Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного долга в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и государственного долга, причин их возникновения и путей преодоления.
Задачами данной работы являются:
анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь
определение участия государственного долга в образовании валового внешнего долга Республики Беларусь
анализ относительных показателей внешнего долга и заключение вывода о безопасности бюджета Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, экономические
последствия, подходы к регулированию………………………………………5
Понятие бюджетного дефицита и профицита…………………………..….5
Виды бюджетного дефицита и профицита…………………………..……..7
Подходы к регулированию
бюджетного дефицита и их последствия………………………….……………9
Государственный долг………………………………….……………………14
Сущность и виды государственного долга……………………………….14
Причины возникновения бюджетного дефицита и
государственного долга и их последствия……………………………..…….15
Способы сокращения государственной задолженности………….……..17
Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного
долга в Республике Беларусь…………………………………………………19
Государственный бюджет Республики Беларусь…………………….…19
Государственный долг республики Беларусь:
анализ внешней задолженности………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………...….27
Список использованных источников…………………………………… …….29

Файлы: 1 файл

Курсовая совсем готова.docx

— 185.59 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 3.3 – Расходы  консолидированного бюджета

Примечание – Источник: собственная  разработка

 

Как и в случае с доходами, в расходах бюджета произошел  значительный рост, причем как в  номинальном, так и реальном выражении.

Теперь мы можем совместить данные о доходах и расходах и  получить информацию о дефицитах  и профицитах бюджета за все тот же промежуток времени, изменяющийся последние 5 лет.

 

Рисунок 3.4 – Дефициты и профициты государственного бюджета.

Примечание – Источник: собственная  разработка

 

На основании этих данных, мы можем сделать вывод, что на протяжении периода с 2008 по 2012 год сальдо бюджета имело смешанную динамику. К 2010-му году дефицит бюджета достиг максимального значения в 2,6 триллиона рублей, после чего началась тенденция к уменьшению дефицита, и в 2011 году сальдо бюджета достигло положительного значения.

В соответствии с тезисами проекта бюджета на 2013 год, ход  исполнения бюджета в текущем  году оценивается как позитивный. Тот факт, что к сентябрю достигнут профицит в 5,5 трлн. рублей говорит о рациональности и эффективности проводимой бюджетной политики. Достигнутые в 2012 году показатели должны стать хорошей базой для начала бюджета 2013 года [12, с.6].

Программой на 2013 год определены основные черты бюджета на 2013 год:

  • полнота учета доходов бюджета;
  • сбалансированность принимаемых обязательств с источниками их финансирования;
  • рост его инвестиционной направленности;
  • кредитование государственных программ в объемах, не нарушающих финансовую сбалансированность;
  • новации в финансировании здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства [14, с.7].

Доходы консолидированного бюджета по планам составят 197 трлн. руб., и будут равны расходам. Таким образом, программа предусматривает сбалансированность бюджета [14, с.8].

 

    1. Государственный долг Республики Беларусь: анализ внешней задолженности

 

Согласно данным министерства финансов Республики Беларусь, государственный долг  Беларуси на 01.10.2012 г. составил 156,8 трлн. руб. и увеличился с начала года на 8,8%. Внутренний долг на 01.10.2012 увеличился на 21,1% и составил 39,06 трлн. руб. Его составляют долгосрочные прямые долговые обязательства правительства и кредиты под гарантию правительства. Заметим, что краткосрочный долг правительства практически отсутствует [24].

За последнее время  произошли серьезные изменения  в структуре валового внешнего долга  страны. Особый интерес здесь представляет роль государственного сектора.

Как известно, валовой внешний долг представляет собой непогашенные на определенный момент времени фактические и ничем не обусловленные обязательства резидентов данной страны перед нерезидентами, которые требуют выплаты основного долга и/или процентов в будущем [21].

На 1 июля 2012 года обязательства  Республики Беларусь перед нерезидентами составили 33,1 млрд. долларов.

В таблице (3.1) приведена динамика размеров валового внешнего долга и ВВП, а также темпы роста этих показателей. Их сопоставление дает более ясную картину тенденций наращивания внешних обязательств страны.

За период с 1999 г. по июль 2012 г. величина валового внешнего долга  Беларуси увеличилась в 14 раз (с 2369,5 млн. USD в 1999 до 33141 млн. USD в 2012)

 

Таблица 3.1 – Динамика ВВП и ВВД

 

Годы 

ВВП,

млрд. USD

Темпы роста, %

ВВД,

млрд. USD

Темпы роста,

%

ВВД/ВВП, %

01.01.1999

15233,1

110,0

2369,5

110,4

15,6

01.01.2000

11712,3

76,9

2224,7

93,9

19,0

01.01.2001

13088,4

111,7

2091,5

94,0

16,0

01.01.2002

12330,1

94,2

2978,6

142,4

24,2

01.01.2003

14571,8

118,2

3894,7

130,7

26,7

01.01.2004

17755,4

121,8

4174,9

107,2

23,5

01.01.2005

23133,3

130,3

4935,4

118,2

21,3

01.01.2006

30220,2

130,6

5128,2

103,9

17,0

01.01.2007

36970,6

122,3

6844,1

133,5

18,5

01.01.2008

45267,2

122,4

12496,5

182,5

27,6

01.01.2009

60797,7

134,3

15154,1

121,3

24,9

01.01.2010

49193,2

80,9

22029,9

145,4

44,8

01.01.2011

55086,5

111,9

28401,1

128,9

51,6

01.01.2012

54647,2

99,2

34028,4

119,8

62,3

01.07.2012

54656,6

100

33141,0

97,4

60,6


Примечание – Источник: собственная  разработка на основе [3, 21, 22, 23]

 

До 2006 года долговая ситуация характеризовалась стабильностью, иностранные займы использовались активно. Основные кредиты и займы Беларуси предоставлялись со стороны Комиссии Европейского сообщества, США, Германии и России. Ежегодно привлечение средств в экономику составляло не более 580 млн. USD.

Изменение показателей динамики ВВД и ВВП изображено на диаграмме (3.6). При выведении тренда становится видно, что валовой внешний долг Беларуси растет быстрее, чем ВВП.

 

Рисунок 3.6 – Темпы  роста ВВП и ВВД и их тренды

Примечание – Источник: собственная  разработка на основе [табл. 3.1]

 

Так как предметом нашего изучения является государственный  долг, то проследим участие государственного сектора в образовании валового внешнего долга. На 1-е июля 2012 года долговые обязательства органов государственного управления составляли 38,3% от ВВД при сумме задолженности, равной 12351 млн.USD.

Доля государственного сектора  в общей структуре внешнего долга  претерпевала значительные изменения. Это хорошо отображено на диаграмме (3.7)

Рисунок 3.7 – Структура  внешнего долга

Примечание – Источник: собственная  разработка на основе [3, 21, 22, 23]

 

На диаграмме ясно прослеживается тенденция увеличения доли государственных органов в общем объеме долга: в 2007-м году его доля составляла всего 8,6%, а на 1-е июля 2012 – уже 38,3%. Внешний долг данного сектора представлен исключительно долгосрочными обязательствами. Из них: в форме привлеченных Правительством Республики Беларусь кредитов и займов в размере 10,1 млрд. долларов (включая кредит МВФ на сумму 3,3 млрд. долларов), обязательствами перед нерезидентами по государственным долгосрочным облигациям Министерства финансов Республики Беларусь на сумму 2 млрд. долларов, а также обязательствами, связанными с распределением специальных прав заимствования МВФ, в объеме 0,6 млрд. долларов.

Этой тенденции сопутствует  также увеличение объема непосредственно  самого государственного долга. Основной составляющей государственного долга  являются кредиты и займы. Долговые ценные бумаги впервые появились  в структуре внешнего госдолга в 2009-м году и сразу стали играть значительную роль в общем приросте долга.

 


Рисунок 3.8 – Структура  внешнего долга государственного сектора

Примечание – Источник: собственная  разработка на основе [21, прил. 42]

 

Перейдем к анализу  относительных показателей, или  индикаторов. Данные индикаторы могут быть разделены на две группы, которые оценивают:

  • угрозу кризиса ликвидности;
  • угрозу кризиса платежеспособности;

Наиболее распространенными  индикаторами наличия кризиса ликвидности являются:

  • обслуживание валового внешнего долга к ВВП или экспорту;
  • обслуживание государственного внешнего долга в отношении к первичным доходам бюджета;
  • соотношение международных резервов и краткосрочного валового внешнего долга;
  • отношение краткосрочного валового внешнего долга к ВВП или экспорту;

Наиболее распространенными индикаторами оценки риска кризиса платежеспособности являются:

  • соотношение валового внешнего долга и ВВП;
  • соотношение государственного внешнего долга и ВВП [28, с.97-98].

