Проблемы развития и функционирования рынка труда в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – раскрыть теоретические основы функционирования тынка труда и основные проблемы занятости населения. В связи с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
- раскрыть сущность рынка труда;
- рассмотреть механизм функционирования рынка труда;
- выявить основные формы и методы регулирования рынка труда;
- обозначить основные проблемы занятости населения;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка труда
1.1 Сущность рынка труда, его типология и структура
1.2 Механизм функционирования рынка труда
Глава 2. Регулирование рынка труда
2.1 Формы, методы регулирования
2.2 Органы государственного регулирования
2.3 Проблемы занятости в рыночной экономике
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Проблемы развития и функционирования рынка труда в Российской Федерации.docx

— 662.17 Кб (Скачать файл)

     В процессе саморегулирования рынка труда не менее принципиальна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне очевидно его стремление извлечь из наемного труда наибольшую выгоду при минимальных затратах. Эта польза реализуется в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли больше, и покидать сферы, где она ниже. Однако, во всяком случае, формируя новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на наймы рабочей силы, он модернизирует производство, улучшает организацию труда, следовательно, с учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е. потенциальный рынок труда) [8].

     По размерам  дохода можно смело судить  о степени успеха предпринимателя.  Падение доходности фирмы заканчивается  ее банкротством. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. При благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных инвестиций в народное хозяйство. Спрос на труд резко увеличивается, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.

     Регулирующей  силой, увеличивающей или снижающей  цену труда и устанавливающей  динамику рынка труда, является  прибыль предпринимателя. Именно  поэтому она становится объектом  конкуренции между предпринимателями.

     Таким образом,  механизм саморегулирования рынка  труда приводит его к состоянию,  когда рост общего уровня безработицы  совмещается с ростом удельного  веса резерва производственных  мощностей. При экономическом  подъеме резервные рабочие места  поглощают существенную часть  безработных, но это вызывает  инфляцию, съедает рост доходов  наемных работников за счет  быстрой потери деньгами покупательной  способности. Все меры по подавлению  инфляции в конечном результате  ведут к росту безработицы.  Цена труда, норма прибыли,  спрос и предложение труда,  конкуренция – все эти факторы  саморегулирования рынка труда  создают доход населения и  распределяют общественное богатство  [9].

     В этой связи  сторонники рыночного саморегулирования  (неоконсерватизма) полагают непозволительным  глубокое вмешательство государства  в экономику. Помощь государства  бедным глушит их трудовую  активность, замедляет экономический  рост. Вполне естественно углубление  неравенства доходов, рост инфляции  и безработицы, резервирование  рабочих мест. Фактически такой  подход к регулированию рынка  труда какой-либо страны с рыночной  экономикой близок к теории  социального дарвинизма, которая  распространяет на общество принцип  естественного отбора и выживания  сильнейшего. Это привлекательная  сторона рыночного саморегулирования,  т.к. она ярко и образно отображает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс [8].

  1. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России.

     Применительно  к рыночной экономике идеи  экономического либерализма т.е.  политики невмешательства государства  в экономику наиболее полно  обосновал А. Смит в своем  труде «О природе и причинах  богатства народов». Были названы  основные условия процветания  стран и населяющих их жителей.  Было сформулировано главное  правило экономической политики: чем меньше государство занимается  экономикой, тем лучше для экономики.  Согласно его трактовке, рыночная  система способна к саморегулированию.

     В работах  Дж.М. Кейнса эта теория подверглась  критике. Он оспаривал факт  существования в условиях совершенной  конкуренции внутренних механизмов, приводящих к его равновесию  в условиях полной занятости.  Кейнс, выступая за активное  вмешательство государства в  трудовые отношения, полагал,  что только жесткая негибкая  заработная плата обеспечивает  состояние равновесия национального  дохода. Однако при этом сохраняется  вынужденная безработица, объясняемая  недостаточностью совокупного спроса  на труд, но ликвидируется нестабильность, свойственная системе совершенной  конкуренции.

    Применительно  к сегодняшним российским условиям  политика государства на рынке  труда не должна замыкаться  на поиске оптимальной глубины  вмешательства в трудовые отношения.  Регулирующее влияние государства  не должно препятствовать осуществлению  требований экономической эффективности,  которые предполагают мобильность рабочей силы. В долгосрочном плане при осуществлении экономической стратегии Россия может столкнуться с рядом объективных ограничений и проблем.

     Государственное  регулирование должно быть направлено  также на обеспечение занятости  в местах проживания коренных  малочисленных народов и других национальных меньшинств с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости [4].

     Наиболее эффективная  стратегия политики на рынке  труда должна основываться на  поддержании разумного баланса  между настоятельной необходимостью  активной и жесткой экономической  политики и социальными предпочтениями  в области защиты и поддержки  населения в сфере труда. Социальные  цели не должны препятствовать  экономическому возрождению, равно  как и экономические цели не  могут игнорировать социальные (см. приложение 3). Из содержания схемы видно, что стратегия регулирования может быть разработана применительно к регионам и другим территориальным образованиям. В отсутствие государственного регулирования занятости и социально-трудовых отношений рыночная стихия чревата социальными катаклизмами.

     Формирование  социально ориентированного рынка  труда требует создания специфических  институтов для регулирования  социально-трудовых отношений.

На макроэкономическом уровне регулирования такими институтами  выступают:

— государство, вырабатывающее для регулирования рынка труда  определенную стратегию и правила  поведения;

— службы по оказанию трансакционных услуг (коммерческие и некоммерческие организации трудового посредничества, средства массовой информации и т.д.)

— система органов и  служб, обеспечивающих согласование интересов  контрагентов рынка труда и защиту прав собственности в трудовой сфере  и др.

     В интересах  самосохранения государство, само  по себе являясь институтом  рынка труда, создает специальные  организации — институты, призванные  непосредственно регулировать социально-трудовые  отношения. К таким институтам  на разных уровнях экономики  относятся Министерство здравоохранения  и социального развития Российской  Федерации, Служба занятости, региональные и местные органы, общественные организации наемных работников и работодателей.

     На макроэкономическом  уровне регулирования рынка труда  институтами выступают отделы/службы  по управлению персоналом и  другие структуры предприятия,  важнейшим принципом деятельности  которых является комплексность  и координация в решении вопросов  в сфере труда всех производственных  структур [6].

     Основная задача  институтов — минимизировать  трансакционные издержки т.е.  сократить затраты временных,  материальных, финансовых ресурсов  на поиск работником подходящего  рабочего места, а работодателем  подходящего работника. Поэтому  важнейшей функцией институтов  рынка труда является преодоление  непрозрачности рынка, несовершенства  информации, которой располагают  работодатели и работники, так  как именно отсутствие информации  приводит к возрастанию трансакционных  издержек.

     Степень регулируемости  рынка труда зависит главным  образом от сущности социальных  целей и функций государства.  Социальные функции, которые берет  на себя государство, формируют  направление и принципы регулирования  рынка труда.

     Меры государственного  регулирования рынка труда целесообразно  дифференцировать по следующему  ряду оснований (см. приложение 3).

     В основе  выбора тех или иных мер  лежат: анализ и прогноз ситуации  на рынке труда, определение  степени предпочтительности каждой  из мер по результатам анализа  и прогноза, оценка следствий  принимаемых мер, анализ степени  сочетаемости или противоречивости, разнонаправленности отдельных  мер разнонаправленности их следствий [6].

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Органы государственного  регулирования

     Для ограничения уровня безработицы составляются среднесрочные и долгосрочные прогнозы занятости населения по отдельным территориям и разрабатываются по их результатам соответствующие программы для регулирования рынка рабочей силы.

     Методы территориального  регулирования подразделяются на  методы регулирования спроса  и методы регулирования предложения  рабочей силы, которые в свою  очередь делятся на методы  увеличения спроса и методы  сокращения спроса. Выбор метода  для практического использования  и решения практических задач  обусловлен ситуацией, создаваемой  в тот или иной период на рынке труда [7].

     Для регулирования рынка труда существует Государственная система управления трудовыми ресурсами.

     Государственная система управления трудовыми ресурсами РФ включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования.

     Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, контроль над их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда [14].

     В условиях развития рыночной экономики государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и в основном касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни.

     Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена федеральным собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

     Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой [2].

     Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты и комиссии палат. Эти органы способствуют эффективной деятельности парламента через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.

     В Совете Федерации и Госдуме созданы комитеты, в компетенцию которых входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений.

     Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов, на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.

     Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом.

     Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике [8].

     Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. В - первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.

     Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика [4].

     Наряду с функциями по государственному надзору и контролю над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, контролю над прохождением альтернативной гражданской службы, содействию в разрешении коллективных трудовых споров Федеральная служба по труду и занятости осуществляет:

- государственный надзор и контроль над осуществлением органами государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения;

Информация о работе Проблемы развития и функционирования рынка труда в Российской Федерации