Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения выбранной темы заключается в том, что в настоящее время современное российское общество столкнулось с дефицитом смелых решений. Виной всему — процесс разрушения старого общества и наступивший затем этап приватизации государственной собственности, где предпринимательство (во всяком случае, большая его часть) проявило себя в качестве деструктивного элемента. Создание предпринимательского слоя — важная проблема для России. Объект исследования данной курсовой работы является предпринимательство как социально-экономическое явление. Предмет исследования — предпринимательская деятельность в России.
Цель исследования — рассмотрение сущности предпринимательства, его признаков и видов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Предпринимательство, его истоки, слагаемые и определяющие
факторы 5
1.1 Предпринимательство: экономическое содержание, признаки,
виды 5
1.2 Размеры и формы предпринимательства 8
1.3 Фирма — первичное звено предпринимательства 11
Глава 2. Основные организационные формы предпринимательства в России.
Теория рисков. 17
2.1 Организационные формы предпринимательства в России 17
2.2 Риск в предпринимательстве 20
2.3 Диверсификация как метод снижения риска 25
Глава 3. Социально-экономическая роль предпринимательства в России. 27
3.1 Предпринимательство – фактор инновационного роста страны 27
3.2 Развитие малых предприятий в Республике Бурятия 34
3.3 Проблемы развития предпринимательства в Новгородской
области 37
Заключение 42
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

кур.р.-предприн.деятельность.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Интересно утверждение, высказанное экономистами по поводу «экономической идеологии государства в отношении инновационных и производственных процессов. Она берет начало в концепции так называемой новой экономики, определяющей принципы эффективного функционирования национальных хозяйств в условиях глобализации и информации. Концепция смещает акценты с собственно производства на инновации, т. е. устойчивый экономический рост обеспечивается не наращиванием выпуска постепенно модернизируемых товаров и услуг, а непрерывным изменением выпуска под влиянием спонтанных и организуемых изменений спроса, а также ростом удельного веса инвестиций в человеческий капитал».

Если в экономически развитых странах до 80 % роста ВВП создается за счет инновационного сектора, промышленная политика проводится мощными производственными компаниями и транснациональными корпорациями при поддержке государства, стоит проблема нахождения экономических ниш для сбыта инновационных продуктов. ТНК генерируют и монопольно навязывают потребительскому рынку только свою наукоемкую продукцию, скупая новые конкурирующие технологии и не допуская их промышленного применения, чтобы упрочить только собственное монопольное положение на мировом рынке высоких технологий. Наиболее активной формой глобализации стали технологические альянсы транснациональных корпораций».

В нашей стране собственных  ТНК пока не существует, отечественные  финансово-промышленные группы в 1998 г. не проявили своей экономической мощи, многие крупные заводы и фабрики после приватизации, по существу, разрушены. Произошло нерациональное дробление производственных объектов: за 1991 — 1999 гг. размер среднестатистического предприятия сократился в 11 раз. Причем данная тенденция захватила даже финансово-промышленные группы, размер которых за 1993 — 1999 гг. уменьшился почти в 2 раза. Понятно, что ни финансовых средств, ни производственных мощностей для инновационного роста недостаточно.

В самом инновационном процессе, состоящем из трех фаз — разработки, освоения и распространения, за прошедшие годы не сформировалась связь между освоением и распространением инноваций. Более того, искусственно была разорвана связь между первыми двумя фазами. В результате приватизации множество научно-технических комплексов, состоявших из научно-исследовательских институтов и опытных заводов, были разрушены путем приватизации заводов. НИИ остались в государственной собственности.

Как замечают исследователи, широкая приватизация промышленных предприятий показала, что частный собственник, пришедший на смену государству, крайне слабо заинтересован в прикладных научных разработках, в финансировании инновационных исследований. Заводская наука ориентирована, главным образом, на решение краткосрочных технических задач собственного производства, в том числе адаптации разработок, выполненных сторонними организациями, к конкретным производственным условиям.

Следует отметить, что  наиболее дальновидные представители  предпринимательского сектора стали осознавать, что традиционные отрасли производства, которыми они занимаются, не будут иметь перспектив спроса ни в стране, ни за рубежом без постоянного насыщения их инновациям.

Низкий интерес предпринимателей к финансированию научных исследователей в значительной мере определялся их ориентацией на текущую конъюнктуру рынка и получение сиюминутной прибыли. У большинства частных фирм нет программ стратегического развития на основе продвижения на рынок высокотехнологического продукта. Отсутствию стратегического подхода в научно-технической политике предпринимателей в значительной степени способствовали органы исполнительной и законодательной власти. Многочисленные изменения гражданского права и условий приватизации, изменение правил и нормативов налогообложения, форм акционирования и прав акционеров, методов валютного регулирования и валютного контроля — все это мало способствовало стабилизации российской экономической системы, рождало у предпринимателей неуверенность в завтрашнем дне. В такой ситуации вложения научные исследования с потенциальной отдачей даже в среднесрочный перспективе (3 — 5 лет) выглядят весьма рискованными.

