Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 01:50, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании экономических и социальных последствий существования монополий.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Изучить теоретическую модель чистой монополии
Исследовать влияние чистой монополии на общество и экономику.
Выявить особенности российского монополизма и пути реформирования естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 Теоретическая модель чистой монополии………………………………………..6
Основные черты чистой монополии :объем выпуска и цена………………….6
Виды монополий………………………………………………………………..13
Поведение фирмы монополиста в долгосрочном периоде………………….19
Поведение фирмы монополиста в краткосрочном периоде………………….22
Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть…...24
Экономические и социальные последствия чистой монополии………………33
Экономические последствия чистой монополии……………………………..33
Социальные последствия чистой монополии…………………………………36
Проблема монополизма в Российской экономике……………………………..39
Особенности российского монополизма………………………………………39
Реформирование естественных монополий в сфере железнодорожного……43 транспорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………51
Рисунок 6 – Убытки в условиях монополии
QM – величина убытков
Основное различие между рынком совершенной конкуренции и рынком несовершенной конкуренции состоит в том, что на первом фирмы не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором – обладают. Монопольная власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать её по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью называются ценопроизводителями (в другом переводе – ценоискателями). Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, напротив, могут быть охарактеризованы как ценополучатели, так как они принимают рыночную цену как заданную извне, самим рынком, и находящуюся вне их контроля, следовательно, эти фирмы не обладают монопольной властью.[21]
Такой рынок, как монополия – это рынок с несовершенной конкуренцией, и, значит, фирмы, функционирующие на нем, имеют монопольную власть, хотя и по разным причинам.
Итак, фирма обладает рыночной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Последнее означает, что кривая спроса на продукцию такой фирмы не может быть горизонтальной линией, а должна иметь отрицательный наклон. Как только цена становится функцией от количества продаваемой продукции, предельная выручка будет меньше цены при любом положительном объёме выпуска. Поэтому условие максимизации прибыли для любой фирмы, будет точно таким же, как и у чистого монополиста: максимизирующий прибыль объём выпуска достигается, когда предельная выручка равна предельным издержкам.
Отсюда мы получаем чрезвычайно важный вывод: фирма обладает монопольной властью, если цена, по которой она продаёт оптимальное количество продукции, превышает предельные издержки производства этого количества продукции. Конечно, монопольная власть фирмы, работающей в условиях монополистической конкуренции или на рынке олигополии, меньше, чем рыночная власть чистого монополиста, но она всё же существует.
В связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, как мы можем измерить монопольную власть, чтобы можно было сравнить одну фирму с другой с этой точки зрения? Во-вторых, каковы источники монопольной власти и почему у одних фирм монопольная власть больше, чем у других?
Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, повышает предельные издержки оптимального объёма выпуска.[22]
В частности, мы можем использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками. Данный способ определения был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название индекса монопольной власти Лернера:
(3.1.4)
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.
Данный коэффициент
(5.1.4)
Данная формула представляет
собой универсальное правило
ценообразования для любой
Определить эластичность спроса для фирмы, чем для рынка, потому что фирма должна принять в расчёт реакцию своих конкурентов на изменение цены. В основном руководитель должен рассчитывать процентное изменение в сбыте продукции фирмы на 1%. Этот расчёт может основываться на математической модели или же на интуиции и опыте руководителя.
Рассчитав эластичность спроса для своей фирмы, руководитель может определить соответствующую накидку. Если эластичность спроса для фирмы велика, данная накидка будет минимальной (и мы можем сказать, что у фирмы небольшая монопольная власть). Если эластичность спроса для фирмы невелика, данная накидка будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью).
(6.1.4)
Теперь подставим (6.1.4) в формулу (7.1.4):
(7.1.4)
Напомним, что теперь коэффициент эластичности спроса на продукцию отдельной фирмы, а не всего рыночного спроса.
Заметим также, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек и цены. Фирма A может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у неё значительно выше средние издержки производства оптимального объёма выпуска [11, c. 65-67].
