Проблемы развития налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать налоговую систему, выявить проблемы и определить перспективы ее развития. Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
изучить историю становления налоговой системы;
определить налоговую систему, ее особенности и эффективность в развитых странах и России;
проанализировать принцип и механизм налогообложения в РФ;
выделить основные проблемы налоговой системы;
предложить пути совершенствования налоговой системы.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
История становления налоговой системы (мировой опыт). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы. . . . . . . . . . .7
Налоговая система в развитых странах: особенности и эффективность. . . . . . . . . . . . 12
Глава 2. Современная налоговая система в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.1 Характеристика основных налогов, существующих в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2 Принципы и механизм налогообложения в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.1 Проблемы налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
3.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Файлы: 1 файл

курсовая (макроэкономика).docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Существует два вида налоговой  системы – шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридитеских лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Принципов, как и требований к построению системы налогообложения  можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными  являются следующие:

- единства или единой  законодательной и нормативно-правовой  базы;

- стабильности налогового  законодательства;

- рациональности и оптимальности  налоговой системы;

- организационно-правового  построения и организации налоговой  системы;

- единоначалия и централизации  управления налоговой системой;

- максимальной эффективности  налоговой системы;

- целевого поступления  налогов в бюджеты соответствующих  территориальных образований и  другие.

Принцип единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы на всем экономическом пространстве государства означает:

- все налоги (сборы, пошлины)  вводятся и отменяются только  органами государственной власти  с законодательным определением  полномочий каждого уровня власти;

- единство подхода к  построению налоговой системы  или вопросам налогообложения,  включая законодательную и нормативно-правовую  базу, единую для всех налогоплательщиков  на всем экономическом пространстве  государства.

Единство законодательной  и нормативно-правовой базы системы  налогообложения означает, что все  платежи (налоги, сборы, пошлины) устанавливаются  централизованно единым законодательным  актом (налоговым кодексом или законом), действующим на всей территории государства (экономическом пространстве), все  налогоплательщики находятся в  равных условиях: несут равную повинность и имеют равные права, в том  числе и территориальные образования, в соответствии с законом.

Принцип стабильности налогового законодательства предполагает невнесение изменений, поправок, дополнений или  новых налогов в течение определенного  времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания. Построение стабильной налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех элементов способствует разграничению функций органов государственной власти, обеспечивает федеральный, региональный и местный бюджеты гарантированными налоговыми источниками доходов в течение периода нахождения налоговой системы в стабильном состоянии.

Принципы рациональности и оптимальности построения налоговой  системы: если принцип рациональности системы означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности, то принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов  систем самой наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям является только одна, которая соответствует  критерию оптимальности. В качестве критерия оптимальности системы  могут быть требования к системе, которым должна удовлетворять налоговая  система и которые изложены в предыдущем разделе. Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное построение, содержание, обеспечение и оснащение средствами автоматизации.

Принцип организационно-правового  построения и функционирования налоговой  системы характеризует разграничение  полномочий (прав и обязанностей) между  различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм, установленных  налоговым законодательством или  высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню территориального образования. Данный принцип законодательно предусматривает четкое разграничение налогов по уровням государственной структуры и разграничение налоговых потоков (поступлений) в бюджеты соответствующих территориальных образований: федерального центра, региональных и местных образований, в том числе их перераспределение между уровнями.

Принцип единоначалия или  централизации управления налоговой  системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает  построение единой централизованной системы  с единым органом управления всей системой налогообложения, то есть объединением всех элементов, входящих в налоговую  систему (министерств и ведомств), в единую систему с единым органом  управления. Как свидетельствует реальное положение дел, в настоящее время в РФ за взимание и контроль за уплатой налогов (пошлин) отвечают шесть министерств и ведомств, насчитывающих в своем составе 180 тыс. служащих, в то время как в США, Великобритании, Германии, во Франции и ряде других государств вся налоговая система сосредоточена в едином органе, замыкающемся или входящем непосредственно в состав правительства, которое отвечает за доходность бюджета государства.

Принцип максимальной эффективности  налоговой системы заключается  в максимуме собираемости налогов  при оптимальности или экономичности  структуры системы.

Принцип целевого поступления  налогов и сборов в бюджет соответствующего территориального образования в  соответствии с законом о налогах  и сборах означает, что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования (федерального, регионального, местного) осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета  и покрытия расходов. Основное назначение данного принципа, положенного в  систему, заключается не столько  в целевом поступлении или  расходовании налоговых средств, а  в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение  первоочередных задач и целевых  программ, предусмотренных планами  развития государства и общества, то есть в первую очередь на повышение  уровня жизни общества.

Оптимизация налогового регулирования  взаимоотношений между государством и налогоплательщиками заключается  в разумном сочетании фискальной и стимулирующей функций налогов.

Фискальная функция призвана обеспечить поступление доходов в бюджеты государства и местных органов. С точки зрения этой функции более важным является не предмет налогообложения, а величина взимаемого налога. Проводя фискальную политику, государство решает целый ряд важных социально-экономических задач: стабилизация экономики, борьба с инфляцией, рост объемов производства, снижение уровня безработицы и др.

Стимулирующая функция играет роль основного инструмента реализации стратегии экономического развития и осуществления социально-экономической, научно-технической, инвестиционной и структурной политики. Ради достижения необходимого результата государство готово допустить, временную потерю части налоговых средств путем предоставления льгот, отсрочки платежей, применения различных налоговых ставок и т.д. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль. Суть поощрительной функции состоит в предоставлении налоговых льгот.

Функции налогов взаимосвязаны. Так, рост налоговых поступлений  в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность  для осуществления экономической  роли государства. В то же время, достигнутое  в результате экономического регулирования  ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству  получить больше средств. Это означает, что стимулирующая функция налогов  способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.

 

    1. Налоговая система в развитых странах: особенности и эффективность.

Переход к рыночным отношениям заставляет нас обратить пристальное  внимание на экономический опыт развития зарубежных стран, в частности в  области финансов. Особое место здесь занимает налоговая система как важнейший инструмент государственной экономической политики и регулирования рыночных отношений.

В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Свое особое “национальное лицо”  имеют налоговые системы США, Великобритании, Германии, Франции. Во многом это связано с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а  также с конкретной социально-экономической  ситуацией и соответственно с  теми задачами, которые решает налоговая  система в тот или иной период времени. Тем не менее, налоговые  системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.

Для современных стран  с развитой экономикой характерно расширенное  и усиленное вмешательство государства  в различные сферы экономической  жизни. Разная составляющая лишь в степени  этого вмешательства. В США, например, оно меньше, во Франции больше, Германия находится на среднем уровне. Основными  инструментами государственного регулирования  является финансовое воздействие на предприятия и индивидуальных предпринимателей через налоговую политику.

Каждой стране присуща  своя, отличная от других налоговая  система, которая складывалась под  воздействием разных экономических, политическими  социальных условий, со свойственными ей налогами, их структурой, способами взимания, ставками, фискальными полномочиями различных уровней власти, налоговой базой, сферой действия налогов, налоговыми льготами.

В основу создания налоговой  системы закладываются различные  параметры. Одним из важнейших параметров, во многом определяющим налоговую систему  той или иной страны, является соотношение  прямого и косвенного налогообложения.

Система налогообложения  является механизмом аккумуляции доходов  госбюджета и воздействия на общественное производство: на его структуру, его  размещение, на темпы научно-технического развития. Налоги стимулируют или, напротив, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек производства и обращения  частных предприятий и фирм, повышения  их конкурентоспособности на мировом  рынке.

Налогами можно ограничивать или стимулировать деловую активность. Иногда налоги используются для решения  довольно частных проблем. Так в  Германии в начале века, с целью  прекращения расходования вина на производство уксуса был введен налог на уксусную кислоту. Денежные доходы от налога едва покрывали расходы по его взиманию, но поставленная задача была решена. В  той же Германии налоги используются для решения социальных задач. В  частности, после резкого увеличения акциза на табак некурящих в Германии стало значительно меньше. Налогообложение  используется также для решения  проблем экологии. Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие  экологическую чистоту двигателя  с 70-х годов применяются в США.

Налоговая система США  отличается чрезвычайной сложностью и  находится в постоянном развитии. Опыт длительного развития налоговой  системы свидетельствует о том, что формирование ее было нацелено на выполнение двух основных функций - фискальной и стимулирующей, нахождению оптимальных соотношений между  ними. Многоступенчатая, разветвленная  налоговая система широко используется в интересах развития предпринимательства, развития научных исследований и  сферы услуг. С целью усиления стимулирующей функции предусмотрены  многообразные налоговые вычеты, льготные ставки, система освобождений от налога. Особенностью налоговой  системы США является предоставление права федеральным, местным и  органам власти штатов устанавливать  самостоятельно порядок налогообложения, налоги и их ставки. Отдельные виды налогов взимаются всеми ветвями  власти - федеральными, штатов и местными

В США налоговая система  имеет 3 уровня:

Верхний уровень – федеральный бюджет осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства и сбором федеральных налогов — подоходного налога, налога на недвижимость, налога на дарения, а также некоторых акцизов.

Средний уровень – бюджет штатов. Действуют налоговые службы штатов, собирающие налоги и сборы, вводимые законодательными собраниями штатов. Эти налоги поступают в бюджеты штатов.

Нижний уровень – бюджет местных органов власти. Местные  налоговые органы, которые взимают  налоги, вводимые местными органами власти.

Представительные органы штатов могут вводить только те налоги, которые не противоречат налоговому законодательству США, а местные  органы - если они не противоречат законодательству штата.

Налоговые службы самостоятельны и не подчинены друг другу, хотя и  взаимодействуют между собой. Так  как часто налоги одновременно взимаются  в федеральный бюджет и бюджет штатов, то налоговые службы этих уровней  должны координировать свои действия и объединять усилия при работе с  налогоплательщиками.

Для современной американской налоговой системы характерно параллельное использование основных видов налогов  как федеральным правительством, так и правительствами штатов и местными органами власти. Это  относится к подоходным налогам  и акцизам на отдельные товары, к налогам с наследств и  дарений, к взносам в фонды  социального страхования.

В результате население уплачивает три вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), два вида поимущественного налога и универсального акциза (штатный  и местный). В цене ряда товаров  широкого потребления, например, табачных и винно-водочных изделий, горючего, содержится пять видов акциза (федеральный  акциз, штатные и смежные универсальные  и специфические акцизы) акцизы на отдельные товары в отличие от общего, или универсального, акциза (общего налога с продаж, которым  облагаются все виды товаров и  целый ряд услуг). Отдельные налоги взимаются либо только федеральным  правительством (таможенные пошлины), либо правительствами штатов и местными органами власти (поимущественные налоги и универсальные акцизы).

Информация о работе Проблемы развития налоговой системы в России