Предприятие в условиях рынка олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы ставит передо мной несколько целей. Во-первых, дать определение олигополии, оценить ее степень распространения, выделить основные типы олигополистических отраслей и рассмотреть причины возникновения и существования. Во-вторых, мной будут рассмотрены возможные направления поведения фирм олигополистов в отношении цены и выпуска. Также, в курсовой работе я подчеркну роль неценовой конкуренции на базе развития продукта и рекламы в олигополистических отраслях. Будут приведены примеры реальных действий существующих олигополий, таких как ОПЕК, «Дженерал Моторз», «Америкэн Тобако», «Рейнольдс» и другие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Олигополия: понятие, типы и причины возникновения………………………………4
2. Поведение в отношении цены и выпуска………………………………………………9
2.1. Ломанная кривая спроса………………………………...............................................10
2.2. Основанная на тайном сговоре олигополия…………………………………………13
2.3. Лидерство в ценах……………………………………………………………………..20
2.4. Ценообразование по принципу «издержки плюс»………………………………….22
3. Экономические последствия олигополии……………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………………………………

Файлы: 1 файл

Предприятие в условиях рынка олигополии.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Чтобы понять сущность олигополистического ценообразования, рассмотрим четыре различные модели: 1) ломанную кривую спроса; 2) обусловленное тайным соглашением ценообразование; 3) лидерство в ценах и 4) ценообразование по принципу «издержки плюс»

 

2.1. Ломанная кривая спроса.

 

Снова представим олигополистическую отрасль, состоящую только из трех фирм А, Б и В, каждая из которых обладает приблизительно одной третью всего рынка дифференцированного продукта. Предположим, что фирмы «независимы» в том смысле, что они не занимаются заключением тайных соглашений при установлении цен. Допустим также, что текущей ценой на продукцию фирмы А является PQ и ее текущие продажи составляют Q, как показано на рисунке      1-а (см. приложение). Как будет выглядеть кривая спроса, или продаж, фирмы? Ранее было отмечено, что всеобщая взаимозависимость и вызываемая ею неизвестность в отношении ответственных действий конкурентов делают этот вопрос сложным для ответа. Расположение и форма кривой спроса олигополиста зависят от того, как конкуренты фирмы будут реагировать на предпринятое А изменение цены. Существует два вероятных предположения относительно ответных действий конкурентов А.

Одна возможность сводится к тому, что фирмы Б и В будут выравнивать свои цены в соответствии с любым изменением цены, предпринятым А. В этом случае кривые спроса и предельного дохода А приблизительно будут выглядеть, как D1D1 или MR1MR1 на рисунке 1-а. Если фирма А сокращает цену, ее продажи увеличатся очень незначительно, потому что ее конкуренты (Б и В) последуют примеру фирмы А и, таким образом, помешают ей получить какое-нибудь преимущество в цене перед ними. Небольшое увеличение в продажах, которое осуществят А и ее конкуренты, происходит за счет других отраслей; А не увеличит продаж за счет Б и В. Если фирма поднимет текущую цену, ее продажи снизятся только умеренно. Потому что фирмы Б и В выровняют свои цены в соответствии с увеличением цены на продукт фирмой А, так что фирма А не будет вытеснена с рынка в результате повышения ею цен. Теперь отрасль теряет некоторый объем продаж в пользу других отраслей, но А не теряет потребителей в пользу Б и В.

Другая возможная реакция заключается в том, что фирмы Б и В будут просто игнорировать любое изменение цены, предпринятое А. В этом случае кривые спроса и предельного дохода, с которыми сталкивается А, будут напоминать D2D2 и MR2MR2 на рисунке 1-а. Кривая спроса в этом случае является значительно более эластичной, чем при предположении, что фирмы  Б и В будут выравнивать свои цены в соответствии с изменениями цены фирмой А. Если фирма А понизит свою цену, а ее конкуренты нет, А получит требуемый объем продаж в значительной степени за счет двух своих конкурентов, потому что она будет продавать дешевле их. Наоборот, если фирма А поднимет свою цену, а ее конкуренты нет, А будет вытеснена с рынка и потеряет много потребителей в пользу Б и В, которые теперь продают дешевле ее. Однако в следствии дифференциации продукта, продажи фирмы А не падают до нуля, когда она повышает цену; некоторые из ее покупателей будут платить более высокую цену, потому что они отдают предпочтение продукту этой фирмы.

Какое же наиболее логичное предположение должна сделать фирма А относительно того, как будут реагировать ее конкуренты на любое изменение цены, которое она могла бы предпринять? Здравый смысл и наблюдение за деятельностью олигополистических отраслей подсказывают, что снижения цен будут выровнены, поскольку конкуренты фирмы действуют таким образом, чтобы помешать фирме, снижающей цену, отнять у них потребителей, но при этом аналогичного повышения цен не последует, так как конкуренты фирмы, повышающей цену, будут проявлять твердые намерения захватить бизнес, потерянный ею в результате повышения цен. Другими словами, черный отрезок D2P кривой спроса, характеризующий ситуацию, когда «конкуренты игнорируют», кажется подходящим для повышения цен, а черный отрезок PD1 кривой спроса, характ6ризующий ситуацию когда «конкуренты следуют», является более реалистичным для снижения цен. Логично, или по крайней мере является хорошей догадкой, что олигополист сталкивается с «ломанной» кривой спроса, приблизительно такой, как D2PD1 рисунок 1-б (см. приложение). Кривая высокоэластична, выше текущей цены, но намного менее эластична или даже неэластична ниже текущей цены. Заметим также, что если правильно предположить, что конкуренты будут следовать понижению цены, но игнорировать повышение, кривая предельного дохода олигополиста будет также иметь необычную форму. Она будет составлена из двух  отрезков – черной части MR2f, кривой предельного дохода, соответствующей D2D2, и черного толстого конца gMR1, кривой предельного дохода, соответствующей D1D1, на рисунке 1-а. Из-за резких различий в эластичности спроса выше и ниже точки текущей цены происходит разрыв, или то, что мы можем рассматривать как вертикальный отрезок в кривой предельного дохода. На рисунке 1-б кривая предельного дохода показана черными линиями, соединенными вертикальным отрезком в виде пунктира, или разрывом.

Этот анализ важен тем, что он идет дальше в объяснении того, почему изменения цены могут быть редкими в олигополистических отраслях, не основанных на тайном сговоре.

1. Ломанный график спроса дает  каждому олигополисту веское основание полагать, что любое изменение в цене приведет к худшему. Значительное число потребителей фирмы покинут ее, если она поднимет цену. Если она снизит цены, ее продажи увеличатся в лучшем случае умеренно. Даже если снижение цены увеличивает до некоторой степени ее валовой доход, издержки олигополиста могут перекрыть прибыли от роста валового дохода. Если бы отрезок PD1 графика ее продаж был неэластичен, по  той причине, что Е   меньше единицы, прибыли фирмы непременно понизились бы. Снижение цены понизит валовой доход фирмы, и производство несколько большого объема продукции увеличит валовые издержки. Хуже того, снижение цены фирмой А может быть не перекрыто фирмами Б и В; первоначальное снижение цены фирмой А может вызвать войну цен; так что количество, проданное фирмой А, может на самом деле уменьшиться, если конкурирующие с нею фирмы назначают еще более низкие цены. Все это является основательной причиной на стороне спроса того, почему не основанные на тайном сговоре олигополии могли бы стремиться к «спокойной жизни» и в ценовой политике придерживаться принципов «живи и другим жить давай». Точнее, если итоговые прибыли являются удовлетворительными для нескольких фирм при существующей цене, может показаться благоразумным для них не изменять эту цену.

2. Другая причина негибкости  цен в условиях не основанной  на тайном сговоре олигополии  действует на стороне издержек. Ломанная кривая предельного дохода, которая сопутствует ломанной кривой спроса, означает, что в определенных пределах значительные изменения издержек не будут оказывать никакого воздействия на объем производства и цену. Чтобы быть точными, любой сдвиг в предельных издержках между МС1 и МС2, как показано на рисунке 1-б, не вызовет никакого изменения цены или объема производства; MR по-прежнему будет равным MC при выпуске Q, при котором будет назначена цена PQ.

