Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:27, курсовая работа
Введение
1 Безработица как проявление макроэкономической нестабильности
1.1 Виды безработицы и их сщность
1.2 Социально-экономические последствия безроботицы
1.3 Регулирование рынка тр Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Введение 3
1 Безработица как проявление макроэкономической нестабильности 5
1.1 Виды безработицы и их сщность 5
1.2 Социально-экономические последствия безроботицы 10
1.3 Регулирование рынка труда 13
2 Зарубежый опыт регулирования рынка труда на примере развитых стран 18
2.1 Специфика регулирования рынка труда в США 18
2.2 Специфика регулирования рынка труда в Японии 21
3 Государственное регулирование безработицы в РБ 26
3.1 Анализ безработицы в РБ и её реализация государством 26
3.2Совершенствование путей государственного регулирования безработицы 31
Заключение 35
Список использованных источников 37
Основной целью
В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач:
сохранение стабильной ситуации в сфере занятости;
интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения.
Государственную программу предусматривается реализовать по следующим основным направлениям:
осуществление мониторинга состояния рынка труда;
содействие нанимателям
в структурной перестройке
содействие самостоятельной занятости безработных;
обеспечение занятости молодежи;
профессиональная реабилитация и содействие в трудоустройстве инвалидов;
содействие в трудоустройстве граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел;
содействие занятости женщин;
содействие занятости длительно неработающих граждан;
обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы, сельской местности;
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения;
обеспечение социальных выплат безработным.
Приоритетное внимание в
Государственной программе
Национальным статистическим комитетом начиная с 2012 года будет проводиться выборочное обследование домашних хозяйств по вопросам занятости населения с использованием методологии Международной организации труда, что позволит выявлять категории трудоспособных граждан, не занятых в экономике, объективно оценивать трудовые ресурсы, а также возможные резервы для включения в экономическую деятельность. 5
Содействие нанимателям
в структурной перестройке
Совместно с ПРООН предусматривается реализация проектов международной технической помощи ”Содействие социально-ответственному реструктурированию предприятий в Республике Беларусь“, ”Социальная интеграция и достойная занятость людей с ограниченными возможностями“.
Планируется дальнейшее стимулирование
нанимателей, создающих новые рабочие
места для трудоустройства на
них граждан в наукоемких и
высокотехнологичных
Для обеспечения необходимого
баланса между использованием национальных
трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной
рабочей силой будет
Органами по труду, занятости и социальной защите совместно с заинтересованными будут выработаны механизмы микрофинансирования безработных, желающих организовать предпринимательскую деятельность.
Особое внимание в Государственной программе уделено интеграции в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. В частности, предусматривается обеспечить:
развитие системы профессиональной ориентации, направленной на повышение престижа рабочих профессий, а также формирование у учащихся намерений приобрести такие профессии;
взаимодействие органов по труду, занятости и социальной защите и медико-реабилитационных экспертных комиссий, которое будет способствовать выполнению инвалидами индивидуальных программ профессиональной и трудовой реабилитации;
разработку и реализацию
механизма создания рабочих мест,
в том числе с использованием
надомного труда, для инвалидов,
лиц с умственными и
Будут приняты меры по повышению
конкурентоспособности на рынке
труда граждан, осуществляющих уход
за ребенком в возрасте до трех лет,
путем направления таких
Мероприятия по обеспечению занятости населения в малых, средних городских поселениях и районах республики с наиболее сложной ситуацией на рынке труда планируется реализовать в рамках областных программ содействия занятости населения.
Кроме того, будут приняты
меры по обеспечению занятости
Согласно Государственной программе устойчивого развития села на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 88, 1/12739), предусматривается выполнение мероприятий по обеспечению занятости населения в сельской местности.
Продолжится работа по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с потребностями развития экономики, формированию графиков профессионального обучения безработных в разрезе учреждений образования и по регионам.
Планируется расширить возможности
информационного обеспечения
Создание единого
нанимателям самостоятельно размещать сведения о вакансиях в своих организациях, а также осуществлять подбор работников из базы данных безработных;
гражданам получать необходимую и актуальную информацию об интересующих их свободных рабочих местах, знакомиться с профессиограммами по новым профессиям, востребованным на рынке труда;
обеспечить функционирование программных комплексов, прикладного программного обеспечения по учету и движению безработных с использованием государственных информационных ресурсов.
С учетом развития ситуации на рынке труда будет проработан вопрос о введении системы социального страхования населения от безработицы.
По каждой из задач предусматривается реализация мероприятий Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год согласно приложению 1.[11]
Заключение
В заключение своей курсовой работы я хотела бы подвести некоторые итоги.
Проблема роста безработицы
обостряется сегодня в
В Беларуси решение
проблем занятости и
Помимо экономических
потерь безработица приводит
и к внеэкономическим
Понятно, что безработица
была, есть и будет и поэтому
задача государственных
Современный этап развития
связан с новым взглядом на
рынок труда как один из
ключевых моментов в экономике.
Рынок труда Республики
Беларусь, равно как и рынки
других государств, оказывают влияние
на общество. Имея ряд различий
в процессе своего становления,
В результате написания курсовой работы можно сделать вывод о том, что рынок труда – сложный механизм, требующий внимания, контроля и регулирования. Государственное регулирование используется в интересах всего общества, позволяет устранить негативные процессы на рынке труда и закрепить процессы развития и инноваций.
Регулирование рынка
труда осуществляется в
Список использованных источников
1 Базылева Н. И., Гурко С. П. Макроэкономика: Учеб.пособие / Н. И. Базылева, С. П. Гурко – Мн.: БГЭУ, 2000 г. – 319 с.
2 Бреев Б., Костенко Т., Нанавян А. Экономические последствия безработицы: оценка потерь / Общество и экономика. – 2002. - №5. – с.98-112.
3 Чепурина, М. Н., Киселев, Е. А. Курс экономической теории: Учеб.пособие / М. Н. Чепурина, Е. А. Кисилев, - Киров 2002 г. – 832 с.
4 Заславский, И.Е Труд, занятость безработица / И.Е. Заславский - М.: Наука,1992.
5 Юрова, Н. В. Проблемы рынка труда в РБ и пути их решения / Экономика и управление. – 2010 г. – с. 136-140.
6 Бреев Б., Костенко Т., Нанавян А. Экономические последствия безработицы: оценка потерь / Общество и экономика. – 2002. - №5. – с.98-112.
7 Булатов, А.С. Экономика: Учеб.пособие / А. С. Булатов, - Москва 2002 г., 896 с.
8 Шевченко, С. В., Рынок труда в Республике Беларусь: динамика развития и основные тенденции / С. В. Шевченко, - Минск 2010 г., - с. 82 – 87.
9 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учебное пособие / И.М. Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004.-576с.
10 Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г. № 125-З
11 Официальный сайт Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь//http://www.mintrud.
12 Официальный сайт Национального бюро статистики США// http://www.bea.gov/, дата доступа 17.11.2012г.
13 Официальный
сайт Президента Республики Беларусь//http://www.