Проблема безработицы и особенности государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Введение
1 Безработица как проявление макроэкономической нестабильности
1.1 Виды безработицы и их сщность
1.2 Социально-экономические последствия безроботицы
1.3 Регулирование рынка тр Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание работы

Введение 3

1 Безработица как проявление макроэкономической нестабильности 5
1.1 Виды безработицы и их сщность 5
1.2 Социально-экономические последствия безроботицы 10
1.3 Регулирование рынка труда 13

2 Зарубежый опыт регулирования рынка труда на примере развитых стран 18
2.1 Специфика регулирования рынка труда в США 18
2.2 Специфика регулирования рынка труда в Японии 21

3 Государственное регулирование безработицы в РБ 26
3.1 Анализ безработицы в РБ и её реализация государством 26
3.2Совершенствование путей государственного регулирования безработицы 31

Заключение 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 625.56 Кб (Скачать файл)

 

                   (5)

 

где Yt -       фактический ВВП данного года;

       Yt -1 – фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части   

                   уравнения записана формула отставания  ВВП по годам;

       t -        фактический уровень безработицы данного года;

       t -1 -    фактический уровень безработицы предыдущего года;

       3% - темп роста потенциального ВНП, обусловленный: а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом; 2 – это коэффициент, показывающий на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.[4]

 

 

1.3 Регулирование рынка труда

 

Рынок труда и сфера  занятости, отражая многие противоречия переходного периода, сегодня испытывают большое влияние специфики трудовых отношений, сформировавшихся в условиях КАС. Развитие трудовых отношений до начала переходного периода характеризуется  некоторыми особенностями.

1) Гарантированная занятость  и отсутствие у занятых в  народном хозяйстве конкуренции  со стороны безработных приводило  к снижению производительности  и мотивации труда, потере стимулов  к повышению квалификации и  качества работы.

2) Государство, являясь  собственником подавляющей части  средств производства, было практически  единственным работодателем и  монопольно устанавливало цену труда.

3) Не предусматривалась  дифференциация ставок заработной  платы в зависимости от результатов,  вызванных процессом инвестирования  в человеческий капитал.

4) Высокий уровень монополизации  экономики в сочетании с отсутствием  рынка жилья, административными  ограничениями на переезд в  другие города (институт прописки) и внеэкономическим закреплением  работников на предприятии (очередь  на жилье и т.п.) приводил к  ограничению мобильности рабочей  силы.

5) Социалистическая экономика  характеризуется деформированной  структурой занятости - в промышленности  и сельском хозяйстве занято  избыточное количество рабочей  силы. Этому способствует медленный  рост производительности труда  и политика, направленная на приоритетное  развитие тяжелой промышленности  и сельского хозяйства.

6) Существующие механизмы  разрешения социальных конфликтов  были неэффективны. Профессиональные  союзы существовали, но входили  в структуру государства или  партийного аппарата и не представляли  интересы рабочих.

7) Крайне ограничены возможности  миграции за пределы страны. Как  известно, излишек рабочей силы  в одной стране может быть  продуктивно использован в другой  на рабочих местах, которые местное  население занимает неохотно.

8) В течение ряда лет  применялись массовые формы принудительного  труда.

9) Избыточный спрос на  рабочую силу со стороны государственных  предприятий и так называемый  дефицит рабочей силы, вопреки  экономическим законам, искусственно  создавался административными методами [5].

Неизбежным результатом  приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных предприятий  стала безработица, которая буквально  за несколько лет превратилась в  одну из самых острых проблем в  странах с переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных  в большинстве государств Центральной  и Восточной Европы составляет 10-15%. Исключение составляют Чехия, Россия и  Беларусь, в которых уровень безработицы  остается относительно невысоким. Для  нашей страны это связано, в первую очередь, с несовершенством статистического  учета, а также низкими темпами  проведения реформ и структурных  преобразований, широким распространением практики придерживания рабочей силы государственными предприятиями.

Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей  численности занятых оказывает негативное воздействие на многие стороны хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической структуры, сковывает инициативу работников и т.д.

Еще одна тенденция - значительный рост числа уволившихся по собственному желанию (более 78% от общей численности, уволенных в 2009г.). Причины, побуждающие людей увольняться по собственному желанию, все больше приобретают экономическое содержание. Вынужденная неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий и организаций в поисках стабильного места работы и нормального заработка.

Рынок труда представляет собой такую сферу рыночной экономики, где наиболее ярко прослеживаются ее недостатки, приводящие к дисбалансам  и необходимости государственного регулирования. Стихийный рынок  вытесняет из конкурентной борьбы за рабочие места социально незащищенные группы населения (молодежь, не имеющую  профессионального образования  и стажа работы, лиц с ограниченной трудоспособностью, женщин, вынужденных  значительную часть времени и  сил отдавать семье, пожилых людей). Целые отрасли и отдельные  профессии могут оказаться «нерыночными», т.е. не приносящими прибыли и  соответственно невостребованными  рыночной экономикой.

Цель регулирования рынка  труда в переходной экономике  заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем  чтобы: развить трудовые ресурсы  и приспособить их к структурным  изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать  социальному равенству путем  улучшения как способности к  занятости, так и возможности  для занятости в первую очередь  для социально незащищенных групп  населения; стимулировать занятость  в период экономического спада.

Во всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и активную. Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры:

* регистрацию ищущих работу;

* определение размера  пособий по безработице и организацию  системы их выплат;

* осуществление не денежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.

Одной из самых распространенных форм пассивной политики занятости  являются программы страхования  от безработицы, широко применяемые  в странах с переходной экономикой.

Сокращение безработицы  и достижение более полной занятости  в переходной экономике требует  проведения активной политики на рынке  труда. Основная ее цель - ускорение  процесса структурной реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.

Активная политика на рынке  труда нацелена на повышение конкурентоспособности  работника в борьбе за рабочее  место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. на проведение «профилактики» безработицы и ее массового распространения. Она представляет собой комплекс мер, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений и нацеленных на поддержание занятости, повышение мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, а также содействие более быстрому возвращению безработных к активному труду.

Одним из эффективных направлений  активной политики на рынке труда  является целенаправленное воздействие  на развитие важнейшего института рынка  труда - службы занятости. Основная ее задача состоит в повышении эффективности  функционирования рынка труда путем  распространения информации, позволяющей  сократить время поиска вакансий безработными и работников предпринимателями; способствующей найму работников, наиболее соответствующих требованиям работодателей; позволяющей работникам найти место  с подходящими условиями труда  и уровнем заработной платы.

Для устранения несоответствия структуры свободных рабочих  мест и временно незанятой рабочей  силы в профессионально-квалификационном разрезе необходима своевременная  и соответствующая потребностям производства профессиональная подготовка и переподготовка безработных и  работников, находящихся под угрозой  увольнения.

В условиях характерного для  стран с переходной экономикой высокого уровня трудовой активности при низкой заработной плате и отсутствии стабильного  роста свободных рабочих мест особый интерес представляет развитие самостоятельной занятости.

В Республике Беларусь, согласно Положению «О содействии Государственной  службой занятости безработным  в организации самостоятельной  занятости», безработный, изъявивший желание  организовать свое дело, имеет право  на обучение основам предпринимательства, получение субсидии в размере 25 минимальных  заработных плат и ссуды из средств  Государственного фонда содействия занятости на срок не более 18 месяцев. Как указано в Положении, размер ссуды определяется социальной значимостью  организуемого вида предпринимательской  деятельности, содержанием технико-экономического обоснования, наличием средств фонда  занятости на эти цели и не может  превышать 150 минимальных заработных плат [6].

В условиях растущей безработицы  особое место занимает организация  общественных работ. Данные программы  представляют безработным общественные виды деятельности без специальной  профессиональной подготовки. Они призваны улучшать материальное положение слабо  защищенных групп населения, а также  морально поддерживать их во время  переходного периода, пока не появятся новые рабочие места.

Основные документы, соответственно которым осуществляется регулирование  рынка труда в Беларуси, являются: Конституция Республики Беларусь, Закон  Республики Беларусь от 20 июля 2007г, трудовой кодекс Республики Беларусь, коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего  трудового распорядка, трудовые договоры [6].

Республика Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов  международного права и обеспечивает соответствие им законодательств о  труде.

 

Вывод

 

 Безработица – сложное,  многоаспектное социально-экономическое  явление рыночной экономики, неотъемлемое, неизбежное в этой экономической  системе. 

 Выделяются три основных  типа безработицы – фрикционная,  структурная, циклическая. Иногда  в рамках фрикционной выделяется  как самостоятельный тип сезонная  безработица, а в рамках структурной  – технологическая. 

 Безработица – опасное  и в политическом отношении  явление. На волне массовой  безработицы возникли самые реакционные  в истории человечества политические  режимы (примером может служить  приход к власти Гитлера в  Германии).

 Серьёзность экономических,  социальных и политических последствий  безработицы служит основанием  для включения в число основных  макроэкономических функций государства  политики регулирования рынка  труда и стабилизации занятости. 

 

 

2 Зарубежный опыт  регулирования рынка труда на примере развитых стран

 

2.1 Специфика регулирования  рынка труда в США 

 

 Рынок труда в Соединенных Штатах Америки, как и в других развитых странах, является важнейшей составляющей рыночной системы, которая позволяет эффективно использовать трудовой потенциал страны при высоком уровне оплаты рабочей силы.

 За последние десятилетия  американский рынок труда претерпел  существенную эволюцию. Одна из  новых тенденций, проявившаяся  в 90-е годы - деление единого  рынка рабочей силы на несколько  практически не конкурирующих  между собой сегментов. В частности,  существуют два не зависимых  друг от друга рынка рабочей  силы, основанных на профессионально-квалификационном  делении занятых: специалисты  с высшим образованием, управляющие,  высококвалифицированные рабочие,  а также техники, административно-вспомогательный  персонал и работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие  категории служащих.

 На функционирование рынка труда влияет снижение степени охвата работников профсоюзным движением. Только за 80-90-е годы она заметно сократилась — с 20,1% в 1983 г. до 14,5% в 1997 г. Это делает рынок более мобильным вследствие уменьшения влияния профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров и установление размеров заработной платы [7].

 Говоря о позитивных сдвигах на американском рынке труда, нельзя не отметить, что к началу XXI века безработица в США опустилась на рекордно низкий уровень за последние 30 лет и составила 4,9%. Вместе с тем безработица продолжает оставаться серьезной социально-экономической проблемой страны, особенно для представителей национальных меньшинств и малоквалифицированных рабочих.

 Однако по мере изменений  в структуре рабочей силы меняется  и состав безработных - все  более значительной становится  в нем доля работников преимущественно  нефизического труда (более 45%) и работников отраслей сферы  нематериального производства и  услуг (более 55%).

Информация о работе Проблема безработицы и особенности государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь