Проблемы формирования рынка труда в России: особенности и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ проблем формирования рынка труда в России его особенности и тенденции, и определение перспектив его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и экономическую сущность рынка труда;
определить виды рынков труда и признаки их сегментации;
выявить особенности формирования общероссийского рынка труда;
изучить проблемы российского рынка труда;
рассмотреть меры государства по поддержке рынка труда;
определить перспективы развития российского рынка труда.

Файлы: 1 файл

курс.экон.1.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

 

Зарплата,

тыс.р.

 

 

We

 

 

 

 

 

Часы на

                                                                                                          Le          работу

Рис.5. Кривая эффекта  дохода и эффекта замещения

Одна и та же причина, а именно - увеличение заработной платы - приводит и к росту, и к сокращению предложения труда.

Нормальное функционирование рынка труда во многом зависит  от управленческих воздействий как на работодателя в отношении спроса на рабочую силу, так и на население в отношении предложения труда с целью обеспечения их лучшего сбалансирования. Кроме того, регулирование рынка труда с использованием цивилизованных методов обеспечивает реальную свободу предложения и спроса рабочей силы, более обоснованный выбор людьми профессии в соответствии с их желаниями и способностями.

 

 

 

 

           2.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В      

            СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ  

 

2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ТОРМОЖЕНИЯ РЫНКА ТРУДА

 

 

Основными факторами, влияющими на предложение труда, спрос на труд и безработицу в стране, являются экономические и демографические. Наибольшее значение имеют экономические факторы, т. к. от них в первую очередь зависит спрос на рабочую силу. Именно количеством, точнее недостатком, рабочих мест и уровня занятости определяется наличие и величина безработицы.

Экономические факторы занятости представляют собой сложную систему явлений и процессов, воздействующих на спрос рынка труда и через его посредство на общие уровни занятости и безработицы.8

Для российского общества в условиях перехода к рыночным отношениям и неравномерности развития социально-экономической  структуры одним из стратегически  необходимых направлений является развитие производственной сферы, которая в настоящее время находится в неустойчивом состоянии. Прогнозируемое снижение численности трудовых ресурсов, старение большинства рабочих кадров, падение числа обучающихся в системе начального профессионального образования - все это факторы, которые в ближайшем будущем могут привести к катастрофическому дефициту рабочих кадров и тем самым усугубить кризис производственных сфер и наукоемких отраслей экономики, которые уже сейчас испытывают существенный недостаток в квалифицированных рабочих. Экономика все еще остается высоко монополизированной, что позволяет работодателям диктовать условия занятости, а работники вынуждены их принимать.

Одной из серьезнейших социально-экономических  проблем является то, что социальное развитие в России настолько низкое, что во многом препятствует экономическому развитию, о чем однозначно свидетельствуют показатели, характеризующие уровень развития человеческого потенциала. Пока еще ни одна страна мира, как показывает история, не достигла экономического прогресса без прогресса социального. Низкий статус начального профессионального образования, как в представлениях молодежи, так и в образовательных приоритетах государства, нестабильность социально-экономической ситуации в стране, не способствующая развитию инвестиций в подготовку кадров являются дополнительными факторами, усиливающими надвигающийся кризис в системе профессиональной подготовки рабочих.

По данным Росстата, на сегодня во многих регионах России наблюдается напряженная ситуация на рынке труда, высочайшая безработица среди молодежи и выпускников вузов. В среднем в России среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в марте 2012г. составил 16,8%, при этом среди городского населения - 14,0%, среди сельского - 23,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет, по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет, составляет 3,2 раза, в том числе среди городского населения - 3,5 раза, сельского населения - 2,5 раза. Проблема трудоустройства молодежи в России - одна из наиболее острых на рынке труда. И в первую очередь из-за неблагоприятного имиджа технических специальностей, который привел к тому, что сегодня 90% выпускников школ идут в вузы, в то время как российская экономика не может трудоустроить столько людей с высшим образованием. К примеру, в советском образовательном процессе на один вуз приходилось около десяти ПТУ (сейчас на один вуз - всего два ПТУ). На сегодня институт такого рода заведений в нашей стране практически полностью разрушен, хотя спрос на квалифицированные рабочие руки огромен. 
Вопросы, которые сейчас стоят перед системой профессионального образования, при всем их многообразии можно свести к двум:

  • соответствует ли структура подготовки кадров запросам рынка труда;
  • можно ли на действующей кадровой базе обеспечить переход к инновационной экономике, модернизировать не систему образования, а страну.

С начала 1990-х годов  в мире принципиально изменились подходы к оценке развития человеческого общества. В течение длительного периода времени среди моделей развития общества главенствовали те, в которых основной акцент делался на экономический рост и способы его ускорения, поскольку считалось, что достижение экономического роста автоматически влечет за собой прогресс в развитии человека и всего общества. В этих моделях во главу угла ставилась способность человека к производительному труду, а сам человек рассматривался как ресурс для экономического роста общества. Со временем нарастание социально - политической нестабильности и бедности населения показали несостоятельность данного подхода, а наиболее привлекательной стала концепция развития человеческого потенциала, разработанная группой экспертов Программы развития ООН.

В этой концепции в противовес традиционным взглядам приоритет был отдан человеку. Человеческое развитие стало рассматриваться как основная цель и критерий общественного прогресса, а экономический рост - как средство его достижения.

Следующая серьезная  проблема - это способность системы профессионального образования обеспечить кадрами модернизацию экономики, инновационные производства и роль государства в этой сфере. В России есть и вузы, и профессиональные училища, они готовят кадры, квалификация которых или находится на высоком уровне, или может быть доведена до такового. Но при этом существует множество проблем в системе профессионального образования: недостаточное финансирование, старение кадров, изношенность материальной базы и т.д.

Для улучшения ситуации Минэкономразвития каждые три года разрабатывает прогнозы социально - экономического развития Российской Федерации. Появились прогнозы и о потребности в кадрах, но при этом основой прогнозов являются изменения цены на нефть, а не структурные сдвиги в экономике, которые при этом достаточно сложно предвидеть в перспективе.9 Таким образом, получаем прогноз отдельно, инновации отдельно и отдельно от них определение структуры подготовки кадров.

Трансформация структуры  подготовки в начальном, среднем  и высшем профессиональном образовании должна опираться на долгосрочную инвестиционную программу, согласованную с регионами, бизнесом, системой образования, предполагающую взаимные обязательства. Необходимы новые программы переподготовки кадров для системы профессионального образования. Если реализовать данную цепочку, то на выходе можно получить ту самую систему непрерывного профессионального образования, о которой столько разговоров последнее время, но которой пока никто не видел.

Несомненно, что инновационная  экономика требует другого работника в отличие от индустриальной. Она технологически сложная и дорогая, а соответственно, предполагает, что работник будет социально зрелым, осознающим все риски и ответственность, связанные с использованием дорогостоящего оборудования. Однако в России сложилась ситуация, когда большинство работодателей не заинтересованы в использовании высококвалифицированной рабочей силы, в качестве основного конкурентного преимущества теперь рассматривается использование дешевой рабочей силы, ведущее к сокращению издержек.

Основной причиной является присутствие трудовых мигрантов, их доля возрастает до 5-10% официальной  численности экономически активного  населения. Трудовые мигранты уже производят заметную часть ВВП России, но при  этом не платят (в силу своего нелегального статуса) значительной части потенциального объема налогов, переводя из России в свои страны большие денежные средства, полученные в качестве заработной платы. Но главная проблема состоит в том, что, занимая на российском рынке самые непрестижные рабочие места мигранты соглашаются, на сколь угодно тяжелые условия труда и крайне низкую заработную плату. Тем самым у работодателей отпадает необходимость заботиться о повышении производительности труда, техническом перевооружении рабочих мест и главное - о поддержании социально приемлемого уровня заработной платы.

Фактически «гастарбайтеры»  занимают рабочие места, от которых  отказываются россияне, а предприниматели  сознательно делают так, чтобы рабочие  места на их предприятиях стали неприемлемыми  для россиян, после чего нанимают и в интересах получения дополнительной прибыли жестоко эксплуатируют, нарушая нормы налогового, миграционного и трудового законодательства, низкооплачиваемых нелегальных иммигрантов.

Таким образом, демографические, миграционные процессы оказывают существенное воздействие на состояние рынка труда, занятости и безработицы в России.

Поэтому представляется, что задача государства состоит  в том, чтобы мотивировать собственников  к созданию современных конкурентоспособных  рабочих мест.

 

 

           

 

 

           2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВНИЕ РЫНКА ТРУДА

 

 

Государственную политику на рынке труда следует понимать, как совокупность социально-экономических мер, принимаемых государством для достижения целей в сфере воспроизводства (профессиональный состав, предложение труда), обмена (предложение рабочих мест, трудоустройство и социальная поддержка ищущих работу) и использования рабочей силы (стимулирование роста производительности труда, регулирование оплаты труда, условий труда).

В более узком понимании - это регулирование предложения  труда, спроса на труд, занятости и  безработицы. В этом контексте достигается  близкое совпадение понятий «политика  на рынке труда» и «политика занятости».

Система целей политики на рынке труда имеет разветвленный иерархический характер. Обобщая множество целей, можно сказать, что основная цель (цель первого уровня) - повышение занятости и сокращение безработицы. Это роль государства как регулятора рынка труда, определяющего «правила игры» - найма и увольнения работников, социальных гарантий и социального страхования занятых. Институциональные нормы оказывают заметное влияние на состояние рынка труда. При более жестком регулировании и высоком уровне социальной защиты занятых, характерном для западноевропейских стран, работодатели, как правило, стремятся минимизировать риски дополнительных издержек и ограничивают найм работников, что приводит к росту безработицы. При более мягком регулировании, характерном для США, занятые менее защищены при ухудшении ситуации в экономике, но при благоприятной экономической конъюнктуре облегчается создание новых рабочих мест, в результате рынок труда оказывается более гибким.

В России трудовые отношения  регулируются федеральным законодательством. В начале 2000-х гг. был принят Трудовой кодекс с достаточно жесткой регламентацией отношений работника и работодателя в целях социальной защиты занятых. Однако побочным негативным эффектом стала скрытая дискриминация при найме на работу тем категориям занятых, которые защищаются законом (женщин с несовершеннолетними детьми, инвалидов и др.). В периоды кризиса государство может использовать свои немалые возможности для давления на бизнес или для его субсидирования, чтобы замедлить высвобождение занятых и таким образом смягчить рост социальной напряженности. Но такая политика препятствует санации неконкурентоспособных предприятий и ведет к консервации неэффективной занятости.

Реформирование экономики  России со всей остротой поставило  задачу становления рынка труда  как одной из подсистем всего рыночного механизма. С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, то есть «скрытая» форма безработицы перешла в «открытую». Уже к концу 1991 г. в стране появились первые безработные. Однако нормально функционирующая рыночная экономика предполагает наличие безработицы. Общепризнанно, что если показатель безработицы не превышает 5 %, то ситуация на рынке труда не является напряженной: человек, ищущий работу, может достаточно быстро ее найти. В то же время работодателю достаточно сложно заполнить вакансию. При превышении данного уровня на рынке труда складывается зеркальная ситуация: теперь безработному трудно найти работу, в то время как работодатели имеют возможность выбирать тех, кто им больше всего подходит.

Согласно расчетам по модели, численность экономически активного населения в среднем за 2009 г. составит 74,7 млн. чел. В прогнозном периоде наблюдается снижение показателя - до 74,2 млн. чел. в 2012 г. Замедление экономической динамики в совокупности с сокращением количества привлеченных трудовых ресурсов спровоцировало снижение занятости до 70,0 млн. чел. в 2009 г. (при росте производительности труда - 105,5%). К 2012 г. значение переменной снижается до 69,9 млн. чел. при росте производительности труда на 104,4% .

                                                                                                           Таблица 1

Основные показатели блока труда и занятости, в  среднем за год, млн. чел.

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Общая численность населения

142,1

141,9

141,8

141,7

141,6

141,4

Занятое население

70,6

70,9

70,0

69,9

69,8

69,9

Безработное население

4,6

4,7

4,8

4,6

4,4

4,2

Экономически неактивное население в трудоспособном возрасте

20,4

19,9

18,9

18,2

17,4

16,8

Численность населения старше трудоспособного возраста

29,4

29,8

30,8

30,5

30,8

31,0

Информация о работе Проблемы формирования рынка труда в России: особенности и тенденции