Предприятие в условиях рынка олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы ставит передо мной несколько целей. Во-первых, дать определение олигополии, оценить ее степень распространения, выделить основные типы олигополистических отраслей и рассмотреть причины возникновения и существования. Во-вторых, мной будут рассмотрены возможные направления поведения фирм олигополистов в отношении цены и выпуска. Также, в курсовой работе я подчеркну роль неценовой конкуренции на базе развития продукта и рекламы в олигополистических отраслях. Будут приведены примеры реальных действий существующих олигополий, таких как ОПЕК, «Дженерал Моторз», «Америкэн Тобако», «Рейнольдс» и другие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Олигополия: понятие, типы и причины возникновения………………………………4
2. Поведение в отношении цены и выпуска………………………………………………9
2.1. Ломанная кривая спроса………………………………...............................................10
2.2. Основанная на тайном сговоре олигополия…………………………………………13
2.3. Лидерство в ценах……………………………………………………………………..20
2.4. Ценообразование по принципу «издержки плюс»………………………………….22
3. Экономические последствия олигополии……………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………………………………

Файлы: 1 файл

Предприятие в условиях рынка олигополии.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Намного эффективнее для олигополии в борьбе за покупателя делать упор на неценовую конкуренцию. Предпочтение, отдаваемое развертыванию неценовой конкуренции по сравнению с ценовой, связано с тем, что обновление продукции, ее модификация, усовершенствование производственных технологий, удачная реклама позволяют создать устойчивость и стабильность на рынке по сравнению с конкуренцией цен. Друга причина предпочтения неценовой конкуренции обусловлена крупными масштабами производства олигополистов, значительными финансовыми ресурсами, которые позволяют им осуществлять мероприятия, обусловленные неценовой конкуренцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Олигополистические последствия  олигополии.

 

Оценивая значение олигополистических структур, необходимо заметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.

Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно- технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополии обладают огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.

Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это, прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а, следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшения удовлетворения потребностей общества.

Несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических отраслях, большая часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, а также небольшими и средними предприятиями, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники нередко обладают только крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом для их технологической реализации.

В целом, когда обращается внимание на оценку эффективности олигополий, то отмечается, что последние нередко заинтересованы в сдерживании научно-технического прогресса, так как они не спешат внедрять появившиеся «новинки» до тех пор, пока не будет достигнута необходимая прибыль на ранее вложенный крупный капитал. Такая политика препятствует моральному износу как машин и оборудования, так и технологий и продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Олигополии являются нашим экономическим настоящим. Даже экономически необразованный человек может заметить их ценовые, рекламные и технологические войны. Серьезных негативных последствий, не считая условий тайного сговора, приписываемых олигополиям нет.

И для меня как потребителя продукты предприятий олигополистов являются наиболее желанными, так как они владеют достаточным капиталом, в отличии от монополистической конкуренции, для производства более качественной продукции. А к борьбе за лучшее качество продукта их толкает наличие конкурентов, которых не имеет монополист.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1.

Уровень рыночной концентрации

 в некоторых крупных  отраслях обрабатывающей промышленности  США.

ОТРАСЛЬ

Уровень концентрации (%)

Автомобилестроение

92

Производство пива

77

Фотооборудование

72

Самолетостроение

72

Шинная промышленность

66

Парфюмерная промышленность

60

Сельскохозяйственное машиностроение

53

Металлообработка

50

Радио- и телеоборудование

49

Строительные машины

42

Сталилетейная промышленность

42

Электрообогревательное оборудование

34

Пищевая промышленность

32

Нефтепереработка

28

Издателькое дело

22

Молочная промышленность

16

Производство безалкогольных напитков

14


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. «Монополия, олигополия, конкуренция». Учебное пособие./ Гольдман Г.Я. Таганрог: Изд-во ТРТУ 1998г.

2. «Организационная структура предприятий»/ Коноков Д.Г., Рожков К.Л.

Серия «Бизнес-Тезаурус», 1999

3. «Основные направления эволюции крупных промышленных фирм в рыночной экономике» Зелтынь А. // Проблемы прогнозирования, 1995, N1

4. «Особенности поведения фирмы на рынке олигополии» / Щетинин О.А. Москва. Серия «Новое экономическое мышление» 1996 г.

5. «Предприятия в новых условиях: не очерняя и не приукрашивая» Черемисина Т. //ЭКО , 1997, N4

6. «Ценовое лидерство. Поведение фирмы - лидера» Ю.И. Ребрин


Информация о работе Предприятие в условиях рынка олигополии