Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:27, курсовая работа
Введение
1 Безработица как проявление макроэкономической нестабильности
1.1 Виды безработицы и их сщность
1.2 Социально-экономические последствия безроботицы
1.3 Регулирование рынка тр Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Введение 3
1 Безработица как проявление макроэкономической нестабильности 5
1.1 Виды безработицы и их сщность 5
1.2 Социально-экономические последствия безроботицы 10
1.3 Регулирование рынка труда 13
2 Зарубежый опыт регулирования рынка труда на примере развитых стран 18
2.1 Специфика регулирования рынка труда в США 18
2.2 Специфика регулирования рынка труда в Японии 21
3 Государственное регулирование безработицы в РБ 26
3.1 Анализ безработицы в РБ и её реализация государством 26
3.2Совершенствование путей государственного регулирования безработицы 31
Заключение 35
Список использованных источников 37
В Японии эффективно
функционирует комплекс
Данный закон предусматривает
создание государственной
Основными задачами
системы управления вопросами
обеспечения занятости в
- сбор и анализ данных
о ситуации на рынке труда,
получаемых от ГБОЗ: информация
о занятости и тенденциях в
динамике безработицы, о
- организация самообслуживания
клиентов, использование ими компьютеров
для получения адресов и
- оказание профориентационных услуг, организация встреч начальников отделов кадров предприятий, организация встреч работодателей, предлагающих работу с лицами, занятыми ее поиском;
- трудоустройство руководящего
персонала и работников
- организация обучения
и переобучения граждан с
Основная доля программ
обучения, предусмотренных министерством,
Важное место среди
мер, осуществляемых СУВОЗ,
Увеличению занятости
способствует предоставление
- временно увольняющим
работников или направляющим
их на профессиональную
- не увольняющим работников,
достигших пенсионного
- готовым принять на
работу инвалидов и иных лиц,
испытывающих сложности в
- предоставляющим пожилым работникам возможность пройти профподготовку в государственных учреждениях и в течение периода учебы выплачивающим им заработную плату;
- держащим в штате сезонных работников весь год (для определенных регионов);
- предоставляющим женщинам отпуска по уходу за ребенком или нанимающим женщин, уволившихся по причине беременности и др.
Расходы, связанные
со страхованием в сфере
Размер пособия по
безработице определяется, в основном,
исходя из уровня заработной
платы, которую безработный
Своеобразной является
организация работы по
Подготовка служащих
бюро осуществляется обычно на
рабочем месте. А курсы
Ротация сопровождается
стандартизированным набором
Вывод
Таким образом, проанализировав развитие уровня безработицы в США и в Японии, можно сделать вывод о том, что при создавшемся положении безработицы необходимо противодействовать нарастающей ее волне и в связи с этим уже сейчас принимаются решительные меры, такие как: создание новых рабочих мест, содействие самозанятости населения, развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса, формирование фондов страхования по безработице, организация бирж труда и другое.
Реализация рассмотренных
мероприятий позволит создать
необходимые условия для
3 Государственное регулирование безработицы в Республике Беларусь
3.1 Анализ безработицы в Республике Беларусь и ее реализация государством
В январе – октябре 2012 г.
в органы по труду, занятости и
социальной защиты обратилось за содействием
в трудоустройстве 253,5 тыс. человек
(93,6 процента от уровня 2011 года), из которых
153,3 тыс. человек зарегистрированы в
качестве безработных (97,2 процента от
уровня 2011 года). С учетом 45,9 тыс. граждан,
состоящих на учете на 1 января 2012
г., всего нуждалось в
Таблица 1
Рисунок 1 - Регистрация безработных в 2011-2012гг.
Уровень безработицы
Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2012 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного населения (в 2011 году – 0,6 процента). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,2 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (81,1 процента в 2011 году). В г. Минске вакансий почти в десять раз больше, чем безработных.
На 01.10.2012 из 130 регионов республики в 123 регионах уровень безработицы составил 1 процент и менее, в 7 регионах - от 1,1 до 1,3 процента.
