Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 06:33, реферат
Развитие рыночных отношений в России, и ее регионах актуализировало проблему разработки и реализации обоснованной и тщательно продуманной промышленной политики. В современных условиях региональная политика в сфере промышленности требует двухуровневого структурирования [9, с. 47]. С одной стороны, это должна быть политика региональных властей, стержнем которой является деятельность, направленная на воспроизводство путем обеспечения оптимального взаимодействия факторов - ресурсов в сфере промышленности на территории каждого конкретного региона и на институциональное обеспечение его преимуществ по развитию приоритетных отраслей промышленности. Эффективная организация такой деятельности способна относительно быстро стабилизировать ситуацию в промышленности по стране в целом.
Введение
1 История развития и сущность промышленной политики
2 Промышленная политика Российской Федерации
2.1 Цели и задачи
2.2 Принципы промышленной политики
2.3 Содержание промышленной политики
3 Проблемы промышленного развития российской экономики
Заключение
Список используемых источников
Большинство регионов сегодня
не в состоянии проводить сколько-
Еще
один результат регионального
Так, к началу реформ 75% всего объема связей Дальневосточного района приходилось на межрегиональные связи, 5% - на внешнеторговые и 20% - на внутрирегиональные. Сегодня здесь преобладают внутрирайонные связи - 70%, 15% приходится на внешнеторговые и 10% - на межрегиональные связи [12, c.51 Парахина В.Н., Галлеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2008. - 496с.].
Обострение региональных
экономических проблем в России
требует выработки адекватной, эффективной
региональной промышленной политики.
Этого же требует сложная
Переориентация с
Региональная промышленная политика в первый период реформ сводилась к децентрализации в рамках формирования новых федеративных отношений (так называемая либеральная федерализация), которая рассматривалась как часть процесса экономической и политической либерализации. Кроме того, избранным регионам предоставлялись налоговые и бюджетные льготы. Крен в сторону децентрализации объяснялся распадом СССР и общей увлеченностью суверенизацией.
Децентрализация, хотя и разбудила местную инициативу, но не дала заметных позитивных результатов, не создала предпосылок для более эффективного использования и приумножения региональных ресурсов развития. В то же время она породила реальные угрозы для единства и целостности страны. Их восприятие руководством страны стало причиной принятия в 1996 г. "Основных положений региональной политики в Российской Федерации". Однако этот документ не имел правовых последствий для ведомств, так или иначе влиявших на региональные процессы.
В то же время, как справедливо отмечает Л. Вардомский, децентрализация в рамках федеративных отношений и местного самоуправления не может составлять основу региональной политики государства [2, c.50 Вардомский Л. Б, Матвеев В.А. Кластерный метод как инструмент обоснования развития проблемного региона. - М., 2007. - 128с.]. Расширение прав и компетенций субъектов РФ и местного самоуправления само по себе не в состоянии устранить территориальные диспропорции. Наоборот, они усилились, поскольку выиграли, прежде всего, сильные территории. Хаотичная децентрализация и конкуренция регионов, асимметричность в отношениях с федеральным центром породили такое явление, как региональный протекционизм. Это явление вызвало фрагментацию российского пространства, нарушило его экономическое единство, создало угрозу распада России.
Важным элементом
В
90-х годах началась работа над
несколькими программами в
В
течение 1993-1995 гг. региональная промышленная
политика разрабатывалась также
в Министерстве по делам национальностей
и региональной политики и в парламентской
группе "Новая региональная политика".
Подготовленные документы обсуждались
и политиками, и экспертами. Их основной
недостаток - непонимание концепции
региональной политики. Авторы включили
в них все стратегические, внешнеэкономические
и чисто социальные проблемы, т.е.
практически все аспекты
Такое положение не могло
удовлетворять большинство
Это не устранило искажения
общей системы распределения
ресурсов, а кроме того, касалось
лишь бюджетного распределения и
перераспределения, не затрагивая всей
массы распределительных
Диалог федерального правительства
и субъектов промышленной политики,
которые зачастую выступают одновременно
и объектом этой политики, должен быть
построен на новых основаниях. Новым
является то, что сам вопрос построения
этого диалога также является
предметом промышленной политики, которая
должна быть рефлексивной, т.е. чувствительной
к потребностям реальной промышленности,
а не только к теоретическим или
доктринальным посылам. Есть реальный
пример обсуждения правительством с
ведущими нефтяными компаниями экспортных
квот российских нефтяных поставок на
мировые рынки в периоды
На наш взгляд и по опыту развитых стран, в России также необходим специальный федеральный закон о взаимоотношениях российских промышленных союзов и объединений с федеральным правительством по тем вопросам, которые входят в сферу ответственности тех или иных промышленных союзов.
Есть вторая, не менее важная и принципиальная проблема предлагаемой промышленной политики. Созданный в 90-е годы в стране государственный правовой и экономико-управленческий механизм по факту не включает в себя набора эффективных инструментов управления и реализации промышленной политики. Таковы, к сожалению, последствия излишне либеральных подходов, забвения принципов национальных интересов. Как видим, мы вынуждены от узкой постановки проблемы промышленной политики перейти к более масштабной задаче восстановления, точнее реконституирования государственного правового механизма регулирования проблем промышленной политики.
Речь идет о методах
государственно-правового
Вопросы тарифной политики
по услугам естественных монополий.
Вопросы банковского
Но
сама возможность активного и
динамичного применения перечисленных
методов находится в
Среди других важных проблем, которые лежат в повестке дня российской промышленной политики, кроме упомянутых двух основных проблем восстановления или реинституализации механизма воспроизводства и механизма управления, есть и ряд более частных проблем. Изношенность основных фондов, низкое качество продукции и производительность труда, неприемлемая фондоемкость, технологическая отсталость. Они ведут к низкой конкурентоспособности российской промышленной продукции и на внутреннем и на внешнем рынках. В российском экспорте низка доля продукции обрабатывающих отраслей, слаб и не имеет стимулирующего характера спрос на внутреннем рынке, нет целенаправленных и эффективных механизмов импортозамещения.
Структура российской промышленности
утяжелена, недостаточна доля производства
продукции конечного
Основа российского экспорта, как и в целом российской экономики, - сырьедобывающие отрасли, к сожалению, перешли в режим невоспроизводимого по разведанным запасам основных месторождений полезных ископаемых недропользования.
Слабо развита инфраструктура, отсутствуют современные навыки сбыта и сервиса. Слабы менеджмент и финансовая дисциплина, неоптимальна структура промышленности по величине предприятий - крупных, крупнейших и малых, средних. Несбалансирована с промышленной экономикой тарифная политика естественных монополий. Российская промышленность все больше теряет инновационный характер, утрачивается научно-технический потенциал ее воспроизводства.
По каждой из этих частных проблем необходимо и, конечно, существует свое конкретное решение, свои способы регулирования, стимулирования развития и реструктуризации. Главное, чтобы не была забыта ни одна конкретная проблема и для каждой было предложено решение. Набор этих решений и составляет существенную часть промышленной политики.
Можно ли считать, что российское
правительство подошло к
2 ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Представляется, что роль
Российского государства в
Информация о работе Проблемы промышленного развития российской экономики