Проблемы развития налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать налоговую систему, выявить проблемы и определить перспективы ее развития. Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
изучить историю становления налоговой системы;
определить налоговую систему, ее особенности и эффективность в развитых странах и России;
проанализировать принцип и механизм налогообложения в РФ;
выделить основные проблемы налоговой системы;
предложить пути совершенствования налоговой системы.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
История становления налоговой системы (мировой опыт). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы. . . . . . . . . . .7
Налоговая система в развитых странах: особенности и эффективность. . . . . . . . . . . . 12
Глава 2. Современная налоговая система в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.1 Характеристика основных налогов, существующих в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2 Принципы и механизм налогообложения в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.1 Проблемы налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
3.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Файлы: 1 файл

курсовая (макроэкономика).docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

В долгосрочной перспективе  достигнутый уровень нагрузки в  Российской Федерации может оказаться  ниже экономически оправданного уровня в связи со следующими долгосрочными  вызовами.

Во-первых, необходимо учитывать, что объем расходных обязательств бюджетной системы Российской Федерации  в социальной сфере (в частности, в сфере образования и здравоохранения), обусловленный более высоким  уровнем государственных гарантий, а также в сфере обороны  и безопасности, находится на более  высоком уровне по сравнению с  другими странами, имеющими сопоставимый уровень ВВП на душу населения.

Во-вторых, необходимо принять  во внимание перспективу старения населения, приводящего к несбалансированности российской пенсионной системы в  долгосрочной перспективе.

Указанные причины, свидетельствующие  в пользу более высокого по сравнению  со сложившимся в настоящее время  уровнем налоговой нагрузки в  Российской Федерации, являются объективными и не могут быть устранены в  долгосрочной перспективе.

В текущем периоде были внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, а так  же ожидаются в плановом периоде  по следующим направлениям.

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности.

2. Налог на прибыль  организаций.

3. Налог на добавленную  стоимость.

4. Акцизное налогообложение.

5. Введение налога на  недвижимость.

6. Налогообложение имущества  (в том числе земельных участков).

7. Налог на добычу полезных  ископаемых.

8. Водный налог.

9. Налогообложение в рамках  специальных налоговых режимов.

10. Налоговое администрирование.

11. Создание налоговых  условий для деятельности по  добыче полезных ископаемых на  континентальном шельфе Российской  Федерации и в исключительной  экономической зоне Российской  Федерации.

Налоговое стимулирование инновационной  деятельности.

Роль налоговой системы  в поддержке инновационной активности заключается в создании условий  для спроса на инновационную продукцию, для модернизации, то есть для инвестиций в новые технологии. Также налоговая  система не должна создавать препятствий  для предложения инноваций –  деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ, приводящих к увеличению производительности труда. При этом целесообразно говорить не о новых налоговых льготах, а о корректировке механизма  налогообложения, настройке налоговой  системы с учетом современных  вызовов, а также потребностей инновационных  предприятий.

Результаты анализа основных инструментов налоговой поддержки спроса и предложения инноваций показали, что основные инструменты поддержки в странах с развитой экономикой включают в себя следующие:

- вычет с повышающим  коэффициентом расходов на НИОКР  и аналогичных расходов из  базы корпоративного налога на  прибыль;

- предоставление налогового  кредита на сумму затрат на  проведенные НИОКР;

- ускоренная амортизация для отдельных видов оборудования, используемых в инновационной деятельности;

- перенос убытков в  прошлое и в будущее для  всех налогоплательщиков или  отдельных инновационных компаний;

- освобождение от имущественных  налогов инновационных компаний  или отдельных видов имущества,  используемых для проведения  НИОКР.

С учетом проведенного анализа  поддержка инноваций в России с помощью инструментов налоговой  политики должна быть реализована по двум направлениям, во-первых, необходима поддержка спроса на инновации (создание стимулов для предприятий к модернизации и потреблению инноваций и научных разработок), во-вторых, необходима поддержка предложения инноваций (создание стимулов для эффективной деятельности предприятий, формирующих предложение инновационной продукции).

Для достижения поставленной цели предлагается реализовать набор  мер по следующим основным направлениям:

1.Корректировка тарифов  страховых взносов на обязательное  пенсионное, медицинское и социальное  страхование. Инструментом поддержки  инновационного сектора, который  будет реализован уже в ближайшее  время, является снижение на  продолжительный период (до 2015 года, а для отдельных категорий  – до 2020 года) совокупного тарифа  страховых взносов для отдельных  категорий плательщиков до 14% в  пределах страхуемого годового  заработка.

2.Уточнение порядка учета  расходов на научные исследования  и (или) опытно-конструкторские  разработки. Предлагается закрепить  порядок ведения налогового учета  расходов на НИОКР в Кодексе,  который не должен содержать  неясностей и противоречий, устранив  различия в порядке учета в  расходах затрат на НИОКР для  различных видов работ.

3. Сокращение перечня  документов, необходимых для подтверждения  правомерности применения нулевой  ставки НДС при экспортных  операциях. Организация возмещения  НДС, в том числе при применении  нулевой ставки данного налога, является ключевой для обеспечения  эффективности функционирования  НДС в целом.

4. Создание благоприятных  условий налогового администрирования.  Создание благоприятных условий  налогового администрирования имеет  особое значение для инновационных компаний. С учетом высокой мобильности капитала в этой сфере, в первую очередь, важно обеспечить конкурентоспособность российской налоговой системы в отношении инновационных компаний (хотя повышение качества налогового администрирования является актуальной задачей для всех налогоплательщиков). Это предполагает внедрение как новых инструментов налогового администрирования, так и использование неформальных инструментов и регламентов.

Налог на прибыль организаций

1. Должны быть внесены  изменения в Кодекс, направленные  на сокращение возможностей минимизации  налогообложения, связанных с  переносом на будущее убытков  поглощаемых (реорганизуемых) или  приобретаемых компаний. Отсутствие  ограничений создает на рынке  искаженные стимулы, направленные  на приобретение неэффективного  бизнеса без последующего его  развития

Во-первых, необходимо изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные Кодексом.

Во-вторых, с учетом внесения изменений в законодательство, направленных на противодействие минимизации  налогообложения посредством трансфертного  ценообразования, следует изменить подходы к противодействию практики «недостаточной капитализации».

В-третьих, следует изменить показатели, на которых основан расчет предельного уровня процентов по долговым обязательствам, принимаемых  к вычету из базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время по долговым обязательствам, оформленным в рублях, в качестве такого показателя применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенная в 1,1 раза, а по обязательствам, оформленным в иностранной валюте, используется фиксированная ставка в размере 15% годовых.

2. С 2011 года был усовершенствован механизм учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов.

Необходимо разрешить  налогоплательщикам относить на расходы  при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, затраты на освоение природных ресурсов, связанные с подготовкой территории к ведению горных работ; по устройству временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, а также расходов по возмещению комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями

3. Начиная с 2011 года, должна была введена в действие новая редакция положений Кодекса, направленных на уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.

Налог на добавленную стоимость

1. Необходимо разрешить  оформление счетов-фактур с отрицательными  показателями (кредит-счетов) с целью  урегулирования порядка применения  налоговых вычетов при предоставлении  скидок.

2. Необходимо установить  порядок восстановления сумм  НДС, ранее правомерно принятых  к вычету, по строительно-монтажным  работам, а также по товарам  (работам, услугам), приобретенным  для выполнения строительно-монтажных  работ при проведении модернизации (реконструкции) объектов недвижимости

3. Необходимо на законодательном  уровне установить, что при выбытии  основных средств в результате  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий, несмотря на то, что  такое выбытие формально не  связано с операциями по реализации, не производится восстановление  сумм НДС, ранее принятых к  вычету по таким товарам.

Акцизное налогообложение

В целях дополнительного  обеспечения поступления в бюджетную  систему Российской Федерации акцизов  на этиловый спирт, алкогольную и  спиртосодержащую продукцию в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексом мер по повышению  эффективности регулирования рынка  алкогольной продукции в Российской Федерации и производства этилового  спирта, предлагается внести изменения  в действующий порядок исчисления и уплаты акцизов на указанные  подакцизные товары, что должно привести к повышению эффективности акцизного  налогообложения алкогольной продукции, а также к снижению возможностей для уклонения от налогообложения.

Введение налога на недвижимость

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной  политике в 2010-2012 годах» указывается  на необходимость скорейшего создания условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости.

Для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой  базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Налог на добычу полезных ископаемых

В целях дальнейшего совершенствования  налогообложения НДПИ добычи углеводородного  сырья предполагается следующее.

1. Надлежит оценить целесообразность  введения с 2011 года «налоговых  каникул» по НДПИ, а именно  установление ставки НДПИ в  размере 0 рублей на определенный  срок при добыче нефти на  новых месторождениях севера  Ямало-Ненецкого округа.

2. Необходимо изменить  порядок налогообложения НДПИ  объемов добычи природного газа, закачиваемых обратно в пласт  для поддержания пластового давления  в пределах одного участка  недр в целях повышения коэффициента  извлечения газового конденсата  при разработке газоконденсатных  месторождений с применением  технологии сайклинг-процесса.

3. В целях создания  стимулов для разработки малых  месторождений нефти следует  провести анализ целесообразности  установления понижающих коэффициентов  к ставке НДПИ при добыче  нефти на новых участках недр  с незначительными начальными  извлекаемыми запасами.

4. Следует продолжить  работу по определению оптимального  размера ставки НДПИ, взимаемого  при добыче газа горючего природного  с учетом динамики цен на  газ.

Водный налог

Действующие ставки водного  налога не способствуют заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации  рационального водопользования. Таким  образом, для приведения уровня налоговой нагрузки пользователей водными объектами в 2011-2013 годах к уровню эффективной налоговой нагрузки 2004 года необходима индексация ставок водного налога. Для решения данной проблемы будет продолжена работа по подготовке предложений, предусматривающих проведение индексации ставок водного налога.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов.

Предусмотренные в настоящее  время специальные налоговые  режимы нуждаются в реформировании. Сфера применения системы налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности будет сокращаться, в  том числе в целях избежания  конкуренции с упрощенной системой налогообложения на основе патента.

 Налоговое администрирование.

1.Совершенствование налогового  контроля за использованием трансфертных  цен в целях налогообложения. 

2. Введение в законодательство  о налогах и сборах института  консолидированных групп налогоплательщиков  и особого порядка исчисления  налога на прибыль организаций для участников таких групп.

Информация о работе Проблемы развития налоговой системы в России