Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Главная цель работы – проанализировать и раскрыть применение маржинального анализа для принятия управленческих решений. Задачи, которые определены в соответствии с поставленной целью, можно сформулировать следующим образом:
- исследовать теоретические аспекты маржинального анализа;
- изучить методы проведения маржинального анализа предприятия, нахождения точки безубыточности, порога рентабельности;
- на практических примерах рассмотреть эффективность применения CVP-анализа при принятии управленческих решений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты применения маржинального анализа.
Анализ как метод обоснования управленческих решений.
Сущность маржинального анализа.
Маржинальный анализ в принятии управленческих решений.
Глава 2. Характеристика предприятия МУП «Водоканал»
2.1. Краткая экономическая характеристика.
2.2. Анализ производственной структуры предприятия.
Глава 3. Практическое применение маржинального метода при анализе финансовых показателей предприятия.
3.1. Анализ прибыли МУП «Водоканал».
3.2. Маржинальный анализ на примере МУП «Водоканал». Методика проведения маржинального анализа.
3.3. Анализ состава и динамики прибыли МУП «Водоканал».
Заключение
Приложения к работе
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа.docx

— 69.57 Кб (Скачать файл)

 

 

Факультет экономики и инвестиций

 

 

Курсовая работа по курсу «Экономический анализ»

Тема: «Принятие управленческих решений  на основе маржинального анализа».

 

 

Работу выполнила

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург,

2011 год

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические  аспекты применения маржинального  анализа.

    1. Анализ как метод обоснования управленческих решений.
    2. Сущность маржинального анализа.
    3. Маржинальный анализ в принятии управленческих решений.

Глава 2. Характеристика предприятия  МУП «Водоканал»

2.1.    Краткая экономическая характеристика.

2.2.    Анализ производственной структуры предприятия.

Глава 3.  Практическое применение маржинального метода при анализе финансовых показателей предприятия.

3.1.   Анализ  прибыли МУП «Водоканал».

3.2.   Маржинальный анализ на примере  МУП «Водоканал». Методика проведения маржинального анализа.

3.3.   Анализ  состава и динамики прибыли  МУП «Водоканал».

Заключение

Приложения  к работе

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предприятие как самостоятельный  хозяйствующий субъект несет  экономическую ответственность  за результаты, которые будут получены в процессе осуществления экономической  и хозяйственной деятельности.  Чтобы управлять финансовыми  результатами, необходимо провести системный  анализ формирования и расходования , распределения и использования прибыли,который позволит выявить резервы ее роста. Это определяет роль и значение анализа в принятии управленческих решений.

Маржинальный анализ нашел  широкое применение в компаниях  стран с хорошо развитой  рыночной экономикой. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействие доходу, который был  предложен в 1930 году американским инженером  Уолтером Раунштрахом под названием графика критического объема производства (см. Приложение 1).

Наиболее значимые функции  маржинального анализа для управленческого  учета на предприятии заключаются  в следующем:

1. Определение, какое действие  оказывает производственный рычаг  на финансово экономические результаты;  
2. Расчет объема производства предприятия, при котором будет соблюдаться безубыточность (точка безубыточности, порог рентабельности) при определенном уровне прямых и переменных затрат на производство продукции;  
3. Определение финансовой стойкости и запаса финансовой прочности предприятия;  
4. Определение, какое количество продукции необходимо производить предприятию, чтобы получить тот объем прибыли, который его интересует.  
При проведении анализа предприятия маржинальным методом необходимо, чтобы соблюдалось основное условие – разделение затрат на производство (реализацию) на постоянные и переменные. При этом постоянные издержки остаются неизменными вне зависимости от изменения объемов производства (реализации) продукции (в пределах релевантного диапазона), а переменные – изменяются пропорционально увеличению/уменьшению объема произведенной (реализованной) продукции .  
Главными составляющими анализа «Издержки – объем производства – прибыль» (CVP-анализ) являются запас финансовой прочности, порог рентабельности и производственный (операционный рычаг).

Действие производственного  рычага заключается в том, что  при любом изменении выручки  от реализации продукции изменение  прибыли всегда будет более сильным. Одним из мощных инструментов решения  большого класса управленческих задач  является анализ безубыточности производства. С помощью маржинального анализа можно обосновать: целесообразность увеличения производственной мощности, выбор оптимального объема оборудования, оптимизацию выбора между собственным производством и приобретением комплектующих, деталей, запчастей и т. д., выбор оптимального решения с учетом ограничений ресурсов, обоснование варианта технологии производства.  
Все управленческие решения, принимаемые на предприятии, которые касаются структуры и количества выпускаемой (реализуемой продукции), цены, затрат, оказывают непосредственное влияние на финансовых результатах деятельности. Маржинальный анализ позволяет эффективно прогнозировать и планировать деятельность предприятия. С его помощью могут быть выявлены самые оптимальные соотношения постоянных и переменных издержек, ценой и объемом производства (реализации); обоснованы производственные и управленческие решения.  
На данный период времени в России происходят экономические преобразование и развитие рыночных  отношений, что требует от предприятия как от основного субъекта хозяйственной деятельности оперативности и гибкости в принятии управленческих решений и адекватности в оценках экономической ситуации на рынках покупки и продажи продукции. В процессе перехода на рыночные отношения самостоятельность, а также экономическая и юридическая ответственность предприятия возрастают. Ощутимо повышается уровень значимости конкурентоспособности предприятия и его финансовой устойчивости. Именно умелое и обоснованное управление предприятием является залогом того, что оно одержит победу в конкурентной борьбе с другими компаниями. Главной целью, которой должна подчиняться логика любых управленческих решений, является максимизация прибыли и повышение эффективности деятельности. Достижение высокого уровня данных показателей деятельности предприятия невозможно без эффективного и рационального управления издержками на реализацию и производство  продукции.  
Вышесказанное обуславливает актуальность данной работы. В последнее время можно наблюдать стабильную тенденцию к росту затрат на производство в связи с увеличением стоимости материалов, сырья, энергии и топлива, повышением процентных ставок по взятым кредитам, стоимости рекламных услуг и др. Актуальность выбранной темы продиктована настоятельной необходимостью изучения вопроса применения и использования методики CVP-анализа, которая позволят упростить и снизить трудоемкость расчетных процедур, а также повысить эффективность принимаемых управленческих решений.

