Проблема монополизма в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании экономических и социальных последствий существования монополий.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Изучить теоретическую модель чистой монополии
Исследовать влияние чистой монополии на общество и экономику.
Выявить особенности российского монополизма и пути реформирования естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 Теоретическая модель чистой монополии………………………………………..6
Основные черты чистой монополии :объем выпуска и цена………………….6
Виды монополий………………………………………………………………..13
Поведение фирмы монополиста в долгосрочном периоде………………….19
Поведение фирмы монополиста в краткосрочном периоде………………….22
Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть…...24
Экономические и социальные последствия чистой монополии………………33
Экономические последствия чистой монополии……………………………..33
Социальные последствия чистой монополии…………………………………36
Проблема монополизма в Российской экономике……………………………..39
Особенности российского монополизма………………………………………39
Реформирование естественных монополий в сфере железнодорожного……43 транспорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………51

Файлы: 1 файл

Курсовая. Чистая монополия..docx

— 278.53 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

1 Теоретическая модель чистой монополии………………………………………..6

    1. Основные черты чистой монополии :объем выпуска и цена………………….6
    2. Виды монополий………………………………………………………………..13
    3. Поведение фирмы монополиста  в долгосрочном периоде………………….19
    4. Поведение фирмы монополиста в краткосрочном периоде………………….22
    5. Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть…...24
  1. Экономические и социальные последствия чистой монополии………………33
    1. Экономические последствия чистой монополии……………………………..33
    2. Социальные последствия чистой монополии…………………………………36
  2. Проблема монополизма в Российской экономике……………………………..39
    1. Особенности российского монополизма………………………………………39
    2. Реформирование естественных монополий в сфере железнодорожного……43 транспорта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………48

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема монополизма  в экономике вызывает интерес  экономистов на протяжении почти  всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной  до тех пор, пока существуют мировые  экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

К монополиям можно относится  по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях  все мировое зло  или считать  только их основой  экономического благосостояния.

Отношение общественности и  государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Вместе с тем, не следует  преувеличивать роль монополий в  обеспечении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы.

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать  издержки и в целом экономить  ресурсы. Так, повышение цен на нефть  в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии – это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства  стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять  монополизму, поддерживая и поощряя  конкуренцию.

Цель курсовой работы заключается  в исследовании экономических и социальных последствий существования монополий.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

  1. Изучить теоретическую модель чистой монополии
  2. Исследовать влияние чистой монополии на общество и экономику.
  3. Выявить особенности российского монополизма и пути реформирования естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта.

         В курсовой работе были использованы труды отечественных авторов, таких как Лившиц А.Я., Костусев А., Сидорович А.В., Чеканский А.Н. и т.д., которые соответствуют рассматриваемой цели.

 

 

 

 

 

 

 

        1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  МОДЕЛЬ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ

 

    1. Основные черты чистой монополии :объем выпуска и цена

 

        Фирма считается чистой (абсолютной) монополией тогда, когда она является единственным поставщиком однородного товара, так что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. Выпуск продукции монополистической фирмой необходимо поэтому сравнивать с выпуском продукции отрасли в условиях совершенной конкуренции. При этом кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста является рыночной кривой спроса на этот товар. [26]

          В известном смысле чистая  монополия, как и совершенная  конкуренция, существует скорее  как научная модель, а не в  реальной действительности (в масштабах  страны практически не встречается). Но если взять небольшой городок,  поселок, где есть, например, всего  один хлебозавод, одна поликлиника,  одна школа и т. д., то абсолютная  монополия    типична для  любой страны. Даже в США с  их либеральной экономикой, по  некоторым данным, 5% ВВП создается  в условиях, близких к чистой  монополии.

         Для чего необходим анализ  чистой монополии, если она  встречается редко? Так же как  и в отношении совершенно конкурентной  фирмы, нам надо знать, как  может вести себя фирма в  двух крайних случаях: при очень  большом числе конкурентов и  при полном их отсутствии. Реальные  же рыночные структуры оказываются  в промежуточном положении между  этими

двумя крайними ситуациями, находясь ближе либо к совершенной  конкуренции, либо к чистой монополии.

        Условия  существования. Во-первых, чистая монополия возникает там, где существует только один продавец и отсутствуют реальные альтернативы: нет товаров-субститутов, а выпускаемый продукт однороден или уникален.

         В этом случае фирма получает  реальную впасть с точки зрения реализации продукции: в известной мере контролирует цену и влияет на нее, изменяя предложение.

          Во-вторых, монополия появляется  на рынке тогда, когда при  вступлении в отрасль или выходе  из нее существуют входные или выходные барьеры.

          В широком смысле слово "барьер" означает преграду, препятствие на каком-то пути. Данное слово применяется и в сфере бизнеса для обозначения препятствий к проникновению на рынок новых конкурентов и попыткам фирм, действующих на рынке, уйти с него.

         Характер барьеров может быть  разным. Они могут быть обусловлены  высоким уровнем капиталоемкости,  вследствие чего фирма экономит  на масштабах производства (автомобильная  промышленность), тарифными скидками (воздушные перевозки), территориальным  размещением магазинов (розничная  торговля), естественной монополией (газо- и водоснабжение, выработка  электроэнергии). Барьеры подобного  рода называются входными.

          Входные барьеры воздвигаются  и при получении авторских  прав, выдаче государством патентов  и лицензий. Например, по патентному  законодательству США изобретатель  имеет право на свои изобретения  в течение 17 лет. Именно патенты  сыграли решающую роль в становлении таких гигантов, как «Ксерокс», «Ай-би-эм», «Сони» и др.

          Наконец, породить монополию могут определенные меры государственной политики. Так, введение импортных пошлин ограничивает конкуренцию со стороны иностранных фирм и способствует монополизации внутреннего рынка.

          Входные барьеры препятствуют  утверждению на рынке новых  конкурентов. Смысл их состоит  в том, чтобы сделать затраты,  связанные с проникновением на  рынок, настолько высокими, чтобы  под угрозу была поставлена  окупаемость инвестированных капиталов.  Таким образом, входные барьеры  существуют для того, чтобы с  их помощью взимать "вступительный  взнос" или увеличивать риск  для новичков.[1. С.533-535]

          Выходные барьеры также обусловливают сохранение монополий, так как принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где низка рентабельность или отсутствуют доходы на вложенный капитал (судостроение, сталелитейная промышленность).

          Причинами установления выходных  барьеров могут служить:

• необходимость списания крупных инвестиций;

• нежелание утратить свой имидж;

• честолюбие менеджера;

• вмешательство правительства;

• большие затраты на ликвидацию предприятия;

• профсоюзная оппозиция;

• оппозиция поставщиков, клиентуры и дилеров.

          Как видно, выходные барьеры  могут иметь социально-политический, экономический и эмоциональный  характер. Последний проявляется  в ситуациях, когда хозяйственные  организации, преуспевающие в  новых сферах деятельности, из  года в год упорно держатся  за свое прежнее дело, невзирая  на значительные потери. Такие  случаи редки, но они обычно

создают серьезные трудности  для компаний, образующихся в соответствующих  отраслях промышленности.[2. С. 44-45]

         Следует подчеркнуть, что силу монопольной власти нельзя преувеличивать. Дело в том, что монополия возникает в условиях рыночной экономики и действует по ее законам. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальными конкурентами, возможным появлением товаров-субститутов. Надо иметь в виду также то, что против монопольной власти в большинстве стран действуют жесткие антимонопольные законы. Поэтому экономическая монополия, появляющаяся в конкурентной среде, не тождественна административной монополии, существующей в нерыночном хозяйстве. Последняя, как свидетельствует опыт бывших социалистических стран, базируется на государственной собственности и действует в условиях дефицита и закрытой экономики, что ограждает ее от иностранных конкурентов.

          Вначале поговорим о спросе на продукцию монопольной фирмы. Как было установлено ранее, производитель, действующий в условиях совершенной конкуренции, продает все единицы блага по одной и той же цене, поэтому его предельный доход (MR) равен этой цене (рис. 1). Так, предельный доход MR от продажи четвертой единицы блага показан площадью заштрихованного прямоугольника Л (рис. 1, а):


 

 

 

 

 

а



   

Рисунок 1 -  Предельный доход в условиях совершенной конкуренции и в условиях монополии:

а) конкурентная фирма; 6) монополия

       

         Напротив, продажа на монополизированном рынке (рис. 1, б) требует снижения цены, поскольку в отрасли производит одна фирма и действует закон убывающей предельной полезности. Если производитель хочет продать четвертую единицу блага, то он должен снизить цену с 5 до4 единиц. Но теперь по этой цене будут продаваться не только последняя, но и все предыдущие единицы блага. В этом случае увеличение дохода продавца будет равно приращению дохода за счет продажи четвертой единицы (А) за вычетом того дохода, который будет утерян в результате снижения цены предыдущих трех единиц (В). Отсюда следует, что для фирмы-монополиста предельный доход MR оказывается меньше рыночной цены при каждой величине выпуска. На графике кривая предельного дохода (MR) имеет более крутой наклон, чем кривая спроса (D) (рис. 2).

 


 

 

 

 

Рисунок 2 - Объем выпуска и цена в условиях чистой монополии

          Перед монополистом встает специфическая задача, не возникавшая у совершенного конкурента: выбор уровня цены, который нужно не только назначить, но и удержать.

          Решение этой задачи распадается  на два этапа:

а) определить объем выпуска и сознательно ограничить его, поскольку с ростом продаж снижается цена;

б) разработать и реализовать  ценовую стратегию.

          Решая первую задачу, монополист  исходит из стремления получить  максимальную прибыль, что возможно  лишь при определенном условии.  Прибыль у монополиста, как  и у совершенного конкурента, будет максимальной при равенстве  предельных издержек и предельного  дохода. Значит, искомый объем ( QM ) — это объем, при котором MR = МС (точка М).

          Вторая задача требует определить  цену (монополист является "ценоискателем"). Какой ее уровень надо выбрать,  чтобы реализовать целевую функцию?  Такой ценой будет монопольная  цена (Рм), которая соответствует цене спроса при данном объеме выпуска (QM) . Как видно из рис. 2, монопольная цена больше предельных издержек и предельного дохода (Рм > MR = МС). Иначе говоря, это такая цена, которая обеспечивает монопольной фирме сверхприбыль. Получение этой сверхприбыли — привилегия монополиста. У совершенного конкурента сверхприбыль мимолетна, у монополиста — стабильна. Но стабильна она до тех пор, пока: а) ему удается ограничивать вход в отрасль; б) существенно не изменится спрос (если спрос уменьшится, сверхприбыль также упадет).

Информация о работе Проблема монополизма в Российской экономике