Проблема безработицы и особенности государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Введение
1 Безработица как проявление макроэкономической нестабильности
1.1 Виды безработицы и их сщность
1.2 Социально-экономические последствия безроботицы
1.3 Регулирование рынка тр Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание работы

Введение 3

1 Безработица как проявление макроэкономической нестабильности 5
1.1 Виды безработицы и их сщность 5
1.2 Социально-экономические последствия безроботицы 10
1.3 Регулирование рынка труда 13

2 Зарубежый опыт регулирования рынка труда на примере развитых стран 18
2.1 Специфика регулирования рынка труда в США 18
2.2 Специфика регулирования рынка труда в Японии 21

3 Государственное регулирование безработицы в РБ 26
3.1 Анализ безработицы в РБ и её реализация государством 26
3.2Совершенствование путей государственного регулирования безработицы 31

Заключение 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 625.56 Кб (Скачать файл)

Основной целью Государственной  программы является повышение эффективности  использования трудовых ресурсов и  конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

В рамках реализации Государственной  программы предполагается решение следующих задач:

сохранение стабильной ситуации в сфере занятости;

интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

совершенствование системы  подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;

информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения.

Государственную программу  предусматривается реализовать  по следующим основным направлениям:

осуществление мониторинга состояния рынка труда;

содействие нанимателям  в структурной перестройке экономики;

содействие самостоятельной занятости безработных;

обеспечение занятости молодежи;

профессиональная реабилитация и содействие в трудоустройстве инвалидов;

содействие в трудоустройстве  граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел;

содействие занятости  женщин;

содействие занятости  длительно неработающих граждан;

обеспечение занятости населения  в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким  уровнем безработицы, сельской местности;

совершенствование системы  подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;

информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения;

обеспечение социальных выплат безработным.

Приоритетное внимание в  Государственной программе уделено  мониторингу состояния рынка  труда, в том числе организаций, оказывающих значительное влияние  на региональные рынки труда, по вопросам использования рабочего времени  на производстве, организаций, неплатежеспособность которых приобретает или имеет  устойчивый характер, а также организаций, подлежащих приватизации.

Национальным статистическим комитетом начиная с 2012 года будет проводиться выборочное обследование домашних хозяйств по вопросам занятости населения с использованием методологии Международной организации труда, что позволит выявлять категории трудоспособных граждан, не занятых в экономике, объективно оценивать трудовые ресурсы, а также возможные резервы для включения в экономическую деятельность. 5

Содействие нанимателям  в структурной перестройке экономики  планируется осуществлять путем  оказания помощи в выявлении потенциально избыточной численности персонала, разработке планов реструктуризации организации  с реализацией упреждающих мер, направленных на минимизацию социальных издержек для работников, находящихся  под риском увольнения, и их дальнейшее трудоустройство на новые рабочие места.

Совместно с ПРООН предусматривается  реализация проектов международной  технической помощи ”Содействие  социально-ответственному реструктурированию предприятий в Республике Беларусь“, ”Социальная интеграция и достойная  занятость людей с ограниченными возможностями“.

Планируется дальнейшее стимулирование нанимателей, создающих новые рабочие  места для трудоустройства на них граждан в наукоемких и  высокотехнологичных производствах, в том числе в сфере востребованных услуг, путем предоставления им бюджетных  ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты (далее –  Фонд), а также разработка механизма  по трудовой реабилитации лиц, освобожденных  из мест лишения свободы, за счет субсидирования таких рабочих мест из средств Фонда.

Для обеспечения необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной  рабочей силой будет осуществляться регулирование внешней трудовой миграции посредством организации  мониторинга миграционных процессов  в сфере трудовых ресурсов, контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по трудоустройству граждан Республики Беларусь за рубежом, согласования разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, подготовки перечня профессий рабочих и должностей служащих, потребность в работниках по которым в республике не удовлетворяется.

Органами по труду, занятости  и социальной защите совместно с заинтересованными будут выработаны механизмы микрофинансирования безработных, желающих организовать предпринимательскую деятельность.

Особое внимание в Государственной  программе уделено интеграции в  трудовую сферу целевых групп  населения, нуждающихся в социальной поддержке. В частности, предусматривается  обеспечить:

         развитие системы профессиональной ориентации, направленной на повышение престижа рабочих профессий, а также формирование у учащихся намерений приобрести такие профессии;

взаимодействие органов  по труду, занятости и социальной защите и медико-реабилитационных экспертных комиссий, которое будет способствовать выполнению инвалидами индивидуальных программ профессиональной и трудовой реабилитации; 

разработку и реализацию механизма создания рабочих мест, в том числе с использованием надомного труда, для инвалидов, лиц с умственными и множественными нарушениями развития на базе производственно-торгового  частного унитарного предприятия ”Центр социальных работ“ общественного объединения  ”Белорусский фонд милосердия и здоровья“.

Будут приняты меры по повышению  конкурентоспособности на рынке  труда граждан, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трех лет, путем направления таких граждан  на профессиональное обучение на условиях, предусмотренных для безработных.

Мероприятия по обеспечению  занятости населения в малых, средних городских поселениях и  районах республики с наиболее сложной  ситуацией на рынке труда планируется  реализовать в рамках областных  программ содействия занятости населения.

Кроме того, будут приняты  меры по обеспечению занятости населения  еще в 7 регионах – в Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области, определенные в Государственной программе социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 80, 1/11503).

Согласно Государственной  программе устойчивого развития села на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 88, 1/12739), предусматривается выполнение мероприятий по обеспечению занятости  населения в сельской местности.

