Проблема монополизма в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании экономических и социальных последствий существования монополий.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Изучить теоретическую модель чистой монополии
Исследовать влияние чистой монополии на общество и экономику.
Выявить особенности российского монополизма и пути реформирования естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 Теоретическая модель чистой монополии………………………………………..6
Основные черты чистой монополии :объем выпуска и цена………………….6
Виды монополий………………………………………………………………..13
Поведение фирмы монополиста в долгосрочном периоде………………….19
Поведение фирмы монополиста в краткосрочном периоде………………….22
Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть…...24
Экономические и социальные последствия чистой монополии………………33
Экономические последствия чистой монополии……………………………..33
Социальные последствия чистой монополии…………………………………36
Проблема монополизма в Российской экономике……………………………..39
Особенности российского монополизма………………………………………39
Реформирование естественных монополий в сфере железнодорожного……43 транспорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………51

Файлы: 1 файл

Курсовая. Чистая монополия..docx

— 278.53 Кб (Скачать файл)

          Особенность современных монополистических  образований заключается в том,  что они стремятся подчинить  себе не только рынки отдельных  товаров, но и расширить свое  влияние на другие отрасли  через установление над ними  финансового контроля. Для этого  ими устанавливается тесная связь  с банками, которые обычно включаются  в монополистическое объединение.  В результате столь тесного  переплетения промышленного, торгового  и банковского капитала возникает  финансовый капитал. Финансовый  капитал представляет собой единство  капитала крупных кредитно-банковских  учреждений и капитала нефинансовых, обычно промышленных, корпораций.

        Финансовый  капитал отдельных монополистических  объединений может объединяться  с финансовым капиталом других  объединений, в результате чего  образуются мощные финансово-промышленные  группы, под контролем которых  оказываются важнейшие сферы  хозяйства. В США, например, насчитывается  20 таких групп, в Японии - 6, ФРГ  - 5, Великобритании - 8, Франции - 9, Италии  – 4 [7, c.17-18].

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Поведение фирмы монополиста  в долгосрочном периоде

      

      Монополист действует на рынке в отсутствие соперников.

       Поэтому в противоположность совершенно конкурентному предприятию, чья экономическая прибыль в длительном периоде (благодаря увеличению числа предприятий) сводится к нулю, монополист может получать положительную экономическую прибыль и в длительном периоде.

       С другой стороны, как и в случае совершенной конкуренции, экономическая прибыль монополиста в длительном периоде не может быть отрицательной.

Если монополист несет  убытки в коротком периоде, перед  ним открыты две возможности.

Первая состоит в том, что монополист может покинуть данный рынок и найти за его пределами  иной способ использования своих  ресурсов, который обеспечивал бы ему положительную или по крайней  мере нулевую прибыль.

        Другая возможность связана с тем, что размеры производственной мощности монополии не оптимальны, а значит, изменив их, монополист может остаться на данном рынке, получая положительную или хотя бы нулевую экономическую прибыль.

        Рассмотрим процесс долгосрочного приспособления монополии, начав с ситуации, когда прибыль монополиста в коротком периоде отрицательна.

Обратимся к рис.3, где D и MR - кривые спроса и предельной выручки монополиста, LATC и LMC - кривые его средних общих и предельных затрат длительного периода.

Наличные мощности монополии  характеризуют кривые средних общих  и предельных затрат короткого периода SATC1 и SMC1.

       В этой ситуации, очевидно, оптимальный объем выпуска Q1. Однако при таком объеме производства удельные (средние) общие затраты оказываются выше цены C1(Q1) > P1(Q1)) и монополия имеет убытки, размеру которых соответствует площадь прямоугольника P1C1E1A.

 

 


 

 

 

Рисунок 3 – Оптимум монополиста  в длительном периоде


 


 

 

 

 

          Из рисунка явствует, что наличные мощности монополии недостаточны (слишком малы) для того, чтобы обеспечить ей положительную экономическую прибыль на данном рынке. Однако у нашего монополиста есть и перспектива. Из чего это следует? Рассмотрите внимательно соотношение кривых спроса и средних общих затрат длительного периода.

          Обратите внимание, что на оси выпуска существует участок Q'Q", в пределах которого кривая средних общих затрат длительного периода оказывается ниже кривой спроса, являющейся и кривой средней выручки. Иначе говоря, существует участок, в пределах которого:

 

LATC(Q) < AR(Q) ╨ P(Q), Q  € [Q',Q"].      (1.1.3)

 

           Вспомним теперь, что кривую LATC можно рассматривать как огибающую семейства кривых SATC. Следовательно, осуществимо такое расширение производственной мощности монополии, оптимальное использование которой позволило бы монополисту получать положительную экономическую прибыль, Из всех возможных размеров производственных мощностей, удовлетворяющих (1.1.3), лишь тот позволит получать максимальную долгосрочную прибыль, который соответствует пересечению кривых LMC и MR (точка Е). Поскольку долгосрочный оптимум предполагает также и краткосрочный оптимум (но не наоборот), кривая краткосрочных предельных затрат SMC2 будет пересекать кривую MR в той же точке Е.

