Проблемы развития налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать налоговую систему, выявить проблемы и определить перспективы ее развития. Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
изучить историю становления налоговой системы;
определить налоговую систему, ее особенности и эффективность в развитых странах и России;
проанализировать принцип и механизм налогообложения в РФ;
выделить основные проблемы налоговой системы;
предложить пути совершенствования налоговой системы.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
История становления налоговой системы (мировой опыт). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы. . . . . . . . . . .7
Налоговая система в развитых странах: особенности и эффективность. . . . . . . . . . . . 12
Глава 2. Современная налоговая система в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.1 Характеристика основных налогов, существующих в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2 Принципы и механизм налогообложения в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.1 Проблемы налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
3.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Файлы: 1 файл

курсовая (макроэкономика).docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее значительными  в современной налоговой системе  федерального правительства являются подоходные налоги, в налоговых системах штатов - универсальные и специфические  акцизы, в местных налоговых системах - поимущественный налог.

Более 70% всех налоговых поступлений  дают прямые налоги.

В прямых налогах большой  удельный вес в настоящее время  занимают федеральные подоходные налоги — более 40%.

Органы власти в Соединенных  Штатах - Федеральное правительство, правительства штатов и местные  органы - собирают в виде налогов  сумму, равную почти 1/3 ВНП.

Тремя главными источниками  государственных доходов являются: личный подоходный налог, отчисления на социальное страхование, а также  акцизные сборы и налоги с продаж. Последний компонент является наиболее значительным источником доходов для  правительств штатов.

Более четверти государственных  доходов поступает от налогов  на социальное страхование. Эти налоги являются отчислениями, дающими право  тем, кто их производит, на получение  пенсии и выплат по нетрудоспособности.

Налоги с продаж и акцизные сборы, которые по своему значению стоят  на втором месте, являются налогами, взимаемыми с продаж определенных товаров. На федеральном  уровне имеются акцизы на алкогольные  напитки и табачные изделия, а  также на автомобили, телефонные переговоры и авиационные билеты. На уровне штатов и местных органов важным источником доходов являются налоги на продажи вообще (при этом некоторые  товары часто от них освобождаются).

В Соединенных Штатах не практикуется налог на добавленную  стоимость, являющийся важным источником государственных доходов во многих странах, особенно европейских. Налог  на добавленную стоимость эквивалентен обычному налогу на розничную торговлю, взимаемому по общей ставке со всех товаров, продаваемых в экономике. Налог на добавленную стоимость  взимается на всех стадиях производства. Сумма, подлежащая налогообложению  на каждой стадии, не равна цене продажи, а составляет всего лишь добавленную  стоимость, т.е. равна цене продажи  за вычетом затрат на покупку факторов производства.

Налоги, дающие наиболее крупные  и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и  расходов.

Действующая налоговая система  США включает: индивидуальные подоходные налоги(48%), налоговые отчисления в  фонд социального обеспечения (33%), налоги на прибыль корпораций (10%), налоги с  розничных продаж потребительских  товаров, акцизные сборы, таможенные пошлины, налоги на движимую и недвижимую собственность, налоги на наследства и дарения. Из этого следует, что основными  источниками доходов являются индивидуальные подоходные налоги.

В США к нарушителям  налогового законодательства применяются  штрафы, сочетающие взыскание 5% от суммы  неуплаченного налога и 50% от суммы, которую налогоплательщик мог бы получить в случае размещения соответствующих  средств в банке. Неисполнение налоговой  обязанности в установленный  срок влечет взыскание, помимо налога, от 2% до 15% суммы недоимки или 5% от нее  за каждый месяц просрочки, но не боле 25%. Минимальный размер санкций не может составлять менее 100 долларов.

К числу государств, имеющих  высокоцентрализованную финансовую систему, относится и Германия. Основной чертой системы налогообложения в этой стране является закрепленное в Конституции  положение, регулирующее разделение налоговых  доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причем разделению подлежат практически  все источники доходов.

Как федеративное государство, оно прошло различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной.

Налоговая система Германии существенно отличается от североамериканских систем, которые определяются традиционной ориентацией на масштабное государственное  регулирование.

Стимулирующая функция данной системы налогообложения проявляется  в инвестиционном потенциале системы  налогообложения Германии, который  предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли  хозяйствующих субъектов, которая  выделяется на формирование резервов, основным назначением которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов.

Реализация фискальной функции  налоговой системы Германии также  имеет существенную специфику, главной  чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое  бремя, которое несут физические и юридические лица.

Налоги в ФРГ рассматриваются  правительством как главное орудие воздействия государства на экономику  страны, в связи с чем в стране действует разветвленная и многообразная  система налогов, охватывающая все  стороны жизнедеятельности общества.

Налоги делятся на федеральные, земельные, совместные (федеральные  и земельные), муниципальные общинные налоги и церковные налоги.

