Проблемы промышленного развития российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 06:33, реферат

Описание работы

Развитие рыночных отношений в России, и ее регионах актуализировало проблему разработки и реализации обоснованной и тщательно продуманной промышленной политики. В современных условиях региональная политика в сфере промышленности требует двухуровневого структурирования [9, с. 47]. С одной стороны, это должна быть политика региональных властей, стержнем которой является деятельность, направленная на воспроизводство путем обеспечения оптимального взаимодействия факторов - ресурсов в сфере промышленности на территории каждого конкретного региона и на институциональное обеспечение его преимуществ по развитию приоритетных отраслей промышленности. Эффективная организация такой деятельности способна относительно быстро стабилизировать ситуацию в промышленности по стране в целом.

Содержание работы

Введение
1 История развития и сущность промышленной политики
2 Промышленная политика Российской Федерации
2.1 Цели и задачи
2.2 Принципы промышленной политики
2.3 Содержание промышленной политики
3 Проблемы промышленного развития российской экономики
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 80.67 Кб (Скачать файл)

До появления достаточных  мощностей альтернативных трубопроводных систем пропускная способность газотранспортной сети «Газпрома» должна предоставляться  для использования на аукционной основе для всех поставщиков газа. При отказе от создания рынка пропускной способности и сохранении тарифного  регулирования на услуги трубопроводного  транспорта все сетевое хозяйство  «Газпрома» должно быть выделено в  независимое от него предприятие  с пропорциональным распределением его акций между акционерами  «Газпрома».

4) Железнодорожный транспорт.

Отдельные положения правовых актов, регулирующих реформу железнодорожного транспорта, нуждаются в доработке. Необходимо исключить допускаемые  данными актами ограничения процессов  демонополизации отрасли.

Недостатком реформы следует  также признать планы по введению избыточной системы государственного лицензирования и сертификации на железнодорожном  транспорте. В большинстве случаев  разрешительный порядок может быть эффективно заменен режимом государственного контроля, а в остальных случаях  – механизмами обязательного  страхования ответственности железнодорожных  операторов. 

Представляется необходимым  создание реальных условий доступа  независимым перевозчикам в пользовании  железнодорожными сетями (в частности, на основе торговли пропускной способностью) и другими инфраструктурными  объектами (включая ремонт подвижного состава), а также собственными локомотивами для транспортировки грузов.

Следует рассмотреть возможность  продажи отдельных железнодорожных  участков в частную собственность, особенно в тех случаях, когда  на соответствующей территории существует интенсивная конкуренция между  разными видами транспорта. Необходимо также допустить строительство  участков железнодорожной сети частными инвесторами в условиях отсутствия ценового (тарифного) регулирования.

5) Трубопроводный транспорт.

Развитие магистральной  трубопроводной сети относится к  стратегическим задачам российской экономики. В тоже время государственная  монополия на данный вид деятельности не позволяет привлечь достаточных  средств для наращивания мощностей.

Выходом из этой ситуации было бы освобождение отрасли от специального, в т.ч. тарифного, регулирования для  частных объектов трубопроводного  транспорта. Необходимо законодательно зафиксировать право частных  компаний свободно строить и эксплуатировать  трубопроводные сети по любым направлениям (естественно, с учетом интересов  собственников земель, по которым  указанные сети будут проложены). Одновременно следует исключить  новые трубопроводы из числа объектов «естественных монополий» в рамках существующего регулирования, что  среди прочего выразится в  отмене государственного регулирования  цен на их услуги. При этом существующая сеть может оставаться в руках  государства и регулироваться прежними методами либо путем перехода к аукционной торговле пропускной способностью.

6) Жилищно-коммунальный сектор

ЖКХ как никакой другой сектор экономики влияет на реализацию конституционных прав граждан. Как  показывает практика, введение в действие нового Жилищного кодекса вызывает недовольство во многих субъектах Федерации  из-за отсутствия средств в местных  бюджетах на капитальный ремонт жилья. Эта проблема может быть решена поэтапным  введением полной окупаемости за коммунальные услуги, в то время  как неимущим гражданам следует  предоставлять адресные субсидии. Рост стоимости услуг, скорее всего, будет  носить временный характер, поскольку  предыдущая практика показала, что  участие государства в хозяйственной  деятельности по обеспечению граждан  жилищно-коммунальными услугами неизбежно  ведет к удорожанию этих услуг, снижению их качества, а в перспективе –  к полномасштабному кризису отрасли  и общему социальному взрыву.

Если конкуренция на рынке  коммунальных услуг затруднительна (такая ситуация возможна в малых  городах), то представляется необходимым  введение раздельного учета при  предоставлении услуг ЖКХ. Это позволит достаточно четко определить издержки на содержание инфраструктуры, текущие  затраты и т.д. Тарифы в любом  случае должны покрыть текущие затраты, а также часть капитальных.

Государство (как федеральная  власть, так и региональная) должно четко определиться с тем, какие  категории граждан должны и могут  быть защищены бюджетными субсидиями. Эти субсидии необходимо выделять гражданам  непосредственно, поскольку никто, кроме них самих не может выбрать  оптимальное соотношение цена-качество применительно к услугам ЖКХ. В то же время государство должно позаботиться о том, чтобы на рынке  существовал выбор между разными  поставщиками данных услуг.

Требуют решения правовые проблемы, связанные с объединением граждан, проживающих в одном  доме. Только на основе таких объединений  возможно наличие равных и эффективных  отношений между потребителем и  поставщиком жилищно-коммунальных услуг.

При этом необходимо выработать схему решения таких болезненных  вопросов как принудительная продажа  жилья, собственник которого либо нарушает правила эксплуатации жилья, либо проявляет  неспособность платить за его  обслуживание, а также контроль за деятельностью правления и председателя ТСЖ.

Увеличение эффективности  бюджетных расходов на социальные и  гуманитарные цели

Повышение уровня жизни граждан  требует увеличения государственных  расходов на социальные нужды. Эти расходы  давят на производственный сектор, что ведет к снижению валового продукта и, в перспективе, к снижению уровня жизни. Разрешить данный парадокс можно путем реформы системы  финансирования  государственных  социальных программ.

При одном и том же объеме финансирования граждане могут получать принципиально разный объем социальных услуг.  Следовательно, необходимо создание рынка социальных услуг, на котором  потребителями выступают граждане, обладающие соответствующими правами  требования к государству, а производителями  – любые предприятия, готовые  оказывать социальные услуги за плату. Роль государства при этом должна свестись к финансовому обеспечению  собственных обязательств.

Медицинское обслуживание. В настоящее время система  медицинского обслуживания финансируется  из бюджета и внебюджетных фондов по принципу сметы, т.е. на основании  затрат, понесенных медицинскими учреждениями при осуществлении своей деятельности. В результате у медицинских учреждений отсутствуют стимулы к эффективному использованию бюджетных средств  и, более того, имеются стимулы  к завышению расходов на обеспечение  медицинского обслуживания.  Необходимо реорганизовать систему финансирования, поставив объем выделяемых средств в зависимость от количества пролеченных больных, от сложности их лечения и от качества предоставленных услуг.  

При этом предлагается поэтапно переводить ЛПУ на иную организационно-правовую форму, повышая их правоспособность до уровня обычных юридических лиц  и, тем самым, снижая ответственность  государства (муниципалитетов) по обязательствам лечебно-профилактических учреждений. ЛПУ, изменившие организационно-правовую форму, могут быть переведены на договорные отношения с органами власти, осуществляющими финансирование медицинской сферы. Необходимо также разрешить органам власти заключение соответствующих договоров и с частными лечебными учреждениями, если предоставляемые ими услуги более дешевы (качественны).

Наука и высшее образование. Содержание огромного числа научных  учреждений за счет государственного бюджета представляется крайне неэффективным. Вместо этого государство должно определить собственные приоритеты в области научного поиска и организовать систему государственного научного заказа, части которого на конкурсной основе смогут получить научные организации любой формы собственности.

Подобно научной сфере, система  высшего образования также характеризуется  раздутыми штатами, низкой эффективностью использования бюджетных средств  и отсутствием четких приоритетов  в своей деятельности.

Государство должно обеспечивать финансированием не организации  высшего образования, а самих  студентов, выделяя им средства для  обучения. Понятно, что государственные  средства получат не все студенты, а лишь наиболее талантливые (что, впрочем, реализуется и сегодня – в  менее приемлемых формах). Помимо прочего, такая система позволит более  тонко и целенаправленно проводить  государственную политику в области  подготовки кадров. 

Пенсионное обеспечение. Похожие принципы должны применятся и при реформе пенсионного обеспечения. Граждане, обладающие пенсионными средствами, должны иметь возможность передать эти средства в любой пенсионный фонд, услуги которого покажутся им наиболее приемлемыми.

Сегодня это возможно лишь в отношении небольшой доли пенсионных средств, зарезервированных на счетах Пенсионного фонда РФ. Между тем, принудительная концентрация пенсионных средств в ПФ РФ недопустима, поскольку ведет к неэффективному расходу средств налогоплательщиков.

На фоне развития рынка  пенсионных услуг отдельной проблемой  становится надежность частных и  государственных пенсионных фондов. Особую остроту этой проблеме придает  характер пенсионных накоплений, по срокам сопоставимым с жизнью отдельного человека. Тем не менее, представляется, что  использование традиционных методов  государственного регулирования в  данном секторе (лицензирование, строгий  государственный контроль) не приведет к желаемым результатам. Как правило, надежность финансовых институтов обратно  пропорциональна предоставляемой  ими доходности. Поэтому важнее не обеспечивать надежность как таковую, а предоставлять потребителям достоверную  информацию об этой надежности.

Очевидным решением в данном направлении было бы введение добровольной государственной сертификации пенсионных фондов. Сертификация ведет к тому, что на рынке существует две группы финансовых институтов: абсолютно надежные (но малодоходные) и ненадежные (но предоставляющие высокий доход). Право граждан состоит в том, чтобы самостоятельно выбирать между этими альтернативами. Разумеется, ответственность за результаты такого выбора граждане несут самостоятельно.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО  РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Более двадцати лет Россия живёт в условиях постсоветского хозяйственного уклада, характеризующегося внедрением во все сферы общественной жизни рыночных отношений, которые  основаны на принципах либеральной  рыночной экономики. В 1990‑е годы страна пережила разгул стихийной демократии, когда под топор «дикого капитализма» попали производительные силы и производственные отношения, прежде основанные на социалистических принципах и направленные на их реализацию [http://www.enginclub.ru/page/evseev-vladimir-ivanovich].

Демонтаж этих принципов  продолжается в течение уже двенадцати лет XXI века. Опыт показал, что они  оказались устойчивыми, глубоко  внедрёнными в хозяйственный  механизм страны и, особенно, в массовое сознание, которое, как известно, является достаточно инертным.

В народном хозяйстве СССР приоритетно финансировалось опережающее  производство средств производства в ущерб динамичному развитию производства средств потребления и сферы услуг. В современной России, к сожалению, ярко обозначился перекос в обратную сторону: индустрия услуг и обеспечивающие виды деятельности получили более комфортные условия роста и капитализации. Инженерно-технические профессии на долгое время стали непрестижными, уровень профессиональной подготовки в профильных вузах очевидно снизился.              

Сегодня на рынке работают тысячи компаний, осуществляющих консалтинговую, инжиниринговую, инвестиционную, юридическую, страховую и прочую обслуживающую  деятельность, то есть оказывают реальному  сектору и населению важные услуги. Эти компании способствуют внедрению  в хозяйственный механизм отечественной  экономики необходимых современных  управленческих инструментов для оптимизации  бизнес-процессов, выстраиванию и использованию  финансовых потоков, систем менеджмента качества и многих других. Однако владельцы и руководители промышленных предприятий довольно пассивно относятся к возможностям компаний, предлагающих внедрять современные методы управления производством. А если и соглашаются, то часто выполняют требования менеджмента формально.

В результате комплексная  оптимизация не происходит, процент  брака готовой продукции остается высоким, а производство в массе  отечественных предприятий —  весьма затратным и неэффективным. Эта проблема приобрела государственный  уровень значимости, а ее решение  предполагается обеспечить путём выполнения комплекса мер в соответствии с Федеральным законом № 261‑ФЗ об энергоэффективности.

Все предприятия обязаны  будут провести энергетический аудит  и получить паспорт. Однако в настоящее  время работа по выполнению требований названного закона производящими компаниями поставлена недостаточно активно и  масштабно. Положительные примеры  создания современных предприятий  имеются, но их мало, притом что работают они на зарубежном оборудовании, технологиях, материалах, используют опыт иностранных  специалистов по организации производства и внедрения его современной  культуры.

Проблемы отечественного машиностроения, металлообработки, литейного  производства, подготовки инженерных кадров неоднократно обсуждались многими  авторами на страницах различных  изданий.

 Желание быстро перевести  хозяйство страны на рыночные  отношения без должного обеспечения  и при попустительстве государства  привело к бездумному уничтожению  многих предприятий и целых  отраслей промышленности (например, станкостроения), разрыву кооперативных  отраслевых и межотраслевых связей. Процесс модернизации всех сфер  деятельности, внедрения современных  методов управления, использования  инновационных разработок отечественных учёных, конструкторов, изобретателей пока что пробуксовывает.

Информация о работе Проблемы промышленного развития российской экономики