          Иначе говоря, оптимальная в длительном периоде производственная мощность на нашем рисунке характеризуется кривыми SATC2 и SMC2. Используя мощность такого масштаба и выпуская продукцию в объеме Q2, монополист получит положительную прибыль, поскольку SAТС2(Q2) < P2(Q2).

           Общая сумма прибыли характеризуется, как очевидно, площадью прямоугольника C2P2BE2.

           Таким образом, в длительном периоде монополист максимизирует прибыль, производя и продавая такой объем продукции, который соответствует равенству предельной выручки и предельных затрат длительного периода. Оптимальная мощность его предприятия такова, что кривые средних общих затрат короткого и длительного периода касаются друг друга в точке, соответствующей оптимальному выпуску длительного периода, E2. Ей соответствует точка Курно - Е, где краткосрочные предельные затраты равны предельной выручке.

             Обратите внимание, что точка E2 лежит на нисходящей ветви кривой SATC2, характеризующей оптимальную для данного монополиста производственную мощность.

           Значит, его оптимальный выпуск Q2 предполагает неполное использование оптимальной (с точки зрения длительного периода) мощности. Если линия спроса сместится вверх вправо, то при той же технологии и производственной мощности, т. е. при тех же кривых SATC2 и SMC2, точка Е будет смещаться вверх по SMC2, объем выпуска окажется выше (точка Q2 сместится вправо), а цена ниже (точка P2, а вместе с ней и C2 сместятся вниз).

          Мы рассмотрели процесс долгосрочного приспособления монополии, предполагая, что в начальный момент монополист получает отрицательную прибыль. Очевидно, что такой же инструментарий может быть использован для анализа долгосрочного приспособления монополии и в случае, если бы ее прибыль в начальном периоде была положительна, но монополия преследовала бы цель ее увеличения.

          Заметьте, что монополист должен был бы покинуть данный рынок, если бы кривая долгосрочных средних общих затрат на всем своем протяжении лежала бы выше кривой спроса, т. е. условие (1.1.3) не выполнялось бы.

[8. С. 93-95]

 

        1.4 Поведение фирмы монополиста в краткосрочном периоде

  

         Определяющая особенность чистой монополии как модели рынка состоит в том, что одна фирма олицетворяет собой отрасль. В силу этого кривая спроса на продукцию монополиста есть не что иное, как кривая рыночного спроса. Следовательно, кривая средней выручки фирмы совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельной выручки будет располагаться ниже кривой рыночных цен. Это означает, что в условиях монополии предельная выручка не равна цене.

        Являясь  единственным продавцом, монополист  может оказывать влияние на  цену своей продукции. Однако  такое влияние не является  произвольным.

       Во-первых, в соответствии с законом спроса  цена на продукцию монополиста  будет функцией объема ее предложения.

        Во-вторых, сталкиваясь с убывающей кривой  спроса, монополист регулирует объем  предложения так, чтобы оставаться  на эластичной части кривой  спроса. Таким образом, он может  регулировать цену лишь посредством  изменения объема своего предложения.  Руководствуясь принципом максимизации  прибыли, монополист выберет объем  предложения (QJ, для которого MR = МС, что даст цену Рт. При соответствующем спросе на его продукцию и данном для этого объема выпуска уровне средних издержек прибыль монополиста составит П= [AR(P) - AC(QM]QM — (затемненный прямоугольник на рис. 4)

Рисунок 4

 

 

        Хотя и в модели совершенной конкуренции, и в модели монополии фирмы руководствуются одним и тем же принципом оптимизации предложения (MR = МС), при аналогичной функции средних издержек объем предложения монопольной отрасли (QM) будет меньше предложения совершенно конкурентной отрасли (QK). При этом монопольная цена (РM) за единицу продукции выше конкурентной (РK)- Учитывая, что предельная выручка монополиста зависит от эластичности спроса MR = Д1 + l/Ed), он назначает цену, превышающую предельные издержки производства (МС) на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса, взятой с отрицательным знаком (—l/Ed). Следовательно, чем более неэластичным является спрос (чем круче кривая спроса), тем больше рыночная власть монополиста [РM — MC(QM] и сильнее его влияние на рыночную цену.