Проанализируем динамику некоторых из этих индикаторов для  валового внешнего долга Беларуси. Но сперва следует определить критические значения для индикаторов. По рекомендациям Концепции национальной безопасности, примем «потолок» ВВД к ВВП, равный 55%, ВВД к экспорту – 100%, обслуживание ВВД к экспорту – 20%.

Рисунок 3.9 – Динамика некоторых относительных показателей  внешнего долга

Примечание – Источник: собственная  разработка на основе [21, прил. 44]

 

На основе анализа индикаторов  можно сделать вывод о противоречивом состоянии внешнеэкономической  задолженности.

Соотношение валового внешнего долга и экспорта находится ниже критического уровня, более того, в последнее время появилась тенденция к его уменьшению. Это означает, что Республика Беларусь располагает широким диапазоном для внешних заимствований. Обслуживание валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг также находится в пределах нормы. В то же время, показатель валового внешнего долга к ВВП недавно превысил критическое значение в 55%; на 1-е июля 2012 он составил 60,6%. Это означает, что возможности привлечения внешних займов исчерпаны и в случае новых страна может попасть в экономическую зависимость от других государств.

Кроме того, ситуация для  Беларуси осложняется тем, что степень  приятия рисков у кредиторов упала  [28, с.105]. Это ограничивает возможности новых заимствований.

Таким образом, делаем вывод, что для Беларуси существует угроза внешней долговой неустойчивости. Единственный выход в такой ситуации – это ужесточение фискальной и монетарной политики в целях поддержания сбалансированности платежного баланса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе исследования были подробно проанализированы причины возникновения бюджетного дефицита и накопления государственной задолженности, концептуальные подходы трактовки этих явлений и предложены общие принципы регулирования.

Сперва было определено содержание понятий бюджетного дефицита и профицита: бюджетный дефицит – это превышение государственных расходов над доходами, профицит – превышение доходов над расходами. В зависимости от того, к какому состоянию экономики – текущему или в состоянии полной занятости – применяются данные понятия, их разделяют на два вида: структурный дефицит (профицит) и циклический дефицит (профицит). Величина структурного дефицита зависит от системы налогообложения, а величина циклического – от фаз экономического цикла. Сумма этих величин дает фактический дефицит или профицит.

Затем были подробно рассмотрены  различные концепции государственного бюджета: ежегодно сбалансированный бюджет; бюджет, сбалансированный по фазам экономического цикла; концепция «функциональных финансов». Выявлено, что каждый из подходов обладает как преимуществами, так и недостатками. Так, первый подход переориентирует политику на проциклическую, что приводит к усугублению спада в кризисный период и перегреву экономики в период подъема; концепция экономического цикла затруднительна для осуществления из-за неопределенности продолжительности каждой из фаз; концепция «функциональных финансов» ставит на первый план обеспечение неинфляционной полной занятости, а потому обязана игнорировать проблему дефицитов и излишков.

Также рассмотрены вопросы  финансирования дефицита государственного бюджета. Монетизация является инфляционным способом, связана с возникновением таких спорных явлений, как сеньораж и инфляционный налог. Финансирование дефицита через внутренний займ вызывает эффект вытеснения и способствует построению долговой пирамиды, что в итоге может привести к большим инфляционным процессам, чем при монетизации дефицита. Внешний займ открывает возможности привлечения крупных сумм, но является причиной накопления внешней задолженности, усугубления экономической зависимости и истощения золотовалютных запасов.

Вторая глава была посвящена  проблеме государственного долга. Внутренний государственный долг включает задолженность правительства гражданам страны, внешний долг – всем иностранным гражданам, странам и международным финансовым организациям. Оценка состояния задолженности производится через анализ относительных показателей, которые подразделяются на индикаторы угрозы кризиса ликвидности и индикаторы угрозы кризиса платежеспособности.

Информация о работе Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного долга в Республике Беларусь