 Главная цель работы  – проанализировать и раскрыть  применение маржинального анализа  для принятия управленческих  решений. Задачи, которые определены  в соответствии с поставленной  целью, можно сформулировать следующим  образом:  
- исследовать теоретические аспекты маржинального анализа;  
- изучить методы проведения маржинального анализа предприятия, нахождения точки безубыточности, порога рентабельности;  
- на практических примерах рассмотреть эффективность применения CVP-анализа при принятии управленческих решений.

 Объектом исследования выступает  Муниципальное Унитарное предприятие  «Водоканал».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  применения маржинального анализа.

    1. Анализ как метод обоснования управленческих решений.

Концентрированным выражением процесса управления считается управленческое решение.

Управленческое решение  – результат управленческого  анализа, экономического обоснования  и выбора альтернативы из множества  вариантов достижения конкретной цели управления.

В процессе функционирования любое предприятие сталкивается с проблемой выбора альтернативных вариантов дальнейшей деятельности. Действенным инструментом обоснования выбора является  экономический анализ в целом и отдельные его составляющие в частности. Одна из таких составляющих – анализ «объем – издержки – прибыль», с помощью которого могут быть приняты следующие виды решений:

-  определение точки  безубыточности в деятельности  предприятия, зоны безопасности, необходимого производства для  обеспечения нормы прибыли на  базе маржинального анализа;

-  выбор варианта машин  и оборудования;

-  выбор собственного  производства или закупки изделий  со стороны;

-  обоснование варианта  технологии производства;

-  аналитическая оценка  решения о принятии дополнительного  заказа по цене ниже критического  уровня;

-  обоснование варианта  цены на новое изделие.

 

 

    1. Сущность маржинального анализа.

 

Большую роль в обосновании  управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки — объем производства (реализации) продукции - прибыль» и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу, или CVP-анализом. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржи покрытия.

Маржа покрытия - это выручка минус переменные издержки. Маржа покрытия на единицу продукции представляет собой разность между ценой и удельными переменными затратами. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль.

Маржинальный  анализ (анализ безубыточности) позволяет:

  1. более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
  2. определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов, при котором финансовый результат будет равен нулю;
  3. установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
  4. исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
  5. обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Проведение маржинального  анализа, основанного на соотношении «затраты - объем - прибыль», требует соблюдения ряда условий, таких, как:

  • необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные;
  • переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
  • постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
  • тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.

 

    1. Маржинальный анализ в принятии управленческих решений.

Одним из самых простых и эффективных  методов маржинального анализа  с целью оперативного, а также  стратегического планирования является анализ «издержки — объем — прибыль», который позволяет отследить зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.

Анализ «издержки — объем  — прибыль» служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие  перед финансистами предприятия  на всех четырех основных этапах его  денежного оборота:

I этап

  • Сколько наличного капитала требуется предприятию?
  • Каким образом можно мобилизовать эти средства?
  • До какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага?

II этап

  • Что важнее для предприятия на данном этапе его деятельности: высокая рентабельность или высокая ликвидность?
  • До какой степени можно увеличивать или снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными издержками, и изменять тем самым уровень предпринимательского риска, связанного с предприятием?
  • Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости?
  • Следует ли продавать продукцию ниже ее себестоимости?
  • Какого продукта производить больше: А или Б?
  • Как отзовется на прибыли эффект изменения объема производства и сбыта?

III этап

  • Каким должен быть оптимальный уровень товара, чтобы удовлетворять клиентов, но не связывать при этом слишком много оборотных средств?
  • Какова оптимальная величина получаемого предприятием краткосрочного кредита, позволяющая обеспечивать и стимулировать продажу товара в рассрочку, при одновременном снижении вероятности возникновения безнадежных долгов и минимизации средств, отвлекаемых дебиторской задолженностью?

IV этап

  • Какую часть прибыли распределять в качестве дивидендов?
  • Какая часть нарабатываемого экономического эффекта уходит на погашение долгов и процентов по ним? Не чрезмерный ли это груз для предприятия?
  • Каким образом можно снизить суммы выплачиваемых налогов?

Ключевыми элементами маржинального  анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Действие операционного  рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

Действие финансового  рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Уровень эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с предприятием. Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, наращивание финансовых расходов по заемным средствам сопровождается увеличением силы операционного рычага и возрастанием предпринимательского риска.

Информация о работе Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа