Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:29, курсовая работа
Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
В Российской Федерации постепенно происходит становление новой экономической системы на основе перехода к рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Теории меркантилизма, А. Смита и Д.Рикардо
1.2 Факторы производства и теории Хекшера-Олина, Т. Рыбчинского
1.3 Современные теории М. Портера, Р. Вернона
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
2.1 Товарная и Географическая структуры внешней торговли России
2.2 Анализ внешней торговли России и ряда развивающихся стран
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
3.1 Государственное регулирование внешней торговли России
3.2 Россия и ВТО: проблемы и перспективы
3.3 Проблемы развития внешней торговли России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
При размещении видов деятельности страна выбирается по следующим критериям: минимальная стоимость факторов; наличие необходимых условий для проведения НИОКР; возможность получения доступа к специализированным навыкам; степень развития отношений с клиентами и др.
2. Координация деятельности филиалов, которая включает: обмен информацией; распределение ответственности , согласование усилий.
Координация сама может быть конкурентным преимуществом, поскольку способствует накоплению знаний и опыта, полученных в разных местах. Благодаря ей у фирм появляется возможность более быстро реагировать на изменения ситуации на рынке[16,c.345].
Теория Познера -- это динамическое развитие идеи сравнительных преимуществ страны, которыми она обладает и которые использует для ведения выгодной торговли. Познер полагал, что основой торговли могут быть не только данные или имеющиеся ум страны преимущества, но и приобретенные в результате различных событий, например вследствие ускоренного развития науки, ее приоритетного финансирования, импорта интеллектуальных трудовых ресурсов из-за рубежа и пр. Временные сравнительные преимущества в обладании знаниями, воплощенными в производство, по стране снижать издержки производства и таким образом выигрывать конкурентную борьбу на внешних рынках. В наибольшей степени теория Познера применима для объяснения торговли между развитыми странами, т.е. странами, которые способны не только выступать в роли технологического лидера, но и достаточно быстро имитировать новые товары с низкими издержками производства.
В последующие годы подход Познера был несколько расширен другими экономистами. Балок (1963) исследовал взаимосвязь между неравными (с точки зрения обладания технологиями) партнерами более детально и пришел к выводу, что, однажды утратив свой динамизм -- степень или скорость введения инноваций, страна может навсегда остаться в положении следующего за технологическим лидером или попасть в порочный круг технологического отставания. Такая ситуация сложилась, например, в послевоенной Великобритании. Низкие темпы роста английской экономики препятствовали разработке и внедрению инноваций, что вынуждало страну наращивать импорт технологичных товаров.
Возникающий в результате этих процессов
дефицит торгового баланса
Теория «цикла жизни продукта, разработанная в 1966 году Р.Верноном, является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. Она более точно отражает реальное состояние международного разделения труда в современном периоде. В соответствии с этой теорией, каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения.
В своей классической статье 1966 г. «Международные инвестиции и международная торговля в жизненном цикле товара» Вернон предложил использовать микроэкономическую концепцию жизненного цикла товара для объяснения такого макроэкономического явления, как зарубежная активность американских МНК в послевоенный период. Он стремился получить ответы на следующие вопросы: где, скорее всего, возникают новые идеи и технологии для создания новых продуктов? где, скорее всего, начинается производство новых товаров? какие обстоятельства ведут к экспорту этих товаров и размещению их производства за рубежом? какие это имеет последствия для потоков международной торговли и международных инвестиций? Опираясь на эмпирический материал о зарубежной деятельности американских фирм в послевоенный период, Вернон предложил простую и оригинальную модель, которая в течение многих лет была одной из наиболее популярных и влиятельных теорий, где факторы, определяющие международную торговлю и международное производство, рассматривались в комплексе[17,c.214]
Вернон предсказывал, что подавляющее
большинство товарных инноваций
будет происходить из богатых
стран с высоким уровнем
Роль стран-имитаторов отводилась другим развитым, а также развивающимся странам. По мере того как новая технология становится достаточно распространенной, а товары, произведенные с ее помощью, вступают в стадию стандартизации, она часто легко перемещается в страны с более низкими трудовыми издержками. Создание отрасли обычно влечет за собой высокие стартовые издержки, развитие специализированных процессов, обучение персонала и т.д. Но когда технология осваивается, начинают прилагаться усилия по ее стандартизации с целью удешевления. Как только технология становится стандартизированной, отпадает необходимость использовать дорогую, высококвалифицированную рабочую силу или специальные производственные процессы. Поэтому издержки производства постепенно падают. По достижении этой стадии -- стадии стандартизации, трансферт технологии в страны с низкими трудовыми издержками становится относительно легким.
В то время как теория технологического разрыва подчеркивает важность временного лага в процессе имитации товара, модель жизненного цикла товара делает упор на процесс стандартизации. В соответствии с этими моделями ожидается, что наиболее высокоразвитые индустриальные страны будут экспортировать нестандартизованные товары, произведенные при помощи новых и более продвинутых технологий, и импортировать произведенные при помощи устаревших или менее продвинутых.
Эта теория, безусловно, отличается (или, по крайней мере, отличалась) очень высокой степенью достоверности. Один из наиболее показательных примеров -- это случай с производством полупроводников. Полупроводники, или транзисторы, были изобретены в США, но в течение 1950-х -- 1960-х гг. их производство распространилось в Западную Европу и Японию. Столкнувшись с возрастающей конкуренцией производителей из развитых стран, США начали перемещать производство в развивающиеся страны, и с течением времени страны Юго-Восточной Азии стали основными производителями полупроводников. Страны с высоким уровнем заработной платы, возможно, сначала теряют, а затем восстанавливают свое относительное преимущество в определенном товаре, по мере того как новая волна инноваций восстанавливает их былое-технологическое превосходство. Так, развитие кремниевых (силиконовых) чипов восстановило лидерство США в производстве полу проводников перед тем, как технологическое преимущество снова переместилось в развивающиеся страны.
Как соотносится модель Вернона
с теорией сравнительных
Вернон показал, что в этом подходе относительные трудовые затраты играют ключевую роль в определении сравнительного преимущества. Более того, следует ожидать, что обнаруженное сравнительное преимущество будет постоянно изменяться с течением времени, поскольку страны с высокими затратами ориентируют свое производство на новые технологии. По мере того как производство перемещается в страны с более дешевой рабочей силой, сравнительное преимущество для такого производства перемещается из индустриальных в менее развитые страны. Поэтому с определенной точки зрения модель жизненного цикла товара можно рассматривать не как альтернативную концепцию международной торговли, а как своеобразное расширение базовой модели Х-О, где статическое сравнительное преимущество трансформируется в динамическое[6,c.179].
Одна из привлекательных черт этой теории состоит в том, что она дает нам динамическую модель торговли, в которой товарная структура торговли изменяется с течением времени, по мере того как товары проходят различные стадии своего жизненного цикла. Как и в случае с теорией технологического разрыва, страна может эффективно использовать сравнительное преимущество в течение определенного периода времени, потому что она владеет ноу-хау, пока недоступными для производителей в других странах. Однако, в отличие от теории технологического разрыва, теория жизненного цикла товара включает в себя и процесс прямых иностранных инвестиций как элемент общего динамического процесса. В этом случае технология передается за рубеж и производство смещается в другие страны. Этот подход к объяснению международного производства стал на самом деле расширением неоклассической теории пространственного распределения факторов производства.[6,c.180].
Особо следует отметить значительный вклад в развитие теории международной торговли М. Портера - автора теории международной конкуренции. Большое внимание в ней уделяется формированию национальной макросреды в процессе взаимодействия основных детерминантов, определяющих конкурентные преимущества ведущих отраслей и фирм на мировом рынке. Теория конкуренции связывает включение страны и отдельной фирмы в международную торговлю с условиями конкуренции, преимуществами в конкурентоспособности своих товаров, поступающих на внешний рынок. Доктрина подобия стран объясняет преимущественное развитие международной торговли между одинаковыми странами, в том числе передовыми, большей взаимо приспособленностью их рынков. Она имеет практическое значение и для разработки внешнеэкономической стратегии России.
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
2.1Анализ Товарной и Географической структуры внешней торговли России
за 2011-2012г.
По данным таможенной статистики в
2012 году внешнеторговый оборот России
составил 837,2 млрд.долларов США и
по сравнению с 2011 годом возрос на 1,8%, в
том числе, со странами дальнего зарубежья
– 719,5 млрд.долларов США, со странами СНГ
– 117,7 млрд.долларов США.
Сальдо торгового баланса сложилось
положительное в размере 212,2 млрд.долларов
США, что на 1,3 млрд. долларов США больше,
чем в 2011 году. При этом в торговле со странами
дальнего зарубежья сальдо равнялось
175,1 млрд.долларов США (снижение на 1,3 млрд.долларов
США), со странами СНГ – 37,1 млрд. долл. США1
(рост на 2,5 млрд.долларов США).
Экспорт России в 2012 году составил
524,7 млрд.долларов США и по сравнению с
предыдущим годом увеличился на 1,6%. В общем
объеме экспорта на долю стран дальнего
зарубежья в 2012 году приходилось 85,2%, на
долю стран СНГ – 14,8%.
Основу российского экспорта в 2012 году
в страны дальнего зарубежья составили
топливно-энергетические товары, удельный
вес которых в товарной структуре экспорта
в эти страны составил 73,0% (в 2011 году –
72,7%).
В 2012 году по сравнению с 2011 годом стоимостной
объем топливно-энергетических товаров
увеличился на 2,6%, а физический снизился
на 7,2%.
Среди товаров топливно-энергетического
комплекса возросли физические
объемы экспорта в страны дальнего зарубежья
угля каменного на 18,8%, топлив жидких –
на 3,5%. Сократились объемы экспорта бензина
автомобильного на 42,4%, кокса - на 15,6%, дизельного
топлива – на 0,5%, газа природного – на
3,9%, электроэнергии – на 30,2%, нефти сырой
- на 1,3%.[18]
В общем стоимостном объеме экспорта
в страны дальнего зарубежья доля металлов
и изделий из них в 2012 году составила 8,3%
(в предыдущем году – 9,1%). Стоимостной
объем экспорта указанных товаров снизился
по сравнению с 2011 годом на 6,2%, а физический
возрос на 2,9%. Физические объемы экспорта
черных металлов и изделий из них возросли
на 2,7%, в том числе: полуфабрикатов из железа
и нелегированной стали – на 16,7%, ферросплавов
– на 15,4%. Физические объемы экспорта меди
увеличились на 35,0%; никеля и алюминия
– на 12,0% и 3,5% соответственно.
Доля экспорта продукции химической промышленности в 2012 году составила
5,6% (в 2011 году – 5,8%). По сравнению с 2011 годом
стоимостной объем экспорта этой продукции
снизился на 1,0%, а физический возрос –
на 4,6%, в том числе возросли физические
объемы экспорта калийных удобрений –
на 20,6%, метанола – на 19,8%, органических
химических соединений – на 10,9%, смешанных
удобрений – на 4,6%.
Доля экспорта машин и оборудования в
2012 году осталась на уровне предыдущего
года и составила 3,6%. По сравнению с 2011
годом стоимостной объем поставок машин
и оборудования увеличился на 2,2%, в том
числе: железнодорожного оборудования
– на 20,1%, механического оборудования
- на 11,8%, инструментов и аппаратов оптических
– на 6,3%, электрического оборудования
- на 2,0%. Стоимостные объемы поставок средств
наземного транспорта (кроме железнодорожного)
возросли на 10,4%.
Доля экспорта продовольственных товаров
и сырья для их производства в товарной
структуре экспорта в 2012 году составила
2,8% (в 2011 году – 2,1%). По сравнению с 2011 годом
стоимостные объемы поставок этих товаров
возросли на 36,6%, а физические – на 30,2%.
Физические объемы экспорта продовольственных
товаров увеличились в основном за счет
экспорта зерновых культур. Значительно
возросли физические объемы экспорта
семян подсолнечника и растительного
масла.
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных
изделий в 2012 году составила 1,8%
(в 2011 году – 2,1%). Стоимостной объем экспорта
данной товарной группы по сравнению с
2011 годом снизился на 11,6%, физический –
на 7,7%. Физические объемы экспорта необработанных
лесоматериалов снизились на 16,8%, пиломатериалов
– на 3,4%. бумаги газетной - на 6,5%. Физический
объем экспорта целлюлозы возрос на 11,5%.
Информация о работе Проблемы развития внешней торговли России