Проблемы и перспективы развития трастовых услуг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и проанализировать развитие доверительных операций коммерческих банков в Республике Беларусь в настоящее время и выявить основные перспективы их развития в будущем.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить историю возникновения доверительных операций;
- описать сущность и виды доверительных операций в коммерческих банках;
- раскрыть сущность механизма доверительных операций
- подчеркнуть актуальность развития трастовых услуг в коммерческих банках.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты Трастовых операций…………………………………………………………...5
1.1 Сущность трастовых операций……………………………………………5
Классификация трастовых операций…………………………………….8
Глава 2 Трастовые операции коммерческих банков……………………………………………………………...21
2.1 Трастовые услуги физическим и юридическим лицам…………………13
2.2 Услуги, предлагаемые банками клиентам в комплексе доверительных операций…………………………………………………………………………18
2.3 Механизм доверительного управления в банковской сфере. Договор доверительного (трастового) управления…………………………………….21
ГЛАВА 3 Проблемы и Перспективы развития трастовых услуг в Республике беларусь……...…24
3.1 Проблемы развития трастовых операций в Республике Беларусь……24
3.2 Перспективы развития и совершенствования трастовых услуг……….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….35

Файлы: 1 файл

Трастовые операции.docx

— 200.72 Кб (Скачать файл)

Управление средствами пенсионных фондов. Подобные негосударственные фонды обладают долгосрочными ресурсами и нуждаются в их эффективном размещении. Трастовые операции банков позволяют пенсионным фондам не только поместить денежные средства на банковские депозиты, но и сформировать рациональный портфель ценных бумаг, с тем чтобы способствовать получению дохода, достаточного для возмещения расходов по деятельности и роста активов пенсионных фондов.

Создание таких фондов и рациональное управление ими со стороны трастовых подразделений способствует материальному обеспечению членов фондов. Если пенсионные фонды образованы фирмой, предприятием, то возникают дополнительные стимулы к повышению производительности труда персонала и стабилизации кадрового состава.

Управление благотворительными и другими фондами специального назначения (например, фонды помощи, создаваемые учебными заведениями, местными властями и т.д.) со стороны трастовых подразделений выполняет две функции:

1) размещение средств  фондов;

2) их распределение в  соответствии с задачами фондов.

 Поручение трастовым  подразделениям банка управления  фондами эффективно, так как круг  трастовых операций в банках  достаточно обширен и накоплен  богатый опыт их выполнения.

Трастовые подразделения банков оказывают физическим и юридическим лицам и агентские услуги по работе на фондовом рынке (рисунок 5).

Существуют и другие агентские услуги, связанные с обслуживанием фондового рынка. При развитых трастовых операциях их состав велик.

Хранение и передача денежных и прочих ценностей направлены на гарантирование прав и интересов сторон. Данные услуги могут включать:

— прием ценных бумаг, документов и других ценностей на хранение;

— предоставление для этого сейфовых ячеек;

— организация передачи ценностей другому лицу;

— хранение акций, облигаций с извещением клиента о поступлении дохода или выигрыше;

— хранение с последующей доставкой ценностей клиенту или лицу, указанному им.

Рисунок 5 –Виды агентский услуг на рынке ценных бумаг

[Источник: собствен.разработка]

 

Важным видом агентских услуг является оформление доверенности, завещания и других юридических и нотариальных документов.

К числу агентских услуг также относится депозитарное обслуживание эмитентов ценных бумаг. Оно может распространяться как на государственных эмитентов, так и на акционерные общества. Ряд коммерческих банков осуществляет депозитарное обслуживание государственных краткосрочных и казначейских обязательств.

В целом депозитарное обслуживание может включать следующие операции:

— хранение глобального или частичного сертификата ценных бумаг;

— ведение реестра акционеров;

— ведение бухгалтерского учета и отчетности эмитента;

— размещение его акций и других ценных бумаг;

— организация обмена акций на новые или облигаций на акции; - — выплата дивидендов по акциям и дохода по облигациям;

— возврат (частичный или полный) отзывных облигаций или привилегированных акций при их досрочном отзыве эмитентом и др.

Достаточно часто депозитарное обслуживание предлагается таким собственникам ценных бумаг, как предприятия, организации, акционерные общества, компании, инвестиционные фонды, финансовые компании, органы государственной власти и пр.

В целом перечисленные выше трастовые операции не исчерпывают их разнообразия. В банковской системе западных стран их перечень включает несколько сот видов. В Республике Беларусь в настоящее время формируются условия для развития и расширения трастовых операций. И одним из таких условий является эффективная организация трастовых операций, включая создание специализированных банковских служб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Трастовые операции коммерческих банков

2.1   Трастовые  услуги физическим и юридическим лицам

 

В Законе Беларуси «О банках и, вдобавок, банковской деятельности» меж операций, каковые могут реализовывать банки, и является доверительное управление средствами и, вдобавок, ценными бумагами по договорам с юридическими, физическими лицами. Но определение понятия «доверительное управление» в Законе в принципе, нет.

