Проблема мотивации рыночного поведения фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение проблемы мотивации рыночного поведения фирмы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие фирмы и ее отличительные черты, описать теоретические и методологические основы мотивации этого поведения.
2. Провести анализ поведения фирмы в условиях рынка.
3. На основе проведенного анализа предложить варианты решения проблемы мотивации рыночного поведения фирмы.

Содержание работы

Стр.
Введение
3
ГЛАВА 1.
Понятие «фирма», его сущность и показатели его характеризующие. Теоретические и методологические основы мотивации поведения фирмы в условиях рынка.
5
1.1. Фирма, ее сущность и характер деятельности
в рыночной экономике.
5
1.2. Мотивация деятельности фирмы в современных условиях.
Основные мотивы и стимулы работы фирмы в рыночной экономике.
8
Глава 2.
РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ
11
2.1. Анализ рыночного поведения фирмы
11
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию
мотивации рыночного поведения фирмы «Эйлиз»
19
Заключение
21
Список использованной литературы
22
Ответы на тесты

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэкономике.docx

— 95.83 Кб (Скачать файл)

Несовершенный конкурент  – именно то зерно, из которого может вырасти монополист.

Монополист – фирма, которая  является единственным продавцом на рынке и потому выбирает объем  производства и цену продаж на основе кривой рыночного спроса.

Монопольный рынок нельзя назвать эффективным с точки  зрения общественного благосостояния. Правительства всех стран с рыночно-ориентированной  экономикой стараются в какой-то мере смягчить негативные последствия  деятельности монополий путем введения специальных налогов, контролирующих цен, а также путем введения антимонопольных  законов.

Монополистическая конкуренция  – тип отраслевого рынка, на котором  существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара (или услуги). На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами.

Кривая спроса, как она  видится отдельно монопольно-конкурентной фирме, имеет отрицательный наклон. Это объясняется следующим. Если товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми качественными характеристиками, которые нравятся определенной категории покупателей, тогда фирма может поднять цену своего товара без падения продаж до нуля, потому что достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену.

Таким образом, монополистическая  конкуренция похожа на ситуацию монополии  тем. Что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Одновременно она похожа на совершенную  конкуренцию, поскольку каждый товар  продается многими фирмами и  на рынке существует достаточно свободный вход и выход.

В реальной жизни ситуации чистой (совершенной) конкуренции встречаются  редко. Чаще мы имеем дело с различными видами менее полной монополизации – монопольной конкуренцией, или олигополией.

Олигополия – наличие  на рынке определенного товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть дифференцированным (например, автомобили, компьютеры), как при монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным (сталь, алюминий), как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т. е. может влиять на цену своей продукции.

Предположим, что на рынке  установилась цена. Если какая-либо фирма  увеличивает цену на свою продукцию (и, причем, делает это в одностороннем  порядке), тогда другие фирмы в отрасли не последуют ее примеру. В результате этого она потеряет часть своей рыночной доли, поскольку покупатели переключаются на продукцию тех фирм, у которых относительно более низкие цены. Если же фирма, напротив, снизит цену, то это может спровоцировать снижение цен другими фирмами в отрасли, чтобы избежать потери доли рынка, которая может отойти фирме с более низкой ценой. Из-за того, что в этом случае конкуренты последуют за данной фирмой, спрос на ее продукцию окажется эластичным.

Это объясняет почему фирмы – олигополисты очень часто не склонны изменять цены на свою продукцию: изменение цены в данном случае просто приведет к сокращению прибыли.

Стремящаяся максимизировать прибыль фирма должна решать два принципиально важных вопроса:

1. стоит ли ей продолжать  свою деятельность?

2. если стоит, то до каких пределов?

Фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом  уровне производства ее доход превосходит  переменные издержки.

Фирме следует прекратить  производство. Если суммарный доход  от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им) – правило 1.

До какого уровня фирма  должна расширять объемы выпуска? Здравый  смысл подсказывает, что если производство одной дополнительной единицы товара дает доход, превышающий издержки, связанные  с изготовлением этой единицы  товара, то фирме можно увеличивать  объем продукции. Фирме нет необходимости  расширять производство, если доход  от продажи последней единицы продукции станет равным издержкам ее производства. Это равносильно следующему утверждению: если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам – правило 2.

Эти два правила носят  универсальный характер и применимы  к любой структуре рынка.