        Говоря  о рыночной власти монополий,  следует избегать неправильных  ее трактовок. Во-первых, даже  обладание большой рыночной властью  не означает, что монополист взимает  максимально возможную цену, поскольку  в условиях убывающего спроса  это не обеспечивает ему максимальной  прибыли. Во-вторых, само обладание  рыночной властью не является  гарантией получения прибыли,  поскольку прибыль зависит не  только от цены, но и от уровня  средних издержек, что при определенном  их сочетании (в случае падения  спроса) может принести убытки. В-третьих,  само по себе монопольное положение  на рынке не является свидетельством  получения высокой прибыли. Даже  при отсутствии конкурентов низкий спрос и высокие издержки производства уже сами по себе ограничивают возможности извлечения высоких прибылей. С другой стороны, действуют факторы, ограничивающие монополиста в реализации имеющейся у него рыночной власти. Это опасения, связанные с применением антимонопольных мер в случае получения чрезмерно высоких прибылей. Почти всегда существующая угроза проникновения в отрасль потенциальных конкурентов заставляет монополиста умерить свои устремления к реализации всей рыночной власти в целях сохранения высоких барьеров проникновения в отрасль и, следовательно, своего монопольного положения. («Лучшая монополия — спокойная жизнь».) Существуют ограничения и со стороны спроса, связанные с ростом противодействия потребителей по мере усиления проявления рыночной власти монополии, — переход к заменителям, развитие вертикальной интеграции и т.п. [9. С. 188-190]

 

1.5 Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть

   Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара. В силу того, что фирма-монополист контролирует рынок целиком, остаточный спрос на ее продукцию относительно неэластичен. Монополист является ценополучателем - объем его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объем может быть продан. Рассмотрим проблему максимизации прибыли для монополиста. Чтобы максимизировать свою прибыль, монополист придерживается такого же рода двухшаговой процедуры, что и совершенно конкурентная фирма. На первом шаге фирмы обоих типов рассчитывают величину оптимального положительного выпуска, который позволяет максимизировать прибыль, при условии, что фирма производит что-либо вообще. Если совершенный конкурент в этих расчетах использует рыночную цену, монополист пользуется предельным доходом. На втором шаге фирмы обоих типов решают, производить ли им этот положительный выпуск или же останавливать производство и не производить ничего. Действия монополиста на втором шаге даже более сходны с аналогичными действиями совершенного конкурента.   [16. С. 197]

   По мере роста выпуска растут (или по крайней мере неизменны) предельные издержки монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы товара превышает или, по крайней мере, не меньше дополнительных издержек, связанных с ее производством, поскольку когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную выручку, монополист терпит убытки. [24]

   Формализуем сказанное. Пусть π - прибыль монополиста ( π = TR-TC, где TR -совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издержки). И выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и проданной продукции. Следовательно, прибыль является функцией количества π = f(Q). Условия максимизации прибыли:

   Первое условие: MR = MC, где MR – предельная выручка, MR = ΔTR/ΔQ и MC – предельные издержки, MC = ΔTC/ΔQ.

   Второе условие: ΔMR/ΔQ = ΔMC/ΔQ.

AC


MC

D

MR

Q

P


 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Максимизация прибыли

  Прибыль максимальна, если при равенстве предельной выручки предельным издержкам предельная выручка с увеличением выпуска сокращается в большей степени, чем предельные издержки. В условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от модели рынка совершенной конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это, как известно, служит одним из аргументов в пользу тезиса о производственной неэффективности монополии [10, c.91-92].

  Найдем цену, которую установит монополист, максимизирующий прибыль. Для этого покажем зависимость предельной выручки от цены:

MR = Q*(ΔP/ΔQ) + P                                                                                         (1.1.4)

     Домножив первое слагаемое на Р/Р и Q/Q, поскольку ΔQ/ ΔP * P/Q = Ed, где Ed - ценовая эластичность спроса, полученное выражение можно переписать в виде:  MR = P (1+1/ Ed)

Из условия максимума  прибыли следует, что цена монополиста  и предельные издержки производства связаны зависимостью:

P = MC/(1+1/ Ed)                                                                                                   (2.1.4)

 

Поскольку Ed < -1 (спрос эластичен), цена монополиста всегда будет больше его предельных издержек. Процентное превышение цены над предельными  издержками, как мы знаем, отражает уровень монопольной власти.

MC


AC

D

MR

Q

P

ACm

Pm

Qm

Означает ли это, что монополист не может нести убытков? Будет  ли монополист иметь прибыль или  нести убытки, зависит от соотношения  максимальной готовности покупателей  платить и средних издержек производства при оптимальном объеме выпуска (когда выполняется условие MR = МС). Если средние издержки фирмы при выпуске Qm выше цены спроса, то, несмотря на то, что монополист выпускает оптимальный объем продукции и назначает цену выше предельных издержек, его прибыль отрицательна (рис. 6)

Информация о работе Проблема монополизма в Российской экономике