  Одной из предпосылок внедрения доверительных правоотношений было принятие в 1993 г. декретом Кабинета Министров Беларуси «О доверительных обществах». Декрет был разработан под идею приватизации, но формально ею он не ограничивался. В нем приведены определения понятия «доверительное общество», сформулированы характеристики создания, деятельности подобного общества. Анализ положений декрета позволит выполнить определенные выводы.

  Трастовые услуги, оказываемые юридическим лицам, обычно, включают:

 1) обслуживание облигационного займа, которое сопровождается передачей права распоряжения имуществом доверенному лицу, служащее обеспечением ссуды;

 2) агентские услуги;

 3) создание фондов погашения задолженности, из которых, в соответствии с особыми условиями договора, может проводиться погашение долгов, выплата процентов или выкуп облигаций; а также выплата дивидендов акционерам;

 4) временное управление делами фирмы в случае ее реорганизации либо же ликвидации;

 5) услуги депозитария (хранение акций, по которым акционеры передали свое право голоса уполномоченным представителям);

 6) распоряжения активами, включая управление недвижимостью как внутри страны, так и за ее рубежом;

 7) обслуживания работников фирмы. В данном случае траст-отделы предоставляют услуги в интересах работников, проводя управление фондами фирм, которые предназначены для выплаты пенсий, разных наград или пособий;

 8) инвестирование средств своего клиента в определенные им виды активов;

 

9) управление средствами  благотворительных фондов.

  Одной из многих доверительных услуг, которую предоставляют коммерческие банки физическим, юридическим лицам, является услуга по хранению ценностей. Базовой чертой предоставления этих услуг является то, что банки наделены специализированными помещениями или, как вариант, специализированным оборудованием, которые исключают случайную потерю либо повреждение ценностей, которые приняты на хранение. Из процесса хранения ценности должны выйти такими же самыми, какими они были приняты банком на хранение. Отношения между лицом, которое передает и передающим ценности на хранение и банком регулируются договором. Он может быть заключен на:

 1) определенный срок;

 2) без указания срока;

 3) до истребования.

  По истечении срока хранения, предусматривающегося договором,  банк продолжает их хранить вплоть до того момента, пока они не будут приняты другой стороной. В подобном случае банк имеет право требовать возмещения дополнительных расходов по хранению ценностей.

  Услуги по хранению ценностей предоставляются банками в 3-х формах: хранение ценностей клиентов в хранилище, предоставление своим клиентам сейфов в помещении коммерческого банка, предоставление клиентам ночных сейфов.

  При первой форме услуг, коммерческий банк принимает ценности согласно с условиями заключенного между банком, а также клиентом договора. Притом, составляются описи, в которых указываются наименования ценностей, а также общая сумма оценки всех видов ценностей. Ценности должны быть положены в пакеты или, как вариант, иную упаковку и опечатаны. Принятые банком от клиентов ценности размещают в хранилище, внутри которого они хранятся на металлических стеллажах (полочках). Они запираются на замок. За сохранность всех ценностей, принятых на хранение, учреждения банков несут непосредственно перед их хозяевами ответственность в совокупности действительного урона, однако не выше общей суммы оценки.

  Предоставление своему клиенту сейфа в банковском помещении производится путем предоставления ему в аренду сейфа для полностью самостоятельного применения. Клиент не уведомляет банк о содержимом сейфа. Он получает ключ от сейфа и, соответственно, своими руками вмещает до него или же изымает из него свои ценности на протяжении трудового дня банка. Банк обязуется обеспечивать сохранность сейфа и, соответственно, доступ к нему лишь клиента или, как вариант, уполномоченных им лиц.

  Предоставление специальных ночных сейфов клиентам происходит в тех случаях, когда в них возникает нужду совершать регулярные взносы денежных средств в банке, после завершения трудового дня у последнего. Этой услугой пользуются клиенты, имеющие эффективный бизнес, связанный с получением наличных, к примеру хозяева магазинов, кафе, ресторанов и, вдобавок, т.д.. Они считают, что гораздо лучше сдавать наличные в банк, нежели оставлять ее в сейфах на работе либо носить с собой. Между банком, а также клиентом заключается должное соглашение. Клиент вкладывает наличность в специализированную сумку, полученную таким образом в банке, и, кроме того, опускает ее в специализированное аккуратное отверстие, расположенный на наружной стороне дома банка. Ранним утром весьма служащий банка забирает все сумки из ночных сейфов, а также заносит информацию о них в должные регистры бухгалтерского учета. Договором также может быть предусматривающееся условие, в соответствии каковому банк осуществляет раскрывание сумок, перечисление вложенной наличности, а также зачисления ее на соответствующий счет клиента. Увы, в Беларуси данная форма хранения ценностей в банковской практике распространения не получила.

