Проблемы промышленного развития российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 06:33, реферат

Описание работы

Развитие рыночных отношений в России, и ее регионах актуализировало проблему разработки и реализации обоснованной и тщательно продуманной промышленной политики. В современных условиях региональная политика в сфере промышленности требует двухуровневого структурирования [9, с. 47]. С одной стороны, это должна быть политика региональных властей, стержнем которой является деятельность, направленная на воспроизводство путем обеспечения оптимального взаимодействия факторов - ресурсов в сфере промышленности на территории каждого конкретного региона и на институциональное обеспечение его преимуществ по развитию приоритетных отраслей промышленности. Эффективная организация такой деятельности способна относительно быстро стабилизировать ситуацию в промышленности по стране в целом.

Содержание работы

Введение
1 История развития и сущность промышленной политики
2 Промышленная политика Российской Федерации
2.1 Цели и задачи
2.2 Принципы промышленной политики
2.3 Содержание промышленной политики
3 Проблемы промышленного развития российской экономики
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 80.67 Кб (Скачать файл)

Эта роль характеризуется  следующими составляющими:

  • контроль над ядерным оружием на территории Российской Федерации и, в сотрудничестве с другими государствами и международными организациями в мире в целом;
  • обеспечение безопасности населения Российской Федерации путем защиты его от угроз, не носящих локального характера (таких как крупномасштабная организованная преступность, негосударственные военные организации разного рода, масштабные стихийные бедствия и техногенные катастрофы и т.д.);
  • обеспечение судебной функции (как в рамках как судебной власти, так и квазисудебных функций исполнительной власти) на территории Российской федерации в соответствии с собственными законами (приведенными к состоянию адекватности) и международным правом. (Обеспечение санкцией может в перспективе осуществляться как государственными, так и негосударственными субъектами, действующими на основании судебных или квазисудебных государственных решений);
  • представление и защита интересов граждан и жителей, Российской Федерации а также их корпоративных объединения,  в отношениях с иными государствами и внешними по отношению к России корпоративными образованиями и общностями.

Данная формулировка роли Российского государства в меняющемся мире позволяет сформулировать цели его промышленной политики на долгосрочную перспективу.

Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей.

Эта цель достигается путем выполнения следующих задач (подцелей):

  • эффективное производство товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и должного качества для удовлетворения потребности жителей РФ и российского государства в этих товарах и услугах по приемлемым ценам;
  • занятие российскими производителями существенных позиций на внешних рынках.

 

2.2 ПРИНЦИПЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ  ПОЛИТИКИ

 

Принцип 1. Свобода производственной деятельности.

Свобода производственной деятельности является главным условием достижения сформулированной цели и задач промышленной политики.

Данный  принцип подразумевает поэтапную  отмену правовых норм, направленных на ограничение свободы экономической  деятельности по тем или иным основаниям (в частности, на основании технико-экономических  особенностей производственных процессов, как в случае правового закрепления  понятия «естественная монополия»). В частности, целью промышленной политики является полный отказ от лицензирования, прямо нарушающего  принцип свободы экономической  деятельности, и переход к альтернативным методам регулирования. В соответствии с данным принципом также недопустимо  введение государственной монополии  на ту или иную деятельность, выделение специально уполномоченных компаний и т.д..

Принцип 2. Равноправие форм собственности.

Промышленная политика не должна предоставлять льготы и преференции  на основе формы собственности на производственные предприятия.

В частности, промышленная политика должна полностью исключать предоставление государственных льгот и преференций  тем или иным хозяйствующим субъектам  на основании их формы собственности  или иных особенностей, в ущерб  остальным участникам рынка (как  это имеет место, например, в случае государственных и муниципальных  унитарных предприятий, получающих дотации из бюджетов различных уровней).

Законодательство  не должно устанавливать перечни  объектов, используемых в целях производства товаров и услуг, не могущих находится  в частной или муниципальной  собственности. Муниципалитеты, физические и юридические лица должны иметь  право иметь в собственности  недра и имущественные права  на пользование ими, крупные водные объекты и иные виды природных  ресурсов. Ограничения такого рода должны касаться только объектов, могущих быть использованы только для реализации властных полномочий государства.

Принцип 3. Снижение уровня обязательств государства, выходящих за пределы  его роли в меняющемся мире, при  сохранении исключительной ответственности  государства за исполнение своих  обязательств.

Промышленная политика не является частью социальной политики. Но она может внести свой вклад  в преодоление кризиса социального  государства. В частности, промышленная политика в целом должна вести  к сокращению обязательств государства, выходящих за пределы его роли в целевом состоянии; она не должна вести к нарастанию нагрузки на государственный бюджет и бюджеты всех уровней, приводящему к выходу за пределы существующего объема обязательств.

В то же время социальная защита граждан, предусмотренная Конституцией в настоящее время и те ее аспекты, которые могут сохраниться в  будущем, является обязанностью государства, а не частных лиц, акционерных  компаний или иных негосударственных  организаций. Целью промышленной политики является поэтапный отказ от обременения  производителей товаров и услуг  социальными обязательствами (в  виде предоставления льгот или иным образом) и переход к адресной поддержке целевых групп населения  за счет средств бюджетной системы. При этом в процессе перехода возможно временное обременение при приватизации объектов, выполняющих социальные функции.

Принцип 4. Защита интересов  российских производителей на международной  арене без ущемления интересов  российских потребителей.

В долгосрочном плане государство  современного типа, когда речь идет о его деятельности в сфере  международных отношений, лучше  всего приспособлено для взаимодействия (в том числе конфликтного взаимодействия) с корпоративными образованиями  того же типа, т.е. с другими государствами. В рамках промышленной политики Российское государство должно вступать в игру на международной арене в тех  случаях, когда действия других государств ущемляют или дискриминируют российских производителей.

Из этого вытекает, что вступление (или невступление) в двух- и многосторонние внешнеэкономические договоры и  соглашения, а также в международные  организации должно рассматриваться  как инструмент защиты интересов  российских производителей товаров  и услуг. Эта же цель должна играть существенную роль во внешней политике Российской Федерации в целом. Недопустимо  проведение внешнеэкономической политики на основе исключительно идеологических мотивов, а также в ущерб интересам российских потребителей.

Принцип 5. Равноправие граждан  России и иностранных государств.

Российское законодательство должно предоставлять гражданам России в России и за рубежом не меньше прав, чем имеют граждане иных стран. Если кому-то в России или за рубежом  разрешено осуществление каких-либо видов хозяйственной деятельности, российское законодательство не должно препятствовать в этом российским предпринимателям. Этот принцип является наилучшей  защитой национальных интересов  в международной конкуренции  и тесно связан с принципом  защиты российского производителя. Одним из его следствий является свобода для граждан России осуществлять любые операции, связанные с перетоком капиталов через границу: инвестиции за рубежом, открытие счетов в иностранных банках, страхование и перестрахование.

Принцип 6. Приоритет актов  прямого действия

При создании нового законодательства несомненный приоритет должен отдаваться актам прямого действия, не допускающим  выпуска инструкций, разъяснений, методических материалов и иных ведомственных  подзаконных актов. Законы и кодексы  могут содержать подробные инструкции, учётные и отчётные формы, нормативы  и пр. Такие объёмные документы  при любых условиях предпочтительнее отсылочных норм, дающих исполнительной власти право самостоятельно вмешиваться  в хозяйственную деятельность без  контроля законодателя.

Принцип 7. Приоритет косвенных  методов поддержки промышленности перед прямыми.

Прямые методы промышленной политики связаны с распределением или перераспределением ресурсов для  производственной деятельности, осуществляемым непосредственного государством с  целью стимулирования или дестимулирования тех или иных направлений деятельности. К числу прямых методов относится субсидирование отраслей, предприятий или регионов, прямые государственные инвестиции и создание государственных предприятий, субсидирование процентных ставок и т.д.

Косвенные методы, минимизируя перераспределение ресурсов как таковое, изменяют ожидания производителей и, в первую очередь, оценку ими рисков, связанных с теми или иными видами производственной деятельности.

Российский и международный  опыт показывает, что в современной  быстро меняющейся постиндустриальной экономической среде традиционные средства прямой финансовой поддержки  отдельных отраслей и/или производственных комплексов оказываются неэффективными и расточительными.

Основными средствами современной  промышленной политики должны быть т.н. косвенные методы, такие как:

- принятие нормативных  актов, регулирующих деятельность  отраслей либо промышленности  в целом, но не предусматривающих  прямой поддержки конкретных  отраслей (например, техническое регулирование,  поддержка экспортеров, стимулирование  инновационной деятельности и  т.д.);

- принятие и реализация  законодательных норм, изменяющих  риски, связанные с тем или  иным видом производственной  деятельности (техническое регулирование,  замена лицензирования альтернативным  страхованием и т.д.);

- создание условий для  развития финансовой инфраструктуры  производственной и, в особенности,  инновационной деятельности;

- снятие ограничений на  производственную деятельности  и снижение ее институциональных  издержек;

- реализация совместных  проектов с негосударственными  хозяйствующими субъектами;

- введение в хозяйственный  оборот ресурсов, ранее из него  исключенных;

- политика закупок и  т.д.

Принцип 8. Одновременное  действие разных режимов регулирования

На протяжении переходного  периода государство допускало  существование альтернативных режимов  регулирования с правом регулируемого  хозяйствующего субъекта (субъектов) на выбор между различными режимами. Такой подход целесообразен в  том случае, если дерегулирование или резкая смена режима регулирования какой-либо деятельности затруднены из-за предполагаемых социальных последствий, предположений о недостаточном уровне конкуренции или даже из-за противодействия отраслевого лобби.  Налоговая система представляет пример успешного сосуществования двух режимов регулирования. Так малый бизнес имеет возможность выбора между стандартной процедурой уплатой всех налогов и переходом к упрощенной системе налогообложения, когда большинство налогов заменяется одним налогом. Формирование конкурентных типов регулирования на практике позволяет выявить тот тип, который связан с наименьшими издержками для потребителей, предпринимателей и государства. 

2.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ  ПОЛИТИКИ

   Содержание промышленной политики Российской Федерации определяется целями и принципами, сформулированными выше. Основными ее направлениями должны стать следующие.

   Освобождение вновь создаваемых производственных предприятий от ценового и антимонопольного регулирования

    Созданные во время существования СССР производственные активы, несмотря на частичную приватизацию, остаются для многих граждан нашей страны «общенародной собственностью», что ведет к сохранению государственного вмешательства в их деятельность. Кроме того, многие предприятия и производственные активы, унаследованные от СССР, относятся к числу стратегически важных объектов, которые, согласно сложившемуся общественному консенсусу, должны оставаться в сфере особого государственного контроля (прежде всего, общенациональные инфраструктурные сети и некоторые предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых).

Однако государственное  регулирование должно отличать такие  активы от активов, созданных приватизированными и частными компаниями за прошедшее  десятилетие. Все созданные на частные  средства активы должны быть свободны от государственного вмешательства, вне  зависимости от того, в каких отраслях они работают.

Данный подход, состоящий  в наличии разных правовых и регулятивных режимов для «старых» и «новых»  активов с успехом применяется  уже сегодня. О возможности и  целесообразности его применения свидетельствует  как отечественный, так и международный  опыт.

Освобождение государства  от производственных активов.

Государство представляет собой  особую форму общественного потребления. Осуществление государством производственной деятельности является экономически неэффективным. Поэтому государственная собственность  на производственные предприятия и  производственные активы допустима  только в исключительных случаях, связанных  с обеспечением внешней и внутренней безопасности государства и его  граждан (некоторые инфраструктурные сети и часть военного производства).

Во всех остальных случаях  государство должно поэтапно избавиться от производственных активов путем  платной приватизации, проводимой на основе открытых конкурсных процедур. Государственная политика в соответствующих  отраслях должна проводиться с помощью  технического регулирования, мобилизационного законодательства и других методов  регулирования, не требующих непосредственного  участия в управлении производством.

Продажа социально значимых активов, приватизация которых заставляет опасаться за исполнение тех или  иных обязательств, обременяющих сегодня  эти активы, должна проводиться вместе с приватизацией этих обязательств (пассивов). Например, приватизация градообразующего предприятия может быть произведена с одновременным наложением на владельца обязательств социального обеспечения жителей города, а приватизация учреждений здравоохранения или образования – с наложением обязательства лечить или оказывать образовательные услуги по регулируемым ценам (на протяжении переходного периода, могущего быть достаточно длительным).

Информация о работе Проблемы промышленного развития российской экономики