Самый высокий уровень безработицы - 1,3 процента зарегистрирован в Буда-Кошелевском районе, самый низкий – 0,2 процента в Минском и Смолевичском районах.
Спрос и предложение рабочей силы
Спрос на рабочую силу, по сравнению с прошлым годом, увеличился.
На 01.11.2012 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 71,9 тыс. вакансий, что составило 116,7 процента к уровню 2011 года (рисунок 2).
Рисунок 2 – Спрос и предложение на рынке труда в 2003-2012гг. (на конец года)
Напряженность на рынке труда
Напряженность на рынке труда варьирует от 0,7 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,1 безработного на 1 вакансию в г. Минске.
Таблица 2 – Напряжённость на рынке труда
Состав безработных по полу, возрасту и образованию
На 1 июля 2012 г. более половины всех состоящих на учете безработных – мужчины (50,9 процента), молодежь в возрасте 16 -29 лет составляет (37,1 процента).
Таблица 3
Из числа безработных, состоящих на учете на 01.07.2012, имеют образование:
общее среднее – 38,2 процента,
общее базовое – 12,2 процентов,
профессионально-техническое – 25,4 процента,
среднее специальное – 13,7 процента,
высшее и послевузовское – 10,5 процента.
Состав безработных по категориям
В январе-сентябре 2012 г. регистрация безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, детей-сирот, родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей инвалидов, освобожденных из мест лишения свободы, ветеранов боевых действий на территории других государств, молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу и др.) составила 20,6 процента от общей численности зарегистрированных безработных (в январе-сентябре 2011 года – 21,6 процента).
На 01.10.2012 состав безработных по категориям представлен на рисунке 3:
Рисунок 3 – Состав безработных по категориям на 01.10.2012
Продолжительность безработицы
На конец июня 2012 г. средняя продолжительность безработицы снизилась на 0,2 месяца и составила 3,7 месяца против 3,9 месяца в 2011 году.
Период трудоустройства
В январе–июне 2012 г. снизился средний период трудоустройства безработных на 0,1 месяца по сравнению с 2011 годом и составил 1,4 месяца. В тоже время у женщин он более длительный − 2 месяца (у мужчин – 1,2 месяца, молодежи – 1,3 месяца).
Движение рабочей силы и использование рабочего времени на производстве
Списочная численность работников в январе-сентябре 2012 г. составила 3374,8 тыс. человек или 97,6 процента от показателя за аналогичный период 2011 года.
В январе-сентябре 2012 г. прием
работников восполнил их выбытие
на 94,8 процента, а в январе-сентябре
2011 года – на 93,6 процента. Принято
на работу 669,9 тыс. человек, что на 36,5
тыс. меньше, чем уволено (706,4 тыс. человек).
Уволено в связи с сокращением
численности или штата
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь вынужденная неполная занятость в январе-сентябре 2012 года составила 77,1 тыс. человек или 2,3 процента от списочной численности работников.
Справочно: численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), составила 23,9 тыс. человек, или 81,4 процента к январю-сентябрю 2011 года (29,4 тыс. человек).
Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, составила 53,2 тыс. человек, или 125,7 процента к январю-сентябрю 2011 года (42,3 тыс. человек).
При этом численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 20,3 тыс. человек, или 38,1 процента общей численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя (в январе-сентябре 2011 года – 20,6 тыс. человек или 48,7 процента).
Численность населения, занятого в экономике Республики Беларусь в январе-сентябре 2012 г.
Численность занятых в экономике в январе-сентябре 2012 г. составила 4570,0 тыс. человек. Численность занятых в сентябре 2012 г. составила 4563,9 тыс. человек.[11]
Таблица 4
3.2 Совершенствование
путей государственного
В целях совершенствования путей государственного регулирования безработицы, 30 января 2012 была утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год.
В Государственной программе
определены основные направления и
приоритеты деятельности республиканских
органов государственного управления
и иных государственных организаций,
подчиненных Правительству