Проблемы развития внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
В Российской Федерации постепенно происходит становление новой экономической системы на основе перехода к рыночной экономике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Теории меркантилизма, А. Смита и Д.Рикардо
1.2 Факторы производства и теории Хекшера-Олина, Т. Рыбчинского
1.3 Современные теории М. Портера, Р. Вернона
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
2.1 Товарная и Географическая структуры внешней торговли России
2.2 Анализ внешней торговли России и ряда развивающихся стран
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
3.1 Государственное регулирование внешней торговли России
3.2 Россия и ВТО: проблемы и перспективы
3.3 Проблемы развития внешней торговли России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом 111.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, с международной торговлей могут быть связаны не только положительные, но и отрицательные последствия, что объясняет наличие двух тенденций во внешнеторговой политике свободной торговли и протекционизма [10, c. 285].

 

Нейтрализации негативного эффекта  от роста добывающих отраслей можно добиться введением налога на добычу природных ресурсов и использованием полученных доходов для стимулирования промышленного производства в форме прямого субсидирования, налоговых льгот и т.п. Интересно здесь отметить такой факт: развитие торговли в условиях отсутствия государственного вмешательства может привести к тому, что через какое-то время потребуется реальная и очень серьезная корректировка развития отраслей, т.е. корректировка действия свободных рыночных сил, в данном случае -- поощрение развития обрабатывающей промышленности за счет некоторого сдерживания добывающей.

Теория сравнительной обеспеченности факторами производства основана на двух принципиальных положениях:

страны-участницы внешнеторгового  обмена различаются между собой по составу и величине факторов производства, которыми они наделены. Например, одни страны располагают избытком трудовых ресурсов при относительном недостатке капитала, другие - избытком капитала при относительном недостатке трудовых ресурсов, необходимых для приведения его в действие;товары различаются между собой по величине и структуре затрат разных факторов производства.

Например, производство текстильных  изделий требует большего количества затрат труда при относительно меньшей  величине затрат капитала. В то же время для производства станков страна должна располагать значительными капитальными ресурсами.

Изобилие одного или нескольких факторов в стране обуславливает  их дешевизну по сравнению с теми факторами, которыми данная страна обделена. Так, в стране, наделённой избытком капитала и испытывающей недостаток рабочей силы, капитал будет относительно дешёвым, а рабочая сила - дорогой. Это и предопределяет специализацию стран в международной торговле. Страна будет иметь сравнительные преимущества и, следовательно, экспортировать те товары, производство которых использует фактор, имеющийся в ней в изобилии. И, наоборот, она будет специализироваться на экспорте товаров, при производстве которых задействуется фактор, относительно дефицитный в этой стране.

 

1.3 Современные теории  М. Портера, Р. Вернона

 

Вопросы развития международной торговли волновали и современных экономистов. Одной из последних современных  теорий международной торговли стала  теория нашего современника М. Портера.

В 1991 году американский экономист Майкл Портер опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран», изданное в 1993 году, на русском языке под названием «Международная конкуренция». В этом исследовании достаточно подробно проработан новый подход к проблемам международной торговли. Одной из предпосылок этого подхода является следующее: «На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны.

Необходимо понять, как форма  создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе». Успех на внешнем рынке зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии[11, с.198].

Основной единицей конкуренции  по М. Портеру является отрасль, т. е. группа конкурентов, производящих товары или оказывающих услуги и непосредственно  соперничающих между собой. В отрасли производятся продукты со сходными источниками конкурентного преимущества, хотя границы между отраслями всегда достаточно расплывчаты. На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасли влияют два главных момента.

 

1.Структура отрасли, в которой действует фирма, т. е. особенности конкуренции. На конкуренцию в отрасли оказывают воздействие пять факторов (или сил по М. Портеру):

 

1.1)появление новых конкурентов;

 

1.2)появление товаров или услуг-заменителей;

 

1.3)способность поставщиков торговаться;

 

1.4)способность покупателей торговаться;

 

1.5)соперничество уже имеющихся  конкурентов между собой.

 

Эти пять факторов определяют прибыльность отрасли, поскольку они влияют на цены, устанавливаемые фирмами, их расходы, капиталовложения и др[12, с.10].

 

С появлением новых конкурентов снижается общий потенциал прибыльности в отрасли, так как они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка, а с появлением товаров или услуг-заменителей ограничивается цена, которую фирма может запросить за свой товар.

Поставщики и покупатели, торгуясь, извлекают свою выгоду, что может  привести к снижению прибыли фирмы.

Платой за конкурентоспособность  при соперничестве с другими  фирмами являются либо дополнительные расходы, либо снижение цены, а в результате -- сокращение прибыли.

Значение каждого из пяти факторов определяется его основными техническими и экономическими характеристиками. Например, способность покупателей  торговаться зависит от того, сколько  у фирмы покупателей, какая часть сбыта приходится на одного покупателя, является ли цена товара значительной частью общих расходов покупателя, а угроза появления новых конкурентов от того, насколько трудно новому конкуренту «внедриться» в отрасль.

 

2. Позиция, которую занимает фирма в отрасли.

Позиция фирмы в отрасли определяется прежде всего конкурентным преимуществом. Фирма опережает своих соперников, если имеет стабильное конкурентное преимущество:

 более низкие издержки, свидетельствующие  о способности фирмы разрабатывать,  выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурентов. Продавая товар по такой же или примерно такой же цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль. Так, корейские фирмы, выпускающие сталь и полупроводниковые приборы с низкими издержками используют низкооплачиваемую, но весьма производительную рабочую силу в сочетании с современной технологией и оборудованием, закупленными за рубежом или изготовленными по лицензиям;

дифференциация товаров, т.е. способность  фирмы удовлетворять потребности покупателя, предлагая товар либо более высокого качества, либо с особыми потребительскими свойствами, либо с широкими возможностями послепродажного обслуживания. Так, немецкие станкостроители используют стратегию дифференциации, основанную на высоких технических характеристиках продукции, надежности и быстром техническом обслуживании, что позволяет им диктовать высокие цены и при равных с конкурентами издержках получать большую прибыль.

Конкурентное преимущество дает более  высокую продуктивность, чем у  конкурентов.

Другим важным фактором, влияющим на позицию фирмы в отрасли, является сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма  в рамках своей отрасли. Фирма  должна решить для себя, сколько разновидностей товаров выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира продавать свою продукцию и в каких родственных отраслях конкурировать[13,с.456].

 

 

Виды деятельности фирмы объединены в так называемую цепочку ценностей. Все они вносят свой вклад в потребительную стоимость. Их можно условно подразделить на две категории:

первичная деятельность (производство, сбыт, доставка и обслуживание товара);

вторичная деятельность (обеспечение компонентами производства: технологией, людскими ресурсами и т. д. или выполнение функций инфраструктуры для поддержки другой деятельности, т. е. поддерживающая деятельность).

В зависимости от выбранной конкурентной стратегии определяются способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности, и вся цепочка ценностей. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют различное значение для достижения конкурентного преимущества. Так, для продукции отраслей машиностроения большое значение имеют развитие технологии, качество сборки и послепродажное обслуживание, а для производства моющих средств реклама.

Цепочка ценностей фирмы это  система видов деятельности, между  которыми существуют связи, возникающие, когда способ осуществления какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других видов деятельности. Управление этими связями может стать решающим источником конкурентного преимущества.

Фирмы добиваются конкурентного преимущества, если находят новые способы конкуренции  в своей отрасли и выходят с ними на рынок, т. е. осуществляют «нововведения». Под нововведением в широком смысле подразумевается совершенствование технологии, способов и методов ведения дел. Конкретно обновление может выражаться в изменении товара или производственного процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях распространения товара и новых концепциях сферы конкуренции и др.

Наиболее типичными причинами  новаций, позволяющими достичь конкурентного  преимущества, являются:

-новые технологии (производство  рентгеновской аппаратуры в Германии);

-новые или изменившиеся запросы  покупателей (американские компании  быстрого питания);

-появление  нового сегмента отрасли (производство  малогабаритных многоцелевых автопогрузчиков  в Японии);

-изменение  стоимости или компонентов производства (изменение соотношения стоимости рабочей силы в странах);

-регулирование  на уровне правительства (стандарты,  охрана окружающей среды, торговые  ограничения и др.).

Фирмы, которые  первыми отреагировали на изменение  структуры отрасли, получают преимущество, позволяющее им использовать эффект масштаба, снижать издержки, создавать фирменный имидж и налаживать отношения с клиентами в то время, когда жесткой конкуренции еще нет, а также выбирать каналы распространения, выгодные источники сырья и др.

Само нововведение конкуренты могут скопировать, но преимущества, полученные благодаря быстрой реакции  на изменение структуры отрасли, часто остаются за фирмой-новатором.

В процессе обновления большую роль играет информация, которая  конкурентов не интересует или которая им недоступна либо доступна всем, но обработана по-новому.

Продолжительность удержания конкурентного преимущества зависит:

-от источников  конкурентного преимущества. Преимущества  низкого уровня, такие, как дешевая  рабочая сила или сырье, довольно легко могут получить и конкуренты (производство бытовой электроники в Юго-Восточной Азии). Этого же уровня преимущество основано на использовании эффекта масштаба от применения технологий или оборудования и т. д. При появлении новой технологии такой эффект масштаба быстро исчезает.

Преимущества  более высокого уровня (патентованная  технология, уникальные товары или  услуги, репутация фирмы, тесные связи  с клиентами) можно удерживать более  длительное время. Достижение таких  преимуществ возможно при условии долговременных и интенсивных капиталовложений;

-от количества  имеющихся у фирм явных источников  конкурентного преимущества;

-от постоянной  модернизации производства и  других видов деятельности.

Для удержания  позиций фирмам иногда приходится отказываться от имеющихся преимуществ, чтобы добиться новых. Например, внедрение новых технологий корейскими судостроителями позволило снизить затраты на рабочую силу, хотя у Кореи еще было преимущество в этом отношении[15, с.345].

 

Все, что говорилось выше о конкуренции и конкурентной стратегии, в одинаковой степени может относиться как к внешнему, так и внутреннему рынку. В то же время международная конкуренция имеет некоторые особенности.

М. Портер выделяет два типа отраслей в зависимости  от особенностей конкуренции:

-множественно-национальные (multidomestic) отрасли, для которых  характерно то, что в каждой  стране конкуренция протекает  по-разному, т. е. в международном  масштабе такая отрасль представляет  собой совокупность национальныхотраслей. Проводить единую стратегию в таких отраслях невозможно. Примером такой отрасли могут служить сберегательные банки;

-глобальные  отрасли, которые имеют единое  поле конкуренции по всему  миру. В таких отраслях получение  конкурентного преимущества приобретает  особо важное значение в связи с возможностью его всемирного использования. Именно в таких отраслях необходимо разрабатывать не просто конкурентную стратегию, а глобальную, т. е. вырабатывать и внедрять единый подход к продаже продукции во многих странах. Сам факт функционирования многонациональных компаний (МНК) еще не означает наличия глобальной стратегии, поскольку в множественно-национальных отраслях филиалы МНК действуют автономно.

М. Портер выделяет два способа достижения и использования  конкурентного преимущества при  глобальной стратегии.

1. Конфигурация деятельности, т. е. размещение различных видов деятельности в разных странах для того, чтобы использовать их особенности.

При сосредоточении различных видов деятельности производство осуществляется в одной стране, а  выход на внешний рынок -- путем экспорта товаров, при их рассредоточении производство осуществляется в разных странах, а выход на внешний рынок -- посредством прямых зарубежных инвестиций.

Информация о работе Проблемы развития внешней торговли России