Проблемы развития предпринимательской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Частная собственность имеет многовековые корни. Современный рыночный механизм-результат совершенствования форм и методов управления этой собственностью, возникший и сформировавшийся в ходе хозяйственной эволюции человечества. Россия идет к рынку по своему собственному маршруту. Это подтверждается самим характером и направленностью осуществляемых здесь экономических реформ.

Файлы: 1 файл

Курсовой.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

    Разрабатывая экономическую политику предприниматель ориентируется в первую очередь на спрос потребителя. В зависимости от обстоятельств потребитель может применять любые методы конкуренции и использовать любую модель конкурентного поведения.

    Особого подхода в России требует конкуренция в отраслях электроэнергетики, транспорта, газодобычи. Государственная политика в этой области направлена на ценовое регулирование, создание конкурентных рынков. Например, в нефтяной отрасли создание конкурентной среды демонополизация связаны с разгосударствлением, а газодобывающей промышленности необходим другой подход. В первой отрасли сложилось олигополистическая структура рынка, во второй – классический монопольный рынок, со своими атрибутами в области политики производства, экспорта цен и доходов. На долю нефтяной промышленности России приходится немногим более 10  % мировых запасов нефти, а ее доля в мировой нефтедобычи еще меньше. Свыше трети добываемой нефти идет на экспорт. Еще в 1994 году завершилось объединение предприятий этой отрасли в акционерные общества. Было сформировано более десятка компаний, преимущественно на базе нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий и организаций по сбыту нефтепродуктов. В основных регионах были созданы компании нефтяного профили с усеченным циклом (без добычи). Все это сделано в целях единой конкурентной среды и сохранения контроля над полным технологическим циклом (от скважины до колонки). Компании поделили между собой рынки сбыта и зоны влияния в нефтедобыче. Ареной конкуренции должны были стать ближние зарубежья и сфера экспорта. Уровень конкуренции в рамках страны, учитывая разнообразие климатических и экологических условий различен. В одних регионах существует ценовая конкуренция, в других, испытывающих дефицит топлива, конкуренция проявляется в скорости поставок нефтепродуктов. Идет борьба за эффективные рынки сбыта, за мегаполисы. В отличии от нефтяной отрасли в газовой промышленности сложился классический монопольный рынок, где в естественной монополии выступает РАО «Газпром». Этот «кит» российского монополизма уже несколько лет является источником крупной валютной выручки государству от экспорта газа. Целесообразность сохранения единой опоры бюджета в лице «Газпрома» не ставится под сомнение. Акцент был сделан на ограничение свободы действий РАО в сфере цен и издержек производства. Правовым основанием этого стал Указ Президента Российской Федерации 1999 года «Об основных направления структурной реформы в отраслях естественных монополий».  В соответствии с этим указом были исключены 258 непрофильных для «Газпрома» организаций (сельскохозяйственных, строительных). А также указ о снижении до 40% цены на газ для российских потребителей. И иностранное участие в каптале РАО «Газпром» было ограничено на 9%. Таким образом, газовые монополисты поставлены в условия, исключающие бесконтрольность финансовых операций, позволяющим контролировать всю его деятельность.(9, табл.    )

    Таким образом из вышеизложенного следует, что конкуренция является движущей силой, которая развивает рыночную систему. С одной стороны, конкуренция порождается рынком и регулируется только рыночными отношениями, с другой стороны, работа рыночного механизма не возможна без конкуренции, поскольку она стимулирует и поддерживает его жизнедеятельность.

3.4. Перспективы развития свободного предпринимательства в России.

    Рыночная система, есть система свободного предпринимательства. Каждая экономическая система должна давать отчеты на следующие вопросы:

- сколько товаров и услуг следует производить;

- что следует производить, как эту продукцию следует производить;

- кто должен получить эту продукцию;

- каким образом эта система адаптируется к изменениям.

    В рыночной системе эти вопросы решаются без кого-либо принуждения или централизованного руководства. Рыночная система – это сложный механизм координаций, действующий через систему цен и рынков, механизм связи, служащий для объединения действий миллионов различных индивидуумов. Это система хаоса и анархии она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Поскольку предприниматель в рыночной системе руководствуется мотивом получения прибыли и не допущения убытков, постольку они производят лишь те товары, реализация которых принесет прибыль, а не убытки. Выбор товаров для производства происходит через «голосование долларом» (по выражению американских экономистов). Потребители тратят свои доллары на те товары, которые они хотят и в состоянии купить. Если голосов достаточно, предприятие готово производить данный продукт. Можно сказать, что предприниматели не свободны производить то, что они желают. Они должны согласовывать свой выбор продукта для производства с выбором потребителя, либо потерпят убытки и банкротство. В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны принять эффективную организацию и технологию производства, поскольку она приносит наибольшую прибыль. Любой рыночный продукт распределяется между потребителями на основе их желаний и способностей заплатить за него рыночную цену. Конкурентная рыночная система стимулирует технический прогресс. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их ждут убытки либо банкротство. Итак, с уверенностью можно сказать, что предприниматель ориентируется на рыночную систему и рынок. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам продавать, куда эффективнее вкладывать капитал. Все это регулируется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, капиталом. Предприниматель трудится и ориентируется на эти принципы.

    Во всех развитых странах с развитой рыночной системой основная доля выпускаемой продукции приходится на крупнейшие предприятия. Например, в промышленности США определяющую роль играют 200 крупнейших корпораций. В производстве легковых автомобилей действуют три основные корпорации: «Дженерал Моторс», «Форд мотор», «Крайслер»; производство пассажирских самолетов монополизировано тремя корпорациями: «Боинг», «Макдоелл-Дуглас», «Локхид».  Также развиты мелкие частные предприятия: предприятия, принадлежащие корпорациям, образуют основу производственных комплексов. Эти комплексы обрастают множеством мелких и средних предприятий, удовлетворяя потребности корпораций в инструменте, в узлах, разных комплектующих. В основном они функционируют как придатки комплексов на условиях, диктуемых корпорациями.

    Предприятия, имеющие наибольший вес в экономике России и наиболее значимые для экономики нашей страны представлены в таблице 5

    Для определения значимости предприятия использовались четыре показателя. Главный из них - объем выручки – свидетельствует о вкладе компании в формировании национального богатства страны. Второй показатель – объем налоговых отчислений определяет вклад предприятия в формировании доходной части бюджета. В итоговом рейтинге наиболее представительным по количеству предприятий оказались металлурги, а по объему выручки и сумме итоговых рейтинговых показателей – предприятия ТЭК. На наглядных примерах видно, что рыночная система и свободное предпринимательство тесно взаимосвязаны. Без свободного предпринимательства нет современного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Предпринимательство в России следовало бы воспринимать как многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь. И хотя повышается степень зрелости самих российских предпринимателей, в общественном сознании и на практике это сфера деятельности, к сожалению, связывается не только с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, инвестициями в промышленность, строительство и т.д., сколько с посредничеством на рынке, со скупкой и перепродажей товаров с целью наживы, что нередко расценивается как спекуляция. Предпринимательство еще крайне слабо и стимулирует отечественного товаропроизводителя. Предпринимательство тесно взаимодействует со всеми  сферами общества, поэтому его существование должно:

- быть экономически обосновано;

- логично вписываться в систему производственных отношений;

- демонстрировать преимущества перед плановой экономикой и иными предпринимательскими способами хозяйствования;

- обеспечивать более эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, достижений научно технического процесса;

- показывать рост производительности труда.

    Взаимодействие предпринимательства и общества должно выражаться успехами в социальной сфере: повышением благосостояния населения, более полным удовлетворением насущных потребностей людей. Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества, государством. Таким образом, анализируя вышеизложенные факты можно отметить, что:

- во-первых огромную роль в благотворном развитии предпринимательства играет государство, непосредственно государственная система налогообложения. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании возможных услуг;

-  во вторых: инвестиционные процессы играют немаловажную роль в условиях перехода к рыночной экономике, основной задачей является освобождение государства от функций основного инвестора и создания таких условии, при которых предприниматель в экономике будет заинтересован      в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово кредитной и налоговой политики, предоставления различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции в реконструкцию технического перевооружения производства, амортизационной политики, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;

-    в третьих немаловажным вопросом для предпринимательства на современном этапе в России является создание конкурентной среды. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной. Выход из создавшегося положения очевиден. Демонополизация экономики- создание конкурентной среды- защита конкуренции. И первую скрипку в решении этих задач должно играть государство.

- в четвертых   необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития предпринимательства.

 

     Всестороннее развитие предпринимательской деятельности и широкое изучение предпринимательского права становятся важными факторами успеха проводимых в стране экономических реформ.

 

 

 

   

 

36

 



Информация о работе Проблемы развития предпринимательской деятельности в России