Федеральные налоги не подлежат никакому перераспределению. Они включают поступления в бюджет от обложения  продукции потребительского спроса: бензина и другого нефтяного  топлива (5,6%), табака (3,1%), вино-водочных изделий (0,8%) и пр. в земельном  бюджете налоговые сборы от продажи  ряда потребительских товаров (пиво, кофе, сахар и пр.) также играют определенную роль. Но более важным компонентом являются налоги на имущество  и транспортные средства.

В общинных сборах решающую роль играют промысловый и поземельный  налоги. В отличие от федеральных  и земельных, остающихся целиком  в бюджетах соответствующих управленческих уровней, общинный промысловый налог  частично (около 18%) передается в распоряжение федерации и земли.

Федерация решает вопросы  о распределении налогов между  землей и федерацией, о доли муниципальных  органов в подоходном налоге, о  финансовой подсудности и др. Федеральные законы о налогах, часть которых принадлежит землям и муниципалитетам, требуют согласия бундесрата.

К основным налогам относятся  подоходный налог, в том числе  и в виде налога на заработную плату, промысловый налог, земельный налог, корпоративный налог, налог на имущество, налог на доход с капитала, налог  на добавленную стоимость. Сумма  перечисленных пяти видов налогов  составляет около 92% от общей суммы  налогов.

Подоходный налог является одним из важнейших прямых налогов  в Германии. Подоходным налогом с  физических лиц облагается совокупный годовой доход, полученный в календарном  году. Им облагается заработная плата  лиц, работающих по найму, доходы лиц  свободных профессий (гонорары), доходы на капитал, проценты на банковские вклады, аренда, сдача жилых помещений, индивидуальная трудовая деятельность и др. В основу налогообложения положен принцип  равного налога на равный доход независимо от его источника.

Методика расчета этого  налога также сложна, как и, например, в США, но количество предусмотренных  налоговых льгот и вычетов  из налогооблагаемой базы меньше. Кроме  подоходного налога, граждане Германии делают социальные отчисления в размере  около 7% начислений заработной платы (половина общего объема).

Подоходный налог с  физических лиц является основным источником государственных доходов. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений  направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли  и 15% - в местный бюджет.

Весь налогооблагаемый доход  для целей налогообложения разделяется  на семь видов. В частности, выделяются доходы от: самостоятельной деятельности, промышленной деятельности, работы в  сельском и лесном хозяйствах, использования  наемного труда, капитала, сдачи в аренду и др.

Налог на прибыль корпораций является основным налогом, который  уплачивают юридические лица. Общая  ставка налога составляет 45%. Данный налог  предусматривает, так называемую, систему зачета, которая позволяет учесть интересы акционеров – физических лиц.

Налог на корпорации делится  в пропорции 50% на 50% между федеральным  и земельным бюджетами.

Налог с продаж также распределяется по всем трем бюджетам, но соотношения  часто изменяются. Ранее он распределялся  так: 60% - в федеральный бюджет, 35% - в земельные бюджеты и 5% - в  местные. Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения  земель. Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, такие как  Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям - Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейну.

В настоящее время в  Германии два крупнейших налога - подоходного  с физических лиц и налога на добавленную  стоимость. Удельный вес НДС в  доходах бюджета страны составляет - 28 %. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров  и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %.

Налоги в Германии рассматриваются  правительством как главное орудие воздействия государства на развитие экономики страны, их место в бюджете  очень высоко. В общих доходах  бюджета налоги составляют, как правило, около 80%.

Главная цель финансовой политики государства, по мнению секретаря финансов Германии, профессора X. Цитцельсбергера:, «Это сокращение структурной и конъюнктурной безработицы». Условия инвестирования должны стать вполне конкурентоспособными. Снижение налогов даст существенный экономический и финансово-психологический стимул для немецких и иностранных инвесторов. Определенные реформой долгосрочные ориентиры придадут финансовой политике государства надежность. Одновременно будет создана предпосылка для оживления экономического роста в стране, что может сказаться уже в краткосрочной перспективе. Согласно имеющимся расчетам, налоговые меры позволят ежегодно достигать дополнительного прироста темпов развития примерно на 1%.

 

 

 

 

 

Глава 2. Современная налоговая  система в России.

2.1 Характеристика основных  налогов, существующих в РФ.

Индивидуальный  подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Это один из основных видов прямых налогов. Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц". Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.

Законом предусматривается  довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению.

Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с учетом различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различных категорий лиц. Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с учетом возраста.

Не облагаются налогом  суммы, полученные физическими лицами и перечисленные ими на благотворительные цели.

Работающие граждане, кроме  подоходного налога, платят еще 1% от зарплаты в пенсионный фонд. Определение совокупного годового дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

 

Ниже приведены высшие ставки подоходного налога в экономически развитых странах в 2011 году (%):1

Канада

29

США

35

Великобритания

до 50

Австралия

47

Япония

40

Италия

43

Германия

45

Франция

41

Швеция

56,4

Россия

13

Информация о работе Проблемы развития налоговой системы в России