Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 06:33, реферат
Развитие рыночных отношений в России, и ее регионах актуализировало проблему разработки и реализации обоснованной и тщательно продуманной промышленной политики. В современных условиях региональная политика в сфере промышленности требует двухуровневого структурирования [9, с. 47]. С одной стороны, это должна быть политика региональных властей, стержнем которой является деятельность, направленная на воспроизводство путем обеспечения оптимального взаимодействия факторов - ресурсов в сфере промышленности на территории каждого конкретного региона и на институциональное обеспечение его преимуществ по развитию приоритетных отраслей промышленности. Эффективная организация такой деятельности способна относительно быстро стабилизировать ситуацию в промышленности по стране в целом.
Введение
1 История развития и сущность промышленной политики
2 Промышленная политика Российской Федерации
2.1 Цели и задачи
2.2 Принципы промышленной политики
2.3 Содержание промышленной политики
3 Проблемы промышленного развития российской экономики
Заключение
Список используемых источников
Эта роль характеризуется следующими составляющими:
Данная формулировка роли
Российского государства в
Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей.
Эта цель достигается путем выполнения следующих задач (подцелей):
2.2 ПРИНЦИПЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Принцип 1. Свобода производственной деятельности.
Свобода производственной деятельности является главным условием достижения сформулированной цели и задач промышленной политики.
Данный
принцип подразумевает
Принцип 2. Равноправие форм собственности.
Промышленная политика не должна предоставлять льготы и преференции на основе формы собственности на производственные предприятия.
В частности, промышленная политика
должна полностью исключать
Законодательство не должно устанавливать перечни объектов, используемых в целях производства товаров и услуг, не могущих находится в частной или муниципальной собственности. Муниципалитеты, физические и юридические лица должны иметь право иметь в собственности недра и имущественные права на пользование ими, крупные водные объекты и иные виды природных ресурсов. Ограничения такого рода должны касаться только объектов, могущих быть использованы только для реализации властных полномочий государства.
Принцип 3. Снижение уровня обязательств государства, выходящих за пределы его роли в меняющемся мире, при сохранении исключительной ответственности государства за исполнение своих обязательств.
Промышленная политика не
является частью социальной политики.
Но она может внести свой вклад
в преодоление кризиса
В то же время социальная
защита граждан, предусмотренная Конституцией
в настоящее время и те ее аспекты,
которые могут сохраниться в
будущем, является обязанностью государства,
а не частных лиц, акционерных
компаний или иных негосударственных
организаций. Целью промышленной политики
является поэтапный отказ от обременения
производителей товаров и услуг
социальными обязательствами (в
виде предоставления льгот или иным
образом) и переход к адресной
поддержке целевых групп
Принцип 4. Защита интересов российских производителей на международной арене без ущемления интересов российских потребителей.
В долгосрочном плане государство
современного типа, когда речь идет
о его деятельности в сфере
международных отношений, лучше
всего приспособлено для
Из этого вытекает, что вступление (или невступление) в двух- и многосторонние внешнеэкономические договоры и соглашения, а также в международные организации должно рассматриваться как инструмент защиты интересов российских производителей товаров и услуг. Эта же цель должна играть существенную роль во внешней политике Российской Федерации в целом. Недопустимо проведение внешнеэкономической политики на основе исключительно идеологических мотивов, а также в ущерб интересам российских потребителей.
Принцип 5. Равноправие граждан России и иностранных государств.
Российское законодательство должно
предоставлять гражданам России
в России и за рубежом не меньше
прав, чем имеют граждане иных стран.
Если кому-то в России или за рубежом
разрешено осуществление каких-
Принцип 6. Приоритет актов прямого действия
При создании нового законодательства
несомненный приоритет должен отдаваться
актам прямого действия, не допускающим
выпуска инструкций, разъяснений, методических
материалов и иных ведомственных
подзаконных актов. Законы и кодексы
могут содержать подробные
Принцип 7. Приоритет косвенных
методов поддержки
Прямые методы промышленной политики связаны с распределением или перераспределением ресурсов для производственной деятельности, осуществляемым непосредственного государством с целью стимулирования или дестимулирования тех или иных направлений деятельности. К числу прямых методов относится субсидирование отраслей, предприятий или регионов, прямые государственные инвестиции и создание государственных предприятий, субсидирование процентных ставок и т.д.
Косвенные методы, минимизируя перераспределение ресурсов как таковое, изменяют ожидания производителей и, в первую очередь, оценку ими рисков, связанных с теми или иными видами производственной деятельности.
Российский и международный
опыт показывает, что в современной
быстро меняющейся постиндустриальной
экономической среде
Основными средствами современной промышленной политики должны быть т.н. косвенные методы, такие как:
- принятие нормативных
актов, регулирующих
- принятие и реализация
законодательных норм, изменяющих
риски, связанные с тем или
иным видом производственной
деятельности (техническое регулирование,
замена лицензирования
- создание условий для
развития финансовой
- снятие ограничений на
производственную деятельности
и снижение ее
- реализация совместных проектов с негосударственными хозяйствующими субъектами;
- введение в хозяйственный оборот ресурсов, ранее из него исключенных;
- политика закупок и т.д.
Принцип 8. Одновременное действие разных режимов регулирования
На протяжении переходного периода государство допускало существование альтернативных режимов регулирования с правом регулируемого хозяйствующего субъекта (субъектов) на выбор между различными режимами. Такой подход целесообразен в том случае, если дерегулирование или резкая смена режима регулирования какой-либо деятельности затруднены из-за предполагаемых социальных последствий, предположений о недостаточном уровне конкуренции или даже из-за противодействия отраслевого лобби. Налоговая система представляет пример успешного сосуществования двух режимов регулирования. Так малый бизнес имеет возможность выбора между стандартной процедурой уплатой всех налогов и переходом к упрощенной системе налогообложения, когда большинство налогов заменяется одним налогом. Формирование конкурентных типов регулирования на практике позволяет выявить тот тип, который связан с наименьшими издержками для потребителей, предпринимателей и государства.
2.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Содержание промышленной политики Российской Федерации определяется целями и принципами, сформулированными выше. Основными ее направлениями должны стать следующие.
Освобождение вновь создаваемых производственных предприятий от ценового и антимонопольного регулирования
Созданные во время существования СССР производственные активы, несмотря на частичную приватизацию, остаются для многих граждан нашей страны «общенародной собственностью», что ведет к сохранению государственного вмешательства в их деятельность. Кроме того, многие предприятия и производственные активы, унаследованные от СССР, относятся к числу стратегически важных объектов, которые, согласно сложившемуся общественному консенсусу, должны оставаться в сфере особого государственного контроля (прежде всего, общенациональные инфраструктурные сети и некоторые предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых).
Однако государственное регулирование должно отличать такие активы от активов, созданных приватизированными и частными компаниями за прошедшее десятилетие. Все созданные на частные средства активы должны быть свободны от государственного вмешательства, вне зависимости от того, в каких отраслях они работают.
Данный подход, состоящий в наличии разных правовых и регулятивных режимов для «старых» и «новых» активов с успехом применяется уже сегодня. О возможности и целесообразности его применения свидетельствует как отечественный, так и международный опыт.
Освобождение государства от производственных активов.
Государство представляет собой
особую форму общественного
Во всех остальных случаях государство должно поэтапно избавиться от производственных активов путем платной приватизации, проводимой на основе открытых конкурсных процедур. Государственная политика в соответствующих отраслях должна проводиться с помощью технического регулирования, мобилизационного законодательства и других методов регулирования, не требующих непосредственного участия в управлении производством.
Продажа социально значимых активов, приватизация которых заставляет опасаться за исполнение тех или иных обязательств, обременяющих сегодня эти активы, должна проводиться вместе с приватизацией этих обязательств (пассивов). Например, приватизация градообразующего предприятия может быть произведена с одновременным наложением на владельца обязательств социального обеспечения жителей города, а приватизация учреждений здравоохранения или образования – с наложением обязательства лечить или оказывать образовательные услуги по регулируемым ценам (на протяжении переходного периода, могущего быть достаточно длительным).
Информация о работе Проблемы промышленного развития российской экономики