Источники монопольной власти фирмы. Выражение (7.1.4) показывает, что чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие – с менее эластичной кривой спроса?
По меньшей мере три
фактора определяют эластичность спроса
для фирмы. Первый из них – наличие
товаров-заменителей. Чем больше у
продукта некоторой фирмы товаров-
Вторым определяющим фактором монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растёт число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объёма реализации [12, c.341-342].
Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых «основных игроков» (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если на две крупные фирмы приходится 90% объёма реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм – 10%, то у двух крупных фирм будет большая монопольная власть. Положение, когда несколько фирм захватывает значительную часть рынка называется концентрацией.
Мы можем уверенно предполагать, что, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии поэтому является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм. Речь об этом пойдёт в следующей главе.
Существует специальный индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) характеризующий степень концентрации рынка и широко используемый в антимонопольной практике. Подсчитывается он следующим образом:
(8.1.4)
при i=1,2,..,n.
где количество фирм в отрасли;
% объём продаж i-ой фирмы в общем объёме продаж отрасли.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана
используется правительственными органами
регулирования экономики в
Если IHH < 1000 рынок оценивается как неконцентрированный («достаточно многочисленный») и слияние, как правило, беспрепятственно допускается.
При 1000 < IHH <1800 рынок считается умеренно концентрированным, но если IHH > 1400 его оценивают как «угрожающе немногочисленный». Это может вызвать дополнительную проверку допустимости слияния Департаментом юстиции.
При IHH > 1800 рынок считается высококонцентрированным, или «немногочисленным». В этом случае действуют две нормы. Если в результате слияния IHH увеличивается на 50 пунктов, оно, как правило, разрешается. Если же после слияния IHH увеличивается более чем на 100 пунктов, оно запрещается. Рост IHH на 51-100 пунктов является основанием для дополнительного изучения допустимости слияния.[19]
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ
2.1 Экономические последствия чистой моноплии
Несмотря на то что рынок в условиях монополии является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. В условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов.
Рисунок 7
Монопольный выпуск меньше
Допустим, что функция спроса D линейна, предельные издержки фирмы равны МС (рис. 7), в этом случае монопольный выпуск составит Qm Против конкурентного Q при соответствующих ценах РT и РK. Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительского излишка, равная площади прямоугольника А, перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника В, и части излишка производителя, равной площади фигуры С. Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (—А — В) + (А — Q), что даст величину потерь, равную (В + С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспределении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Причем, даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее налогообложения, полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньше конкурентного. [29]
При линейной функции спроса
и неизменных предельных
(МС = АС) на уровне конкурентной цены РK (рис. 7) в условиях совершенной конкуренции потребительский излишек составит величину, равную QK(P — PK)/2. В случае с монополией он сокращается до QM(P — PM/2), а монопольная прибыль составит QM(PM — PK). Если монополисту удается установить отдельную цену для каждой единицы продукции, то он перераспределит весь излишек в свою пользу. Однако при монопольном ценообразовании происходит не только перераспределение потребительского излишка, но и его сокращение на величину, равную площади треугольника В, представляющей собой разницу между потерями потребителей и выигрышем монополиста. Разница между потерями потребителей в потребительском излишке и выигрышем монополиста называется потерями «мертвого Груза» (W) и определяется как W— (∆Р∆О)/2, где АР = Р — P., a АО = Q1 — Q . Определив относительную величину монопольной надбавки к цене d = (РM — PK)/PK= ∆P/PK и выразив через нее эластичность спроса ED= (∆Q/QK)/(∆P/PK) = (∆Q/QK)/d, мы можем определить AQ = EddQk и АР = Pkd. В этом случае потери «мертвого груза» будут равны W= l/2QkPkEdd2.
Потери «мертвого груза» —
не единственная форма
недостаток конкуренции.
Хотя потери эффективности из-
Монополия приводит не только
к отрицательным последствиям
— она дает и некоторые выгоды.
Во-первых, позволяя получать
Информация о работе Проблема монополизма в Российской экономике