Проблема безработицы и особенности государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Введение
1 Безработица как проявление макроэкономической нестабильности
1.1 Виды безработицы и их сщность
1.2 Социально-экономические последствия безроботицы
1.3 Регулирование рынка тр Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание работы

Введение 3

1 Безработица как проявление макроэкономической нестабильности 5
1.1 Виды безработицы и их сщность 5
1.2 Социально-экономические последствия безроботицы 10
1.3 Регулирование рынка труда 13

2 Зарубежый опыт регулирования рынка труда на примере развитых стран 18
2.1 Специфика регулирования рынка труда в США 18
2.2 Специфика регулирования рынка труда в Японии 21

3 Государственное регулирование безработицы в РБ 26
3.1 Анализ безработицы в РБ и её реализация государством 26
3.2Совершенствование путей государственного регулирования безработицы 31

Заключение 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 625.56 Кб (Скачать файл)

 В Японии эффективно  функционирует комплекс законодательных  актов в сфере занятости. Все  меры, разрабатываемые на их основе, представляют собой систему управления  вопросами обеспечения занятости  населения (СУВОЗ), центральное место в которой занимает закон «По обеспечению занятости населения». Его реализация должна содействовать сбалансированному развитию народного хозяйства путем достижения полной занятости населения на основе установления качественной) количественного баланса между предложением рабочей силы и спросом 1 нее, создавать трудящимся условия для эффективного использования создавать трудящимся условия для эффективного использования их способностей, повышая их экономический и социальный статус.

 Данный закон предусматривает  создание государственной службы  занятости, которая совместно  с другими государственными, муниципальными  и частными организациями будет  обеспечивать людям трудоустройство  в соответствии с их способностями  и удовлетворять потребности  экономики в рабочей силе.

 Основными задачами  системы управления вопросами  обеспечения занятости в Японии  являются:

- сбор и анализ данных  о ситуации на рынке труда,  получаемых от ГБОЗ: информация  о занятости и тенденциях в  динамике безработицы, о вакансиях  и обращениях по поводу трудоустройства;  информация, необходимая работодателям  для подбора кадров и управления  персоналом;

- организация самообслуживания  клиентов, использование ими компьютеров  для получения адресов и номеров  телефонов работодателей, сообщивших  о вакансиях. Поэтому лицо, занятое  поиском работы, может связаться  с нанимателем, не регистрируясь  в ГБОЗ;

- оказание профориентационных услуг, организация встреч начальников отделов кадров предприятий, организация встреч работодателей, предлагающих работу с лицами, занятыми ее поиском;

- трудоустройство руководящего  персонала и работников среднего  звена, которым занимаются специальные  организации, располагающие банком  данных о квалифицированных специалистах. Они же обеспечивают компетентным  персоналом средние и малые  предприятия, а также содействуют  трудоустройству пожилых людей; 

- организация обучения  и переобучения граждан с сохранением  выплаты пособия по безработице  в течение всего периода прохождения  таких курсов. При Министерстве  труда существует специальная  организация, именуемая Корпорацией,  по содействию в трудоустройстве,  в ведении которой находятся  центры повышения квалификации, занимающиеся профессиональной  переподготовкой и организующие  курсы повышения квалификации. Курсы  для безработных длятся в среднем  около шести месяцев. 

 Основная доля программ  обучения, предусмотренных министерством,  направлена на оказание помощи  предприятиям в определенных  регионах и отраслях промышленности, где проходит реструктуризация.

 Важное место среди  мер, осуществляемых СУВОЗ, занимают  те, которые направлены на улучшение  положения в области занятости,  увеличения возможностей для  трудоустройства и развитие профессиональных  способностей работников.

 Увеличению занятости  способствует предоставление помощи  нанимателям: 

- временно увольняющим  работников или направляющим  их на профессиональную подготовку, а также в случае вынужденного  сокращения производства, вызванного  колебаниями конъюнктуры, структурными  изменениями и другими экономическими  причинами; 

- не увольняющим работников, достигших пенсионного возраста;

- готовым принять на  работу инвалидов и иных лиц,  испытывающих сложности в трудоустройстве; 

- предоставляющим пожилым  работникам возможность пройти  профподготовку в государственных учреждениях и в течение периода учебы выплачивающим им заработную плату;

- держащим в штате  сезонных работников весь год  (для определенных регионов);

- предоставляющим женщинам  отпуска по уходу за ребенком  или нанимающим женщин, уволившихся  по причине беременности и  др.

