Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 08:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение проблемы мотивации рыночного поведения фирмы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие фирмы и ее отличительные черты, описать теоретические и методологические основы мотивации этого поведения.
2. Провести анализ поведения фирмы в условиях рынка.
3. На основе проведенного анализа предложить варианты решения проблемы мотивации рыночного поведения фирмы.
Стр.
Введение
3
ГЛАВА 1.
Понятие «фирма», его сущность и показатели его характеризующие. Теоретические и методологические основы мотивации поведения фирмы в условиях рынка.
5
1.1. Фирма, ее сущность и характер деятельности
в рыночной экономике.
5
1.2. Мотивация деятельности фирмы в современных условиях.
Основные мотивы и стимулы работы фирмы в рыночной экономике.
8
Глава 2.
РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ
11
2.1. Анализ рыночного поведения фирмы
11
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию
мотивации рыночного поведения фирмы «Эйлиз»
19
Заключение
21
Список использованной литературы
22
Ответы на тесты
Активы предприятия –
все, что приобретено для
Все большую актуальность
эта проблема приобретает для
российских предприятий, прежде всего
в тех сферах экономики, где начинает
формироваться конкурентная среда
– в розничной торговле, общественном
питании, пищевой промышленности, сборке
и продаже компьютеров и др.
Конкурентоспособность фирмы –
это ее реальная и потенциальная
способность изготовлять и
Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами- потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов ,покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы. Аналитическую концепцию взаимодействия основных конкурентных сил можно представить в виде следующей схемы (рис. 6).
Фирмы из других областей, предлагающие товары-заменители |
|||
Силы конкуренции возникают в результате попыток аутсайдеров завоевать покупателей своей продукции |
|||
Поставщики экономических ресурсов |
Силы конкуренции возникают в результате контроля за условиями сделок со стороны поставщика |
СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ КОНКУРИРУЮЩИМИ ПРОДАВЦАМИ |
Силы конкуренции возникают в результате контроля за условиями сделок со стороны покупателя |
Силы конкуренции возникают в результате стремления соперников занять лучшую позицию на рынке и получить преимущество над конкурентами |
|||
Силы конкуренции возникают в результате попыток угрозы входа на рынок новых соперников |
|||
Потенциально новые на рынке фирмы |
Модель пяти сил (направлений) конкуренции – это эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Эта модель дает возможность более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей степени обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ.
Конкурентная сила поставщиков экономических ресурсов определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усиление конкурентных позиций фирм – потребителей ресурсов способствует расширение круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.
Одним из наиболее эффективных методов усиления позиции фирм – покупателей ресурсов является проведение стратегии, направленной на установление контроля на фирмами – производителями сырья или поставщиков комплектующих изделий путем создания вертикально-интегрированных компаний. К положительным моментам вертикальной интеграции относятся: большая защищенность от колебаний цен на ресурсы, большая надежность поставок, а также более эффективная координация различных этапов производства, объединенных в единую технологическую цепочку.
Глава 2. РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ
2.1. Анализ рыночного поведения фирмы
В условиях рыночной экономики функционирование отдельной фирмы происходит в различных рыночных структурах, каждая из которых имеет свои параметры и может быть представлена в виде определенной модели рынка.
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т. д.
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству; чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее они пойдут на сотрудничество.
В общем виде различают
рынки совершенной и
Модель рынка совершенной конкуренции основана на четырех основных условиях. Рис. 1.
Рисунок 1
Изучая деятельность фирм,
экономическая наука
Однородность продукции - это значит, что продукция фирм в представлении покупателей взаимозаменяемы, то есть условия однородной продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.
Малые размеры и многочисленность субъекта рынка – при совершенной конкуренции на продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. На рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей, при этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. При совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены. Если продавцов много и товар у них одинаковый, то один продавец не сможет навязать покупателям более высокую цену на свой товар.
Отсутствие барьеров – или свобода входить на рынок и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товара, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.
Совершенная информация –
последнее условие
Поскольку в реальной жизни обнаружить совпадения всех этих условий возможно лишь в очень редких случаях, то большинство рынков работает в условиях несовершенной конкуренции. Но даже такая форма конкуренции все равно лучше, чем монополия. Конкуренция в большей мере, чем монополия способствует достижению экономической эффективности на основе рационализации хозяйственной деятельности и использования достижений науки и техники.
Попробуем разобраться в
том, почему это именно так и где
пролегает граница между
Посмотрим, как действует фирма, попавшая на рынок совершенной конкуренции. Пусть это будет фирма «Эйлиз», занимающаяся оптовой продажей смазочных материалов. Таких фирм множество, и в целом для них ситуация на рынке складывается вполне традиционно. Пример рис. 2.
Рисунок 2
Как мы видим, здесь взаимодействие рыночного спроса всех клиентов на моторные масла (Dm – от англ. Market demand) и рыночного предложения всех фирм (Sm – от англ. market supply – «рыночное предложение») приходит, в конце концов, к формированию рыночного равновесия. Ему соответствуют равновесная цена Р\ и равновесное количество заказываемого масла Q\.
Но это видно только специалисту, который изучает весь рынок продажи смазочных материалов. А в глазах владельца «Эйлиз» ситуация на рынке видится совершенно по-другому. Пример рис. 3.
Рисунок 3
Ведь его организация в силу своих возможностей способна предоставить клиентам лишь малую часть (&), от общего объема моторного масла (Q), который готовы приобрести все жители города при сложившейся на рынке этих услуг равновесной цене (P\). Поэтому, с точки зрения хозяина «Эйлиз», спрос на его услуги абсолютно эластичен и как бы бесконечен. Именно в силу этого на рис. 3 кривая спроса для индивидуальной фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции (Д) имеет вид горизонтальной линии, предел которой мелкой фирме неведом.
Обратим внимание на три важных обстоятельства.
Во-первых, владелец «Эйлиз» не может повысить цену на свои услуги выше рыночной. Ему этого никто конечно не запрещает. Но поскольку клиенты хорошо знают, сколько стоит один литр масла, то они просто перестанут обращаться в эту слишком дорогую фирму и будут приобретать моторное масло в другой фирме.
Во-вторых, владельцу «Эйлиз» нет смысла и понижать цену на свой товар: ведь он и так продает такой объем смазочных материалов, какой выдерживает его склад. А если ему не хватает клиентов в своем микрорайоне, то он может открыть торговые точки в других наиболее выгодных районах.
В-третьих, хозяин «Эйлиз», как бы он не варьировал объемы своей деятельности, не может повлиять на изменение общего уровня цен на своем рынке: его индивидуальное предложение составляет слишком малую долю общего предложения на рынке. Поэтому владелец «Эйлиз» с точки зрения экономической науки совершенный конкурент.
Совершенный конкурент – фирма, которая вынуждена продавать свои товары по цене, сложившейся на рынке, и не может повлиять на уровень этой цены, изменяя объемы своего предложения.
Точно такого же титула заслуживают и все остальные фирмы, занимающиеся продажей смазочных материалов, образующие в совокупности рынок совершенной конкуренции при оказании данных услуг. Теперь представим, что на рынок смазочных материалов вторглась крупная фирма – настолько большая, что объемы ее операций способны изменить общую ситуацию на рынке (т.е. она существенно влияет на формирование общего рыночного предложения). Эта фирма (назовем ее «Фотон») открыла свои пункты продаж по всему городу и предложила клиентам существенно более низкую цену. Что при этом произойдет на рынке, хорошо видно на рис. 4.
Рисунок 4
Как мы видим, появление «Фотон» первым делом привело к изменению вида кривой рыночного предложения: с положения Sm она сместилась вниз –вправо до положения S. В результате этого на рынке сложилась новая равновесная ситуация: равновесное количество продаж возросло с Q\ до Q, а равновесная цена снизилась с Р\ до Рп, и это сразу же скажется на положении владельца «Эйлиз».
Во-первых, чтобы удержать своих клиентов, ему придется снизить цену на свои товары до уровня Р. Во-вторых, он может столкнуться с ограничением спроса на свои товары, если часть его заказов будет перехвачена новым лидером рынка.
В итоге на рынке моторных масел начнут действовать два типа фирм. И различаться они будут не просто масштабами деятельности. Куда важнее то, что они будут иметь дело с совершенно различными кривыми спроса. Как видно на рис. 4. кривая спроса Dpc (от англ. Perfect competitor`s demand) фирмы – совершенного конкурента (т.е. для «Эйлиз») сохранит свою форму. А вот несовершенный конкурент – гигант рынка фирма «Лукойл» - столкнется с тем, что спрос для него носит обычный рыночный характер. Это означает, что продать больший объем услуг (чем сложился при равновесной цене Рn, т.е. Qic) «Фотон» сможет только при снижении цены.
Несовершенный конкурент – фирма, на долю которой приходится столь большая доля общего рыночного предложения, что, изменяя свои объемы продаж, она способна вызвать изменение равновесной цены на этом рынке.
Информация о работе Проблема мотивации рыночного поведения фирмы