 

2.2. Основанная на тайном  сговоре олигополия.

 

Условие олигополии – небольшое число находящихся во всеобщей взаимозависимости фирм – благоприятствует тайному сговору. Тайный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного, или молчаливого (не выраженного словами), соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой. Недостатки и неопределенности, не основанной на тайном сговоре модели ломанной кривой спроса, являются очевидными для производителей. Всегда существует опасность, что вспыхнет ценовая война. В частности, во время всеобщего спада деловой активности у каждой фирмы окажутся избыточные мощности, и поэтому она может сократить издержки на единицу продукции путем увеличения своей рыночной доли. Затем также всегда имеется возможность того, что новая фирма может преодолеть барьеры для вступления и предпринять резкое сокращение цен, чтобы утвердиться на рынке. К тому же обусловленный тайным сговором контроль над ценой позволит олигополистам уменьшить неопределенность, увеличить прибыли и, может быть, даже помешать вступлению новых конкурентов.

Где будут установлены цена и объем производства в условиях основанной на тайном сговоре олигополии? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны создать сильно упрощенную ситуацию. Предположим снова, что существуют три фирмы – А, Б и В, - производящие в этом примере однородную продукцию. Все фирмы имеют одинаковые кривые издержек. Кривая спроса каждой фирмы не определена до тех пор, пока мы не знаем, как ее конкуренты будут реагировать на любое изменение цены. Поэтому предположим, что каждая фирма допускает, что два ее конкурента будут выравнивать свои цены и при снижении цены, и при повышении цены. Другими словами, кривая спроса каждой фирмы – типа  D1D1 на рисунке 1-а. Предположим дальше, что кривые спроса всех фирм одинаковы. При данных одинаковых издержках, спросе и показателях предельных доходов можно сказать, что рисунок 2 показывает положение каждой из наших трех олигополистических фирм.

Какую комбинацию цены и выпуска следует выбрать каждой фирме? Если фирма А была бы чистым монополистом, ответ был бы достаточно ясен: создать объем продукции Q, при котором предельный доход равен предельным издержкам, назначить соответствующую цену PQ и получить максимально достижимую прибыль. Однако фирма А имеет двух конкурентов, продающих идентичную продукцию, и если предположение А о том, что ее конкуренты будут выравнивать свои цены  по ее цене, окажется неверным, последствия для А могут быть разрушительными. Точнее если Б и В на самом деле назначат цены ниже PQ, тогда кривая спроса фирмы А сместится довольно резко влево, поскольку ее потенциальные потребители обратятся к ее конкурентам, которые в настоящее время продают тот же самый продукт по более низкой цене. Конечно, фирма А может ответить тем же самым, также снизив свою цену; но это вызовет перемещение всех трех фирм вниз по кривым спроса, уменьшая их прибыли и, может быть, даже приведя их к некоторой точке, в которой средние издержки превысят цену. Итак, захотят ли Б и В назначить цену ниже PQ? При тех предположениях, которые были сделаны, и признавая, что фирме А ничего не остается, кроме как выравнивать свою цену по любой цене, которую могут установить фирмы Б и В ниже, ответ будет: «Нет». Столкнувшись с теми же самыми условиями спроса и издержек фирмы Б и В сочтут в своих интересах производить Q единиц продукции и назначать цену PQ. Это любопытная ситуация: каждая фирма считает наиболее выгодным назначать одну и ту же цену PQ, но только если ее конкуренты будут на самом деле делать то же самое! Как могут три фирмы реализовать решение о цене  PQ и количестве Q, в котором каждая остро заинтересована? Как это может быть сделано на практике, чтобы все три фирмы могли избежать менее прибыльных результатов, связанных либо с более высокими, либо с более низкими ценами? Ответ очевиден: все фирмы будут иметь причину для того, чтобы вступить в тайный сговор – «собраться вместе и обсудить это» - и согласиться назначить одинаковую цену   PQ. Кроме уменьшения существующей всегда возможности возникновения войны цен, каждая фирма буде получать максимальную прибыль. И для общества вероятно,  результат будет приблизительно таким же, как если бы отрасль была чистой монополией, состоящей из трех одинаковых предприятий.