  За предоставление доверительных услуг, каждый банк взимает плату, размер каковой монтируется в договоре меж банком, а также клиентом, а если так случилось, что другое не предусматривающееся законодательством. На размер платы повлияет ряд факторов, а именно вид доверительных услуг, размер и вид активов, которые находятся в доверительном управлении. Плата также может быть фиксированной общей суммы активов, зависимо от дохода, таким образом полученного от управления активами, или, как вариант, определенная другим образом. Итак, в договоре могут обусловливаться премирования доверительного собственника за достигнутый уровень роста активов, в том же случае, если он превышает средний уровень, либо, как вариант, уплата штрафа, если случилось так, что результат меньше среднего. Это приводит к увеличению доверительного хозяевами размера оплаты комиссионных за свои услуги - чтобы при надобности компенсировать свои вероятные потери. 

Институт доверительной собственности является одним из специфичный в новейшем англо-американском праве. Законодательство Беларуси, относится к системе континентального права, не предполагает доверительное управление как один из видов обязательств. Были попытки «встроить» доверительную собственность в континентальную систему права, включив трастовые договоры в обобщенный список гражданско-правовых сделок как их весьма особый вид - фидуция, т.е. основанных на доверии правоотношений. Но понятие «доверительная собственность» не исчерпывается обязательственным правом, оно шире а в ряде случаев выйдет за границы континентального права с его, а именно, нераздельным правом собственности. Нормы действующего в Беларуси законодательства содержат отдельные элементы, сходные с доверительными правоотношениями. Итак, ст. 559 Гражданского кодекса Беларуси допускает предназначение хранителя или, как вариант, опекуна наследственного имущества в обеих случаях: в случае наличия в составе наследства имущества, который требует управления, а в случае предъявления иска кредиторами наследодателя до принятия всего наследства наследниками. Когда же хранитель осуществляет управление этим имуществом то, в таком случае, в его действиях прослеживается присутствие признаков доверительных правоотношений, в англо-американском праве появляются по закону или, как вариант, по решению суда, а также именуются конструктивным трастом.

  В первую очередь, по декрету правоотношения между доверительным обществом, а также доверителем имущества появляются в итоге заключения договора. Но доверительная собственность возникает тоже в соответствии закону, решению суда а в результате волеизъявления доверителя имущества.

  Во вторую очередь, декрет включает недостаточно четкие дефиниции довольно предмета соглашения, заключаемого среди доверителем и, соответственно, доверительным обществом. Отмечается, что предметом является представительская деятельность согласно с договором, заключенным с доверителями имущества довольно реализации их прав собственников. Но в соответствии ст. 62 Гражданского кодекса Беларуси представительство - это сделка, безупречная одним лицом (представителем) от имени иного лица (представляемого) вследствие полномочия, который основан на доверенности, законе или административном акте, прямо создаст, изменяет и, соответственно, перестает гражданские права, а также обязанности лица , каковую представляют. То есть предметом договора в меньшей степени являются действия, и не прямо имущество передается доверительному обществу.

  В третью очередь, декрет определил, что имуществом доверителя являются денежные средства, ценные документы и бумаги, удостоверяющие право собственности доверителя. Но указанные ограничения на виды имущества является несколько таких условным, так как положения Закона Беларуси «О собственности», публикации 386-424 Гражданского кодекса Беларуси предусматривают возможность передавать на хранение, реализацию, управление (в соответствии указаниям и, соответственно, инструкциям доверителя) широкий список имущества, нежели то, предусматривающийся Декретом. Передавая в управление ценные бумаги, нужно учесть особую специфику обращения любого из их видов. Что касается документов, каковые удостоверяют право собственности доверителя то, в этом случае, в действующем законодательстве их определение отсутствует. Типично, под этими документами понимают эти, каковые выдаются в основном государственными органами и, соответственно, юридически удостоверяющие право собственности доверителя на любые виды имущества, помимо изъятого из гражданского оборота. Самое последнее означает, что некоторые виды имущества могут принадлежать на правах собственности лишь отдельным субъектам гражданского права. Что касается денежных средств то, в этом случае, постановлением Верховного Совета Беларуси от 22 декабря 1995 г. «Об устранении злоупотреблений во время привлечения субъектами предпринимательской деятельности денежных средств граждан» было определено: до законодательного урегулирования деятельности небанковских финансовых учреждений воспрещено привлечение денежных средств граждан субъект субъектами предпринимательской деятельности.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития трастовых услуг в Республике Беларусь