Проблемы развития и функционирования рынка труда в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – раскрыть теоретические основы функционирования тынка труда и основные проблемы занятости населения. В связи с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
- раскрыть сущность рынка труда;
- рассмотреть механизм функционирования рынка труда;
- выявить основные формы и методы регулирования рынка труда;
- обозначить основные проблемы занятости населения;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка труда
1.1 Сущность рынка труда, его типология и структура
1.2 Механизм функционирования рынка труда
Глава 2. Регулирование рынка труда
2.1 Формы, методы регулирования
2.2 Органы государственного регулирования
2.3 Проблемы занятости в рыночной экономике
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Проблемы развития и функционирования рынка труда в Российской Федерации.docx

— 662.17 Кб (Скачать файл)

- надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ;

- контроль над расходованием органами исполнительной власти субъектов РФ средств, предоставляемых в виде субвенции из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий;

- реализацию мер активной политики занятости населения;

- реализацию федеральных программ в сфере занятости населения;

- информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. 

     Согласно отчету  Федеральной службы по труду и занятости за 2010 год в Роструд поступило всего 11 053 обращения граждан. В электронном виде поступило 8 014 писем (см. приложение 4) [2].

     За последние три года прослеживается значительное увеличение количества обращений граждан в Роструд. По сравнению с 2009 годом количество поступивших писем увеличилось примерно на 20% (в 2009 году – 9 288 писем).

Из общего количества поступивших в Роструд  обращений граждан, по вопросам содействия занятости населения составили 1 947 обращений (17,6%).

     В своих письмах граждане касались следующих основных вопросов (см. приложение 4): о регистрации в ГУ СЗН в качестве безработных, о трудоустройстве, о величине и выплате пособий по безработице, о неудовлетворительном качестве предоставления услуг со стороны ГУ СЗН в области содействия занятости населения (жалобы на работу ГУ СЗН),  другие (направление на обучение, выплата субсидий и др.).

     В таблице приведена структура обращений граждан, поступивших по вопросам деятельности органов службы занятости населения [2].

     Согласно Трудовому Кодексу - ТК РФ - Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим [1].

          В свою очередь работники, которые не выполняют обязательств по достигнутому в трудовом споре соглашению, могут быть подвергнуты дисциплинарному взиманию за нарушение трудовой дисциплины или уволены за прогул без уважительной причины [6].

     Вместе с  тем регулирование рынка труда является необходимым независимо от избранной обществом социальной модели. Меры государственного регулирования рынка труда целесообразно‚ дифференцировать по следующему ряду оснований (см. приложение 5).

     В основе выбора тех или иных мер лежат: анализ и прогноз ситуации на рынке труда, определение степени предпочтительности каждой из мер по результатам анализа и прогноза, оценка следствий принимаемых мер, анализ степени сочетаемости или противоречивости, разнонаправленности отдельных мер, разнонаправленности их следствий [6].

 

 

2.3 Проблемы  занятости в рыночной экономике

     На сегодняшний  день важнейшей проблемой занятости  остается не безработица, а  неэффективное употребление трудоустроенной  рабочей силы. В связи с этим  существенную часть населения  волнует угроза потери работы.

     Сейчас обстоятельство  на рынке труда приобретает  новые черты. Во-первых, многолетняя  скрытая безработица, которую  сопровождает обусловленный дефицит  рабочей силы, продолжается. С одной  стороны падение производства  и низкая эффективность организации  производства и труда с другой, повышают масштабы недоиспользования  работников. Во-вторых, возникли значительные  сбои в воспроизводстве проф-квалификационной  структуры занятых. Не компенсируется  естественное выбытие рабочих  старших возрастов по многим  проф-квалификационным группам.  Ставится под угрозу формирование  ведущих отраслей народного хозяйства  прежде всего машиностроения. Масштабы  и уровень проф-подготовки рабочих  массовых профессий не отвечает  перспективным требованиям. В  целом перераспределение занятых  по отраслям, необходимое и прогрессивное,  не только превосходит нынешний  потенциал народного хозяйства,  но и осуществляется нерационально [9].

     Снижение общего  уровня жизни населения привело  к сверхзанятости среди учащейся  молодежи, вынужденной работать  в свободное от учебы время. 

Усиливается  количество предложений за счет выпускников  учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство  выпускников учебных заведений, приводит к возникновению капитальных  проблем. Тревогу вызывает потеря молодежью  ценности профессионализма [10].

     Несмотря на  кризис, в рыночной экономике  все значительнее ощущается увеличение  потребности в повышении общеобразовательного  уровня работников, повышается спрос  на профессиональное образование.

     Управляющее  влияние на сферу занятости  и рынок труда оказывают 3 главных субъекта: государство, работодатели, гос-служба занятости.

     Государство  выполняет стратегическое управление  занятостью, т.е. создает общественную политику занятости, под которой разумеется совокупность мер прямого и косвенного влияния на соц-экономическое формирование общества и каждого его члена.

     Имеется два  главных варианта выбора средств  политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости — это совокупность правовых, организационных и экономических мер, которые проводятся государством с целью снижения уровня безработицы. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через гос-службу занятости [11].

     Государство  выполняет нормативно-правовое снабжение  трудовых отношений и отношений  занятости. Работодатели как второй  субъект управления занятостью  выполняют меры по сохранению  и повышению уровня и качества занятости на предприятиях через создание спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а также решают другие проблемы занятости в рамках управления персоналом. Служба занятости, осуществляет комплексное регулирование занятости населения.

     Территориальные  органы службы занятости являются  структурными подразделениями надлежащих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. На базе трех социальных ведомств в августе 1996 г.— Министерства социальной зашиты населения РФ, Министерства труда РФ и Федеральной службы занятости населения создано Министерство труда и соц-развития РФ. Целью является снабжение осуществления гос-политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей того или иного региона [8].

     Таким образом,  исходя из цели, задачи СЗН  включают в себя: трудоустройство, предоставление консультаций и информации о рынке труда гражданам, а также оказание ряда других услуг. Можно выделить 4 основные задачи СЗН:

предоставить соцзащиту; облегчить трудоустройство; развить человеческие ресурсы через проф-обучение; предоставить информацию о рынке труда.

     СЗН применяет  различные мероприятия по реализации политики занятости для решения этих задач, которые можно объединить в основные блоки.

     Регулирование  рынка труда, трудовое посредничество  и поддержке занятости безработных.  Служба занятости уведомляет граждан о потенциалах занятий и трудоустройства, а работодателей — о состоянии конъюнктуры рынка труда, о потенциалах снабжения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию. Предоставляет гражданам потенциал обширного выбора разнообразных видов и форм занятости, подбирает квалифицированных работников по заявкам работодателей [13].

     Содействие  и обеспечение занятости —  это подбор подходящей работы и работы временного характера, отвечающей профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья.

     Служба занятости населения создает профориентацию населения, приступающего к труду, проф-подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан. А так же оказывает поддержку в формировании и атрибуте содержания курсов обучения и переобучения, оплачивает стоимость профессиональной подготовки. Служба занятости населения реализует регистрацию безработных и оказывает им необходимую помощь: выдает пособие по безработице с учетом индексации, способствует досрочному выходу на пенсию при неосуществимости трудоустройства в установленном порядке; дает материальную помощь безработным и членам их семей.

          Государственная политика России при поддержке занятости населения направлена на:

1) обеспечение одинаковых  потенциалов всем гражданам страны  автономно от разнообразных факторов (например, пол, возраст и т.д.).

2) формирование людских  ресурсов для труда;

3)организацию условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека;

4)помощь трудовой и  предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках законности и содействие формированию их способностей к производительному, творческому труду;

5)снабжение соцзащиты  в сфере занятости населения,  проведение специальных мероприятий,  содействующих снабжению занятости  граждан,  нуждающихся в соцзащите и испытывающих трудности в поиске работы;

6) предотвращение массовой  и сокращение длительной (более  года) безработицы;

7) поощрение работодателей.

8) координацию деятельности  гос-органов, профсоюзов, иных представительных  органов работников и работодателей  в разработке и осуществлении  мер по обеспечению занятости  населения и контроля над ними  и т.д.

     Государственная  политика занятости сводится  к критериям по обслуживанию  части безработных. Подобная политика не активна, а пассивна. Тем не менее, ее главное направление заключается в снабжении необходимого баланса между интересами государства в экономической области и решением соц-проблем, напрямую зависящих от фактора занятости населения [15].

 Обслуживание безработных  — безусловно, значимая, но последняя  ступенька в осуществлении политики  занятости. Исходная задача лежит  в профилактике безработицы, реализация которой возможна только на основе упреждающего влияния на ситуацию в сфере занятости.

     Политика занятости,  обязана начинаться с реализации  контроля над системой рабочих мест в экономике страны и регулирования процесса ее развития.

     В целях  удачного исполнения политики  занятости надлежало бы радикально  поменять действующую систему  финансирования регулирующих мер  в сфере обеспечения занятости,  распределить средства на пособия  по безработице и средства  на политику, проводимую в сфере  занятости [11].

     Обеспечение  соблюдения и защиты трудовых  прав женщин является одним  из приоритетных направлений  отечественного трудового законодательства, которое содержит систему гарантий, защищающих работниц от дискриминации  в трудовой сфере. Соблюдение  режимов труда и отдыха, охраны  труда и здоровья женщин, предоставление  отпусков по беременности и  родам и другие гарантии определены  в Трудовой Кодекс - ТК РФ - Глава  41. Особенности регулирования труда  женщин, лиц с семейными обязанностями.  Статьи 255 Отпуска по беременности  и родам и 256 Отпуска по уходу за ребенком [1].

     В 2010 году  по сравнению с 2009 годом значительно  возросло количество нарушений  трудовых прав женщин, связанных  с начислением и соответственно  выплатой заработной платы ниже  установленного минимального размера  оплаты труда, чем нарушены  требования ст. 133 ТК РФ и Федерального  закона Российской Федерации  от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О  минимальном размере оплаты труда». Такие нарушения установлены,  например, в ГОУ ВПО МарГТУ (Республика  Марий Эл), ОГУ «МФЦ» (Курской  области), ООО «Томский пекарь»  (Томской области), МУП «Кодинское  ЖКХ», ИП Турыгина А.В. (Архангельская область и Ненецкий автономный округ) [2].

     Таким образом,  по территории России складываются  неоднозначные процессы с женской  безработицей, на которые влияют  демографические и социально-экономические  факторы, имеющие большую региональную  специфику.

Заключение

     В предоставленной  работе дается анализ как теоретического, так и практического аспекта  деятельности такого составного  элемента рыночной экономики,  как рынок труда.

     Обобщив теоретические данные, можно сделать выводы. Таким образом,  можно с уверенностью говорить о том, что рынок труда - это не только взаимоотношения между наемными работниками, так сказать субъектами предложения труда и предпринимателями или же субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи труда. Поскольку рынок труда испытывает большое воздействие со стороны разнообразных субъектов трудовых отношений.

Информация о работе Проблемы развития и функционирования рынка труда в Российской Федерации