Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 19:58, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблем формирования рынка труда в России его особенности и тенденции, и определение перспектив его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и экономическую сущность рынка труда;
определить виды рынков труда и признаки их сегментации;
выявить особенности формирования общероссийского рынка труда;
изучить проблемы российского рынка труда;
рассмотреть меры государства по поддержке рынка труда;
определить перспективы развития российского рынка труда.
Зарплата,
тыс.р.
We
Часы на
Рис.5. Кривая эффекта дохода и эффекта замещения
Одна и та же причина, а именно - увеличение заработной платы - приводит и к росту, и к сокращению предложения труда.
Нормальное функционирование рынка труда во многом зависит от управленческих воздействий как на работодателя в отношении спроса на рабочую силу, так и на население в отношении предложения труда с целью обеспечения их лучшего сбалансирования. Кроме того, регулирование рынка труда с использованием цивилизованных методов обеспечивает реальную свободу предложения и спроса рабочей силы, более обоснованный выбор людьми профессии в соответствии с их желаниями и способностями.
2.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ТОРМОЖЕНИЯ РЫНКА ТРУДА
Основными факторами, влияющими на предложение труда, спрос на труд и безработицу в стране, являются экономические и демографические. Наибольшее значение имеют экономические факторы, т. к. от них в первую очередь зависит спрос на рабочую силу. Именно количеством, точнее недостатком, рабочих мест и уровня занятости определяется наличие и величина безработицы.
Экономические факторы занятости представляют собой сложную систему явлений и процессов, воздействующих на спрос рынка труда и через его посредство на общие уровни занятости и безработицы.8
Для российского общества
в условиях перехода к рыночным отношениям
и неравномерности развития социально-экономической
структуры одним из стратегически
необходимых направлений являет
Одной из серьезнейших социально-экономических проблем является то, что социальное развитие в России настолько низкое, что во многом препятствует экономическому развитию, о чем однозначно свидетельствуют показатели, характеризующие уровень развития человеческого потенциала. Пока еще ни одна страна мира, как показывает история, не достигла экономического прогресса без прогресса социального. Низкий статус начального профессионального образования, как в представлениях молодежи, так и в образовательных приоритетах государства, нестабильность социально-экономической ситуации в стране, не способствующая развитию инвестиций в подготовку кадров являются дополнительными факторами, усиливающими надвигающийся кризис в системе профессиональной подготовки рабочих.
По данным Росстата, на
сегодня во многих регионах России
наблюдается напряженная ситуац
Вопросы, которые сейчас стоят перед системой
профессионального образования, при всем
их многообразии можно свести к двум:
С начала 1990-х годов в мире принципиально изменились подходы к оценке развития человеческого общества. В течение длительного периода времени среди моделей развития общества главенствовали те, в которых основной акцент делался на экономический рост и способы его ускорения, поскольку считалось, что достижение экономического роста автоматически влечет за собой прогресс в развитии человека и всего общества. В этих моделях во главу угла ставилась способность человека к производительному труду, а сам человек рассматривался как ресурс для экономического роста общества. Со временем нарастание социально - политической нестабильности и бедности населения показали несостоятельность данного подхода, а наиболее привлекательной стала концепция развития человеческого потенциала, разработанная группой экспертов Программы развития ООН.
В этой концепции в противовес традиционным взглядам приоритет был отдан человеку. Человеческое развитие стало рассматриваться как основная цель и критерий общественного прогресса, а экономический рост - как средство его достижения.
Следующая серьезная проблема - это способность системы профессионального образования обеспечить кадрами модернизацию экономики, инновационные производства и роль государства в этой сфере. В России есть и вузы, и профессиональные училища, они готовят кадры, квалификация которых или находится на высоком уровне, или может быть доведена до такового. Но при этом существует множество проблем в системе профессионального образования: недостаточное финансирование, старение кадров, изношенность материальной базы и т.д.
Для улучшения ситуации Минэкономразвития каждые три года разрабатывает прогнозы социально - экономического развития Российской Федерации. Появились прогнозы и о потребности в кадрах, но при этом основой прогнозов являются изменения цены на нефть, а не структурные сдвиги в экономике, которые при этом достаточно сложно предвидеть в перспективе.9 Таким образом, получаем прогноз отдельно, инновации отдельно и отдельно от них определение структуры подготовки кадров.
Трансформация структуры подготовки в начальном, среднем и высшем профессиональном образовании должна опираться на долгосрочную инвестиционную программу, согласованную с регионами, бизнесом, системой образования, предполагающую взаимные обязательства. Необходимы новые программы переподготовки кадров для системы профессионального образования. Если реализовать данную цепочку, то на выходе можно получить ту самую систему непрерывного профессионального образования, о которой столько разговоров последнее время, но которой пока никто не видел.
Несомненно, что инновационная экономика требует другого работника в отличие от индустриальной. Она технологически сложная и дорогая, а соответственно, предполагает, что работник будет социально зрелым, осознающим все риски и ответственность, связанные с использованием дорогостоящего оборудования. Однако в России сложилась ситуация, когда большинство работодателей не заинтересованы в использовании высококвалифицированной рабочей силы, в качестве основного конкурентного преимущества теперь рассматривается использование дешевой рабочей силы, ведущее к сокращению издержек.
Основной причиной является присутствие трудовых мигрантов, их доля возрастает до 5-10% официальной численности экономически активного населения. Трудовые мигранты уже производят заметную часть ВВП России, но при этом не платят (в силу своего нелегального статуса) значительной части потенциального объема налогов, переводя из России в свои страны большие денежные средства, полученные в качестве заработной платы. Но главная проблема состоит в том, что, занимая на российском рынке самые непрестижные рабочие места мигранты соглашаются, на сколь угодно тяжелые условия труда и крайне низкую заработную плату. Тем самым у работодателей отпадает необходимость заботиться о повышении производительности труда, техническом перевооружении рабочих мест и главное - о поддержании социально приемлемого уровня заработной платы.
Фактически «гастарбайтеры» занимают рабочие места, от которых отказываются россияне, а предприниматели сознательно делают так, чтобы рабочие места на их предприятиях стали неприемлемыми для россиян, после чего нанимают и в интересах получения дополнительной прибыли жестоко эксплуатируют, нарушая нормы налогового, миграционного и трудового законодательства, низкооплачиваемых нелегальных иммигрантов.
Таким образом, демографические, миграционные процессы оказывают существенное воздействие на состояние рынка труда, занятости и безработицы в России.
Поэтому представляется,
что задача государства состоит
в том, чтобы мотивировать собственников
к созданию современных
2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВНИЕ РЫНКА ТРУДА
Государственную политику на рынке труда следует понимать, как совокупность социально-экономических мер, принимаемых государством для достижения целей в сфере воспроизводства (профессиональный состав, предложение труда), обмена (предложение рабочих мест, трудоустройство и социальная поддержка ищущих работу) и использования рабочей силы (стимулирование роста производительности труда, регулирование оплаты труда, условий труда).
В более узком понимании - это регулирование предложения труда, спроса на труд, занятости и безработицы. В этом контексте достигается близкое совпадение понятий «политика на рынке труда» и «политика занятости».
Система целей политики
на рынке труда имеет разветвленны
В России трудовые отношения регулируются федеральным законодательством. В начале 2000-х гг. был принят Трудовой кодекс с достаточно жесткой регламентацией отношений работника и работодателя в целях социальной защиты занятых. Однако побочным негативным эффектом стала скрытая дискриминация при найме на работу тем категориям занятых, которые защищаются законом (женщин с несовершеннолетними детьми, инвалидов и др.). В периоды кризиса государство может использовать свои немалые возможности для давления на бизнес или для его субсидирования, чтобы замедлить высвобождение занятых и таким образом смягчить рост социальной напряженности. Но такая политика препятствует санации неконкурентоспособных предприятий и ведет к консервации неэффективной занятости.
Реформирование экономики России со всей остротой поставило задачу становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, то есть «скрытая» форма безработицы перешла в «открытую». Уже к концу 1991 г. в стране появились первые безработные. Однако нормально функционирующая рыночная экономика предполагает наличие безработицы. Общепризнанно, что если показатель безработицы не превышает 5 %, то ситуация на рынке труда не является напряженной: человек, ищущий работу, может достаточно быстро ее найти. В то же время работодателю достаточно сложно заполнить вакансию. При превышении данного уровня на рынке труда складывается зеркальная ситуация: теперь безработному трудно найти работу, в то время как работодатели имеют возможность выбирать тех, кто им больше всего подходит.
Согласно расчетам по модели, численность экономически активного населения в среднем за 2009 г. составит 74,7 млн. чел. В прогнозном периоде наблюдается снижение показателя - до 74,2 млн. чел. в 2012 г. Замедление экономической динамики в совокупности с сокращением количества привлеченных трудовых ресурсов спровоцировало снижение занятости до 70,0 млн. чел. в 2009 г. (при росте производительности труда - 105,5%). К 2012 г. значение переменной снижается до 69,9 млн. чел. при росте производительности труда на 104,4% .
Основные показатели блока труда и занятости, в среднем за год, млн. чел.
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Общая численность населения |
142,1 |
141,9 |
141,8 |
141,7 |
141,6 |
141,4 |
Занятое население |
70,6 |
70,9 |
70,0 |
69,9 |
69,8 |
69,9 |
Безработное население |
4,6 |
4,7 |
4,8 |
4,6 |
4,4 |
4,2 |
Экономически неактивное население в трудоспособном возрасте |
20,4 |
19,9 |
18,9 |
18,2 |
17,4 |
16,8 |
Численность населения старше трудоспособного возраста |
29,4 |
29,8 |
30,8 |
30,5 |
30,8 |
31,0 |
Информация о работе Проблемы формирования рынка труда в России: особенности и тенденции