Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Главная цель работы – проанализировать и раскрыть применение маржинального анализа для принятия управленческих решений. Задачи, которые определены в соответствии с поставленной целью, можно сформулировать следующим образом:
- исследовать теоретические аспекты маржинального анализа;
- изучить методы проведения маржинального анализа предприятия, нахождения точки безубыточности, порога рентабельности;
- на практических примерах рассмотреть эффективность применения CVP-анализа при принятии управленческих решений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты применения маржинального анализа.
Анализ как метод обоснования управленческих решений.
Сущность маржинального анализа.
Маржинальный анализ в принятии управленческих решений.
Глава 2. Характеристика предприятия МУП «Водоканал»
2.1. Краткая экономическая характеристика.
2.2. Анализ производственной структуры предприятия.
Глава 3. Практическое применение маржинального метода при анализе финансовых показателей предприятия.
3.1. Анализ прибыли МУП «Водоканал».
3.2. Маржинальный анализ на примере МУП «Водоканал». Методика проведения маржинального анализа.
3.3. Анализ состава и динамики прибыли МУП «Водоканал».
Заключение
Приложения к работе
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа.docx

— 69.57 Кб (Скачать файл)

Маржинальный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.

Сила воздействия операционного  рычага зависит от относительной  величины постоянных издержек. Для  предприятий, отягощенных громоздкими  производственными фондами, большая  сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения  платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент  снижения выручки оборачивается  катастрофическим падением прибыли  и вхождением предприятия в зону убытков.

Маржинальный анализ включает в  себя анализ безубыточности, который  позволяет вычислить такую сумму  или количество продаж, при которой  приход равен расходу. Бизнес не несет  убытков, но не имеет и прибыли. Продажи  ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки  безубыточности приносят прибыль. Точка  безубыточности — это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому  точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем  труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или  услуги, отказаться от неоправданно высокой  цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой  маржи (повышая цену и/или объем  реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.

Идеальные условия для бизнеса  — сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Маржинальный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда — в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками.

Расчет порога рентабельности начинают с деления издержек на переменные и постоянные, так как без этого невозможно вычислить валовую маржу. Сопоставив ее с суммой выручки, получают так называемый коэффициент валовой маржи — долю валовой маржи в выручке от продажи.

Постоянные издержки делят на коэффициент  валовой маржи и получают порог  рентабельности.

Превышение фактической выручки  от продажи над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности  предприятия.

Прогнозируемая прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности  на коэффициент валовой маржи (этот способ расчета прибыли легко  обосновывается проверкой тождества: Запас финансовой прочности × Коэффициент валовой маржи = Прибыль).

Анализ прибыли производится с  целью определения реальной величины чистой прибыли и ее качества, стабильности основных элементов балансовой прибыли, тенденций их изменения и возможности  использования для прогноза прибыли, «зарабатывающей» способности предприятия. Для достижения этих целей в процессе анализа по показателям прибыли, используемым в хозяйственной практике, изучаются: выполнение плана (проекта, прогноза) и динамика; факторы их формирования; резервы роста; направления, пропорции и тенденции распределения прибыли.

В процессе анализа дается оценка плана (прогноза) прибыли. Результаты анализа  используются и для выбора наилучшего варианта инвестиций, развития предприятия  с учетом перспектив.

По результатам анализа разрабатываются  конкретные рекомендации по наиболее эффективному использованию заработанной прибыли, выявленных резервов ее роста. Анализ должен дать ответ и на вопросы  о влиянии на прибыль нарушения  договорной, технической, технологической, финансовой дисциплины.

Источниками информации для анализа  прибыли являются учетные данные, формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана  по формированию прибыли и др.

Прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу  между выручкой от продажи по соответствующим  ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной  продукции.

Выделяют несколько методов  анализа и планирования прибыли. Главные из них — метод прямого  счета и аналитический.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от продажи продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

П = (В × Ц) – (В × С),

где П — плановая прибыль; В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц — цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение  выпуска сравнимой и несравнимой  товарной продукции в планируемом  году по полной себестоимости и в  ценах, а также остатков готовой  продукции на складе и товаров  отгруженных на начало и конец  планируемого года.

Расчет прибыли методом прямого  счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль  определяется не по каждому виду выпускаемой  в планируемом году продукции, а  по всей сравнимой продукции в  целом. Исчисление прибыли аналитическим  методом состоит из трех последовательных этапов:

  • определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
  • исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
  • учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.

Используя данный метод, прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Следует отметить, что  при прямом методе оценки и анализа  плановая прибыль определяется как  общая сумма, без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при  аналитическом методе проявляются  как положительно, так и отрицательно воздействующие на прибыль факторы.

На изменение балансовой прибыли  оказывают влияние многие факторы. По степени соподчиненности —  это факторы первого и второго  порядков.

К факторам первого порядка относятся изменения: прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг); прибыли от прочей реализации; внереализационных результатов.

Факторами второго порядка являются изменения объема, структуры, полной себестоимости реализованной продукции, цен на реализованную продукцию; доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях; штрафов, пени, неустоек, полученных за вычетом уплаченных; прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; поступлений долгов и дебиторской задолженности; финансовой помощи от других предприятий и организаций, пополнения фондов специального назначения и др.

Взаимосвязь факторов первого и  второго порядка с балансовой прибылью прямая, за исключением изменения  себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли, а повышение  — к ее снижению.

Маржинальный анализ предприятия  позволяет предпринимателю, руководству  предприятия достоверно оценить  текущую ситуацию и перспективы. Он должен ответить на вопрос: каковы источники  и суммы денежных средств, которыми располагает фирма, на какие цели и нужды они расходуются?

В рамках анализа оценивается эффективность  использования денежных ресурсов, капитала. Обязательный раздел анализа — изучение состава и источников доходов  и направлений расходов фирмы, рассмотрение объемов продаж товаров и услуг, себестоимости реализованной продукции  с выделением валовых, постоянных и  переменных издержек. Должны быть выделены и оценены показатели прибыли  и рентабельности, выявлены тенденции  их динамики.

Анализ итогового баланса фирмы  дает представление о ее финансовом положении на конец истекшего  периода, оценку собственного капитала, его объемов, динамики и структуры.

Необходимая часть маржинального  анализа — рассмотрение источников формирования и направлений использования  денежных средств предприятия, оценка влияния движения этих средств на использование оборотного капитала. Данные анализа могут быть представлены в таблицах с краткими комментариями и выводами.

 

Глава 2. Характеристика предприятия МУП «Водоканал»

2.1.  Краткая  экономическая  характеристика.

Предприятие основано 1 февраля 2001 года.  
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» является хозрасчетным предприятием, действующим на основании ГК РФ и Устава. Основными задачами предприятия являются: 1).бесперебойное обеспечение населения и предприятий города водой; 
2). прием и очистка сточных жидкостей в пределах имеющегося имущества предприятия; 
3). организация эксплуатации и ремонта систем водоснабжения и канализации;  
4). выполнение работ по водоснабжению частного сектора; 
5). торгово-закупочная деятельность. 
Предприятие осуществляет контроль за рациональным использованием воды, за нормами ПДК сточной жидкости, сбрасываемой предприятиями в горколлектор; принимает в эксплуатацию вновь вводимые объекты для обеспечения потребности города в водоснабжении и канализации; выдает технические условия на водоснабжение и канализацию для вновь вводимых объектов городского строительства. Численность работающих 189 человек.

Водоснабжение  осуществляется водозаборными сооружениями, в состав которых входят: 20 действующих  скважин, 4 резервуара чистой воды, насосная второго подъема для подачи воды в микрорайон «В» производительностью  до 10000 куб.м в сутки, 3 водонапорных башни. 
Протяженность водопроводных сетей обслуживаемых МУП «Водоканал» – 91,9 км; 
Контроль  качества питьевой воды из подающих систем и разводящей сети осуществляется аттестованной лабораторией предприятия.  
Качество питьевой воды без специальной дополнительной подготовки отвечает всем санитарно-микробиологическим, санитарно-техническим, радиологическим требованиям (в соответствии с СаНПиН-2.1.4.1074-01 «Питьевая вода»).

Прием сточных вод  от предприятий, организаций, объектов соцкультбыта и жилого фонда города осуществляется в канализационные  коллекторы. Затем через 6 канализационных  насосных станций (КНС) и самотечный канализационный коллектор стоки  поступают на очистные сооружения (ОС). 
В ведении предприятия находятся две очереди очистных сооружений биологической очистки. Контроль качества сточных вод осуществляет аттестованная лаборатория предприятия.

Целями деятельности предприятия  является извлечение прибыли. Для достижения цели предприятие осуществляет следующие  виды деятельности:    

  • добыча, транспортировка и реализация воды хозяйственно-питьевого и технологического назначения потребителям на территории города.
  • прием, отвод и очистка хозяйственно-бытовых стоков принимаемых от населения, промышленных предприятий и организаций;
  • обеспечение бесперебойной и безопасной эксплуатации систем водоснабжения  и очистных сооружений;
  • развитие и усовершенствование систем водоснабжения, канализации и очистки хозяйственно-бытовых стоков;
  • осуществление постоянного контроля за рациональным использованием добываемой воды;
  • определение потребности в питьевой воде и организация отвода хозяйствен-но-бытовых стоков;
  • проектирование и выдача технических условий на подключение к инженерным  сетям, находящихся на балансе предприятия;
  • заработка и реализация планов по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту оборудования, транспорта, инженерных сетей и сооружений на них;
  • деятельность по перевозке грузов транспортом, принадлежащим МУП «Водоканал»;
  • деятельность предприятия не ограничивается вышеназванными видами. Предприятие имеет гражданские права и несет обязанности необходимые для осуществления всех видов деятельности, не запрещенных Федеральным законодательством.

Для осуществления лицензируемых  видов деятельности предприятие получает лицензию в установленном законодательством порядке.

Источниками формирования имущества предприятия являются: имущество, передаваемое ему собственником при создании предприятия; имущество (денежные и материальные ресурсы) переданные ему собственником в процессе ведения производственно-хозяйственной деятельности; доходы, полученные от реализации продукции (работ, услуг); доходы, полученные от других видов производственно-хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательс-твом; банковские кредиты; доходы от ценных бумаг; имущество, поступившее предприятию по другим предусмотренным законодательством основаниям.

Информация о работе Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа