Проблемы развития предпринимательской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Частная собственность имеет многовековые корни. Современный рыночный механизм-результат совершенствования форм и методов управления этой собственностью, возникший и сформировавшийся в ходе хозяйственной эволюции человечества. Россия идет к рынку по своему собственному маршруту. Это подтверждается самим характером и направленностью осуществляемых здесь экономических реформ.

Файлы: 1 файл

Курсовой.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)


Введение

    Частная собственность имеет многовековые корни. Современный рыночный механизм-результат совершенствования форм и методов управления этой собственностью, возникший и сформировавшийся в ходе хозяйственной эволюции человечества. Россия идет к рынку по своему собственному маршруту. Это подтверждается самим характером и направленностью осуществляемых здесь экономических реформ.

    Последнее десятилетие уходящего XX века, отмечено вступлением России в эпоху рыночных преобразований. Изменился социально-экономический облик страны, возникли новые формы собственности, поменялась психология людей.

    Простейшим методом саморегулируемой рыночной системы является система проб и ошибок, в которой выживают только экономически сильные и трудолюбивые. Определяющим в этом случае выступает наличие капитала. Наиболее состоятельные фирмы имеют возможности использовать более производительную технику, новейшие технологии, добиваться высокой результативности производства. В итоге отсталые фирмы  вытесняются с рынка, объем производства уменьшается, наступает равновесное состояние спроса и предложения.  

    Центральным звеном саморегулирования рыночной системы является конкурентное ценообразование. Ф. Хайек рассматривает его в качестве процесса открытия способов производства и предложения более качественных или более дешевых товаров, чем те, которые уже поступают на рынок. В механизме саморегулирования рыночная система ценообразования призвана выполнять своеобразную функцию распространения обширной и в то же время компактной информации о наличии товаров и услуг, об издержках их производства, об уровне технологии, а также о тех направлениях хозяйственной деятельности, где следует приложить усилия, чтобы достигнуть определенных экономических результатов. Модель равновесного рыночного механизма с использованием конкурентного ценообразования действует следующим образом: если на рынке предложение какого-либо товара превышает потребное его количество, то цены на данный товар понижаются. Это служит сигналом для сокращения производства и уменьшения предложения. Повышение цен свидетельствует о недостаточном предложении. Высокие цены выступают стимулятором увеличения производства и предложения данного товара.  

    Наиболее эффективный механизм саморегулирования был разработан Дж. Кейнсом. Он впервые предложил осуществлять корректировку рыночного механизма равновесия с помощью использования финансовых рычагов, кредитно-денежной и налоговой политики. У него объектом регулирования был не спрос, а совокупное предложение. Дж. Кейнс предложил осуществлять контроль за инвестиционным процессом там, где он способен влиять, с одной стороны,  на уровень инфляции, с другой – на уровень занятости, безработицы. Было выявлено, что именно эти проблемы оказались наиболее чувствительными для экономики и именно путем экономического воздействия на них можно обеспечить стабильность и устойчивое развитие. 

    В сложившихся экономических условиях центральной фигурой становится предприниматель, от добросовестной и грамотной работы которого в немалой степени зависят успех рыночных преобразований и благополучие страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

История развития предпринимательской деятельности в России

1.1. Основные этапы становления и развития предпринимательской деятельности в России.

    Трудно себе представить, но русскому предпринимательству действительно более тысячи лет. Несомненно, государство Рос­сийское за столь долгий период не смогло бы выполнить своих задач без тесного союза с русским предпринимательством. Опи­раясь на предпринимательство и частную инициативу, оно су­мело освоить безбрежные просторы страны. Благодаря само­стоятельному труду русских предпринимателей государство по­лучило мощные экономические ресурсы.

    Однако XIX в. принес России глубокие перемены: финансо­вые реформы 60-х годов; крестьянскую реформу 1861 г.; зем­скую и судебную реформы 1864 г. и др. Все эти события проис­ходили в условиях кризиса феодально-крепостнической систе­мы, который проявился обострением революционной ситуации.(13, с.206-208)

    Нарастающая роль российской буржуазии в развитии про­грессивных экономических отношений привела к демократиза­ции государственного строя России, появлению новых форм предпринимательских отношений. Наконец, в феврале 1917 г. произошла буржуазно-демократическая революция.

    После победы социалистической революции в октябре 1917 г. крупное и среднее предпринимательство было фактически запре­щено, и из российской жизни оказался изъятым важнейший эле­мент экономического развития. За несколько лет был ликвидирован слой предпринимателей — профессиональных организаторов эко­номики, которых Россия воспитывала столетиями. К 1920 г. было физически истреблено или вынуждено эмигрировало более 100 тыс. предпринимателей. Вплоть до 80-х годов XX в. предпринимательст­во по закону считалось уголовно наказуемым. Потеря слоя пред­принимателей была непоправимой для России. Страна лишилась уникальных тружеников, которые по своей культуре, психологии, образу жизни заметно отличались от западных предпринимателей.

    Русские предприниматели наряду с крестьянством в гораздо большей мере, чем другие слои общества, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального соз­нания и русской культуры.(7, с.23-24)

    В результате объединения Киевского и Новгородского княжеств в 882 г. обра­зовалось Древнерусское государство. Ус­ловно можно выделить три центра торгово-предпринимательской деятельности на Руси: Киевскую Русь (862 — 1237 гг.), Новгородскую республику (1136 — 1478 гг.), Владимиро-Суздальское кня­жество (1239 — 1362 гг.), хотя, разумеет­ся, велось предпринимательство и в Смоленском, Черниговском, Псковском, Полоцком и других княжествах.

    Древнюю  Русь называли страной городов. Именно города были оплотом предпринимательства, где сосредоточивались массы товаров, продаваемых как у себя в стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникали торговые и промысловые поселения. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда возникла традиция ярмарочной торговли. Купцы и пред­приниматели на Руси не выделялись в отдельное сословие. В предпринима­тельской деятельности принимали уча­стие все слои общества, в том числе князья и бояре.(8, с.10-26)

    Одним  из  древнейших  источников  предпринимательского права является Русская Правда. Это древний памятник светского писаного права Руси X—XIII вв. Русская Правда закрепляла правовые обычаи и судебную практику, регулирующую такие отношения, как нарушение прав собственности, долговые от­ношения, наследование, семейные отношения и др. Следует упомянуть и Псковскую ссудную грамоту (1467 г.). По сравнению с Русской Правдой в ней более подробно регулирова­лось обязательственное право, например оформление договоров купли-продажи, залога, займа, мены, поклажи, разграничивались способы возникновения права собственности.

    В XV—XVII вв. предпринимательские отношения начинают регулироваться специальными нормами, различными грамотами, судебниками. Получает широкое распространение письменный договор. В соответствии с Судебником 1497 г. вводится в дейст­вие нотариальная (крепостная) форма сделок.

    В период правления Петра I начинается унификация россий­ского законодательства в соответствии с европейским правом. Возникли передовые организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (компании, артели, простые товари­щества, товарищества на вере). Российские предприниматели со­вместно с иностранными пайщиками создают акционерные ком­пании. Развитие предпринимательской деятельности контролиру­ется государством через Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии.

    В 1725 г. с учетом иностранного законодательства был подго­товлен проект нового Уложения.

    Источниками кодификации были Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга, ука­зы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы.

Принятый в 1729 г. Вексельный устав имел большое значение для расчетов предпринимателей. Однако после смерти Петра I усилиями дворянских реакционеров была приостановлена коди­фикация, и Верховный Тайный совет постановил разобрать за­коны по старому Соборному Уложению, дополнив их положе­ниями Указа о единонаследии. При Александре I продолжилась деятельность по кодификации, проводимая в правление Екатерины II и Павла I. Вступление в царствование Николая I ознаменовалось нача­лом работы (1826 г.) по составлению Свода законов Российской Империи.

    Предпринимательская деятельность на Руси столетиями ве­лась в интересах укрепления государства и содержания много­численной армии. Торговая жизнь играла огромную роль в ос­воении и объединении русских земель. Большое число людей вовлекалось в экономическую деятельность, становилось заин­тересованными в ее результатах.

    Широкое развитие предпринимательства в России было свя­зано с исторически сложившимся характером народа — дея­тельным, расчетливым, целеустремленным.

    Важное место в развитии предпринимательства Руси занима­ло купечество. Купцы-профессионалы и купеческий капитал, по-видимому, появились в XI в. Это была самая активная во всех отношениях часть населения.  К XVII в. в городах сложилась иерархия: гости и гостиная сотня (купцы,  торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы.

    Купцы вели  торговлю и промысловую деятельность артелями или компаниями. Самые ос­новательные предприниматели объединялись в торгово-промышленные ассоциации. Возникаю­щие между предпринимателями и потребителями противоречия решались в специальном торговом суде Купцы, входившие в ассоциацию, обладали большими привилегиями, например, в случае финансовых трудностей им предоставлялся кре­дит или безвозмездная помощь. Вступить в ассо­циацию мог только состоятельный предпринима­тель. Кроме ассоциаций в русских городах суще­ствовали и другие профессиональные объедине­ния предпринимателей

    Русские купцы вели широкую торговлю с разными странами, находясь в дружеских от­ношениях с иностранными купцами Образцом настоящего русского купца, соединяющего в себе коммерческую хватку, глубокую религиозность, совестливость и патриотизм, был Афанасий Никитин.

    В эпоху Ивана Грозного символ русского предпринимательства воплощали купцы Строгановы, основавшие солеварное дело. Строгановы вели обширную торговлю с иностранными купцами, построили в России множество заводов, прославились не только предпринимательской деятельностью, но и меценат­ством. Эта династия предпринимателей существовала 500 лет.

    Наряду с купцами Строгановыми успешно работали купцы-конкуренты, такие, как крупные солепромышленники, торговцы — Шоршы, Светешниковы, Никитниковы и др. Нередко русские купцы наряду с торговлей какими-либо товарами участвовали в организа­ции их производства.

Деятельность русских купцов и предпринимателей в XVII в. распространилась на всю территорию страны. Наибольшее распространение на Руси по­лучила ярмарочная торговля. Для русских предпринимателей ярмарка была одной из самых понятных, доступных привлекательных форм хозяйствен­ного общения, развивавшихся  в рамках народных традиций и обычаев, в основе которых лежала крестьянская Русь. Особый этап русского предпринимательства приходится на конец XIX — начало XX вв. Он связан с отменой крепостного права 19 февраля 1861 г. и проведением реформ: земской, го­родской, судебной, военной, просвещения и печати 1864— 1874 гг. Широкие слои населения России получили право заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении государством. В этот период произошли большие изменения в структуре предпринимательства. Лидерство в деловом мире  постепенно перешло от фабрикантов традиционных отраслей (текстильных, переработки сельхозпродуктов и т.п.) фабрикантам передовых технологий машиностроения и металлообработки. Усиливается роль банков и страховых учреждений, ведущей становится акционерная форма предпринимательства. Быстро развивается пред­принимательское законода­тельство, ширится коопера­тивное движение. Символом предпринима­тельства новой эпохи  ста­новится деятельность семьи Рябушинских    и    концерна Стахеева.    В это время русские предприниматели через экономические рычаги, партии и общества активно участвуют в событиях, оп­ределявших судьбу России и становление государственности. Они осуществляют коренное техническое перевооружение про­мышленности. Доля производственного накопления в конце XIX — начале XX вв. составляла 15 — 20% национального дохода. Капи­тальные вложения в промышленность росли значительными темпа­ми. Только за 1885 — 1913 гг. крупные акционерные предприятия увеличили свои фонды в 11 раз. Несколько медленнее такой про­цесс происходил в мелких и средних предприятиях. Ускоренными темпами разбивалась механизация производства. Если в 1860 г. в нашей промышленности действовало меха­ническое оборудование на 100 млн. руб., в 1870 г. — на 350 млн. руб., то в 1913 г. — почти на 2 млрд. руб., т.е. ежегодно обновля­лось около пятой части технического парка машин. Отечественные предприниматели определяли всю промыш­ленную политику России. Иностранцы обычно допускались лишь в те отрасли, куда отечественная буржуазия побаивалась вкладывать свои капиталы. В стране было достаточно внутрен­них средств, чтобы вложить их в промышленность.    На развитие предпринимательских отношений значительное влияние оказали военные действия 1917 года и высокий революционный настрой рабочих и крестьян.

Информация о работе Проблемы развития предпринимательской деятельности в России