Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 19:58, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблем формирования рынка труда в России его особенности и тенденции, и определение перспектив его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и экономическую сущность рынка труда;
определить виды рынков труда и признаки их сегментации;
выявить особенности формирования общероссийского рынка труда;
изучить проблемы российского рынка труда;
рассмотреть меры государства по поддержке рынка труда;
определить перспективы развития российского рынка труда.
Государство влияет на рынок труда как крупнейший работодатель в бюджетной сфере - социальных услугах, обороне и охране общественного порядка, государственном управлении.
В начале текущего года тогда еще председатель
правительства Владимир Путин с гордостью
сообщил, что Россия полностью восстановилась
после кризиса по уровню безработицы.
"По итогам 2011г. уровень безработицы
составит 6,2-6,5%. Это полное восстановление
докризисного уровня", - сказал он, отметив
при этом, что это "хороший результат".
График вырисовывается очень оптимистичный:
кривая безработицы плавно опустилась
с 9% в 2009г. до 6,5% в 2012г. Однако если средняя
температура по больнице - в пределах нормы,
это еще не значит, что все пациенты здоровы.
Непосредственно регулирование рынка
труда осуществляется через такие государственные
структуры, как федеральная служба занятости,
министерство труда, федеральная миграционная
служба и пр. Ведущая роль здесь принадлежит
Федеральной службе занятости, функции
которой были определены Верховным Советом
Российской Федерации. По наиболее важным
вопросам принимаются правительственные
решения. Например, в целях реализации
Закона о занятости населения и предупреждения
массового высвобождения рабочей силы
издано постановление, где содержатся
критерии массового высвобождения работников,
перечень мероприятий по содействию занятости
населения, основные принципы взаимодействия
работников и т.д.
Большую роль в регулировании ситуации на региональном рынке труда играют местные органы управления.
Каждый регион старается
справиться своими силами, но без помощи
государства не обходится. Так, с 2011г.
в России появился так называемый
план Хлопонина, один из столпов которого
- трудоустройство полумиллиона кавказцев.
В общей сложности на решение проблем
рынка труда в СКФО государство выделило
в 2012г. почти 5 млрд руб.
В целях регулирования ситуации на рынке
труда УР и смягчения негативных последствий
мирового финансового кризиса Главным
управлением ГСЗН УР организован еженедельный
мониторинг рынка труда Удмуртской Республики.
Информация еженедельно обобщается и
направляется в Роструд.
Во всех центрах занятости населения и Главного управления занятости Удмуртии организована ежедневная телефонная «горячая» линия по вопросам высвобождения работников с предприятий и организаций городов и районов республики, информация о телефонной «горячей» линии размещена на сайте Главного управления занятости Удмуртии, в республиканских и местных СМИ.
Численность безработных по состоянию на 18.07.2012г. составляет 10255 человек, что в 1,3 раза меньше, чем на 18.07.11г. (13786 чел.)
По состоянию на 18 июля 2012 года уровень безработицы составляет 1,21% от ЭАН (уровень безработицы на 18.07.11г. составлял 1,66%).
Потребность предприятий в работниках, снизилась с 24,6 тыс. единиц (по состоянию на 18.07.11г.) до 24,1 тыс. единиц (на 18.07.2012г.).
Администрация области (города) совместно с региональной службой занятости как представителем федеральной службы заботятся о выработке региональной программы занятости, формировании финансово-кредитного механизма влияния на количество рабочих мест, формировании миграционной политики, организации общественных работ.
Повышению спроса на рабочую силу способствуют такие меры, как:
Снижение спроса на рабочую
силу связано с реализацией
А к мероприятиям, нацеленным на снижение предложения рабочей силы, относятся:
Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. Минздравсоцразвития России было преобразовано в Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты РФ.
Утверждено положение
о Минтруде России: «Министерство
вырабатывает и реализует госполитику
и осуществляет нормативно-правовое
регулирование в сфере
На основании вышесказанного, эксперты предложили 2 сценария развития ситуации:
инерционный сохраняет в среднесрочной перспективе основные тенденции;
модернизационный предполагает проведение структурных реформ по всему институциональному полю, включая институты рынка труда.
