Проблемы промышленного развития российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 06:33, реферат

Описание работы

Развитие рыночных отношений в России, и ее регионах актуализировало проблему разработки и реализации обоснованной и тщательно продуманной промышленной политики. В современных условиях региональная политика в сфере промышленности требует двухуровневого структурирования [9, с. 47]. С одной стороны, это должна быть политика региональных властей, стержнем которой является деятельность, направленная на воспроизводство путем обеспечения оптимального взаимодействия факторов - ресурсов в сфере промышленности на территории каждого конкретного региона и на институциональное обеспечение его преимуществ по развитию приоритетных отраслей промышленности. Эффективная организация такой деятельности способна относительно быстро стабилизировать ситуацию в промышленности по стране в целом.

Содержание работы

Введение
1 История развития и сущность промышленной политики
2 Промышленная политика Российской Федерации
2.1 Цели и задачи
2.2 Принципы промышленной политики
2.3 Содержание промышленной политики
3 Проблемы промышленного развития российской экономики
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 80.67 Кб (Скачать файл)

Обязательства должны быть привязаны именно к активам, а  не к покупателям приватизированного имущества. Это позволит не допустить  потери обязательств через умышленное банкротство или перепродажу  активов. Неисполнение наложенных обязательств должно приводить к национализации активов, вне зависимости от того, кто будет на тот момент их владельцем. Естественно ожидать, что обременённые обязательствами активы будут проданы  дешевле.

Одновременное действие разных типов регулирования

Если дерегулирование какой-либо деятельности затруднено из-за предполагаемых социальных последствий, предположений о недостаточном уровне конкуренции или даже из-за противодействия отраслевого лобби, выходом из такой ситуации может стать право добровольного выбора между работой в новых условиях и сохранением старого порядка. Например, при замене лицензирования обязательным страхованием или раскрытием информации предприниматель может иметь право выбирать между соблюдением новых требований и ограничений, или сохранением старого порядка подчинения лицензирующему органу.

Такой подход позволяет создать  «конкуренцию» типов регулирования  и на практике определить тот тип, который связан с наименьшими  издержками для потребителей, предпринимателей и государства. Для части клиентов коммерческих банков, например, при  выборе банка будет важным сохранение контроля и лицензирования Центральным  банком. Но часть клиентов наверняка  сочтут более привлекательными условия, предлагаемые дерегулированными финансовыми институтами, защищёнными репутацией или страхованием.

Отмена лицензирования и  замена его системами страхования.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»  в полном соответствии с Конституцией РФ устанавливает, что предпринимательская  деятельность подлежит лицензированию лишь в случаях, когда это необходимо для защиты законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности страны, культурного наследия народов, и когда данная деятельность не может регулироваться иными способами.

На практике многие виды деятельности не только лицензируются, но и регулируются иными способами (государственный контроль, обязательная сертификация, установление обязательных правил безопасности и т.д.) Таким  образом, все виды деятельности, регулируемые иными способами, должны быть освобождены  от лицензирования. 

Как показывает анализ практики лицензирования, во многих случаях  альтернативой лицензированию может  стать страхование, совмещающее  механизмы предотвращения ущерба и  механизмы получения компенсации  в случае причинения ущерба. Так  как страховщики отвечают за результат  своей работы деньгами и получают оплату своего труда на рыночных условиях, оценка рисков и дальнейший надзор страхователя за застрахованным бизнесом порождают гораздо более адекватные системы стандартов и правил, чем  государственное регулирование, направляемое усилиями лоббистов. Обязательное страхование  может создать для предпринимателей те же стимулы к предотвращению ущерба, что и лицензирование.

При дальнейшем развитии рынка  и внедрении страхования в  повседневную жизнь предпринимателей и их клиентов добровольное страхование, предпринимаемое под одним только давлением потребителей, может стать  необходимым условием вхождения  в бизнес и заменить обязательное страхование.

Изменения в  налоговой  системе 

Очевидно, что в ближайшее  время не представляется возможным  серьезно уменьшить величину собираемых налогов (для этого необходим  серьезный пересмотр расходных  статей государственного бюджета, а, следовательно, обязательств государства). Зато вполне достижимо уменьшение скрытых издержек налогообложения.

Несмотря на принятие Налогового кодекса, существующая система налогообложения  по-прежнему крайне запутана и противоречива. Для налогоплательщика это означает необходимость платить взятки (при  разрешении споров с государственными органами), нанимать большой штат специалистов (юристов и бухгалтеров) и вводить  дорогостоящие системы учета. С  другой стороны, и само государство  вынуждено нести неэффективные издержки, связанные с обеспечением процедур налогообложения. 

Выходом из этой ситуации могло  бы стать расширение сферы действия специальных налоговых режимов, предполагающих упрощенную систему  налогообложения. Например: единый налог, понятный и простой способ его  исчисления и единый счет, на который  надлежит перечислить средства. Риски, которые может понести предприниматель  с введением таких режимов, снимаются  установлением добровольной процедуры  перехода на специальный режим. 

Другим вариантом упрощения  системы налогообложения могла  бы стать норма, согласно которой  платежи в бюджет, равно как  и бюджетные обязательства государства, уравниваются в статусе с обычными гражданскими обязательствами. Это  позволит организовать рынок налоговых  и государственных обязательств, не зависящий от решений правительства. Такая система позволяет, например, заплатить налоги, перечислив средства на расчетный счет местной школы. 

Увеличение эффективности  использования природных ресурсов

В настоящее время природные  ресурсы находятся в основном в государственной собственности  и распределяются на основе сложного комплекса административных процедур. Это обстоятельство не позволяет  установить эффективный оборот ресурсов.

Конституция РФ предполагает частную собственность на природные  ресурсы, однако политическая ситуация в стране вряд ли позволит реализовать  этот принцип в ближайшем будущем.

В связи с этим представляется необходимым оставить природные  ресурсы в собственности государства, разрешив свободный гражданский  оборот прав пользования этими ресурсами. Это позволит на основе рыночных механизмов обеспечить оперативный их переток от неэффективных пользователей к эффективным. В то же время, функция первоначального распределения прав пользования останется за государством. 

Аналогичный порядок распределения  и оборота необходимо установить для национальных ресурсов связи (радиочастоты, ресурс нумерации в сетях связи  общего пользования, орбитальный ресурс). В настоящее время ресурсы  связи не рассматриваются законодательством  в качестве объектов собственности, однако права пользования ими вполне могут относиться к имущественным правам и, следовательно, участвовать в гражданском обороте.   

Совершенствование антимонопольного регулирования

Современные исследования показывают, что традиционное  антимонопольное  законодательство, направленное против применяемых на свободном рынке  деловых практик и их результатов, как правило, не столько защищает конкуренцию, сколько приводит к  ее подавлению. Причина состоит в  том, что, антимонопольная политика не только наказывает эффективных производителей, работающих лучше, чем конкуренты, но и ограничивает применение как раз  тех методов ведения бизнеса, которые наиболее выгодны для  потребителей (концентрация с целью  снижения издержек, дифференциация видов  продукции, вертикальная интеграция, реклама  и т.д.). Единственными выигравшими  сторонами от такой политики являются неэффективные производители и  олигархические бизнес-структуры.

Наблюдаемые в реальности монопольные эффекты в подавляющем  большинстве случаев являются следствием искусственных ограничений на конкуренцию, возникающих в результате государственного вмешательства. При этом действующее  российское законодательство, в отличие  от ряда зарубежных аналогов, состоит  из двух частей. Первая является имитацией  западного антимонопольного законодательства, а вторая направлена на предотвращение действий государственных и муниципальных  органов, направленных на ограничение  конкуренции.

Таким образом, целесообразно  постепенное смягчение той части  антимонопольного законодательства, которая  направлена на «исправление» результатов  деятельности компаний на рынках и  основана на таких понятиях, как  концентрация, доля предприятия на товарном рынке, доминирование, интеграция и т.п. Это смягчение должно происходить  как на уровне пересмотра законодательства, так и на уровне текущего правоприменения. Одновременно следует ужесточить применение той части антимонопольного законодательства, которая направлена на пресечение монополистических действий органов власти и местного самоуправления.

Целесообразно также рассмотреть  вопрос о разработке и принятии антимонопольного процессуального закона (кодекса), регламентирующего  правоприменительную деятельность антимонопольных органов.

Реформа отраслей ключевой инфраструктуры

В долгосрочной перспективе  целью реформирования инфраструктурных отраслей должно стать максимальное расширение нерегулируемого сектора  инфраструктуры («все новое свободно») и переход в регулируемом секторе  от «регулирования естественных монополий» к «финансированию ключевой инфраструктуры». Меры краткосрочного характера должны постепенно создавать предпосылки  для движения в этом направлении.

Ключевой в этой сфере  промышленной политики является дилемма: будет ли в кратко- или среднесрочной  перспективе сохранено тарифное регулирование на услуги «сетевой»  компоненты существующих инфраструктурных монополий (магистральные сети электропередачи, магистральные газо- и нефтепроводы, железнодорожные пути, пользование аэродромной инфраструктурой и т.п.) или будет произведен переход к торговле пропускной способностью сетевых компонент и их участков.

В случае сохранения тарифного  регулирования, целесообразно принудительное отделение сетевой компоненты от остальной части инфраструктурного  бизнеса и перевод остальных  видов деятельности в данной отрасли  в общеэкономический режим регулирования (отмена тарифного регулирования). В  случае перехода к торговле пропускной способностью такое принудительное разделение нецелесообразно.

1) Электроэнергетика.

Усилия по созданию свободных  рынков электроэнергии следует считать  важнейшим шагом за несколько  последних лет экономических  реформ.

Однако законодательные  акты, регулирующие реформу электроэнергетики, сохраняют избыточное государственное  регулирование во многих секторах отрасли. К таким секторам относятся: сетевое  хозяйство, диспетчерское управление, розничные рынки электроэнергии, локальные энергосистемы.

Не могут не вызывать тревоги  и попытки исполнительной власти институционализировать перекрестное субсидирование, т.е. дотирование одних групп потребителей отрасли за счет других. Социальная защита граждан должна оставаться заботой государственного бюджета и добровольных благотворителей, но никак не отдельных субъектов экономических отношений, «назначенных» на эту роль.

Наиболее продуктивной представляется работа по внесению в законодательство изменений, согласно которым любые  новые объекты энергетики, построенные  без государственного финансирования, в том числе сети электропередачи и их участки, освобождаются от тарифного и ценового регулирования. Кроме того, представляется оправданным существование вертикально-интегрированных структур в отдельных случаях. Так разделение компаний может препятствовать росту инвестиций в отрасль и повышению ее устойчивости в случае, если сбытовые компании лишены возможности владеть распределительными и магистральными сетями. Например, если возникает потребность провести распределительную сеть конечному пользователю, то условия подключения дополнительных пользователей и тарифы на транспортировку электроэнергии должны в каждом случае устанавливаться индивидуально, а данная сеть не может использоваться на условиях общего доступа, в отличие от магистральной сети.

2) Связь.    

Необходимо установить более  гибкий порядок распределения и  оборота национальных ресурсов связи (радиочастоты, ресурс нумерации в  сетях связи общего пользования, орбитальный ресурс). В настоящее  время ресурсы связи не рассматриваются  законодательством в качестве объектов собственности, однако права пользования  ими вполне могут относиться к  имущественным правам и, следовательно, участвовать в гражданском обороте.

Некоторые виды хозяйственных  ресурсов недостаточно вовлечены в  хозяйственный оборот, т.к. традиционно  зарезервированы за Вооруженными Силами, которые, в свою очередь, используют лишь ничтожную часть этих ресурсов. Ярким примером является ресурс радиочастотного  спектра. Тем самым наносится  прямой ущерб экономическому развитию страны без какого-либо выигрыша для  обороноспособности. Промышленная политика должна быть направлена на рационализацию использования хозяйственных ресурсов в целях обороны и безопасности – а именно, на максимальное вовлечение неиспользуемых ресурсов в хозяйственный  оборот без ущерба для национальной безопасности.

При развитии связи не следует  вводить искусственные ограничения. Так отказ от выдачи лицензий на мобильную связь третьего поколения  тормозит развитие телекоммуникационной отрасли в крупных городах. Задача частных инвесторов состоит не столько  в покрытии связью максимальной территории, сколько в предоставлении потребителю  качественных услуг и получение  достаточного дохода. Искусственные  ограничения, вводимые государством, снижают  привлекательность отрасли и  негативно отражаются на предпринимательском  климате в стране.

Для увеличения зоны покрытия в отдельных районах, где в  условиях нерегулируемого рынка  услуги оказание услуг связи будет  неэффективным, возможно целевое финансирование создания и эксплуатации соответствующей  инфраструктуры за счет федерального бюджета или на условиях софинансирования с бюджетами субфедерального уровня. Следует отказаться от использования специфических оборотных и иных налогов на операторов связи (подобно тому, как это имеет место в концепции резерва универсального обслуживания) для финансирования этой деятельности.

3) Газовая промышленность.

Решительные меры Правительства  по финансовому и организационному оздоровлению крупнейшей газовой компании должны сочетаться с реформой отношений  во всей отрасли.

Необходимо продолжение  либерализации рынка акций «Газпрома», окончательное снятие барьеров между  российским и международным рынком.

В четко очерченных временных  рамках, увязанных со сроками дерегулирования газотранспортной отрасли, должно происходить постепенное освобождение цен на газ на внутреннем рынке. При этом к развитию газовой сети на территории России должны быть без ограничений допущены российские и иностранные предприниматели. Ценовая политика и форма распределения пропускной способности для вновь построенных газопроводов не должны быть предметом государственного регулирования.

Информация о работе Проблемы промышленного развития российской экономики