 Расходы, связанные  со страхованием в сфере занятости,  покрываются взносами, выплачиваемыми  работниками и работодателями. В  фонды пособий по безработице  наниматели и работники платят  сумму, составляющую 1,1% ФЗП (в  равных долях). Сумма, соответствующая  0,35% ФЗП (в строительстве —  0,45%), вносится нанимателями и  поступает в фонды, из которых оплачиваются расходы на осуществление мер по обеспечению занятости населения.

 Размер пособия по  безработице определяется, в основном, исходя из уровня заработной  платы, которую безработный получал  перед потерей работы. Устанавливается  его минимальная и максимальная  величина. Продолжительность выплаты  пособий зависит от возраста, стажа работы за прошедший  период страхования и т.д. Практикуется  продление срока выплаты пособий  для определенных категорий лиц,  в частности, безработных инвалидов. 

 Своеобразной является  организация работы по регулированию  рынка труда в территориальных  образованиях Японии. В каждой  префектуре функционируют отделы  труда, в которых, как правило,  имеются два сектора: обеспечения  занятости и страхования в  области занятости. По закону  «Об обеспечении занятости» губернаторы  префектур уполномочены осуществлять  руководство и надзор за деятельностью  своих подчиненных, ответственных  за решение вопросов труда,  и директоров ГБОЗ.

 Подготовка служащих  бюро осуществляется обычно на  рабочем месте. А курсы бучения  вне работы чаще всего длятся  недолго и служат дополнением  к обучению в процессе работы. Один из важных методов обучения  на работе — ротация, т.е.  переход от выполнения одного  вида обязанностей к другому,  например, от работы с пособиями  к работе по трудоустройству. 

 Ротация сопровождается  стандартизированным набором курсов  обучения вне работы, включая  начальный курс для всех новых  служащих, основной курс - через два  года после начала работы и  курс повышенного типа - после  10 лет работы. Служащим со стажем 15-20 лет предлагаются специальные  курсы на выбор. Специальное  обучение вне работы предусмотрено  также для тех, кто назначен на руководящую должность.[7, с. 87]

 

Вывод

 

 Таким образом, проанализировав развитие уровня безработицы в США и в Японии, можно сделать вывод о том, что при создавшемся положении безработицы необходимо противодействовать нарастающей ее волне и в связи с этим уже сейчас принимаются решительные меры, такие как: создание новых рабочих мест, содействие самозанятости населения, развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса, формирование фондов страхования по безработице, организация бирж труда и другое.

 Реализация рассмотренных  мероприятий позволит создать  необходимые условия для обеспечения  и расширения занятости, улучшение  использования трудового потенциала, усиление роли регулирования  на рынке труда и в конечном  итоге направлена уменьшение  уровня безработицы. 

 

          3 Государственное регулирование безработицы в Республике Беларусь

 

3.1 Анализ безработицы  в Республике Беларусь и ее  реализация государством

 

В январе – октябре 2012 г. в органы по труду, занятости и  социальной защиты обратилось за содействием  в трудоустройстве 253,5 тыс. человек (93,6 процента от уровня 2011 года), из которых 153,3 тыс. человек зарегистрированы в  качестве безработных (97,2 процента от уровня 2011 года). С учетом 45,9 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2012 г., всего нуждалось в трудоустройстве 299,4 тыс. человек, из них 181,5 тыс. безработных (рисунок 1).

 

Таблица 1

 

 

 

Рисунок 1  - Регистрация  безработных в 2011-2012гг.

Уровень безработицы 

 

Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2012 г. составил 0,6 процента к численности  экономически активного населения (в 2011 году – 0,6 процента). При этом рынок  труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,2 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (81,1 процента в 2011 году). В г. Минске вакансий почти в десять раз  больше, чем безработных.

На 01.10.2012 из 130 регионов республики в 123 регионах уровень безработицы составил 1 процент и менее, в 7 регионах - от 1,1 до 1,3 процента.

Самый высокий уровень  безработицы - 1,3 процента зарегистрирован  в Буда-Кошелевском районе, самый низкий – 0,2 процента в Минском и Смолевичском районах.

 

Спрос и предложение  рабочей силы

 

Спрос на рабочую силу, по сравнению с прошлым годом, увеличился.

