Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:06, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и государственного долга, причин их возникновения и путей преодоления.
Задачами данной работы являются:
анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь
определение участия государственного долга в образовании валового внешнего долга Республики Беларусь
анализ относительных показателей внешнего долга и заключение вывода о безопасности бюджета Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………….4
Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, экономические
последствия, подходы к регулированию………………………………………5
Понятие бюджетного дефицита и профицита…………………………..….5
Виды бюджетного дефицита и профицита…………………………..……..7
Подходы к регулированию
бюджетного дефицита и их последствия………………………….……………9
Государственный долг………………………………….……………………14
Сущность и виды государственного долга……………………………….14
Причины возникновения бюджетного дефицита и
государственного долга и их последствия……………………………..…….15
Способы сокращения государственной задолженности………….……..17
Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного
долга в Республике Беларусь…………………………………………………19
Государственный бюджет Республики Беларусь…………………….…19
Государственный долг республики Беларусь:
анализ внешней задолженности………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………...….27
Список использованных источников…………………………………… …….29
Если внутренний займ невозможен или нецелесообразен, а денежное финансирование сопряжено с серьезными инфляционными рисками, государство прибегает к долговому финансированию дефицита с помощью внешнего займа. Он делает возможным получение крупных сумм, но ведет к значительным негативным последствиям. Во-первых, выплата и обслуживание внешнего долга требует отвлечения средств из экономики, что ведет к сокращению объема производства и спаду в экономике. Во-вторых, сопровождаемый дефицитом платежного баланса, он ведет к истощению золотовалютных запасов.
2. Государственный долг
2.1 Сущность и виды государственного долга
В какой-то мере, фискальная политика допускает несбалансированность бюджета ради стабилизации экономики. Поэтому она может привести к росту государственного долга.
«Государственный долг представляет собой весь накопленный дефицит федеральных бюджетов прошлых лет за вычетом всех положительных сальдо» [10, с.415].
Этот показатель рассчитывается на определенный момент времени, поэтому мы можем сказать, что он является показателем запаса, в то время как дефицит бюджета есть показатель потока.
Базовая причина возникновения государственного долга – это финансирование дефицита госбюджета за счет внутреннего и внешнего займов [11, с.432].
Различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.
Внутренний долг – это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций. [11, с. 433]
Проще говоря, внутренний долг
– это задолженность
Внешний долг – это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям [11, с.433]
Данный вид долга
В настоящее время в соответствии с международной практикой в состав государственного внешнего долга включаются:
Серьезность проблемы государственного долга не может быть определена по одному лишь абсолютному значению. Для таких целей используются показатель бремени государственного долга, вычисляемый как отношение абсолютной величины долга D к объему ВВП
(2.1)или отношение темпов роста долга gD к темпам роста ВВП gy
(2.2)При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.
Для отслеживания негативных тенденций а международной практике существуют пороговые значения для некоторых относительных показателей. Превышение таких значений говорит о чрезмерном уровне внешних задолженностей. Так, установлено, что отношение ВВП к валовому внешнему долгу должно составлять не более 80%, отношение валового внешнего долга к годовому экспорту товаров и услуг – не более 220%. Также, позиция страны по внешнему долгу в общем может считаться приемлемой, когда платежи по обслуживанию долга составляют не более 20-25% от экспорта товаров и услуг [20, с.80].
2.2 Причины возникновения бюджетного дефицита и государственного долга и их последствия
Так как государственный долг образуется в результате накопления бюджетного дефицита, то первичные причины образования долга сводятся к причинам образования дефицита. Однако тот факт, что бюджетный дефицит не был своевременно отрегулирован, дает нам понять, что кроме факторов образования дефицита существуют некоторые дополнительные обстоятельства, усугубляющие состояние баланса бюджета.
Можно выделись следующие причины:
Война действует на бюджет следующим образом. Так как основная задача в военный период – перераспределение части экономических ресурсов от производства гражданской продукции в пользу нужд военного производства, то государственные расходы на вооружение и содержание армии значительно возрастают. Как уже известно, существует три основных пути финансовой политики для решения этой проблемы: дефицитное финансирование, эмиссия денег, повышение налогов. В качестве примера возьмем США в период Второй мировой войны. Правительство не идет на значительное повышение налогов, так как это снизит стимулы к труду. Эмиссия денег усилит инфляцию. Следовательно, остается последний вариант: финансирование за счет продажи ценных бумаг, к чему правительство США и прибегло. Это «перетянуло» из обращения расходуемый доход и позволило перераспределить ресурсы из гражданского производства в распоряжение оборонных отраслей.
Характер воздействия экономических спадов довольно очевиден и уже нам известен: сокращение национального дохода, характерное фазе снижения экономической активности, автоматически уменьшает налоговые поступления; это образует бюджетный дефицит.
В некоторых случаях снижение налогов может привести к увеличению бюджетного дефицита. Это происходит, когда снижению ставки налога не соответствует адекватное сокращение величины государственных расходов. Это приводит к образованию структурного дефицита.
Недостаток политической воли в большей степени является человеческим фактором, чем экономическим, но его влияние нельзя отрицать. Это очевидно, что общество встретит недовольством конкретные предложения о сокращении расходов. Особенную роль это принимает в предвыборный период, когда дополнительные расходы применяются как средство привлечения дополнительных голосов. Кроме выборов, политическая воля связана с проведением социальной политики, а именно сокращением программы социальных льгот, и введением новых налогов. Все эти действия производятся в оппозицию общественному мнению, а потому очень редко доводятся до конца или вообще не принимаются в программы социально-экономического развития.
Последствия государственного долга.
Потери эффективности в результате налогообложения.
Чтобы обеспечить себя средствами, требуемыми для оплаты процентов по облигациям, государство взимает налоги. И хотя платят налоги и получают проценты одни и те же граждане, государству не удается избежать нарушения стимулов, которое, как правило, сопутствует любому налогу. Повышение налогового бремени снижает желание людей работать или накапливать сбережения. Это напрямую ведет к нарушению эффективности экономики и снижению уровня благосостояния.
Крупный и растущий государственный долг затрудняет применение фискальных мер в периоды спада. Если долг не достигает особенно крупных размеров, то стимулирование экономики через дефицитную бюджетную политику остается возможным. Но в условиях крупного государственного долга снижение налогов и увеличение государственных расходов становится весьма затруднительным. В целом, крупный и растущий государственный долг сильно ограничивает возможности применения антикризисных фискальных мер.
Следующее последствие долга, это уже описанный эффект замещения, или вытеснения. Он реально может стать источником экономического бремени для грядущих поколений. В случае вытеснения государственный сектор увеличивается либо за счет потребительских товаров, либо за счет инвестиционных товаров. Когда страдает доля потребительских товаров, уже нынешнее поколение чувствует бремя долга в форме более низкого уровня жизни. Если же увеличение государственного сектора ведет к сокращению производства инвестиционных товаров, то это не отразится на уровне жизни нынешнего поколения. Однако это обернется проблемой для следующих поколений, так как им достанется меньший запас основных фондов.
Наличие крупного бюджетного дефицита затрудняет достижение баланса в международной торговле. Он вызывает угнетение экспорта и увеличение импорта. Сперва дефицит приводит к повышению внутренних процентных ставок, что вызывает эффект вытеснения и повышает спрос на национальные ценные бумаги. Спрос на национальную валюту возрастает, а с ним и цена экспорта для иностранцев и удешевление импорта для населения данной страны. Экспорт в стране сокращается, а импорт увеличивается, что, в конечном счете, приводит к образованию внешнеторгового дефицита.
Кроме этого, выплата процентов по долгу может увеличить неравенство в доходах. Известно, что собственность на государственные ценные бумаги распределяется в обществе неравномерно [10, с.421]. И скорее всего, большая часть ценных бумаг находится в расположении наиболее состоятельной категории населения. Таким образом, если общество ставит перед собой цель уравнивания доходов, то долговое финансирование становится нежелательной политикой.
2.3 Способы сокращения государственной задолженности
Упомянутое в последствиях долга замещение экспорта импортом и последующее образование внешнеторгового дефицита должен быть профинансирован за счет чистого притока капитала. Он принимает следующие формы:
Если размеры зарубежных займов правительства значительно превосходят дефицит счета текущих операций, возникает угроза сочетания кризиса платежного баланса и кризиса внешней задолженности.
К основным механизмам сокращения
внешней задолженности
Анализ мирового опыта показывает, что не существует каких-либо конкретных установленных стратегий и систем управления долгом. Многие страны формируют собственные системы управления долгом с учетом своих национальных экономических особенностей. К примеру, в большинстве стран функции по управлению долгом рассредоточены по ряду учреждений, тем не менее в некоторых экономически развитых странах (Ирландия, Новая Зеландия, Швеция, Великобритания и так далее) существуют специальные независимые службы по управлению государственным долгом. Во многих странах политика правительственного заимствования, кроме финансирования дефицита государственного бюджета, также фокусируется на развитии внутреннего фондового рынка. Однако существуют страны (например Бразилия), в которых в большей степени правительственное заимствование осуществляется на внешних рынках капитала для того, чтобы не создавать конкуренцию для финансовых институтов страны. [5, с.11]
3. Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного долга в Республике Беларусь
По состоянию на 1 сентября 2012 года доходы консолидированного бюджета составили 112,5 трлн. руб. Это означает увеличение их по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21,7% в реальном выражении.
Проанализируем динамику доходов консолидированного бюджета за январь – сентябрь начиная с 2008 года.
Рисунок 3.1 – Доходы консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008-2012 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка
Доходы консолидированного
бюджета в фиксированном
Доходы консолидированного бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых, а также безвозмездных поступлений. Динамика их соотношения за январь-сентябрь последних 4-х лет приведена на диаграмме.
Рисунок 3.2 – Структура доходов консолидированного бюджета
Примечание – Источник: собственная разработка
Как видно, доля безвозмездных поступлений стабильно очень мала. Доля неналоговых поступлений незначительно увеличивается, начиная с 2010-го года.
Расходы консолидированного бюджета на 1 сентября 2012 года составили 107 016,5 трлн. руб. Это составило рост в 26,5% по сравнению с аналогичным периодом 2011-го года в реальном выражении. Для анализа динамики приведем статистику расходов за последние 5 лет, отрезок времени – с января по сентябрь.