Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:32, курсовая работа
Цель данного исследования – раскрыть теоретические основы функционирования тынка труда и основные проблемы занятости населения. В связи с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
- раскрыть сущность рынка труда;
- рассмотреть механизм функционирования рынка труда;
- выявить основные формы и методы регулирования рынка труда;
- обозначить основные проблемы занятости населения;
Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка труда
1.1 Сущность рынка труда, его типология и структура
1.2 Механизм функционирования рынка труда
Глава 2. Регулирование рынка труда
2.1 Формы, методы регулирования
2.2 Органы государственного регулирования
2.3 Проблемы занятости в рыночной экономике
Заключение
Список литературы
В процессе саморегулирования рынка труда не менее принципиальна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне очевидно его стремление извлечь из наемного труда наибольшую выгоду при минимальных затратах. Эта польза реализуется в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли больше, и покидать сферы, где она ниже. Однако, во всяком случае, формируя новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на наймы рабочей силы, он модернизирует производство, улучшает организацию труда, следовательно, с учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е. потенциальный рынок труда) [8].
По размерам
дохода можно смело судить
о степени успеха
Регулирующей
силой, увеличивающей или
Таким образом,
механизм саморегулирования
В этой связи
сторонники рыночного
Применительно
к рыночной экономике идеи
экономического либерализма т.
В работах
Дж.М. Кейнса эта теория
Применительно
к сегодняшним российским
Государственное
регулирование должно быть
Наиболее эффективная
стратегия политики на рынке
труда должна основываться на
поддержании разумного баланса
между настоятельной
Формирование
социально ориентированного
На макроэкономическом уровне регулирования такими институтами выступают:
— государство, вырабатывающее для регулирования рынка труда определенную стратегию и правила поведения;
— службы по оказанию трансакционных
услуг (коммерческие и некоммерческие
организации трудового
— система органов и служб, обеспечивающих согласование интересов контрагентов рынка труда и защиту прав собственности в трудовой сфере и др.
В интересах
самосохранения государство,
На макроэкономическом
уровне регулирования рынка
Основная задача
институтов — минимизировать
трансакционные издержки т.е.
сократить затраты временных,
материальных, финансовых ресурсов
на поиск работником
Степень регулируемости
рынка труда зависит главным
образом от сущности
Меры государственного
регулирования рынка труда
В основе
выбора тех или иных мер
лежат: анализ и прогноз
2.2 Органы государственного регулирования
Для ограничения уровня безработицы составляются среднесрочные и долгосрочные прогнозы занятости населения по отдельным территориям и разрабатываются по их результатам соответствующие программы для регулирования рынка рабочей силы.
Методы территориального
регулирования подразделяются
Для регулирования рынка труда существует Государственная система управления трудовыми ресурсами.
Государственная система управления трудовыми ресурсами РФ включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования.
Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, контроль над их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда [14].
В условиях развития рыночной экономики государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и в основном касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни.
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена федеральным собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой [2].
Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты и комиссии палат. Эти органы способствуют эффективной деятельности парламента через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.
В Совете Федерации и Госдуме созданы комитеты, в компетенцию которых входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений.
Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов, на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом.
Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике [8].
Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. В - первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика [4].
Наряду с функциями по государственному надзору и контролю над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, контролю над прохождением альтернативной гражданской службы, содействию в разрешении коллективных трудовых споров Федеральная служба по труду и занятости осуществляет:
- государственный надзор и контроль над осуществлением органами государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения;
Информация о работе Проблемы развития и функционирования рынка труда в Российской Федерации