Проблемы промышленного развития российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 06:33, реферат

Описание работы

Развитие рыночных отношений в России, и ее регионах актуализировало проблему разработки и реализации обоснованной и тщательно продуманной промышленной политики. В современных условиях региональная политика в сфере промышленности требует двухуровневого структурирования [9, с. 47]. С одной стороны, это должна быть политика региональных властей, стержнем которой является деятельность, направленная на воспроизводство путем обеспечения оптимального взаимодействия факторов - ресурсов в сфере промышленности на территории каждого конкретного региона и на институциональное обеспечение его преимуществ по развитию приоритетных отраслей промышленности. Эффективная организация такой деятельности способна относительно быстро стабилизировать ситуацию в промышленности по стране в целом.

Содержание работы

Введение
1 История развития и сущность промышленной политики
2 Промышленная политика Российской Федерации
2.1 Цели и задачи
2.2 Принципы промышленной политики
2.3 Содержание промышленной политики
3 Проблемы промышленного развития российской экономики
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 80.67 Кб (Скачать файл)

Этому во многом способствует нежелание властей учитывать  особенности экономики и промышленности страны, сложившиеся производственные и социальные отношения коллективистского  толка, российский менталитет с болезненным  отношением к нарушению принципов  справедливости.

В России сегодня сложилась  не столько смешанная, сколько перемешанная экономика, характерная волюнтаристским  подходом к управлению. В созданном  механизме «вертикали власти» отсутствует  делегирование полномочий на более  низкие уровни управления, сверху вниз идут команды, а снизу вверх —  доклады об исполнении. Однако и  этот жёсткий механизм работает неэффективно.

 Если рассмотреть нынешние  проблемы развитых стран Европы, Азии и Америки, то кризисные  явления в их финансовом секторе  практически не отражаются на  их промышленном и научном  потенциале, который характеризуется  высочайшим уровнем техники, технологии, подготовки персонала, управления  бизнес-процессами и качеством  продукции, умением и желанием  внедрять новейшие разработки  в производство.

Для России же, обладающей потенциалом  во многом четвертого технологического уклада, кризис охватывает производственную базу, мешает её мобилизационной модернизации. В стране отсутствует внятная  промышленная политика с определением приоритетных отраслей и направлений  развития, не сформирован обеспеченный спрос на многие виды продукции. В  подготовке кадров также нарушен  системный подход: не проводится мониторинг потребностей нашего хозяйства в  инженерах, управленцах среднего звена, квалифицированных рабочих, нет  прогнозирования в их потребности  хотя бы на десять лет. В результате хаотически выросло число вузов, притом, что качество высшего профессионального образования упало, что особенно касается подготовки экономистов и юристов.

За прошедшее после  избрания Владимира Владимировича  на очередной президентский срок время властью продемонстрировано стремление повернуть вектор развития страны в нужное направление. Однако методы его реализации, основанные на ужесточении условий для предпринимательского и инвестиционного климата, говорят, что у нас так и не выработаны эффективные и прозрачные механизмы  экономической, организационной и  технологической модернизации промышленности.

Исторический опыт свидетельствует  в пользу выбора «пионерной» модели, реализация которой в свое время  привела к возрождению разгромленных Второй мировой войной экономик Японии и Германии. Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур развивались по такой же схеме. В настоящее время такие страны, как Бразилия, Турция, Индия и другие идут тем же путём. У России нет времени на раскачку и дорогостоящие экономические и социальные эксперименты.

Коснёмся ещё одного важного  обстоятельства экономического развития страны, а именно вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)Б-Б. Этот вопрос многократно обсуждался на разных уровнях власти, бизнеса и общественных организаций. Много копий было сломано при обсуждении всех «за» и «против» этого шага. Свершилось: Россия — член ВТО.

Конечно, если мы хотим развиваться  в рамках мирового сообщества, то можно  рассматривать этот шаг как позитивное явление. В ВТО участвуют страны, чей экономический уровень куда ниже, чем у России. Однако есть и  определённая тревога за будущее  нашей экономики. Производственный сектор отечественной экономики  стал — пусть и с временными ограничениями — открыт для международного капитала и проникновения на наш рынок мощных конкурентов. Российские промышленность и банковский сектор не готовились и не готовы на равных конкурировать с транснациональными производственно-финансовыми гигантами. Финансовая система страны ещё слаба и тоже не способствует развитию промышленности, скорее, наоборот, в погоне за повышением капитализации своих активов и ресурсов она обескровливает систему промышленного потенциала страны.

Серьезные риски для российской экономики в ближайшем будущем  связаны с очевидной необходимостью решения энергетической проблемы, имеющей  геополитический характер, на мировом  инновационном уровне, и перехода ведущих экономик на альтернативные энергоносители []. Нашу страну природа наградила богатыми энергетическими ресурсами. Помогая нашей экономике наполнить бюджет за счёт продажи нефти и газа, они являются нашим проклятьем, поскольку не стимулируют развивать экономику за счёт совершенствования её производственного сектора. Заглянем в недалёкое будущее, когда, например, ведущие европейские страны обеспечат свои хозяйственные системы энергией ветра, солнца и других источников. Именно такую задачу они себе поставили, чтобы избавиться от зависимости от российской нефти и газа. Значит, существенно сократится финансовый поток в наш бюджет от продажи углеводородных видов топлива. На что Россия будет закупать импортируемые в настоящее время машины, продовольствие, одежду и прочие товары? Промышленность и другие сферы деятельности не смогут дать необходимые для этого финансовые средства в силу своей отсталости, низкой производительности и плохого качества готовой продукции.

 Современное сельское  хозяйство так и не накормило  страну своими продуктами питания  (кроме хлеба). Значит нужен комплекс программ федерального и регионального уровней по развитию собственных производственных, научных, промышленных, сельскохозяйственных мощностей и производительных сил для вывода страны в ряды передовых стран.

 Однако несправедливо  было бы обойти вниманием положительные  сдвиги в формировании и реализации  промышленной политики России, которые  обеспечиваются совместными усилиями  государства и заинтересованными  в экономическом развитии страны  общественными силами. Речь идет  о формировании инфраструктуры  венчурного бизнеса, сети бизнес-инкубаторов и бизнес-ангелов, содействующих привлечению отечественных и зарубежных инвестиций для коммерциализации инновационных разработок учёных, инженеров, изобретателей, и их внедрения в производство. Другое дело, что масштабы этого процесса пока все еще оставляют желать лучшего, особенно в сравнении с аналогичными показателями, скажем, в ряде азиатских стран[].

Рассмотренные проблемы, разумеется, не исчерпывают предметное поле управления, развития и совершенствования российской экономики, ее производящего сектора  и практически ориентированной  науки. Их антикризисное осмысление должно быть обеспечено на государственном  уровне, чтобы привести к созданию системы, способной обеспечить необратимое  «пионерное» развитие страны в процессе корректировки и модернизации экономической  её модели. Очевидно, что одних усилий власти тут недостаточно: к этому  движению должно активно подключаться общество.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Итак, в моей работе была изложена сущность  промышленной политики, а так же была подробно рассмотрена промышленная политика Российской Федерации и основные проблемы промышленности в экономике.

В заключении можно сказать, что:

- промышленная политика  должна соответствовать целям  и задачам государства, и, следовательно,  функцией последнего является  ее выполнение;

- цели промышленной политики, так же, как и инструменты их реализации, должны быть разделены и четко определены по уровням управления;

- успех проведения промышленной  политики во многом определяется  продуманным механизмом ее реализации.

    Описанные в моей работе принципы промышленной политики РФ в теории позволяют сформулировать общие направления промышленной политики, необходимые для занятия Россией достойного места в современном мире.

    Рассмотренные  мною проблемы очень актуальны  на сегодняшний день. И для активизации социально-экономического развития у нас в России есть все возможности. Если государство проявит волю и возглавит этот процесс, соотечественники обязательно откликнутся: нашему народу не занимать творческого начала, энтузиазма и желания реализовать свои жизненные устремления и планы, порывы души, исторически свойственные его общинно-коллективистскому духу.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция  Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.constitution.ru
  2. Вардомский Л. Б, Матвеев В.А. Кластерный метод как инструмент обоснования развития проблемного региона. - М., 2007. - 128с.
  3. Газимагомедов Р. Особенности современной промышленной политики: теория и практика [Текст]. - М.: Экономика, 2008. - 288с.
  4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. В. И. Кушлина [Текст]. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 616 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)
  5. Гранберг А. Проблемы и парадоксы региональной политики в РФ // Региональное развитие и сотрудничество [Текст]. - 2006. - № 3. - С.24-27.
  6. Губанов С. Промышленная политика и государство // Экономист [Текст]. - 2004. - N 7. - С.3-14
  7. http://prompolitika. rsppr.ru Данилов-Данильян А.В. Рыночный подход к импортозамещающей промышленной политике государства
  8. Завадников В. Г. О промышленной политике в Российской Федерации // Промышленная политика в Российской Федерации, 2007 [Текст]. – № 5. – С.3-9.
  9. Княгинин В., Щедровицкий П. Современная национальная промышленная политика России. Региональный аспект [Текст]. - М.: РСПП, 2008.
  10. Кузнецов Ю.В. Промышленная политика и международные отношения (Сб. ст.) Кн. 1: Международная торговля. - Изд-во Социум, 2007 [Текст]. – 363 с.
  11. Минакер П. Трансформация региональной экономической политики // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 1. - С.87-93
  12. Парахина В.Н., Галлеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2008. - 496с.
  13. Татаркин А.И. промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Экономика и управление: Российский научный журнал, 2008 [Текст]. – № 2. – С.167.
  14.   Цветков В.А. Проблемы развития российской экономики в среднесрочной перспективе // Экономика и управление: Российский научный журнал, 2008 [Текст]. – №2. – С.13-20.
  15. Шаккум М. Национальная промышленная политика в свете присоединения к ВТО // Промышленная политика в РоссийскйоФедерации, 2007 [Текст]. – №1. – С.4.
  16. Журнал "Промышленная политика в Российской Федерации" [Электронный ресурс], В. А. 6, 2000. - С. 36-47; Режим доступа: http://www.cemi.rssi.ru/mei/articles/tsvet-00.htm
  17. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 11. «Эффективная промышленная политика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruseconomy.ru/nomer11_ 200303/ec 17.html
  18. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru

 


Информация о работе Проблемы промышленного развития российской экономики