Продолжится работа по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с потребностями развития экономики, формированию графиков профессионального обучения безработных в разрезе учреждений образования и по регионам.

Планируется расширить возможности  информационного обеспечения населения  и организаций по вопросам занятости  посредством глобальной компьютерной сети Интернет.

Создание единого информационного  портала службы занятости позволит:

нанимателям самостоятельно размещать сведения о вакансиях  в своих организациях, а также  осуществлять подбор работников из базы данных безработных;

гражданам получать необходимую  и актуальную информацию об интересующих их свободных рабочих местах, знакомиться  с профессиограммами по новым профессиям, востребованным на рынке труда;

обеспечить функционирование программных комплексов, прикладного  программного обеспечения по учету  и движению безработных с использованием государственных информационных ресурсов.

С учетом развития ситуации на рынке труда будет проработан вопрос о введении системы социального  страхования населения от безработицы.

По каждой из задач предусматривается  реализация мероприятий Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год согласно приложению 1.[11]

 

Заключение

 

В заключение своей курсовой работы я хотела бы подвести некоторые  итоги.

 Проблема роста безработицы  обостряется сегодня в большинстве  стран мира. Проблема безработицы  является одной из фундаментальных  в развитии и функционировании  человеческого общества. Несмотря  на объективный характер безработицы,  социально-экономические потери, которые  она порождает, очевидны.

 В Беларуси решение  проблем занятости и безработицы  осложняется недостаточно развитым  организационным механизмом рынка  труда, слабо поставленными статистикой трудовых ресурсов, сбором информации и ее распространением, отсутствием помощи трудоспособным в поисках рабочего места. Отмеченные процессы на рынке труда требуют активного государственного регулирования. Безработица пагубно сказывается на всей экономической жизни общества. Она, прежде всего, ведет к экономическим потерям, снижает уровень реального фактического выпуска национального продукта.

 Помимо экономических  потерь безработица приводит  и к внеэкономическим издержкам,  т.е. к определенным негативным  социальным последствиям. Всегда  человек, оказавшийся без работы  не по своей воле, впадает в  угнетенное, беспокойное состояние,  со временем, если работу не  удается найти, оно перерастает  в депрессию, с которой трудно  бороться. Как правило, находясь  без работы, работник утрачивает  свою квалификацию, может возникнуть  социальная апатия, деморализация.  Данные явления, если они массово  распространены в обществе, неизбежно  приводят к социальным конфликтам  и усложнению общей обстановке  в стране.

 Понятно, что безработица  была, есть и будет и поэтому  задача государственных органов  занятости должна состоять в  том, чтобы не допустить длительной  безработицы конкретного человека 

 Современный этап развития  связан с новым взглядом на  рынок труда как один из  ключевых моментов в экономике.  Рынок труда – сложный и  своеобразный элемент. Он имеет  свои особенности становления,  современные тенденции развития, выполняет ряд уникальных функций.  Как говорилось в данной курсовой  работе, рынок труда играет важную  роль в процессе развития общественно-экономических  отношений. 

 Рынок труда Республики  Беларусь, равно как и рынки  других государств, оказывают влияние  на общество. Имея ряд различий  в процессе своего становления,  функционирования, регулирования, рынок  труда Беларуси выполняет те  же функции, что и рынки труда  в мире.

 В результате написания  курсовой работы можно сделать  вывод о том, что рынок труда  – сложный механизм, требующий  внимания, контроля и  регулирования.  Государственное регулирование  используется в интересах всего общества, позволяет устранить негативные процессы на рынке труда и закрепить процессы развития и инноваций.

 Регулирование рынка  труда осуществляется в настоящий  момент во всех странах мира, в том числе и в развитых. Не может быть создан эффективный рынок труда и эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства. Не может рынок труда работать как сложенный механизм, если нет установленных правил работы этой системы.

 

Список использованных источников

 

1 Базылева Н. И., Гурко С. П. Макроэкономика: Учеб.пособие / Н. И. Базылева, С. П. Гурко – Мн.: БГЭУ, 2000 г. – 319 с.

 2 Бреев Б., Костенко Т., Нанавян А. Экономические последствия безработицы: оценка потерь / Общество и экономика. – 2002. - №5. – с.98-112.

3 Чепурина, М. Н., Киселев, Е. А. Курс экономической теории: Учеб.пособие / М. Н. Чепурина, Е. А. Кисилев, - Киров 2002 г. – 832 с.

4 Заславский, И.Е Труд, занятость безработица / И.Е. Заславский - М.: Наука,1992.

5 Юрова, Н. В. Проблемы рынка труда в РБ и пути их решения / Экономика и управление. – 2010 г. – с. 136-140.

6 Бреев Б., Костенко Т., Нанавян А. Экономические последствия безработицы: оценка потерь / Общество и экономика. – 2002. - №5. – с.98-112.

7 Булатов, А.С. Экономика: Учеб.пособие / А. С. Булатов, - Москва 2002 г., 896 с.

  8 Шевченко, С. В., Рынок труда в Республике Беларусь: динамика развития и основные тенденции / С. В. Шевченко, - Минск 2010 г., - с. 82 – 87.

9 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учебное пособие / И.М. Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ»,  2004.-576с.

10 Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г. № 125-З

11 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь//http://www.mintrud.gov.by/, дата доступа 22.11.2012г.

12 Официальный сайт Национального бюро статистики США// http://www.bea.gov/, дата доступа 17.11.2012г.

13 Официальный сайт Президента Республики Беларусь//http://www.president.gov.by/, дата доступа 27.11.2012г.

Информация о работе Проблема безработицы и особенности государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь