Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:29, курсовая работа
Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
В Российской Федерации постепенно происходит становление новой экономической системы на основе перехода к рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Теории меркантилизма, А. Смита и Д.Рикардо
1.2 Факторы производства и теории Хекшера-Олина, Т. Рыбчинского
1.3 Современные теории М. Портера, Р. Вернона
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
2.1 Товарная и Географическая структуры внешней торговли России
2.2 Анализ внешней торговли России и ряда развивающихся стран
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
3.1 Государственное регулирование внешней торговли России
3.2 Россия и ВТО: проблемы и перспективы
3.3 Проблемы развития внешней торговли России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вариант A - сохранение уровня мировых цен на нефть в 2013-2015 годах в диапазоне 110-120 долларов за баррель. В условиях сохранения относительно жесткой фискальной политики повышение уровня цен на нефть относительно базового сценария лишь в незначительной степени будет стимулировать рост производства. В 2013 году ВВП будет расти быстрее чем в базовом варианте на 0,2 п.п. за счет опережающего роста инвестиций на 1,5 п.п. и оборота розничной торговли на 0,9 п.п. (в 2015 году темпы роста ВВП будут на 0,1 п.п. выше варианта 2 за счет опережающего роста инвестиций на 0,2 п.п. и оборота розничной торговли на 0,3 п. пункта). Большая часть дополнительного прироста внутреннего спроса будет ориентирована на приобретение импортной продукции.
В 2014-2015 годах эффект от ускорения динамики цены на нефть в 2013 году будет практически полностью исчерпан и темпы роста ВВП будут приблизительно соответствовать базовому сценарию. Увеличение стоимостных объемов экспорта приведет к сохранению сильного курса рубля и его стабилизации на уровне 29,4-30 рублей за доллар. Вариант предполагает более сильное присутствие Банка России на валютном рынке для недопущения более быстрого укрепления обменного курса. Несмотря на высокие цены на нефть, профицит счета текущих операций будет сокращаться и к 2015 году составит всего 5 млрд. долларов США за счет более быстрого роста импорта. Предполагаемый в варианте С приток капитала в целом будет сохранять устойчивость платежного баланса.
Вариант B характеризуется значительным замедлением мирового экономического роста и снижением цены нефти к 2013 году до 80 долларов за баррель, а также сильным замедлением спроса на экспортируемую Россией продукцию. Экспортные доходы в 2014 и 2015 годах снижаются приблизительно на 100 млрд. долларов США по сравнению с базовым сценарием, что отражается на быстром ослаблении обменного курса до 39-41 рублей за доллар. Меньшая прибыль экспортеров, большее неприятие рисков у инвесторов, а также возможное сохранение оттока капитала могут привести к приостановке инвестиционного роста в 2013 году. В последующие годы рост инвестиций будет находиться на уровне 2,9-5,5 процента. Ослабление обменного курса ускорит рост потребительских цен, который в среднегодовом выражении составит 107-108,5% в 2013-2014 годах. Усиление инфляционных процессов и снижение потребительской уверенности понизят возможности роста оборота розничной торговли до 1,5% в 2013 году и до 2,7-3,6% в 2014-2015 годах. При этом значительное снижение обменного курса приведет к относительной стабилизации объемов импорта и ускорению роста выпуска несырьевых обрабатывающих производств. В 2013 году рост ВВП замедлится до 0,5% и ускорится до 2-3% в 2014-2015 годах. В случае ограничения масштабов коррекции курса рубля торможение роста ВВП может оказаться сильнее, хотя уровень инфляции может оказаться ниже.
В случае более сильного снижения цены на нефть до уровня 60 долларов за баррель в 2013 году потери российской экономики существенно возрастут, но при этом будут ниже, чем в 2009 году. В этом сценарии Россия потеряет в 2013 году приблизительно 30% экспортной выручки по сравнению с 2012 годом. Ухудшение уверенности инвесторов и ожидание снижения стоимости рубля приведут к усилению чистого оттока капитала, который увеличится в 2013 году до 80 млрд. долларов США. Эти тенденции приведут к ослаблению курса рубля в реальном выражении на 15-16% - по отношению к рублю в среднем за год стоимость доллара повыситься до 46 рублей. Такая коррекция обменного курса позволит сохранить положительные значения счета текущих операций. Ослабление рубля существенно ускорит инфляцию, которая в среднегодовом выражении увеличится до 11,9% против 5,2% в 2012 году. В условиях ухудшения потребительских и инвестиционных ожиданий безработица вырастет до 7,7% с 6,1% в 2012 году. Динамика реальных располагаемых доходов в отличие от предыдущего кризиса примет отрицательные значения, в 2013 году доходы сократятся на 3,7 процента. На этом фоне ожидается повышение сберегательной активности населения, что в сочетании с сокращением доходов приведет к снижению оборота розничной торговли на 3,8% в 2013 году. Инвестиционный спрос снизится в еще большей степени в результате снижения доходов экспортеров, замедления кредитной активности и ухудшения общей уверенности инвесторов. В целом ВВП России может сократиться на 2,7% по отношению к 2012 году. Наиболее вероятно, что падение цен на нефть до 60 долларов за баррель не будет устойчивым. Нормализация внешних условий и повышение цены на нефть до 75-85 долларов за баррель в 2014-2015 гг. приведет к возобновлению роста ВВП на уровне 2,0-2,9% в год. Реальный эффективный курс начнет укрепляться на фоне роста заработной платы, инвестиции вырастут на 3,7-7,0%, ожидается оживление роста розничной торговли до 2,8-4,0 процента.[22]
Ключевые внешние риски для российской экономики связаны с продолжением кризиса в еврозоне, страны которой являются основными потребителями товаров российского экспорта, с ростом опасений относительно «жесткой посадки» экономики Китая, а также с угрозой падения экономики США c«фискального обрыва» под влиянием одновременного сокращения государственных расходов и истечения срока налоговых льгот, ожидающегося в начале 2013 г. Слабая предсказуемость процессов, связанных с действием указанных факторов, допускает широкий спектр возможных сценариев развития событий на будущее, существенно затрудняя выбор оптимального курса экономической политики России.[21.c.12]
В сфере экономической политики также имеются внутренние источники неопределенности.Если до парламентских (декабрь 2011 г.) и президентских (март 2012 г.) выборов они были связаны с характером политического курса нового руководства страны, то после выборов главной проблемой экономической политики стало согласование обещаний, данных в предвыборный период, с ресурсными возможностями и объективными потребностями российской экономики. События 2012 г., в т.ч. отмеченные выше тенденции в сфере политики бюджетных расходов, позволяют говорить об усугублении отмеченного нами в прошлогоднем прогнозе дрейфа экономической политики от целей развития к приоритетам социально-политического характера. Несмотря на то, что в одном из первых указов В.Путина в должности Президента «О долгосрочной государственной экономической политике» (указ №596 от 7 мая 2012 г.) были сформулированы амбициозные цели создания новых высокопроизводительных рабочих мест (25 млн. к 2020 г.) и радикального улучшения инвестиционного климата (благодаря чему в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Россия должна подняться с 120-го места в 2011 г. на 50-е в 2015 г. и на 20-е – в 2018 г.), реальных шагов в этом направлении не последовало. Более того, в середине 13сентября 2012 г. ЦБР повысил ставку рефинансирования с 8,0% до 8,25%, а в начале октября 2012 г. озвучил позицию, в соответствии с которой риски замедления экономического роста стали «не так высоки, как риски ускорения инфляции». Парадоксальным образом ЦБР продемонстрировал готовность к ужесточению денежно-кредитной политики именно тогда, когда центральные банки ведущих стран анонсировали развернутые программы стимулирующих мер.Между тем, потребность в активных мерах по стимулированию экономического роста в России сохраняется. Несмотря на то, что к началу 2012 г. российская экономика формально вернулась на докризисный уровень ВВП, показатели в отдельных отраслях народного хозяйства и регионах страны оставались ниже докризисных.
К середине 2012 г. более трети регионов не смогли преодолеть последствия спада промышленного производства, причем наиболее серьезная ситуация наблюдалась в регионах металлургической и машиностроительной специализации. В этих условиях «деприоритезация» поддержки экономического роста выглядит крайне спорным, а с учетом отмеченного выше нарастания неопределенности в мировой экономике – и весьма рискованным решением.В сфере улучшения инвестиционного климата главным достижением 2012 г. стало долгожданное присоединение России к ВТО. По итогам 18-летних переговоров российскому правительству удалось отстоять большинство позиций, заявленных им в качестве приоритетных, включая:
сохранение режима промышленной сборки автомобилей до июля 2018 г.,
запрет на открытие филиалов иностранных банков;9-летний мораторий на открытие филиалов иностранных страховых компаний;сохранение существующего режима льгот для ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях до апреля 2016 г.;установление разрешенных масштабов поддержки сельского хозяйства на уровне выше фактического (со снижением с 9 до 4 млрд. долл. к 2018 г.);сохранение режима тарифного квотирования импорта свинины (до конца 2019 г.),говядины и мяса птицы (бессрочно).Средневзвешенный уровень таможенных пошлин по завершении переходного периода, продолжительность которого по отдельным чувствительным товарам составляет 5–7 лет, будет снижен до 7,1%, т.е. на 3,2 процентных пункта (менее, чем на треть) от среднего уровня, характерного для 2008–2010 гг. Для сравнения, в Китае, который присоединился к ВТО в 2001 г. как развивающаяся страна (с существенно более широкими возможностями защиты внутреннего рынка по сравнению с режимом присоединения для развитых стран, который был использован Россией), к 2011 г. средневзвешенный уровень импортных пошлин снизился с 15,3% до 9,8%, т.е. на 5,5 процентных пунктов (более, чем на треть). Сохранение достаточно высокого уровня торговых барьеров не позволит России в полной мере воспользоваться потенциалом роста эффективности, связанного с улучшением доступа на внутренний рынок импортных товаров и услуг, но в то же время, снизит издержки присоединения в наиболее чувствительных сегментах экономики.[21.c.13-14]
Надежды на дальнейшее совершенствование инвестиционного климата в 2013 г. связаны, в первую очередь, с процессом присоединения России к ОЭСР, а также с практическими
шагами по реализации заявленных на период председательства России в «Большой
двадцатке» приоритетов –
эффективности финансовой системы, развитие правовой базы стимулирования инвестиций и сотрудничества в сфере высоких технологий. После паузы, связанной с парламентскими и президентскими выборами, активизация усилий по улучшению условий ведения бизнеса становится главным приоритетом, если Россия не хочет упустить шанс выйти из глобального кризиса с надежным фундаментом для устойчивого экономического роста.[21.c.14]
Все рассмотренные нами теории международной
торговли внесли большой вклад в
ее развитие. Они объясняют причины
и условия возникновения
Свыше 80% национального экспорта товаров приходится на поставки минерального сырья и полуфабрикатов (продукции первого передела), и весьма незначительная часть (менее 5%) включает поставки высокотехнологичной продукции и наукоемких услуг (машины, оборудование и транспортные средства). Однако высокие темпы роста экспорта в первую очередь связаны с благоприятной ценовой конъюнктурой (так цены на нефть выросли на 36,2%, алюминий - на 20,2, медь - на 52,5% и пр.).
В российском импорте в последние годы упрочились позиции потребительских изделий при одновременном снижении удельного веса инвестиционных товаров.
Все это говорит о том, что внешнеторговая деятельность России имеет ярко выраженный низкотехнологичный характер. Государство постепенно превратилось в сырьевой придаток Запада, безнадежно отставая в своем развитии, теряя те немногочисленные достижения в сфере производства, науки, образования.
Рост российской экономики в последние годы, по большей части носил "компенсационный" характер и был обусловлен в основном неинвестиционными факторами: резкое повышение цен на энергоресурсы на мировом рынке, использование простаивающих мощностей, "проедание" ресурса основных фондов. Вместе с тем данные неинвестиционные факторы трактуются как факторы временного действия или факторы неустойчивого роста. Высокие цены на нефть и другие энергоносители в соответствие с рыночным циклом могут через некоторое время существенно снизиться, а позитивный для производства импульс импортозамещенпия уже ослаб и вряд ли повториться. Тем более что высокие цены на нефть и другие энергоносители уже не оказывают значительною влияния на темпы роста ВВП.
Современное положение России во внешней торговли еще, наверняка, не соответствует ее природному, производственному, научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалам. Мощная природно-ресурсная база, имеющая мировое значение, сохранившийся несмотря на существенные потери производственный, научно-технический и технологический потенциал, высокий уровень образования и квалификации кадров во всех основных сферах деятельности -- эффективное использование всех этих факторов стало основой выхода России из кризисной ситуации 90-х гг. и перехода к динамическому экономическому росту в XXI в.
Основными зарубежными партнерами России являются страны СНГ. Развитие торговли с ближним зарубежьем является приоритетным, что обусловлено следующими факторами. Во-первых, широкие связи уже существуют, их следует не игнорировать, а всемерно сохранять, развивать на новых, рыночных основах. Во-вторых, под эти связи подведена разветвлённая и десятилетиями проверенная транспортная и энергетическая инфраструктура, учитывающая характер и основные направления экономических связей. В-третьих, рынок этих стран достаточно неприхотлив и охотно поглощает готовые изделия России, не находящие спроса в дальнем зарубежье. Это позволяет хоть как-то поддерживать обрабатывающую промышленность нашей страны. В-четвёртых, торговые операции со странами СНГ можно осуществлять без расчётов в дефицитной твёрдой валюте.
Из опыта СНГ выросло и несколько продуктивных инициатив экономического сотрудничества. Сегодня параллельно на основе совпадающих интересов сторон развивается Союзное государство с Белоруссией, ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство. И сообща мы решаем проблемы, которые никто за нас не решит. При этом реально видим, что многостороннее партнерство позволяет это делать с меньшими затратами, с большей эффективностью.
Также крупнейшим партнером является Европейский союз. Совместная реализация нами концепции общих пространств является важным элементом всего общеевропейского развития.
Особое значение для России и для всей международной системы имеют отношения с Соединенными Штатами Америки, с Китайской Народной Республикой, с Индией, а также с быстро набирающими силу странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки. И Россия готова предпринимать все новые шаги для расширения рамок и сфер взаимодействия с этими государствами, а также укреплять сотрудничество в обеспечении глобальной и региональной стабильности, наращивать объемы взаимной торговли, инвестиций, развивать гуманитарные связи.
В экспорте промышленно развитых стран решающая роль отводится машинам и оборудованию, а у большинства развивающихся стран (особенно наиболее отсталых) основная роль в вывозе принадлежит сырью, топливу и продовольствию. Многие развивающиеся страны вообще зависят от экспорта какого-либо одного вида сырьевой продукции. Сейчас такая ситуация наблюдается в нашей стране. Поэтому необходимо срочно приступать к изменению структуры внешней торговли.
Информация о работе Проблемы развития внешней торговли России