В отечественном малом  инновационном бизнесе также много проблем. По официальным данным, в России в 2003 г. функционировали 22,1 тыс. малых предприятий — юридических лиц в сфере науки и научного обслуживания. Из них чуть более половины может быть отнесена к категории действительно инновационных. Главной причиной слабого развития научно-технической инновационной деятельности в малом бизнесе является отсутствие серьезного спроса на их продукцию и, соответственно, низкая доходность этой деятельности.

В кризисной российской экономике 1990-хгг. спроса на научно-технические  разработки практически не было. До последнего времени значительная часть научно-технического потенциала малых предприятий была ориентирована на поиск технологических разработок для продажи крупным фирмам за рубеж.

Инновационная составляющая в малом бизнесе России есть, как отмечают многие экономисты, она хорошо заметна в торговле, в сервисе, мелком производстве и строительстве. Однако смысл этой инновационности заключается в адаптации иностранных технологий и материалов.

Российское инновационное  венчурное предпринимательство крайне мало и работает, главным образом, по прямым заказам иностранных фирм или ТНК, получающих экономию на дешевой рабочей силе научной сферы.

Отечественные инновационные  малые предприятия (МП) в своей деятельности испытывают ряд сложностей. К ним относятся нерешенность проблемы интеллектуальной собственности — малое предприятие не является ее владельцем и не может ею распорядиться в качестве залога для получения инвестиций. В силу финансовой ограниченности малому бизнесу недоступно зарубежное патентование. Недостаточный спрос на разработку малых предприятий на российском рынке вынуждает МП ориентироваться на мировой рынок, но в случае недобросовестности зарубежных партнеров МП не в состоянии отстоять свои интересы из-за дороговизны судебных издержек. И, наконец, отсутствует система государственных заказов на инновационные продукты [14, 56].

Таким образом, российское предпринимательство пока не в состоянии без серьезной поддержки со стороны государства стать инновационным фактором устойчивого экономического роста.

3.2 Развитие малых предприятий в Республике Бурятия

Развитие малого бизнеса  представляет одно из направлений по формированию рыночной экономики. Малые предприятия все шире вовлекаются в важнейшие сферы экономики, адаптируются к меняющимся потребностям рынка, тем самым ускоряют структурные преобразования в экономике.

Бурный рост числа  малых предприятий, как по стране, так и в республике, наблюдался в 1990-1994 гг. За последние годы их количество существенно не изменилось и стабилизировалось на уровне 2 тыс. предприятий. В Бурятии на 1000 жителей приходится в среднем 2 малых предприятий, тогда как средний показатель по России - 6 предприятий, а в странах-членах ЕС - не менее 30.

Так, доля малых предприятий  в общем числе коммерческих организаций составляет 19,2%, тогда как в РФ - 30,7, а в странах - членах ЕС - 90% общего числа предприятий. И соответственно их роль в экономике республики незначительная [21, 74].

Необходимо отметить, что инвестиционная активность малых  предприятий республики невысока. Объем инвестиций в основной капитал, осуществленный ими в 2006 г., составил 183753 тыс. руб., или 2% общего объема инвестиций по республике. Большая часть капиталовложений (71%) направлена на приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря. Следующим по значимости направлением инвестирования стало вложение средств на строительство зданий (кроме жилых) и сооружений (16 % от общего объема инвестиций).

Преобладающая часть  инвестиций в 2006 г. (87,3 млн. руб., или 47,5%) приходилась на предприятия строительства. Инвестиции в основной капитал торговли и общественного питания составили 70,9 млн. руб., или 38,5% инвестиций всех малых предприятий, инвестиции промышленных предприятий - 9,4 млн. руб. или 5,1 %.

Малый бизнес способствует решению проблемы занятости населения, т. к. трудовая деятельность в МП значительно доступнее, предоставляются более широкие возможности для получения дополнительных доходов. В республике в 2006 г. общая численность работающих на малых предприятиях составила 89 тыс. человек или 5,5% общей численности занятых в республике. Наиболее высокий удельный вес постоянно занятых на малых предприятиях в общей численности работников по всем отраслям наблюдается в Селенгинском (9,9%) и Баунтовском (7%) районах и г. Улан - Удэ (9,4%).

По видам деятельности малый бизнес охватывает практически  все отрасли экономики республики, но наибольшее количество субъектов занимается розничной и оптовой торговлей потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения - 1339 предприятий (45,8% общего числа); 514 малых предприятий (17,6%) работает в промышленности, 339 (13,6%) - в строительстве.

