Проблемы формирования рынка труда в России: особенности и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ проблем формирования рынка труда в России его особенности и тенденции, и определение перспектив его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и экономическую сущность рынка труда;
определить виды рынков труда и признаки их сегментации;
выявить особенности формирования общероссийского рынка труда;
изучить проблемы российского рынка труда;
рассмотреть меры государства по поддержке рынка труда;
определить перспективы развития российского рынка труда.

Файлы: 1 файл

курс.экон.1.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

 

Государство влияет на рынок труда как крупнейший работодатель в бюджетной сфере - социальных услугах, обороне и охране общественного порядка, государственном управлении.

В начале текущего года тогда еще председатель правительства Владимир Путин с гордостью сообщил, что Россия полностью восстановилась после кризиса по уровню безработицы. "По итогам 2011г. уровень безработицы составит 6,2-6,5%. Это полное восстановление докризисного уровня", - сказал он, отметив при этом, что это "хороший результат". График вырисовывается очень оптимистичный: кривая безработицы плавно опустилась с 9% в 2009г. до 6,5% в 2012г. Однако если средняя температура по больнице - в пределах нормы, это еще не значит, что все пациенты здоровы. 
             Непосредственно регулирование рынка труда осуществляется через такие государственные структуры, как федеральная служба занятости, министерство труда, федеральная миграционная служба и пр. Ведущая роль здесь принадлежит Федеральной службе занятости, функции которой были определены Верховным Советом Российской Федерации. По наиболее важным вопросам принимаются правительственные решения. Например, в целях реализации Закона о занятости населения и предупреждения массового высвобождения рабочей силы издано постановление, где содержатся критерии массового высвобождения работников, перечень мероприятий по содействию занятости населения, основные принципы взаимодействия работников и т.д.

Большую роль в регулировании  ситуации на региональном рынке труда играют местные органы управления.

Каждый регион старается  справиться своими силами, но без помощи государства не обходится. Так, с 2011г. в России появился так называемый план Хлопонина, один из столпов которого - трудоустройство полумиллиона кавказцев. В общей сложности на решение проблем рынка труда в СКФО государство выделило в 2012г. почти 5 млрд руб. 
В целях регулирования ситуации на рынке труда УР и смягчения негативных последствий мирового финансового кризиса Главным управлением ГСЗН УР организован еженедельный мониторинг рынка труда Удмуртской Республики. Информация еженедельно обобщается и направляется в Роструд.

Во всех центрах занятости  населения и Главного управления занятости Удмуртии организована ежедневная телефонная «горячая» линия по вопросам высвобождения работников с предприятий и организаций городов и районов республики, информация о телефонной «горячей» линии размещена на сайте Главного управления занятости Удмуртии, в республиканских и местных СМИ.

Численность безработных  по состоянию на 18.07.2012г. составляет 10255 человек, что в 1,3 раза меньше, чем на 18.07.11г. (13786 чел.)

По состоянию  на 18 июля 2012 года уровень безработицы  составляет 1,21% от ЭАН (уровень безработицы на 18.07.11г. составлял 1,66%).

Потребность предприятий  в работниках, снизилась с 24,6 тыс. единиц (по состоянию на 18.07.11г.) до 24,1 тыс. единиц (на 18.07.2012г.).

Администрация области (города) совместно с региональной службой  занятости как представителем федеральной  службы заботятся о выработке региональной программы занятости, формировании финансово-кредитного механизма влияния на количество рабочих мест, формировании миграционной политики, организации общественных работ.

Повышению спроса на рабочую  силу способствуют такие меры, как:

  • развитие производительных сил, инвестиции в развитие региона;
  • развитие новых форм хозяйствования;
  • разрешение нестандартных форм занятости;
  • организация общественных работ;
  • стимулирование развития производства как следствие мер по повышению покупательной способности населения;
  • субсидирование занятости (особенно слабозащищенных групп населения: молодежи, инвалидов, матерей-одиночек);
  • льготное кредитование и финансирование создания новых рабочих мест на предприятиях;
  • снижение бюджетных выплат и взносов на социальное страхование за временных и частично занятых работников и др.