Ценовая политика многих предприятий  заключается в том, чтобы цена покрывала издержки и давала возможность  получить нормальную прибыль. Важным изменением в ценовой политике руководителей  является усиление ориентации на рыночные цены. Однако самое существенное  - это невысокая доля директоров, которые старым контрагентам стараются  повышать цены в меньшей степени, чем другим потребителям. Хотя практика ценовой дискриминации сохраняется, предприятия разными путями стараются сократить круг своих потребителей, ограничивая их число теми, которые являются надежными партнерами на перспективу, оказывают им услуги, совместно решают какие-либо производственные проблемы.

 

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию

мотивации рыночного  поведения фирмы «Эйлиз»

 

Долгое время для компаний конкурентоспособность определялась единственным фактором – ценой. Этот фактор и сегодня в большинстве  случаев является ключевым, но уже  далеко не единственным.

Одним из главных результатов  перехода России к рыночной экономике  является формирование конкурентной среды. Автор теории конкурентного преимущества американский ученый М. Портер выделил  три основных вида конкурентной стратегии: ценовое лидерство, дифференциацию и фокусирование на сегменте.

Ценовое лидерство предполагает достижение позиции компании, предлагающей самые низкие в отрасли цены. Такая  компания несет существенные затраты  на высококачественное и современное  оборудование, ведет агрессивную  политику. Ее отличает готовность нести  огромные убытки для увеличения своей  доли на рынке.

Дифференциация предполагает достижение максимального качества товара и возможности продавать  его по высоким ценам. Здесь ключевую роль играет предложение высочайшего  качества и сервиса, соответствующих  ценам, регулярное внедрение инноваций, опережение конкурентов и готовность к значительным расходам на исследования и продвижение товара.

Фокусирование на сегменте – это опора на одну из двух рассмотренных  стратегий.

В России конкурентоспособность  как явление и предмет изучения только начинает формироваться. Особенно это проявляется в процессе проведения тендеров на строительном рынке, когда  побеждают далеко не самые конкурентоспособные  заявки.

При этом все: и представители  реального бизнеса, и представители  научных кругов – утверждают, что  методов определения и оценки конкурентоспособности строительной компании крайне мало и представлены они лишь частично.

Для создания конкурентоспособности ООО «Эйлиз» предлагаю следующие мероприятия:

- организовать оформление  заказов по заявкам, доставку материалов покупателю.

- организовать бесплатную  консультацию и подбор материалов(не надо тратить время на поиск масел в различных фирмах).

- принимать оплату наличными или безналичным расчетом. Не надо оплачивать наличными, потому что можно воспользоваться оплатой через любой банк, если сумма платежа большая, (проценты взимаемые банком оговариваются индивидуально).

- организовать замену масла специалистами фирмы.

- организовать транспортирование продукции, оказание услуг складского характера.

- на некоторые материалы ввести договорные цены, как и на большие объемы, а также для розничных потребителей или скидки с итоговой суммы счета (оговаривается индивидуально).

 

Заключение

В развитой рыночной экономике  фирмы многообразны, они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг  – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. В условиях рыночной экономики через  фирмы граждане осуществляют предпринимательскую  деятельность "исходя из того, что  предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке". Фирма имеет  свою организационно-правовую форму  и цель деятельности, в соответствии с которыми создает свою внутреннюю структуру. Приоритет целей определяется в зависимости от прибыльности фирмы, которая может соответствовать  уровню выживания, умеренному или высокому уровню. Сущность экономической эффективности  фирмы трактуется большинством экономистов  как достижение максимальных результатов  в интересах общества при минимально возможных затратах. Поэтому определение  экономической эффективности фирмы  должно базироваться на сопоставлении  результата производства с совокупными  затратами живого и прошлого труда, обусловившими данный результат.

 

 

Список использованной литературы

  1. Микроэкономика. Теория и российская практика,// Под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова.- М.: ИТД «КноРус», 2000г. .- 541 с., с. 249
  2. Микроэкономика: учебно-методическое пособие для вузов.// М. Н. Голиков-Псков: Изд-во ПГПУ, 2005 г.- 104с., с.54
  3. Экономическая теория.//Под ред. Добрынина А.И, Тарасевича Л.С, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер»,-2004г.-544с., с.189
  4. Экономическая теория: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп.// Борисов Е.Ф.- М.: Юрайт-Издат, 2005г. — 399 с., с.125
  5. Экономика: Учебник. - 3-е издание, переработанное и дополненное// под редакцией А. С.. Булатова- Москва: Изд-во «Юристь»,1999г.- 592с., с.95
  6. Экономика: учебник для вузов//И.В.Липсиц.—М.: Омега-Л, 2006.- 656 с.,с.128

 

 

Ответы на тесты.

 

№ вопроса

7

15

22

30

34

Правильные ответы

1,3,5

1

4

3,4

3


 

.

 


Информация о работе Проблема мотивации рыночного поведения фирмы