Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:06, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и государственного долга, причин их возникновения и путей преодоления.
Задачами данной работы являются:
анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь
определение участия государственного долга в образовании валового внешнего долга Республики Беларусь
анализ относительных показателей внешнего долга и заключение вывода о безопасности бюджета Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………….4
Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, экономические
последствия, подходы к регулированию………………………………………5
Понятие бюджетного дефицита и профицита…………………………..….5
Виды бюджетного дефицита и профицита…………………………..……..7
Подходы к регулированию
бюджетного дефицита и их последствия………………………….……………9
Государственный долг………………………………….……………………14
Сущность и виды государственного долга……………………………….14
Причины возникновения бюджетного дефицита и
государственного долга и их последствия……………………………..…….15
Способы сокращения государственной задолженности………….……..17
Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного
долга в Республике Беларусь…………………………………………………19
Государственный бюджет Республики Беларусь…………………….…19
Государственный долг республики Беларусь:
анализ внешней задолженности………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………...….27
Список использованных источников…………………………………… …….29
Рисунок 3.3 – Расходы консолидированного бюджета
Примечание – Источник: собственная разработка
Как и в случае с доходами, в расходах бюджета произошел значительный рост, причем как в номинальном, так и реальном выражении.
Теперь мы можем совместить данные о доходах и расходах и получить информацию о дефицитах и профицитах бюджета за все тот же промежуток времени, изменяющийся последние 5 лет.
Рисунок 3.4 – Дефициты и профициты государственного бюджета.
Примечание – Источник: собственная разработка
На основании этих данных, мы можем сделать вывод, что на протяжении периода с 2008 по 2012 год сальдо бюджета имело смешанную динамику. К 2010-му году дефицит бюджета достиг максимального значения в 2,6 триллиона рублей, после чего началась тенденция к уменьшению дефицита, и в 2011 году сальдо бюджета достигло положительного значения.
В соответствии с тезисами проекта бюджета на 2013 год, ход исполнения бюджета в текущем году оценивается как позитивный. Тот факт, что к сентябрю достигнут профицит в 5,5 трлн. рублей говорит о рациональности и эффективности проводимой бюджетной политики. Достигнутые в 2012 году показатели должны стать хорошей базой для начала бюджета 2013 года [12, с.6].
Программой на 2013 год определены основные черты бюджета на 2013 год:
Доходы консолидированного бюджета по планам составят 197 трлн. руб., и будут равны расходам. Таким образом, программа предусматривает сбалансированность бюджета [14, с.8].
Согласно данным министерства финансов Республики Беларусь, государственный долг Беларуси на 01.10.2012 г. составил 156,8 трлн. руб. и увеличился с начала года на 8,8%. Внутренний долг на 01.10.2012 увеличился на 21,1% и составил 39,06 трлн. руб. Его составляют долгосрочные прямые долговые обязательства правительства и кредиты под гарантию правительства. Заметим, что краткосрочный долг правительства практически отсутствует [24].
За последнее время произошли серьезные изменения в структуре валового внешнего долга страны. Особый интерес здесь представляет роль государственного сектора.
Как известно, валовой внешний долг представляет собой непогашенные на определенный момент времени фактические и ничем не обусловленные обязательства резидентов данной страны перед нерезидентами, которые требуют выплаты основного долга и/или процентов в будущем [21].
На 1 июля 2012 года обязательства Республики Беларусь перед нерезидентами составили 33,1 млрд. долларов.
В таблице (3.1) приведена динамика размеров валового внешнего долга и ВВП, а также темпы роста этих показателей. Их сопоставление дает более ясную картину тенденций наращивания внешних обязательств страны.
За период с 1999 г. по июль 2012 г. величина валового внешнего долга Беларуси увеличилась в 14 раз (с 2369,5 млн. USD в 1999 до 33141 млн. USD в 2012)
Таблица 3.1 – Динамика ВВП и ВВД
Годы |
ВВП, млрд. USD |
Темпы роста, % |
ВВД, млрд. USD |
Темпы роста, % |
ВВД/ВВП, % |
01.01.1999 |
15233,1 |
110,0 |
2369,5 |
110,4 |
15,6 |
01.01.2000 |
11712,3 |
76,9 |
2224,7 |
93,9 |
19,0 |
01.01.2001 |
13088,4 |
111,7 |
2091,5 |
94,0 |
16,0 |
01.01.2002 |
12330,1 |
94,2 |
2978,6 |
142,4 |
24,2 |
01.01.2003 |
14571,8 |
118,2 |
3894,7 |
130,7 |
26,7 |
01.01.2004 |
17755,4 |
121,8 |
4174,9 |
107,2 |
23,5 |
01.01.2005 |
23133,3 |
130,3 |
4935,4 |
118,2 |
21,3 |
01.01.2006 |
30220,2 |
130,6 |
5128,2 |
103,9 |
17,0 |
01.01.2007 |
36970,6 |
122,3 |
6844,1 |
133,5 |
18,5 |
01.01.2008 |
45267,2 |
122,4 |
12496,5 |
182,5 |
27,6 |
01.01.2009 |
60797,7 |
134,3 |
15154,1 |
121,3 |
24,9 |
01.01.2010 |
49193,2 |
80,9 |
22029,9 |
145,4 |
44,8 |
01.01.2011 |
55086,5 |
111,9 |
28401,1 |
128,9 |
51,6 |
01.01.2012 |
54647,2 |
99,2 |
34028,4 |
119,8 |
62,3 |
01.07.2012 |
54656,6 |
100 |
33141,0 |
97,4 |
60,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3, 21, 22, 23]
До 2006 года долговая ситуация
характеризовалась
Изменение показателей динамики ВВД и ВВП изображено на диаграмме (3.6). При выведении тренда становится видно, что валовой внешний долг Беларуси растет быстрее, чем ВВП.
