Проблемы развития налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать налоговую систему, выявить проблемы и определить перспективы ее развития. Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
изучить историю становления налоговой системы;
определить налоговую систему, ее особенности и эффективность в развитых странах и России;
проанализировать принцип и механизм налогообложения в РФ;
выделить основные проблемы налоговой системы;
предложить пути совершенствования налоговой системы.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
История становления налоговой системы (мировой опыт). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы. . . . . . . . . . .7
Налоговая система в развитых странах: особенности и эффективность. . . . . . . . . . . . 12
Глава 2. Современная налоговая система в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.1 Характеристика основных налогов, существующих в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2 Принципы и механизм налогообложения в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.1 Проблемы налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
3.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Файлы: 1 файл

курсовая (макроэкономика).docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава 1. Теоретические основы налоговой системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

    1. История становления налоговой системы (мировой опыт). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
    2. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы. . . . . . . . . . .7
    3. Налоговая система в развитых странах: особенности и эффективность. . . . . . . . . . . . 12

Глава 2. Современная налоговая  система в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.1 Характеристика основных  налогов, существующих в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.2 Принципы и  механизм  налогообложения в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования  налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . 31

3.1 Проблемы налоговой  системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

3.2 Пути совершенствования  налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально – экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части  государственного бюджета и представить  себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования  системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство  стимулирует ускоренное развитие важнейших  регионов страны, отраслей производств, способствуя решению актуальных для общества проблем.

Применение налогов является одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно – правовой формы  предприятия.

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе  недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве  изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства  и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков.

В перспективе налоговая  система должна выработать такой  механизм, где налоги являются одним  из наиболее действенных методов  государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Объектом исследования в  курсовой работе выступает налоговая  система. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов всех уровней  и проблемы их исполнения.

Цель курсовой работы –  проанализировать налоговую систему, выявить проблемы и определить перспективы  ее развития.

Для достижения указанной  цели, в работе поставлены следующие задачи:

  1. изучить историю становления налоговой системы;
  2. определить налоговую систему, ее особенности и эффективность в развитых странах и России;
  3. проанализировать принцип и механизм налогообложения в РФ;
  4. выделить основные проблемы налоговой системы;
  5. предложить пути совершенствования налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы налоговой системы.

    1. История становления налоговой системы (мировой опыт).

Историю развития налоговых  систем в мире вряд ли можно отнести  к числу счастливых страниц в книге  человечества. В разные времена и в разных странах налоги собирались различными способами. Как правило, власти облагали определенной данью какой-то регион или округ, назначали человека или орган для сбора налогов и снабжали его инструкцией о том, как это следует делать. Подобная система нередко приводила к тому, что сборщики налогов стремились собрать больше, чем требовало правительство. По этой причине налоги в истории всегда ассоциировались с несправедливостью.

Сбор налогов —требует содержания специального аппарата, в некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Он становился «откупщиком». Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы покрыть затраты и получить прибыль от избранной деятельности, очень ответственно относился к выполнению своих обязанностей.

Именно поэтому сейчас, если государство стремится создать эффективную налоговую систему, ни одна группа населения не должна нести более тяжкого налогового бремени, чем любая другая. Налогоплательщик обязательно должен верить, что его вклад в виде налога в общее дело достаточно весом.

В 1776 г. ранние американские колонисты бросили клич: «Нет налогам  без правительства». Этот лозунг был  вызван к жизни тем обстоятельством, что колонисты были лишены каких-либо прав голоса в английском правительстве, не только угнетавшем их, но и исправно облагавшем налогами, об использовании  которых колонисты не имели почти  никакого представления. Неадекватная структура налогообложения во многих случаях и во все исторические эпохи оказалась главной причиной антиправительственных выступлений.

Налогообложение в Древней  Руси начало складываться в конце IX в. в период объединения древнерусских  племен и земель. Основной его формой были поборы в княжескую казну  — дань. Первоначально эти поборы носили нерегулярный характер и существовали в виде контрибуции с побежденных  народов. Но в последствии дань превратилась в систематический прямой налог, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесел. Косвенные налоги взимались в виде торговых и судебных пошлин. Например, мыт — пошлина, взимавшаяся при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. В период феодальной раздробленности Руси пошлины взимались за провоз товаров по территории владельца земли. Первые прямые и косвенные русские налоги после свержения монголо-татарского ига ввел Иван III. Основным прямым налогом был подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особую роль для становления молодого Московского государства при Иване III играли целевые налоговые сборы. Ведущее место занимали акцизы и пошлины.

Именно в царствование Ивана III были заложены основы налоговой  отчетности. В первой налоговой декларации — «сошном письме» — площадь  земельных участков делилась на условные податные единицы «сохи», на основании  чего и взимались прямые налоги.

Система налогообложения  была упорядочена в царствование царя Алексея Михайловича. В 1655 г., например, была создана Счетная палата, функцией которой был контроль за фискальной деятельностью приказов, а также  исполнение доходной части российского  бюджета.

В эпоху Петра I из-за постоянной нехватки финансовых средств на ведение  войн и строительство городов  и крепостей число налогов  и акцизов постоянно росло. Вспомним, например, знаменитый налог на бороды.

Становление российской налоговой  системы продолжалось до революции 1917 г.

В условиях командной экономики  стимул к «закручиванию налоговой  гайки» был особенно велик. После 1917 г. эксплуатация национальных ресурсов становилась все более грабительской  и все сильнее она отклонялась  от лозунгов, провозглашенных революцией.

Основным доходом Советской  республики были эмиссия денег, контрибуции  и продразверстка. Эти налоги не носили фискального характера, а  были своего рода способом классовой  борьбы, формой подавления скрытых  противников революции. Но когда  налоговое бремя достигает определенной, кризисной точки, как это случилось  в условиях командно-силового распределения  ресурсов нации, чаша терпения налогоплательщиков переполняется и люди начинают возмущаться. С этим неизбежно сталкивались все  правительства. Но в любом случае ни одно независимое общество не могло  обойтись без сбора налогов, необходимых  для финансирования расходов правительства  и для исполнения им своих функций. Одним из непременных условий  независимости нации является способность  властей облагать своих граждан  налогами.

Итак, чтобы налоговая  система работала эффективно и помогала правительству решать важнейшие  задачи, не будучи при этом непосильной  для народа, она должна теоретически удовлетворять двум требованиям:

1. Приносить правительству  необходимые доходы. Ряд промышленно развитых государств обладают столь сложной общественной структурой, что их правительства вынуждены очень активно участвовать в общественной жизни, отзываться на такие нужды, как помощь тем гражданам, которые не способны сами заработать себе на пропитание (те же пенсионеры), содействовать приоритетным направлениям развития национальной экономики, оказывать помощь неблагополучным регионам.

2. Налоговая система должна  быть справедливой. В странах  со свободной рыночной экономикой  налоговая система по-разному  соотносится с разными социальными  группами. С точки зрения теории  налогообложения, она может быть  устроена двумя способами. В  США, например, чем больший доход  получает индивид, тем большую  его долю он обязан отдать  в качестве подоходного налога. Так, при заработной плате в  30 000 долл. налог составляет 10% от  этой суммы. Если же заработная  плата выросла до 50 000 долл., то  налог увеличится до 20 или 25%. То  есть чем выше доходы, тем большая  их доля должна поступить государству  в качестве налога.

В странах с развитой экономикой правительства обычно разрабатывают  социальные программы, финансируя их опять-таки за счет налоговых поступлений. Это  означает, что государство перераспределяет богатство от высших слоев общества к низшим. Происходит следующее: государство  как бы забирает деньги у одного слоя населения и отдает их другому. До некоторой степени подобные действия справедливы. Тем не менее они  способствуют образованию в обществе слоя населения, живущего за государственный  счет. В демократическом обществе эти люди имеют и право голоса. Конечно же, они будут голосовать за ту политическую партию, которая  пообещает сохранить подобные программы  перераспределения общественного  богатства. А это может привести в том числе и к смене  политической власти. За последние  несколько лет подобного рода проблемы оживленно дискутировались, например, в США.

 

    1. Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы.

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, установленных  государством и взимаемых с целью  создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных  актах государства, которые устанавливают  конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

  • объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
  • субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
  • источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;
  • ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
  • налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
  • срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
  • правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Налоги могут взиматься  следующими способами:

1. Кадастровый — (от слова кодастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Информация о работе Проблемы развития налоговой системы в России