Снижение спроса на рабочую  силу связано с реализацией мероприятий, направленных на сдерживание размещения на данной территории производительных сил и создания новых рабочих мест, с более жесткой кредитной политикой, дополнительными налогами за использование трудовых ресурсов и т.д. Увеличению предложения рабочей силы содействуют такие мероприятия, как:

  • изменения трудового законодательства, расширяющие возможности трудоустройства;
  • расширение масштабов профессионального обучения, переобучения кадров и повышения квалификации;
  • миграционная политика по привлечению рабочей силы в регион;
  • информирование населения о наличии вакантных рабочих мест и организация соответствующей рекламы;
  • разработка специальных программ, повышающих конкурентоспособность отдельных групп населения.

А к мероприятиям, нацеленным на снижение предложения рабочей силы, относятся:

  • миграционная политика в регионе;
  • сокращение рабочего времени, - разрешение неполной занятости;
  • увеличение срока обучения с отрывом от производства и рост численности обучаемых по данной форме;
  • увеличение пособий и сроков отпуска женщин по уходу за детьми;
  • повышение пенсий, поощрение досрочного выхода на пенсию;
  • интеграция в международный рынок труда и содействие выезду рабочей силы на работу за рубеж и др.

Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. Минздравсоцразвития  России было преобразовано в Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты РФ.

Утверждено положение  о Минтруде России: «Министерство  вырабатывает и реализует госполитику  и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере демографии, труда, в том числе его оплаты, уровня жизни и доходов, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования (кроме обязательного медицинского). Речь идет и об условиях и охране труда, социальном партнерстве и трудовых отношениях, занятости населения и безработице, трудовой миграции, альтернативной гражданской службе, соцзащите населения».10

На основании вышесказанного, эксперты предложили 2 сценария развития ситуации:

инерционный сохраняет в среднесрочной перспективе основные тенденции;

модернизационный предполагает проведение структурных реформ по всему институциональному полю, включая институты рынка труда.

Модернизационный сценарий потребует существенного изменения  механизмов социальной защиты, расширения целевой группы участников программ профессиональной подготовки и переподготовки.

Если российская экономика  избежит серьезных макроэкономических шоков, выбор инерционного сценария представляется наиболее вероятным. При  этом сохранятся основные тенденции  последнего десятилетия: спрос на труд останется подавленным и вялым, неформальная занятость будет нарастать, рост производительности труда будет слабым, социальная защита останется избирательной, высокий уровень неравенства сохранится. При этом самые общие показатели занятости и безработицы останутся крайне благоприятными, а возможности для профессиональной реализации и полноценного использования человеческого капитала останутся ограниченными.

Как видим, среди мер, используемых правительством и местными органами управления в регулировании  рынка труда, названы финансовая помощь и выделение кредитов предприятиям (организациям) и даже целым отраслям, оказавшимся в сложном экономическом положении. Однако здесь необходимо учитывать и негативные последствия такого рода шагов. Инвестиционная политика, направленная на искусственное сдерживание безработицы, может привести к наращиванию инвестиционных процессов, падению объемов производства и производительности труда и как следствие - к хронической безработице, дальнейшему обострению социальных проблем, что ставит под сомнение сами экономические реформы. Следовательно, инвестиционная политика государства должна быть рациональной, а подход к приватизации государственных предприятий и привлечению иностранных инвестиций - взвешенным. Нормально функционирующий рынок труда предполагает наличие механизма, обеспечивающего полное возмещение затрат на расширенное воспроизводство рабочей силы и устранение необоснованных региональных различий в уровне жизни, создание условий, позволяющих государственным предприятиям выдержать конкурентную борьбу за квалифицированную рабочую силу с предприятиями других форм собственности.

 

 

2.3. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В

РОССИИ

 

 

Тенденция (от лат. tendo — направляю, стремлюсь), возможность тех или иных событий развиваться в данном направлении.  
Тенденция в экономике: выявленные в результате экономического анализа, наблюдаемые устойчивые соотношения, свойства, признаки, присущие экономической системе, экономике страны, предприятия, фирмы, показателям доходов, расходов, потребления семей, спросу и предложению на рынке товаров и услуг; сложившаяся направленность экономических процессов. На основе тенденций можно делать выводы о ходе экономических процессов в будущем, прогнозировать экономические показатели.

22 августа 2012 года Российская Федерация стала официально 156-м государством - участником Всемирной торговой организации - организации, регулирующей правила международной торговли товарами и услугами на принципах либерализма. Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вступил в силу.

Документ был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года. Министры стран-членов ВТО одобрили вступление России в эту организацию после 18 лет переговоров.

Вступление России в  ВТО приведет к росту конкуренции на многих рынках, предостерегают эксперты. Предприятия ряда отраслей могут не выдержать конкуренции с подешевевшим импортом и рискуют обанкротиться, что чревато всплеском безработицы.

Минэкономразвития уже  разработало проект стратегии защиты национальных интересов России в ВТО, которая определяет базовые позиции страны по определенным направлениям международного экономического сотрудничества.

Открытие российского  рынка в связи с вступлением  страны в ВТО с активизацией иностранных  игроков, придерживающихся высоких стандартов в сфере трудовых отношений, может обострить конкуренцию в борьбе за перспективных работников. С другой стороны, самим работникам придется больше заботиться о своей квалификации и трудовой этике, чтобы не проиграть в борьбе за рабочее место.

Поэтому проанализировав  эту тенденцию, плюсов от вступления в ВТО намного больше, чем минусов. Самое главное - как отнестись  к этому процессу. Одни расценивают  вступление как крах экономической  системы, а другие - как толчок для  дальнейшего развития.

О пользе для России от вступления в ВТО говорят и  прогнозы Всемирного банка. По их мнению, присоединение к ВТО принесет стране в среднесрочной перспективе  около 3% ВВП ежегодно, с учетом роста  заработной платы на 4,5% в год. В  долгосрочной перспективе рост ВВП составит 11%, а зарплаты будут расти на 13-17% в год.

Страх нового на языке психологов называется неофобия. Этот страх характерен для большинства людей. Мы боимся перемен в жизни, даже тех, которые изменяют качество нашей жизни к лучшему. В таком случае страх нового присутствует в нашей жизни просто потому, что мы еще не получили результат и впереди нас ожидает неизвестность. В общем-то, страх нового - это страх перед неизвестностью. Поэтому мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире.

В условиях переходной экономики  усилилось внимание российских экономистов  к изучению проблем прогнозной оценки занятости населения, которые имеют  как экономическое, так и социальное значение.

Прогнозирование в экономике  даже на ближайшую перспективу представляет довольно сложную задачу, решение которой связано со множеством факторов, зачастую непредсказуемых.

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

  • социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
  • модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил;
  • инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;
  • диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
  • сбалансированное региональное развитие;
  • улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;
  • повышение устойчивости национальной финансовой системы, сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;
  • становление Таможенного союза и адаптация национальной экономики к требованиям ВТО.

Деятельность Правительства  Российской Федерации по обозначенным приоритетам будет включать следующие  основные направления.

В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:

  • поддержание в реальном выражении достигнутого уровня оплаты труда в бюджетной сфере, рост пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;
  • стабилизация ситуации на рынке труда. Сокращение мероприятий антикризисной поддержки, перенос акцента на реализацию мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики. Будут также реализовываться меры, направленные на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации; 11
  • развитие системы открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;

Информация о работе Проблемы формирования рынка труда в России: особенности и тенденции