Рисунок 3.6 – Темпы роста ВВП и ВВД и их тренды
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [табл. 3.1]
Так как предметом нашего
изучения является государственный
долг, то проследим участие
Доля государственного сектора в общей структуре внешнего долга претерпевала значительные изменения. Это хорошо отображено на диаграмме (3.7)
Рисунок 3.7 – Структура внешнего долга
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3, 21, 22, 23]
На диаграмме ясно прослеживается тенденция увеличения доли государственных органов в общем объеме долга: в 2007-м году его доля составляла всего 8,6%, а на 1-е июля 2012 – уже 38,3%. Внешний долг данного сектора представлен исключительно долгосрочными обязательствами. Из них: в форме привлеченных Правительством Республики Беларусь кредитов и займов в размере 10,1 млрд. долларов (включая кредит МВФ на сумму 3,3 млрд. долларов), обязательствами перед нерезидентами по государственным долгосрочным облигациям Министерства финансов Республики Беларусь на сумму 2 млрд. долларов, а также обязательствами, связанными с распределением специальных прав заимствования МВФ, в объеме 0,6 млрд. долларов.
Этой тенденции сопутствует также увеличение объема непосредственно самого государственного долга. Основной составляющей государственного долга являются кредиты и займы. Долговые ценные бумаги впервые появились в структуре внешнего госдолга в 2009-м году и сразу стали играть значительную роль в общем приросте долга.
Рисунок 3.8 – Структура внешнего долга государственного сектора
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [21, прил. 42]
Перейдем к анализу относительных показателей, или индикаторов. Данные индикаторы могут быть разделены на две группы, которые оценивают:
Наиболее распространенными индикаторами наличия кризиса ликвидности являются:
Наиболее распространенными индикаторами оценки риска кризиса платежеспособности являются:
Проанализируем динамику некоторых из этих индикаторов для валового внешнего долга Беларуси. Но сперва следует определить критические значения для индикаторов. По рекомендациям Концепции национальной безопасности, примем «потолок» ВВД к ВВП, равный 55%, ВВД к экспорту – 100%, обслуживание ВВД к экспорту – 20%.
Рисунок 3.9 – Динамика
некоторых относительных
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [21, прил. 44]
На основе анализа индикаторов
можно сделать вывод о
Соотношение валового внешнего долга и экспорта находится ниже критического уровня, более того, в последнее время появилась тенденция к его уменьшению. Это означает, что Республика Беларусь располагает широким диапазоном для внешних заимствований. Обслуживание валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг также находится в пределах нормы. В то же время, показатель валового внешнего долга к ВВП недавно превысил критическое значение в 55%; на 1-е июля 2012 он составил 60,6%. Это означает, что возможности привлечения внешних займов исчерпаны и в случае новых страна может попасть в экономическую зависимость от других государств.
Кроме того, ситуация для Беларуси осложняется тем, что степень приятия рисков у кредиторов упала [28, с.105]. Это ограничивает возможности новых заимствований.
Таким образом, делаем вывод, что для Беларуси существует угроза внешней долговой неустойчивости. Единственный выход в такой ситуации – это ужесточение фискальной и монетарной политики в целях поддержания сбалансированности платежного баланса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были подробно проанализированы причины возникновения бюджетного дефицита и накопления государственной задолженности, концептуальные подходы трактовки этих явлений и предложены общие принципы регулирования.
Сперва было определено содержание понятий бюджетного дефицита и профицита: бюджетный дефицит – это превышение государственных расходов над доходами, профицит – превышение доходов над расходами. В зависимости от того, к какому состоянию экономики – текущему или в состоянии полной занятости – применяются данные понятия, их разделяют на два вида: структурный дефицит (профицит) и циклический дефицит (профицит). Величина структурного дефицита зависит от системы налогообложения, а величина циклического – от фаз экономического цикла. Сумма этих величин дает фактический дефицит или профицит.
Затем были подробно рассмотрены
различные концепции
Также рассмотрены вопросы финансирования дефицита государственного бюджета. Монетизация является инфляционным способом, связана с возникновением таких спорных явлений, как сеньораж и инфляционный налог. Финансирование дефицита через внутренний займ вызывает эффект вытеснения и способствует построению долговой пирамиды, что в итоге может привести к большим инфляционным процессам, чем при монетизации дефицита. Внешний займ открывает возможности привлечения крупных сумм, но является причиной накопления внешней задолженности, усугубления экономической зависимости и истощения золотовалютных запасов.
Вторая глава была посвящена проблеме государственного долга. Внутренний государственный долг включает задолженность правительства гражданам страны, внешний долг – всем иностранным гражданам, странам и международным финансовым организациям. Оценка состояния задолженности производится через анализ относительных показателей, которые подразделяются на индикаторы угрозы кризиса ликвидности и индикаторы угрозы кризиса платежеспособности.