Модернизационный сценарий
потребует существенного
Если российская экономика
избежит серьезных
Как видим, среди мер, используемых правительством и местными органами управления в регулировании рынка труда, названы финансовая помощь и выделение кредитов предприятиям (организациям) и даже целым отраслям, оказавшимся в сложном экономическом положении. Однако здесь необходимо учитывать и негативные последствия такого рода шагов. Инвестиционная политика, направленная на искусственное сдерживание безработицы, может привести к наращиванию инвестиционных процессов, падению объемов производства и производительности труда и как следствие - к хронической безработице, дальнейшему обострению социальных проблем, что ставит под сомнение сами экономические реформы. Следовательно, инвестиционная политика государства должна быть рациональной, а подход к приватизации государственных предприятий и привлечению иностранных инвестиций - взвешенным. Нормально функционирующий рынок труда предполагает наличие механизма, обеспечивающего полное возмещение затрат на расширенное воспроизводство рабочей силы и устранение необоснованных региональных различий в уровне жизни, создание условий, позволяющих государственным предприятиям выдержать конкурентную борьбу за квалифицированную рабочую силу с предприятиями других форм собственности.
2.3. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В
РОССИИ
Тенденция (от лат. tendo — направляю, стремлюсь),
возможность тех или иных событий развиваться
в данном направлении.
Тенденция в экономике: выявленные в результате
экономического анализа, наблюдаемые
устойчивые соотношения, свойства, признаки,
присущие экономической системе, экономике
страны, предприятия, фирмы, показателям
доходов, расходов, потребления семей,
спросу и предложению на рынке товаров
и услуг; сложившаяся направленность экономических
процессов. На основе тенденций можно
делать выводы о ходе экономических процессов
в будущем, прогнозировать экономические
показатели.
22 августа 2012 года Российская Федерация стала официально 156-м государством - участником Всемирной торговой организации - организации, регулирующей правила международной торговли товарами и услугами на принципах либерализма. Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вступил в силу.
Документ был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года. Министры стран-членов ВТО одобрили вступление России в эту организацию после 18 лет переговоров.
Вступление России в ВТО приведет к росту конкуренции на многих рынках, предостерегают эксперты. Предприятия ряда отраслей могут не выдержать конкуренции с подешевевшим импортом и рискуют обанкротиться, что чревато всплеском безработицы.
Минэкономразвития уже разработало проект стратегии защиты национальных интересов России в ВТО, которая определяет базовые позиции страны по определенным направлениям международного экономического сотрудничества.
Открытие российского рынка в связи с вступлением страны в ВТО с активизацией иностранных игроков, придерживающихся высоких стандартов в сфере трудовых отношений, может обострить конкуренцию в борьбе за перспективных работников. С другой стороны, самим работникам придется больше заботиться о своей квалификации и трудовой этике, чтобы не проиграть в борьбе за рабочее место.
Поэтому проанализировав эту тенденцию, плюсов от вступления в ВТО намного больше, чем минусов. Самое главное - как отнестись к этому процессу. Одни расценивают вступление как крах экономической системы, а другие - как толчок для дальнейшего развития.
О пользе для России от вступления в ВТО говорят и прогнозы Всемирного банка. По их мнению, присоединение к ВТО принесет стране в среднесрочной перспективе около 3% ВВП ежегодно, с учетом роста заработной платы на 4,5% в год. В долгосрочной перспективе рост ВВП составит 11%, а зарплаты будут расти на 13-17% в год.
Страх нового на языке психологов называется неофобия. Этот страх характерен для большинства людей. Мы боимся перемен в жизни, даже тех, которые изменяют качество нашей жизни к лучшему. В таком случае страх нового присутствует в нашей жизни просто потому, что мы еще не получили результат и впереди нас ожидает неизвестность. В общем-то, страх нового - это страх перед неизвестностью. Поэтому мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире.
В условиях переходной экономики усилилось внимание российских экономистов к изучению проблем прогнозной оценки занятости населения, которые имеют как экономическое, так и социальное значение.
Прогнозирование в экономике даже на ближайшую перспективу представляет довольно сложную задачу, решение которой связано со множеством факторов, зачастую непредсказуемых.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
Деятельность Правительства Российской Федерации по обозначенным приоритетам будет включать следующие основные направления.
В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:
Информация о работе Проблемы формирования рынка труда в России: особенности и тенденции