Поскольку малое предпринимательство  наиболее развито в сфере торговли, на долю этого сектора экономики приходится свыше 64 % оборота оптовой торговли и более 5 % оборота розничной торговли. Так, за 2006 г. по данным обследования малые предприятия получили выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг в размере 10,4 млрд. руб. Наибольший объем выручки приходился на предприятия торговли и общественного питания (69,7%) [21, 75].

Оптовая продажа товаров  малыми предприятиями за 2006 г. составила 9,1 млрд. руб. Преобладающую часть оптового оборота составила продукция производственно-технического назначения, (пиломатериалы, лес, запчасти к автомобилям).

В товарной структуре  розничной торговли преобладают  непродовольственные товары (65,6%), прежде всего - продажа автомобильного бензина (10,6%) и строительных материалов (6,5%).

Среди продовольственных  товаров больше всего продаются  через розничную сеть алкогольные напитки и пиво (34%), хлеб, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия (29%).

Недостаточное развитие получил малый бизнес в сельскохозяйственной отрасли. Доля предприятий сельскохозяйственного  направления, в общем количестве малых предприятий составила 4.5% (131 предприятие).

Малые предприятия республики вносят определенный вклад в производство продукции (работ, услуг). Только за 2006 г. всеми малыми предприятиями произведено продукции (работ, услуг) в фактических ценах на сумму 4132,3 млн. руб. (в 2005 г. - 2858,5 млн. руб., 2004 г. - 1910,3 млн. руб.) Больше половины (50,3%) продукции произведено за счет хозяйственной деятельности малых предприятий промышленности и строительства. Достаточно высок удельный вес продукции малых предприятий торговли и общественного питания (2004 г. - 47,5%, 2005 г - 44,3, 2006 г. - 36,2%). Ими производится широкий спектр различной промышленной продукции. Они выпускают хлеб и хлебобулочные изделия, пиво, мебель, добывают драгоценные металлы, занимаются изготовлением металлопластиковых окон и дверей, легких металлических конструкций, ювелирных изделий и продукции художественных промыслов.

Малыми предприятиями  оказано платных услуг населению (включая НДС) на сумму более 70,7 млн. руб. Спектр платных услуг, оказанных населению малыми предприятиями, разнообразен: парикмахерские, ритуальные услуги, ремонт и пошив обуви, одежды; ремонт бытовых электроприборов и радиоэлектронной аппаратуры, изготовление и ремонт мебели; услуги в фотографии; услуги пассажирского транспорта, а также многие другие виды услуг.

Из общего объема услуг, оказанных населению, наибольший удельный вес занимают услуги транспорта, бюро путешествий и туристических агентств, услуги по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и домашних изделий, деятельность по операциям с жилым фондом.

В 2006 г. субъектами малого предпринимательства уплачено налогов на сумму 678,7 млн. руб. в бюджеты всех уровней, или 9,97% общей суммы налоговых поступлений по Республике Бурятия. По сравнению с 2005 г. увеличение объема налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства составил 152,5 млн. руб., или 29% [21, 76].

Главной проблемой дальнейшего  успешного развития малого бизнеса  остается проблема его эффективного взаимодействия с институтами государственной власти и управления. В ходе экономических реформ так и не была создана рациональная система государственной поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Среди основных причин следует отметить:

— отсутствие комплексной правовой системы, учитывающей интересы малого бизнеса;

— существующие административные барьеры, создающие трудности быстрому становлению малого предпринимательства;

— дороговизна и краткосрочность кредитных ресурсов, что делает их малодоступными для малых предприятий;

— несовершенство системы лицензирования отдельных видов деятельности, в частности укороченные сроки действий лицензий;

— сложность и высокая стоимость проведения сертификации и стандартизации продукции и услуг;

— контроль малых предприятий со стороны преступных группировок.

На дальнейшее ускорение  решения этих и других проблем  направлена программа государственной  поддержки и развития малого предпринимательства на перспективу. Она предусматривает:

— совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе путем инициирования внесения изменений в республиканское и федеральное законодательство, ориентированных на формирование благоприятной внешней среды для успешного развития малого бизнеса;

— активное взаимодействие и эффективное партнерство с союзами и объединениями предпринимателей, делегирование им отдельных функций, находящихся в ведении правительства Республики Бурятия;

— существенная активизация учебно-консультационной работы.

В результате реализации программы поддержки малого бизнеса значительно укрепится экономический потенциал малого предпринимательства, возрастет его роль в экономике республики.

3.3 Проблемы развития предпринимательства в Новгородской области

Новгородская область  в 1992 г. одной из первых среди субъектов Федерации приступила к системному развитию малого предпринимательства, ставя перед собой цели и задачи обеспечения неуклонного роста уровня и качества жизни населения, укрепления бюджетной обеспеченности на всех уровнях. В концепциях социально-экономического развития области всех лет становление предпринимательства выступает одним из главных направлений политики администрации области в сфере экономики, приоритетом проводимых социально-экономических преобразований.

Информация о работе Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика