Проблема безработицы и особенности государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Введение
1 Безработица как проявление макроэкономической нестабильности
1.1 Виды безработицы и их сщность
1.2 Социально-экономические последствия безроботицы
1.3 Регулирование рынка тр Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание работы

Введение 3

1 Безработица как проявление макроэкономической нестабильности 5
1.1 Виды безработицы и их сщность 5
1.2 Социально-экономические последствия безроботицы 10
1.3 Регулирование рынка труда 13

2 Зарубежый опыт регулирования рынка труда на примере развитых стран 18
2.1 Специфика регулирования рынка труда в США 18
2.2 Специфика регулирования рынка труда в Японии 21

3 Государственное регулирование безработицы в РБ 26
3.1 Анализ безработицы в РБ и её реализация государством 26
3.2Совершенствование путей государственного регулирования безработицы 31

Заключение 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 625.56 Кб (Скачать файл)

 Как среди мужчин, так  и среди женщин максимальный  уровень безработицы был зафиксирован  в возрастной группе 16-20 лет. Однако  если у лиц мужского пола, входящих  в эту возрастную группу, уровень  безработицы в мае 2009 года равнялся 26,7%, то у лиц женского пола значение данного показателя в данной возрастной группе составило 18,6%.

 Уровень безработицы  среди представителей расовых  и этнических меньшинств почти  в два раза выше, чем среди  белых американцев. 

 Во многом неравноправным  как по возможностям трудоустройства,  так и по уровню зарплаты  остается положение женщин.

 Государственное регулирование  рынка рабочей силы в США  призвано не допустить роста  безработицы до уровня, угрожающего  серьезными социальными потрясениями. Кроме того, оно призвано смягчить  последствия множества других  диспропорций структурного характера.  Например, хроническая безработица  сопровождается большим количеством  незаполненных вакансий, нехваткой  целого ряда специалистов, в том  числе новейших профессий, порожденных  потребностями научно-технического  прогресса. В этих условиях, особенно  на новом этапе НТР, еще одной  важной функцией государства  в сфере труда становится профессиональная  подготовка и переподготовка  рабочей силы, развитие системы  образования. 

 В настоящее время  можно выделить четыре основных  направления и государственного  регулирования рынка труда: 

1 программы по стимулированию  роста занятости и увеличению  числа рабочих мест;

2 программы, направленные  на подготовку и переподготовку  рабочей силы;

3 программы содействия  найму рабочей силы;

4 программы по социальному  страхованию безработицы. 

 В рамках этих программ  в США были созданы сотни  рабочих мест, прежде всего, в  государственном секторе экономики.  А в настоящее время американское  правительство делает главный  упор на создание рабочих мест  не в государственном секторе,  а в частном - с помощью различного  рода мер косвенного регулирования  (налоговых льгот, государственных  субсидий и т.д.).

 Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Так, Служба трудоустройства, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, поиском вакансий для них, тестированием претендентов на работу для определения их квалификации.

 Характерная особенность  государственных агентств содействия  найму в последнее десятилетие  - оснащение их современной электронно-вычислительной  техникой, что позволяет создавать  базы данных как об имеющихся вакансиях, так и о претендентах на работу. И в ряде случаев производится автоматизированный подбор претендентов на вакансии.

 Во второй половине 90-х годов в США действовало  100 различных, практически не связанных  друг с другом государственных  программ в области подготовки  и переподготовки кадров под  эгидой Министерства труда и  образования. В настоящее время  ведется работа по объединению  многих из этих программ и  повышению их эффективности. Ключевая задача в данной области - повсеместное создание так называемых центров развития карьеры, где нуждающиеся смогут получать необходимую информацию о вакансиях в конкретном регионе и за его пределами, о существующих программах переподготовки и т.д.

 Следует обратить внимание  и на влияние на рынок труда  в США глобализации американской  экономики, которая в наибольшей  степени из других стран Запада  вовлечена в мировое хозяйство.  Глобализация экономики страны  для США имеет как свои преимущества, так и недостатки.

 Основные преимущества: дешевый импорт из третьих  стран сдерживает инфляцию и  способствует увеличению доходов  и потребительского спроса; идет  приток капиталов и квалифицированной  рабочей силы (прежде всего ученых  и инженеров) из-за рубежа; рост  экспорта американских товаров  означает дополнительные рабочие  места, часто высокооплачиваемые; вывоз капитала за рубеж, особенно  прямых инвестиций, создает благоприятные  условия для функционирования  американских компаний в мировом  хозяйстве за счет более низких  издержек производства.

 Однако многие из  вышеотмеченных процессов имеют  негативный характер.

 Во-первых, миллионы американцев  теряют рабочие места вследствие  перевода производств за рубеж  и увеличения масштабов импорта. 

 Во-вторых, усиление международной  конкуренции все чаще приводит  к снижению ставок заработной  платы как альтернативы вывоза  предприятий за рубеж. 

 В-третьих, поскольку  предприятия, открываемые за рубежом,  оснащаются самым современным  оборудованием, собственно американские  предприятия могут потерять их  конкурентные преимущества —  высокое качество и надежность  товаров. 

 В-четвертых, иммигранты  в США, особенно нелегальные,  и иностранная рабочая сила  на американских предприятиях  за рубежом нередко используются  с нарушением основных трудовых  стандартов, принятых МОТ в 1998 г. и обязательных для исполнения  всеми странами-участницами. Имеются  в виду пять фундаментальных  принципов - право на свободу  ассоциаций, право на заключение  коллективных договоров, ликвидация  обязательного или принудительного  труда, ликвидация детского труда,  ликвидация дискриминации при  найме на работу. Кроме того, в  самих США применительно к  нелегальным иммигрантам нередко  нарушается и американское законодательство  о минимальном уровне оплаты  труда, составляющем в 2000 г. 5,15 долл. в час. 

 Таким образом, глобализация  экономики существенно влияет  на американский рынок труда  и отношения в этой сфере,  порождая немало проблем. К  некоторым из них экономика  успешно приспосабливается, другие  требуют более активной и взвешенной  реакции государства. 

 Перечисленные направления  не исчерпывают всей гаммы  методов воздействия на занятость.  Немалую роль играет комплекс  мер косвенного регулирования  рынка рабочей силы: налоговая,  денежно-кредитная и амортизационная  политика правительства и т.д.  Основой же, определяющей политику на рынке труда, является законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п.

 Меры косвенного регулирования  рынка рабочей силы одновременно  являются мерами макроэкономического  регулирования и влияют на  динамику занятости и безработицы  через общую деловую конъюнктуру  в стране.

 В целом американский  опыт функционирования рынка  труда показывает, что, основываясь  на базисных принципах рыночной  экономики, он достаточно эффективно  способствует рациональному использованию  главного экономического ресурса  страны – его трудового потенциала.

 

2.2 Специфика регулирования  рынка труда в Японии 

 

 Япония в силу своего  местоположения, многовековой истории  и, как следствие, традиций  обладает весьма специфичными  особенностями рынка труда. 

 Главными особенностями  рынка труда Японии следует  отметить пожизненный найм в крупных корпорациях, а также оплату труда в зависимости от стажа работы. Как правило, только компании-гиганты могут позволить себе обеспечить гарантиями занятости свой персонал до конца их стажа, однако, ни в одном коллективном договоре нельзя найти пункт о пожизненном найме – это само собой разумеющееся правило, соблюдаемое обеими сторонами договора, но – негласное.

 С помощью этой системы  японским компаниям удавалось  создать атмосферу единения интересов  работников и работодателей в  рамках компании, тем самым в  максимальной степени мобилизуя  трудовой потенциал на достижение  самых высоких производственных  показателей. 

 Обратная сторона этой  системы заключалась в том,  что при ухудшении экономической  конъюнктуры компании не увольняли  становившуюся излишней рабочую  силу, а "консервировали" ее  до лучших времен в рамках  самой компании, переводя работников  на сокращенный рабочий день  или "расфасовывая" их по  отдельным производственным участкам. При сохранении высоких и стабильных  доходов в условиях быстрого  экономического роста такая стратегия  со стороны компаний оставалась  рентабельной, хотя сами работники  временами лишались части своего  дохода.

 Однако в настоящее  время наблюдается процесс перехода  к более традиционным для Запада  формам организации бизнеса –  компании больше не напоминают  замкнутые семейные предприятия и наблюдается жесткая конкуренция с конкурентами извне.

 Также нужно отметить, что несмотря на возрастающую социальную роль женщины, положение работающей японки остается по некоторым пунктам более шатким, чем у японца. Обусловлено это теми же традициями, в частности, конфуцианством, согласно которому женщина занимает подчиненное положение по отношению к мужчине. Опять-таки это нигде жестко не прописано, но тем не менее крепко засело в головах современных японцев. Современные японки предпочитают даже не брать отпуск по беременности и родам, т.к. потом чрезвычайно сложно восстановиться на работе в той же должности.

 Общепризнанным является  тот факт, что японская экономика  в послевоенные годы добилась  выдающихся успехов, главным образом,  благодаря своеобразной системе  управления трудом, которая была  сориентирована на долговременное  закрепление кадров на предприятии,  то есть на так называемый  «закрытый рынок труда».

 Всего десятилетие  японская система управления  с трудом считалась среди предпринимателей  и ученых мира одной из наиболее  эффективных и жизнеспособных  моделей, которой принадлежит  будущее. Она виделась как некий  конгломерат средств и методов,  в котором гибкость сочеталась  с определенной жесткостью, где  меры централизованного, волевого  управления дополнялись рыночными  механизмами саморегулирования,  однако в последнее время и  ей пришлось столкнуться с  экономическими трудностями, вызвавшими  рост безработицы (в 2000 г. –  49%). В средне- и долгосрочной перспективе  в японской промышленности ожидаются  структурные изменения, обусловленные  интернационализацией (глобализацией)  экономической деятельности и  развитием информационных технологий. Это, несомненно, повлияет на ситуацию  на рынке труда. 

 В связи, с чем в последние годы, исходя из задач структурной перестройки экономики, Министерство труда Японии разрабатывает и пытается реализовать ряд комплексных мер, направленных на стабилизацию рынка труда страны, среди которых:

- руководителям фирм, стремящимся  сохранить рабочие места в  условиях циклических колебаний  спроса на рабочую силу, выделяются  дотации на поддержание занятости; 

- учитывая динамизм средних  и малых предприятий и опираясь  на закон «О содействии совершенствованию  управления вопросами занятости  на средних и малых предприятиях  в целях обеспечения их трудовыми  ресурсами», Министерство труда  Японии принимает участие в  организации обучения работников  и создании привлекательных условий  труда на венчурных и других  средних и малых предприятиях;

- на основе закона  «Об обеспечении занятости по  видам работ» нанимателям, расширяющим  возможности трудоустройства и  развития профессиональных способностей  трудящихся при перетоке рабочей силы из одних отраслей промышленности (или предприятий) в другие, организующим конференции и семинары, на которых можно получить информацию, облегчающую перераспределение рабочей силы, предоставляются субсидии;

- участие государства  в регулировании ситуации на  рынке рабочей силы проявилось  и в организации государственных  бюро по обеспечению занятости (далее - ГБОЗ). Однако ими не исчерпывается перечень посредников в трудоустройстве. Значительную роль играют частные агентства. Изменения в предложении и спросе на рабочую силу сопровождаются совершенствованием деятельности этих структур;

- среди предусмотренных  Министерством труда мер - содействие  в трудоустройстве выпускников  учебных заведений. Организации  по обеспечению занятости населения  проводят профконсультирования выпускников средних школы и предоставляют им услуги по подысканию работы. Университеты и колледжи также помогают своим выпускникам в профессиональной ориентации и трудоустройстве;

- в соответствии с  законом «О содействии в трудоустройстве  и иной помощи инвалидам» осуществляются  программы по поддержанию и  повышению уровня занятости инвалидов; 

- функционирует также  система страхования по безработице.  Людям, потерявшим работу, выплачиваются  пособия. Предпринимаются меры, направленные  на предотвращение массовых увольнений, расширение возможностей трудоустройства. 

Информация о работе Проблема безработицы и особенности государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь