Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 01:50, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании экономических и социальных последствий существования монополий.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Изучить теоретическую модель чистой монополии
Исследовать влияние чистой монополии на общество и экономику.
Выявить особенности российского монополизма и пути реформирования естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 Теоретическая модель чистой монополии………………………………………..6
Основные черты чистой монополии :объем выпуска и цена………………….6
Виды монополий………………………………………………………………..13
Поведение фирмы монополиста в долгосрочном периоде………………….19
Поведение фирмы монополиста в краткосрочном периоде………………….22
Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть…...24
Экономические и социальные последствия чистой монополии………………33
Экономические последствия чистой монополии……………………………..33
Социальные последствия чистой монополии…………………………………36
Проблема монополизма в Российской экономике……………………………..39
Особенности российского монополизма………………………………………39
Реформирование естественных монополий в сфере железнодорожного……43 транспорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………51
2.2 Социальные последствия чистой монополии
Оценить ущерб, наносимый обществу монополизацией отраслей, или так называемые социальные издержки существования монополии, проще всего, сопоставив два состояния долгосрочного равновесия одной и той же отрасли с неизменными издержками — до и после ее монополизации. (Можно предположить — и исторических примеров такого рода достаточно много, — что монополия возникает в результате «захвата» совершенно конкурентной отрасли и превращения ее отдельных фирм в заводы монополиста.) [20]
Такое
сопоставление графически
Рисунок 8 – Социальные издержки существования монополии
При таком выборе цены и
объема выпуска общий избыток,
создаваемый в отрасли (и в
рассматриваемом упрощенном
Объяснить возникновение
Рассмотрим эффективность
Как и все максимизирующие
прибыль фирмы, монополист
Монополизация отрасли ведет также к высвобождению из нее части производственных ресурсов, стоимость которой представлена на рис.8 площадью прямоугольника AEQCQM. Это происходит вследствие закрытия монополией некоторых заводов, которые при совершенной конкуренции функционировали как самостоятельные фирмы. Эти ресурсы могут найти применение в других отраслях, однако вопрос о том, является ли такое перемещение ресурсов эффективным с точки зрения общества, должен рассматриваться особо. [14. С. 306-308]
3 ПРОБЛЕМА МОНОПОЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Российское антимонопольное
Все предприятия, имеющие на рынке
определенного товара долю более 35%
заносятся в специальный реестр
(региональный и федеральный рынок).
Назначение реестра состоит в
подготовке информационной базы данных
о крупнейших субъектах рынка
для осуществления
Изучая реестр можно придти к
выводу, что российские монополисты
федерального уровня – это, в основном,
узкоспециализированные производства.
Специфика их заключается в том,
что они сознательно
В российской экономике очень распространено
такое явление как “локальный”
монополизм. Вследствие ненасыщенности
рынка отдельные предприятия
в регионах невольно оказываются
в положении монополистов. Такие
предприятия занимаются переработкой
сельскохозяйственной продукции, торговлей
и бытовым обслуживанием в
малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия
жилищно-коммунального
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.
Три главных естественных монополиста России:
Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи).
В независимости от того, является
ли предприятие-монополист естественным
или искусственным, каждое из таких
предприятий обладает монопольной
властью, т.е. способностью регулировать
цену на производимый товар через
ограничение предложения. Зачастую
монополисты злоупотребляют этой властью,
пытаясь ограничить конкуренцию, и
таким образом причиняют ущерб
потребителям. Такое явление называется
монополистической
Предприятия-монополисты
Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.
Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:
1. отсутствие конкурентного
2. искушение получить
В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.
Помимо ценовых
Для преодоления высокой степени
монополизации российской экономики
и для развития конкуренции были
разработаны специальные
Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.
Цели реформирования РАО “ЕЭС”:
развитие конкуренции в производстве
электроэнергии, создание оптового рынка
электроэнергии в тех регионах страны,
где это технически возможно и
экономически целесообразно, а также
совершенствование
Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.
Также следует отметить, что нефтяная промышленность, зарабатывающая на экспорте огромные средства, бедствует от нехватки инвестиций, бездействуют десятки тысяч скважин, физически и морально стареет оборудование, изнашиваются трубопроводы. [18. С.35-37]
Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.
У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
транспорта
Вопрос о целесообразности и последствиях реформирования естественно-монопольных структур важен. Основная задача этого процесса – создание конкурентного рынка и привлечение потенциальных инвесторов. Реформирование уже затронуло некоторые отрасли. На сегодняшний день в России полностью завершена реформа электроэнергетической монополии, на базе которой создан ряд независимых компаний. Реформа железнодорожного транспорта должна завершиться в 2010 г. Тем не менее можно привести большое количество аргументов свидетельствующих о необходимости преобразований в сфере естественных монополий, и множество доводов против создания конкурентных отношений в этом секторе экономики. С одной стороны, мероприятия по реструктуризации вертикально интегрированных компаний, многие из которых являются монополистами в своей отрасли и призваны создать на рынке свободную конкуренцию и тем самым привлечь в реформируемую отрасль дополнительные инвестиции. С другой стороны, нельзя не учитывать возможность неконтролируемого роста цен и тарифов на производимые данными предприятиями товары и услуги. Очевидно, что в таком случае может возникнуть процесс отмирания «невыгодных» (с точки зрения рынка) видов деятельности внутри реформируемых отраслей.
Информация о работе Проблема монополизма в Российской экономике