Тайное соглашение может принимать ряд форм. Наиболее простой формой тайного сговора является картель, который предполагает формальное письменное соглашение относительно и цены, и производства. Объем производства должен регулироваться, то есть рынок должен быть разделен, для того чтобы можно было поддерживать согласованную цену.

Наиболее известным успешно действовавшим международным картелем недавних лет был ОПЕК (Организация стран – экспортеров нефти). Состоящая из 13 стран, ОПЕК действовала чрезвычайно эффективно в 70-е годы в ограничение предложения нефти и повышении цен. Картель был способен повысить мировые цены на нефть с 2,5 долларов до 11 долларов за баррель в течении шестимесячного периода в 19731974 г.г. К началу 1980 г. Резкий подъем цен довел цену за баррель до 32-34 долларов. Результатом были огромные прибыли для членов картеля, значительный импульс мировой инфляции и внушающие опасения дефициты внешнеторгового баланса стран  - импортеров нефти.

ОПЕК действовала чрезвычайно эффективно в 70-е годы по нескольким причинам. Во-первых, ОПЕК господствовала на мировом рынке нефти. Если государство импортировало нефть, оно было обязано в подавляющем большинстве случаев иметь дело с ОПЕК. Во-вторых, мировой спрос на нефть был сильным и возрастающим в 70-е годы. Наконец, «краткосрочный» спрос на нефть был неэластичным. Это означало, что небольшое ограничение производства ОПЕК вызвало бы относительно большое увеличение цены. Таким образом, как показано на рисунке 3                                        (см. приложение), в 1973-1974 г.г. и снова в 1979-1980 г.г. ОПЕК могла добиться резкого роста цен на нефть и навлечь на себя в худшем случае лишь незначительное снижение продаж. При этом неэластичном спросе более высокие цены означали возросшие валовые доходы членов ОПЕК. Сопутствующий меньший объем производства означал более низкие издержки. Сочетание большего дохода и более низких издержек в результате приводило к росту прибылей.

Почему спрос на нефть был неэластичным? Это объясняется тем, что существует очень мало доступных энергетических заменителей. Автомобили ездят только на бензине; дом с нефтяной печкой должен отапливаться нефтяным топливом и т.д. Кроме того, в более ранние годы, когда энергия была относительно дешевой, американские потребители и производители приобрели много энергоемких товаров длительного пользования и производственного назначения.                            Так, в 1970-1972 г.г., когда бензин стоил лишь 32 цента за галлон, многие американцы могли позволить себе покупку большого автомобиля, пожирающего много бензина. Было бы экономически нецелесообразным продавать эти относительно новые автомобили в 1973-1974 г.г., в преддверии значительного увеличения цен на бензин. Следовательно, неудивительно, что эластичность спроса на бензин в «краткосрочном периоде» оценивается в диапазоне от 0,2 до 0,4. То есть 10% увеличение цены на бензин вызовет снижение его потребления только на 2-4%.

Какие могут быть препятствия для тайного сговора?

1. Различия в спросе и издержках. Когда издержки и спрос на продукты олигополистов различаются, труднее достичь соглашения о цене. Можно было бы ожидать, что так обстоит дело лишь там где продукты дифференцированы и изменяются часто с течением времени. В самом деле, даже при сильно стандартизированных продуктах фирмы имеют разные рыночные доли и действуют с различной степенью производственной эффективности. Таким образом, вероятно, что даже производящие однородные продукты олигополисты имеют несколько различные кривые спроса и издержек. И в том, и в другом случае различия в издержках и спросе будут означать, что будут отличаться и цены, максимизирующие прибыль для каждой фирмы.  Очевидно, что не будет одной цены, которая является приемлемой для всех. Поэтому тайное соглашение о ценах зависит от способности достичь компромиссов и уступок, добиться «взаимопонимания». На практике достичь этого чрезвычайно трудно.

Информация о работе Предприятие в условиях рынка олигополии