Проблемы развития внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
В Российской Федерации постепенно происходит становление новой экономической системы на основе перехода к рыночной экономике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Теории меркантилизма, А. Смита и Д.Рикардо
1.2 Факторы производства и теории Хекшера-Олина, Т. Рыбчинского
1.3 Современные теории М. Портера, Р. Вернона
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
2.1 Товарная и Географическая структуры внешней торговли России
2.2 Анализ внешней торговли России и ряда развивающихся стран
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
3.1 Государственное регулирование внешней торговли России
3.2 Россия и ВТО: проблемы и перспективы
3.3 Проблемы развития внешней торговли России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом 111.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Активная роль государства в  предоставлении долгосрочных и среднесрочных  кредитов объясняется тем, что коммерческие банки неохотно идут на финансирование, связанное с длительным вложением  средств и большим риском.

В основе расширения государственной системы страхования экспорта лежит политическая и экономическая неустойчивость. Эта система в какой-то мере гарантирует компании от рисков, связанных с неплатежеспособностью покупателей, инфляционным ростом цен [28, c. 179].

 

Назначение государственного страхования  экспорта заключается в том, чтобы  максимально обезопасить и удешевить  вывоз товаров, а, следовательно, стимулировать  внешнеэкономическую деятельность компаний.

Важными финансовыми инструментами  форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую, а иногда и производственную деятельность.

Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуются по цене ниже издержек производства. Прибегая к демпингу, экспортеры пытаются внедриться на рынок, увеличить объем продаж, вытеснить конкурентов. Для борьбы с этим явлением во многих странах разработано антидемпинговое законодательство. Нормы этого законодательства применяются в тех случаях, когда демпинг угрожает причинить ущерб торговле на внутреннем рынке. В этом случае страна-импортер имеет право облагать конкретный товар помимо обычной пошлины и антидемпинговой, минимизируя тем самым разницу цен по отношению к отечественным аналогам.

 

Основными формами налоговых льгот  для предприятий-экспортеров являются установление различного рода компенсаций, расширение круга товаров, на которые распространяется льготный режим налогообложения, отсрочка уплаты налогов. Компаниям, экспортирующим продукцию, государство разрешает создавать не облагаемые налогом денежные фонды.

 

Субсидирование экспорта осуществляется в основном в определенных секторах международной торговли. Оно используется, в первую очередь, для форсирования сбыта сельскохозяйственных товаров и промышленных товаров, требующих при изготовлении крупных финансовых ресурсов (суда, авиационная техника и др.).

 

Государство вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособности компаний, способствуя мероприятиям по совершенствованию технологии производства, созданию рациональной структуры производственных мощностей. Для снижения неблагоприятного влияния высоких издержек производства на уровень цен правительство использует субсидирование. В конечном счете эта форма государственной поддержки иногда оборачивается против пользующихся ею компаний. Фирмы-экспортеры заранее рассчитывают свои издержки с учетом предоставляемых им правительственных льгот. Уменьшение масштабов субсидирования приводит к снижению конкурентоспособности компаний. Компании становятся зависимыми от поддержки правительства и неспособными к ведению конкурентной борьбы без этой опоры, а невозможность получить в нужный момент субсидию становится равносильно банкротству.

Желая способствовать экспорту, государственные  органы оказывают экспортерам помощь в выявлении перспективных рынков, предоставлении различной информации, организации торговых выставок и  ярмарок в других странах.

 

Изменение параметров государственного участия в экономике

В 2012 г. произошло два знаковых события, возродивших осторожные надежды  на сокращение избыточного государственного контроля над хозяйственными активами и расширение сферы действия рыночной мотивации в ключевых отраслях экономики страны. Первое новшество было связано с изменением правового регулирования добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О недрах»,пользователями недр на шельфовых участках недр федерального значения могут быть только компании с государственным участием в капитале, превышающем 50%, и имеющие более чем пятилетний опыт освоения российских шельфовых месторождений. В настоящее время данным условиям удовлетворяют лишь государственные компании «Газпром» и «Роснефть». Согласно

расчетам Министерства природных  ресурсов и экологии РФ, с учетом реальных возможностей этих компаний освоение шельфовых месторождений  России может занять 165 лет. Очевидная бесперспективность подобного сценария повлекла за собой радикальный пересмотр условий реализации шельфовых проектов. Его ключевыми элементами стали предложения по изменению налогового режима и допуск на шельф частных добывающих компаний. В феврале 2012 г. с инициативой о допуске частных компаний к участию в шельфовых проектах выступил В. Путин (тогда еще в должности премьер-министра России), признавший, что монополия двух государственных компаний-гигантов на разработку шельфовых месторождений сдерживает развитие добычи. Вскоре после этого (12 апреля 2012 г.), на совещании с участием глав нефтегазовых компаний В.Путин обозначил основные параметры нового налогового режима, который будет применяться к новым проектам добычи углеводородного сырья на шельфе.Эти параметры заключаются в следующем:все шельфовые проекты подразделяются на 4 категории по степени сложности, в соответствии с которыми будут дифференцированы уровни налогообложения (к четвертой, максимально льготной в налоговом отношении категории отнесены наиболее сложные по условиям реализации проекты в Арктике, включая месторождения на севере Баренцева моря) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет исчисляться в процентном отношении к цене реализации нефти и газа (принцип роялти) и составит для проектов первой категории сложности 30%, для второй – 15%, для третьей – 10%, для четвертой – 5% экспортные пошлины будут отменены для всех категорий шельфовых проектов порядок начисления налога на прибыль планируется оставить без изменений, однако может быть изменен порядок расчета доходов и расходов по отдельным лицензионным участкам, а также сроки переноса убытков на будущее.[21.c10-11]

 

3.2 Россия и ВТО:  проблемы и перспективы

ВТО или Всемирная Торговая Организация  — это международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли. Основные принципы ВТО: равные права, взаимность и значимость.

Итак 22 августа 2012 года Россия официально стала 156-м членом ВТО. Рассмотрим целесобразность  данного события отметив предположительные  плюсы и минусы .

Из положительных последствий  вступления России в ВТО можно  выделить следующие:

 

Снижение пошлин. Как результат  — импортируемые товары станут дешевле. Снизятся также и экспортные пошлины, что приведет к тому, что российский экспорт также увеличится. От этого выиграют прежде всего сырьевые отрасли.

 

Иностранные компании будут более  активно работать на российском рынке  и усилится конкуренция. Как результат  — российские товары также станут дешевле.

 

Вступление в ВТО — серьезный  шаг для страны. Российская внешнеэкономическая деятельность станет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций Также, вероятно, курс рубля станет менее волатильным.

 

Из отрицательных последствий  вступления России в ВТО можно выделить следующие:

 

Весьма вероятно, что многие Российские компании окажутся неконкурентоспособными. Как результат — потеря рабочих  мест, увеличение количества безработных. Особенно серьезными последствия будут  в моногородах, где из-за банкротства градообразующего предприятия может возникнуть социальный взрыв.

 

Российская экономика потеряет существенную гибкость в вопросах внешнеэкономической  деятельности. К примеру, мы уже не сможем так рьяно защищать наш  автопром, который сейчас находится  в «тепличных» условиях, а в периоды засухи не сможем вводить эмбарго на сельскохозяйственную продукцию, как это было в 2010г.

 

Нам будет сложнее избавиться от сырьевой зависимости.

 

Уменьшение экспортных пошлин приведет к еще большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счет выпуска государственных облигаций Это может привести к увеличению государственного долга с соответствующими последствиями.

Как видим, отрицательные последствия  также весьма существенны.[19]

 

Вступление России во Всемирную  торговую организацию имеет множество преимуществ, но необходимо максимально страховаться от потенциальных рисков, заявил Владимир Путин на заседании Совета безопасности.  
Президент назвал присоединение к ВТО важнейшим событием года и напомнил, что этот процесс продолжался 18 лет. "Мы последовательно шли к этой цели, без спешки, хочу обратить на это внимание, – имея в виду необходимость обеспечения наших экономических интересов; долго спорили с нашими партнёрами, защищая наши интересы. Но есть и угрозы, есть и преимущества, и мы теперь по максимуму должны использовать преимущества этого шага, при этом ясно видеть, понимать риски и проблемы, которые у нас возникают в связи с присоединением к Всемирной торговой организации", - сказал он.  
 
 По словам Путина, вступление во Всемирную торговую организацию – это серьёзный вызов для конкурентоспособности, но оно может стать стимулом для модернизации национальной экономики, для улучшения делового климата в стране и позволит России занять более выгодные позиции в системе международного разделения труда, повысить привлекательность рынка для вложения капиталов и прямых инвестиций.  
 "Реализовать преимущества вступления в ВТО мы можем только за счёт целенаправленной, эффективной, согласованной политики. Речь идёт об активном продвижении отечественной продукции на рынки других стран, о масштабном привлечении иностранных инвестиций под создание новых производств, причём ориентированных не только на внутренний рынок, но и, разумеется, на мировые рынки, на экспорт", - добавил глава государства.  
 Он также отметил, что, будучи членом ВТО, Россия сможем полноценно участвовать в формировании международных правил торговли, а значит, наравне с другими странами получать для своих товаров удобный национальный режим на внешних рынках. Появится дополнительная возможность отстаивать свои интересы в органах Всемирной торговой организации по решению споров.  
 Вместе с тем, заявил президент, потребуются более сложные и гибкие инструменты регулирования, включая широкое применение защитных, компенсационных и антидемпинговых мер, "тем более что наш бизнес нередко жалуется на излишнюю длительность процедур и нерешительность уполномоченных структур по принятию защитных шагов". Сегодняшнюю ситуацию на глобальных рынках характеризуют низкий спрос и низкая инвестиционная активность, поэтому существует риск, что Россия не сможет получить быстрые позитивные результаты от участия в ВТО, сказал Путин.  
 Он подчеркнул, что в условиях глобального кризиса участие России в ВТО может создать дополнительные сложности в отдельных регионах со слабо диверсифицированной экономикой, например в моногородах. "Закрытие убыточных, неэффективных предприятий, особенно крупных, способно увеличить безработицу, и это уже социальные риски. Возможно и снижение поступления в региональный бюджет. В конечном счёте может увеличиться разрыв между территориями по уровню социально-экономического развития, это серьёзный вызов. Все эти риски и негативные последствия мы должны минимизировать, защитить интересы наших граждан", - заявил глава государства.  
 В связи с этим, по его словам, правительство должно разработать план действий по адаптации отдельных отраслей экономики к условиям членства России в ВТО. Нужно на всех уровнях власти анализировать ситуацию, вычленять системные отраслевые, региональные проблемы и оперативно их решать.  
 
 "Нам необходимо сохранить положительные тенденции, не допустить падения уровня занятости в моногородах и в тех регионах, где концентрируются крупные предприятия отраслей, входящих в обозначенную выше группу риска. Минтруду, ведомствам экономического блока следует провести комплексный анализ последствия присоединения России к ВТО для отечественного рынка труда и уже в ближайшие месяцы представить конкретные предложения о снижении негативных эффектов", - заключил Владимир Путин.

[ 20 ]

 

Обязательства в рамках ВТО по экспортным пошлинам.

В части экспортных пошлин обязательствами  перед ВТО предусмотрено их снижение или отмена по истечении переходного  периода (1-5 лет) на все товары, облагаемые вывозными пошлинами в настоящее время (рыба, семена масличных, карбонат магния, руды и концентраты молибденовые, кожевенное сырье, древесина, драгоценные камни и металлы, отходы и лом черных и цветных металлов, медь, никель, титан, алюминиевые сплавы, бывшие в употреблении рельсы, оси железнодорожных вагонов), за исключением природного газа, нефти и нефтепродуктов. Пошлины на эти товары будут применяться в том же виде, как в настоящее время.

В отношении экспортных пошлин на лес с момента присоединения  России к ВТО договоренностями предусмотрено установление на ежегодной основе экспортных тарифных квот на вывоз лесоматериалов необработанных из ели обыкновенной (коды ТН ВЭД 4403 20 110 и 4403 20 190) и сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД 4403 20 310 и 4403 20 390) с внутриквотными ставками 13% и 15% соответственно.

Объем квот устанавливается как  средний в период 2005-2006 гг.

 

 

 

 

Квоты на экспорт лесоматериалов из ели:

1).всего - 6246, 5 тыс. куб. м

2).для ЕС - 5960,6 тыс. куб. м

3).для других стран - 285,9 тыс. куб. м.

 

Квоты на экспорт лесоматериалов из сосны:

1).всего - 16 038,2 тыс. куб. м

2).для ЕС - 3645,9 тыс. куб. м

3.)для других стран - 12 392,3 тыс. куб. м.

 

 

По уровням ставок внеквотных пошлин обязательство не принимается.

В регулировании импорта возрастет  роль таможенных процедур и мер таможенного  администрирования. Среди них - таможенные процедуры временного ввоза, переработки  на таможенной территории для целей  импортозамещения, таможенная процедура свободной таможенной зоны для целей осуществления операций по переработке и изготовлению экспортно-ориентированных товаров.

В целях повышения конкурентоспособности  отечественных производителей в  условиях членства в ВТО необходимо принять меры по упрощению порядка таможенного оформления и контроля с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий высокотехнологичных товаров, научных и коммерческих образцов, биологических материалов, изделий для проведения испытаний и лабораторных исследований. Необходимо также продолжить совершенствование таможенных и административных процедур для экспорта наукоемкой и инновационной продукции, создать так называемый «зеленый коридор».

Введение вышеуказанных ограничительных мер будет регламентироваться, с одной стороны, правилами ВТО, соблюдение которых является обязательством Российской Федерации. А с другой, в условиях функционирования Единого экономического пространства и создания к 2015 году Евразийского экономического союза все эти решения будут приниматься на наднациональном уровне с учетом требований защиты и регулирования общего рынка России, Казахстана и Белоруссии и обеспечения интересов хозяйствующих субъектов и потребителей

 

Теперь мы можем сделать как  минимум четыре важных вывода, касающихся ВТО и условий участия в организации России:

1).Либерализм системы ВТО заключается, прежде всего, в том, что она устанавливает четкие правила игры в применении инструментов внешнеэкономической и некоторых инструментов внутренней экономической политики. Эта система ни в коей мере не исключает возможности применения протекционистских инструментов, но определяет строгие рамки их применения.

2).Условия участия в ВТО и, таким образом, условия доступа на рынок России определяются в ходе переговоров. До завершения переговоров, любые выводы о том, что участие в ВТО ослабит Россию, очевидно, не могут быть логически объяснены.

3).Переговоры по присоединению России к ВТО предполагают активное участие в них российского бизнес-сообщества. Это обусловлено не только возможностью максимизировать выгоды для заинтересованных компаний от членства нашей страны в этой организации, но и перспективой более эффективного использования государственного ресурса при планировании и осуществлении своей хозяйственной деятельности.

4).Российское бизнес-сообщество имеет реальную возможность оказывать влияние на переговорный процесс по присоединению России к ВТО путем активного участия в подготовке российской переговорной позиции в различных секторах. Причем такой подход позволит российским заинтересованным компаниям максимизировать выгоды от членства России в ВТО на перспективу. [22]

 

3.3 Проблемы развития  внешней торговли России

 

Устойчивость российской экономики  к возмущениям в мировой конъюнктуре

Российская экономика сохраняет достаточно сильную зависимость от процессов, происходящих в мировой экономике и прежде всего динамики цен на нефть, которая во многом определяет устойчивость позиций федерального бюджета и платежного баланса. С учетом высокой неопределенности перспектив этих показателей разработаны несколько дополнительных сценариев, учитывающих как оптимистические тренды развития глобальных рынков, так и сценарий снижения цен на нефть.

Информация о работе Проблемы развития внешней торговли России