На 01.11.2012 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили  сведения о наличии 71,9 тыс. вакансий, что составило 116,7 процента к уровню 2011 года (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – Спрос  и предложение на рынке труда  в 2003-2012гг. (на конец года)

 

Напряженность на рынке труда 

 

Напряженность на рынке труда  варьирует от 0,7 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,1 безработного на 1 вакансию в г. Минске.

 

 

 

Таблица 2 – Напряжённость  на рынке труда

 

 

Состав безработных  по полу, возрасту и образованию 

 

На 1 июля 2012 г. более половины всех состоящих на учете безработных  – мужчины (50,9 процента), молодежь в  возрасте 16 -29 лет составляет (37,1 процента).

 

Таблица 3

 

 

Из числа безработных, состоящих на учете на 01.07.2012, имеют  образование:

общее среднее – 38,2 процента,

общее базовое – 12,2 процентов,

профессионально-техническое – 25,4 процента,

среднее специальное – 13,7 процента,

высшее и послевузовское – 10,5 процента.

 

Состав безработных  по категориям

 

В январе-сентябре 2012 г. регистрация  безработных, особо нуждающихся  в социальной защите и не способных  на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, детей-сирот, родителей в многодетных и  неполных семьях, а также воспитывающих  детей инвалидов, освобожденных  из мест лишения свободы, ветеранов  боевых действий на территории других государств, молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу и др.) составила 20,6 процента от общей численности зарегистрированных безработных (в январе-сентябре 2011 года – 21,6 процента).

 

На 01.10.2012 состав безработных  по категориям представлен на рисунке 3:

 

Рисунок 3 – Состав безработных по категориям на 01.10.2012

 

Продолжительность безработицы 

 

На конец июня 2012 г. средняя  продолжительность безработицы  снизилась на 0,2 месяца и составила 3,7 месяца против 3,9 месяца в 2011 году.

 

Период трудоустройства 

 

В январе–июне 2012 г. снизился средний период трудоустройства  безработных на 0,1 месяца по сравнению  с 2011 годом и составил 1,4 месяца. В  тоже время у женщин он более длительный − 2 месяца (у мужчин – 1,2 месяца, молодежи – 1,3 месяца).

Движение рабочей силы и использование рабочего времени  на производстве

Списочная численность работников в январе-сентябре 2012 г. составила 3374,8 тыс. человек или 97,6 процента от показателя за аналогичный период 2011 года.

В январе-сентябре 2012 г. прием  работников восполнил их выбытие  на 94,8 процента, а в январе-сентябре 2011 года – на 93,6 процента. Принято  на работу 669,9 тыс. человек, что на 36,5 тыс. меньше, чем уволено (706,4 тыс. человек). Уволено в связи с сокращением  численности или штата работников, ликвидацией организации 6,1 тыс. человек или 0,9 процента от числа уволенных.

По данным Национального  статистического комитета Республики Беларусь вынужденная неполная занятость  в январе-сентябре 2012 года составила 77,1 тыс. человек или 2,3 процента от списочной  численности работников.

Справочно: численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), составила 23,9 тыс. человек, или 81,4 процента к январю-сентябрю 2011 года (29,4 тыс. человек).

Численность работников, которым  были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, составила 53,2 тыс. человек, или 125,7 процента к январю-сентябрю 2011 года (42,3 тыс. человек).

При этом численность работников, которым были предоставлены отпуска  без сохранения заработной платы, составила 20,3 тыс. человек, или 38,1 процента общей  численности работников, которым  были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя (в январе-сентябре 2011 года – 20,6 тыс. человек или 48,7 процента).

Численность населения, занятого в экономике Республики Беларусь в январе-сентябре 2012 г.

Численность занятых в  экономике в январе-сентябре 2012 г. составила 4570,0 тыс. человек. Численность  занятых в сентябре 2012 г. составила 4563,9 тыс. человек.[11]

 

Таблица 4

 

 

 

 

 

 

3.2 Совершенствование  путей государственного регулирования  безработицы

 

В целях совершенствования  путей государственного регулирования  безработицы, 30 января 2012 была утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год.

В Государственной программе  определены основные направления и  приоритеты деятельности республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей  и профсоюзов, общественных объединений  инвалидов по реализации государственной  политики в области обеспечения  занятости населения.

Информация о работе Проблема безработицы и особенности государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь