Издательство «Элит», 2007.

19. Сидорович А. В. Курс экономической теории. — М., 2005.

20. Рузавин Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики. — М.: Издательство ЮНИТИ, 2006.

21. Хандуев П. Развитие малых  предприятий в Республике Бурятия. // Экономист. – 2006. № 7. С. 74-76.

22. Хоскинг А. Курс предпринимательства. - М.: Международные отношения, 2006.

23. Экономическая теория / под редакцией д-р экон. наук, проф. А. И. Добрынина. – Спб.: Питер, 2007.

 




Информация о работе Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика