Проблемы развития предпринимательской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Частная собственность имеет многовековые корни. Современный рыночный механизм-результат совершенствования форм и методов управления этой собственностью, возникший и сформировавшийся в ходе хозяйственной эволюции человечества. Россия идет к рынку по своему собственному маршруту. Это подтверждается самим характером и направленностью осуществляемых здесь экономических реформ.

Файлы: 1 файл

Курсовой.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

    С 1 января 2003 года введена упрощенная система налогообложения. Главой 26,2 Налогового кодекса Российской Федерации является альтернативой общепринятой системе налогообложения. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения учитывают только налоги, перечисленные в ст. 255 и 263 Налогового кодекса Российской Федерации. «Упрощенка» ориентирована, прежде всего, на индивидуального предпринимателя и организации малого бизнеса. НДС при упрощенной системе не уплачивается, за исключением НДС, уплачиваемо на таможне, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

    Плательщиками акцизов являются предприятия, производящие и реализующие товары, в цены которых включается акциз. Обычно акцизы вводятся на вино-водочные изделия, спирт, табачные изделия, автомобили, бензин, ювелирные и меховые изделия.

    Налоги в дорожные фонды уплачиваются в установленном проценте от выручки, от реализации продукции за вычетом НДС, акциза, налога на реализацию горюче-смазочных материалов; транспортный налог взимается с предприятий, учреждений, организаций в размере 1% фонда оплаты труда.

    Плательщиками земельного налога являются предприятия и организации всех форм собственности, которым предоставлены земельные участки в собственность, владение или пользование.

    Социальные выплаты осуществляются предприятиями, лицами, занимающимися индивидуальной предпринимательской деятельностью в установленных размерах к фонду оплаты труда на предприятии.

    Сегодня система налогообложения для предприятий различных форм собственности представлена следующими видами налогов, сборов и платежей:

- налоги, сборы и платежи, включаемые в цены продукции: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

- налоги, сборы и платежи, включаемые в себестоимость продукции, транспортный налог, налоги в дорожные фонды, земельный налог;

- налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятий и организаций, налог на имущество предприятий, местные налоги и сборы, налог на рекламу;

- налоги, исчисляемые от налогооблагаемой прибыли (дохода) предприятий и организаций (т.е. оплачиваемые за счет прибыли), налог на прибыль;

- налоги, сборы и платежи, относимые на прибыль, налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименования «Россия», местные налоги, сборы и платежи.

    Стадии включения соответствующих налогов в себестоимость и порядок выплаты налогов из прибыли показаны в таблице 2

        Вопрос о способах взимания налогов длительное время был предметом дискуссии. Адам Смит считал, что в основу системы взимания должен быть положен принцип экономии затрат по взиманию: «каждый налог, должен быть устроен таким образом, чтобы извлекать из кармана народа возможно менее сверх того, что поступает в государственную казну».  На исключительное значение налогов для государства, обращал внимание Карл Маркс: « налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый Бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта он представляет его себе в виде сборщика налогов».

    С какой бы стороны мы не подошли к налоговой проблеме, всюду сталкиваемся с необходимостью разнообразных знаний, качественной работы, неослабленного контроля и строжайшей ответственности. Во всех пунктах и на всех уровнях. И в центре всего – предприниматель.(1, с.61)

    Предприятия в экономическом смысле – сложный финансовый механизм. И далеко не самое простое в нем – налоги. Уплата налогов – ответственная обязанность предпринимателя. Без налогов нет общественных средств, нет затрат на общие нужды. Налоги надо платить. Налоги являются самой болевой точкой. Нет, и вряд ли будет, налоговая система, которая одинаково удовлетворяла бы предпринимателя – плательщика налогов (постоянное усиление налогового пресса, сложная законодательная и нормативная база, некомпетентность работников налоговых инспекций) так и государственные органы, ответственные за сбор налогов и формирование доходов бюджета (сбор налогов не в полном объеме, недисциплинированность налогоплательщиков, необходимость постоянного контроля).

    Платить налоги надо с умом: зачем платить, если можно, не нарушая закона, не платить. А нарушить налоговый закон – поставить себя под другой закон. От отдельного штрафа до потери всего – один шаг. Плохая финансовая служба предприятия – залог провала.

 

2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

    Предпринимательство в целом не имеет кого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для России. Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя. Необходимость государственного воздействия определяется следующими  требованиями охраны публичных интересов:

- формирование государственного бюджета;

- защита окружающей среды;

- пользование природными ресурсами;

- обеспечение занятости населения;

- реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

- соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

    Конституция Российской Федерации обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся у нас материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразделяются на две группы.

    Первую группу составляют формы и методы, распространяемые на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного само управления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности. Специфика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности. Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или орган местного самоуправления. Этими органами учреждаются их учредительные документы – уставы. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок действия предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию, услуги, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. Никаких особых сложностей, правовых проблем во взаимоотношении государственных органов и органов местного самоуправления, с одной стороны, и созданных ими предпринимательских структур – с другой, не возникает. Успех зависит от инициативности обеих сторон: одной – от умения управлять, другой – от умения хозяйствовать.

    Вторая группа форм и методов воздействия государственных органов и органов местного самоуправления применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности. Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).

    Все государственные здействия имеют правовую форму акта, т.е. обличенного в установленную форму действия органов власти или управления, с которым связываются правовые последствия. Среди актов-разрешений можно выделить систему лицензионных разрешений. Лицензии, как разрешительные акты применяются в целом ряде видов предпринимательской деятельности. Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики с помощью различных способов: фискальных, а также путем прямого вмешательства. Фискальная политика – это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений. Налоги – это обязательные безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемы в определенном размере и в определенный срок. Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через дотации. Дотации – денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Дотации предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народно-хозяйственное или оборонное значение.

    За годы рыночных реформ государство активизировало усилия на становлении, поддержке и развитии малого предпринимательства. В июле 1995 года принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации», в начале 1996 года вступил в действие Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Правительство РФ Постановлением №1256 от 18.12.1995 г. утвердило Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства Российской Федерации.

    В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства…» установлены формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и цели их деятельности и форм собственности.

    Государственная поддержка малого предпринимательства реализуется по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

- создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

- учреждение порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции, предоставление статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, и повышение квалификации кадров малого бизнеса.

    Конституция РФ провозгласила, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». Государство дает возможность гражданам создавать предприятия и заниматься предпринимательской деятельностью и гарантирует равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности к рыночным взаимоотношениям, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от вида их собственности и организационно-правовой формы. Предприниматели имеют право на защиту чести, достоинства и деловой репутации.

    Отечественные предприниматели мало знакомы со страхованием. Отсутствует правильное понимание не только страховых операций, но даже самого существа и назначения страхового дела. Страхование является непременным атрибутом предпринимательской деятельности. Прежде всего, существует обязательное государственное страхование, которого избежать никак нельзя. Предприниматель как работодатель обязан по закону осуществлять страховые взносы в Пенсионный Фонд, в фонд социального страхования, Государственный фонд занятости и в фонд обязательного медицинского страхования. Предпринимателю, кроме того, приходится выполнять обязательства по страхованию вытекающие из содержания заключенных хозяйственных договоров.

    Особое значение в предпринимательской деятельности имеет имущественное страхование. Для предпринимателя необходимо и страхование имущества, и страхование ответственности. Имущественные виды страхования, предполагающие фактически создание специальных страховых фондов для возмещения убытков в случае наступления вредоносных событий, могут осуществляться предпринимателями по-разному. Кто-то обращается к страховщику, кто-то предпочитает самострахование.

    В страховой науке существует целая область, называемая управлением рисками.

     Страхование вообще не избежать, в страховом деле нужно соблюдать меру, уметь управлять рисками. Риск – вовсе не всегда благородное дело. Не страховать – риск.

    Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других не государственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного. Необходима тесная связь государства и предпринимателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Развитие предпринимательства в рыночных условиях в России. Проблемы и направления.

3.1. Формирование предпринимательского капитала, его внутренне и внешние источники.

    Для организации предпринимательского бизнеса на его начальной стадии приходится осуществлять первоначальное вложение капитала. Выделяют стартовый капитал, представляющий собой сумму первоначального капитала и текущих расходов на начальные стадии производства. Стартовый первоначальный капитал расходуется на регистрацию предприятия, открытие банковского счета, покупку здания или право на его аренду, покупку машин, оборудования, приборов, патентов, лицензий. Таким образом, стартовый капитал отражает потребность предпринимателя в основном и оборотном капитале, направляемом на покупку производственных фондов (основных и оборотных), зарплату и затраты по управлению и другие производственны и не производственные расходы. Все имеющиеся у предприятия средства представлены в таблице 4.

Информация о работе Проблемы развития предпринимательской деятельности в России