Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать налоговую систему, выявить проблемы и определить перспективы ее развития. Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
изучить историю становления налоговой системы;
определить налоговую систему, ее особенности и эффективность в развитых странах и России;
проанализировать принцип и механизм налогообложения в РФ;
выделить основные проблемы налоговой системы;
предложить пути совершенствования налоговой системы.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
История становления налоговой системы (мировой опыт). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы. . . . . . . . . . .7
Налоговая система в развитых странах: особенности и эффективность. . . . . . . . . . . . 12
Глава 2. Современная налоговая система в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.1 Характеристика основных налогов, существующих в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2 Принципы и механизм налогообложения в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.1 Проблемы налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
3.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Существует два вида налоговой системы – шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридитеских лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Принципов, как и требований к построению системы налогообложения можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:
- единства или единой
законодательной и нормативно-
- стабильности налогового законодательства;
- рациональности и
- организационно-правового
построения и организации
- единоначалия и централизации управления налоговой системой;
- максимальной эффективности налоговой системы;
- целевого поступления
налогов в бюджеты
Принцип единства или единой
законодательной и нормативно-
- все налоги (сборы, пошлины)
вводятся и отменяются только
органами государственной
- единство подхода к
построению налоговой системы
или вопросам налогообложения,
включая законодательную и
Единство законодательной
и нормативно-правовой базы системы
налогообложения означает, что все
платежи (налоги, сборы, пошлины) устанавливаются
централизованно единым законодательным
актом (налоговым кодексом или законом),
действующим на всей территории государства
(экономическом пространстве), все
налогоплательщики находятся в
равных условиях: несут равную повинность
и имеют равные права, в том
числе и территориальные
Принцип стабильности налогового
законодательства предполагает невнесение
изменений, поправок, дополнений или
новых налогов в течение
Принципы рациональности
и оптимальности построения налоговой
системы: если принцип рациональности
системы означает разумную обоснованность
системы с точки зрения ее целесообразности,
то принцип оптимальности
Принцип организационно-правового
построения и функционирования налоговой
системы характеризует
Принцип единоначалия или централизации управления налоговой системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, то есть объединением всех элементов, входящих в налоговую систему (министерств и ведомств), в единую систему с единым органом управления. Как свидетельствует реальное положение дел, в настоящее время в РФ за взимание и контроль за уплатой налогов (пошлин) отвечают шесть министерств и ведомств, насчитывающих в своем составе 180 тыс. служащих, в то время как в США, Великобритании, Германии, во Франции и ряде других государств вся налоговая система сосредоточена в едином органе, замыкающемся или входящем непосредственно в состав правительства, которое отвечает за доходность бюджета государства.
Принцип максимальной эффективности
налоговой системы заключается
в максимуме собираемости налогов
при оптимальности или
Принцип целевого поступления налогов и сборов в бюджет соответствующего территориального образования в соответствии с законом о налогах и сборах означает, что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования (федерального, регионального, местного) осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расходов. Основное назначение данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целевом поступлении или расходовании налоговых средств, а в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предусмотренных планами развития государства и общества, то есть в первую очередь на повышение уровня жизни общества.
Оптимизация налогового регулирования
взаимоотношений между
Фискальная функция призвана обеспечить поступление доходов в бюджеты государства и местных органов. С точки зрения этой функции более важным является не предмет налогообложения, а величина взимаемого налога. Проводя фискальную политику, государство решает целый ряд важных социально-экономических задач: стабилизация экономики, борьба с инфляцией, рост объемов производства, снижение уровня безработицы и др.
Стимулирующая функция играет роль основного инструмента
реализации стратегии экономического
развития и осуществления социально-экономической,
научно-технической, инвестиционной и
структурной политики. Ради достижения
необходимого результата государство
готово допустить, временную потерю части
налоговых средств путем предоставления
льгот, отсрочки платежей, применения
различных налоговых ставок и т.д. Налоги
в этой функции могут играть поощрительную
(стимулирующую), ограничительную и контролирующую
роль. Суть поощрительной функции сос
Функции налогов взаимосвязаны.
Так, рост налоговых поступлений
в бюджет, т.е. реализация фискальной
функции, создает материальную возможность
для осуществления
Переход к рыночным отношениям заставляет нас обратить пристальное внимание на экономический опыт развития зарубежных стран, в частности в области финансов. Особое место здесь занимает налоговая система как важнейший инструмент государственной экономической политики и регулирования рыночных отношений.
В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Свое особое “национальное лицо” имеют налоговые системы США, Великобритании, Германии, Франции. Во многом это связано с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее, налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.
Для современных стран
с развитой экономикой характерно расширенное
и усиленное вмешательство
Каждой стране присуща своя, отличная от других налоговая система, которая складывалась под воздействием разных экономических, политическими социальных условий, со свойственными ей налогами, их структурой, способами взимания, ставками, фискальными полномочиями различных уровней власти, налоговой базой, сферой действия налогов, налоговыми льготами.
В основу создания налоговой
системы закладываются
Система налогообложения
является механизмом аккумуляции доходов
госбюджета и воздействия на общественное
производство: на его структуру, его
размещение, на темпы научно-технического
развития. Налоги стимулируют или, напротив,
ограничивают развитие отдельных отраслей,
создают предпосылки для
Налогами можно ограничивать
или стимулировать деловую
Налоговая система США
отличается чрезвычайной сложностью и
находится в постоянном развитии.
Опыт длительного развития налоговой
системы свидетельствует о том,
что формирование ее было нацелено
на выполнение двух основных функций -
фискальной и стимулирующей, нахождению
оптимальных соотношений между
ними. Многоступенчатая, разветвленная
налоговая система широко используется
в интересах развития предпринимательства,
развития научных исследований и
сферы услуг. С целью усиления
стимулирующей функции
В США налоговая система имеет 3 уровня:
Верхний уровень – федеральный бюджет осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства и сбором федеральных налогов — подоходного налога, налога на недвижимость, налога на дарения, а также некоторых акцизов.
Средний уровень – бюджет штатов. Действуют налоговые службы штатов, собирающие налоги и сборы, вводимые законодательными собраниями штатов. Эти налоги поступают в бюджеты штатов.
Нижний уровень – бюджет местных органов власти. Местные налоговые органы, которые взимают налоги, вводимые местными органами власти.
Представительные органы штатов могут вводить только те налоги, которые не противоречат налоговому законодательству США, а местные органы - если они не противоречат законодательству штата.
Налоговые службы самостоятельны и не подчинены друг другу, хотя и взаимодействуют между собой. Так как часто налоги одновременно взимаются в федеральный бюджет и бюджет штатов, то налоговые службы этих уровней должны координировать свои действия и объединять усилия при работе с налогоплательщиками.
Для современной американской
налоговой системы характерно параллельное
использование основных видов налогов
как федеральным
В результате население уплачивает
три вида подоходного налога (федеральный,
штатный и местный), два вида поимущественного
налога и универсального акциза (штатный
и местный). В цене ряда товаров
широкого потребления, например, табачных
и винно-водочных изделий, горючего,
содержится пять видов акциза (федеральный
акциз, штатные и смежные
Информация о работе Проблемы развития налоговой системы в России