Прогнозирование развития образования (на примере РФ или субъекта РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - прогнозирование развитие системы образования на примере г.Владимира.
Исходя из цели, были обозначены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы прогнозирования системы образования;
- рассмотреть современное состояние системы образования на примере Владимирской области;
- рассмотреть прогнозные сценарии развития системы образования на примере Владимирской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы прогнозирования системы образования…..…5
1.1. Система образования как объект социального прогнозирования. Роль образования в социально экономическом развитии страны………….…5
1.2. Особенности развития современной системы образования Российской Федерации……………………………………………………...…..10
2. Современное состояние системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..24
2.1. Система прогнозных показателей развития системы образования. Методы прогнозирования системы образования…………………………...…24
2.2. Анализ современного состояния системы образования на примере г.Владимира …………………………………………………………………..…35
3. Прогнозные сценарии развития системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..44
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования развития системы образования на примере г.Владимира …………………………….…44
3.2. Прогнозирование показателей системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..48
Заключение………………………………………………………………..53
Список использованной литературы…………………………………….54

Файлы: 1 файл

К.Р. по ОСП Прогнозир разв обр-тема 12 Соловьева Д.С..doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

Тема 12. Прогнозирование  развития образования (на примере РФ или субъекта РФ)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы  прогнозирования системы образования…..…5

1.1. Система образования  как объект социального прогнозирования. Роль образования в социально экономическом развитии страны………….…5

1.2. Особенности развития  современной системы образования Российской Федерации……………………………………………………...…..10

2. Современное  состояние системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..24

2.1. Система прогнозных  показателей развития системы образования. Методы прогнозирования системы образования…………………………...…24

2.2. Анализ современного  состояния системы образования на примере г.Владимира …………………………………………………………………..…35

3. Прогнозные сценарии развития системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..44

3.1. Основные  проблемы и направления совершенствования развития системы образования на примере г.Владимира …………………………….…44

3.2. Прогнозирование  показателей системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………..53

Список использованной литературы…………………………………….54

Приложения

 

 

 

 

Введение

 

Россия - федеративное государство, объединяющее субъекты со своим специфическим уровнем социально-экономического, культурного, образовательного потенциала.

Сочетание единой федеральной политики, направленной на повышение качества образования, ориентированного на экономику знаний, с региональными моделями ее реализации позволяет обеспечить интеграцию интересов государства и регионов.

Во всем современном  мире, значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общественной жизни  повышается вместе с ростом влияния  человеческого капитала.

Качество жизни и образовательный потенциал населения во многом определяется уровнем образования и культуры жителей, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием, возможностью систематически получать и использовать необходимую информацию. Эти факторы влияют на степень включенности людей, живущих на территории области, в региональные, национальные и мировые общечеловеческие процессы прогрессивного развития. Образование, отвечающее современным потребностям общества и рынка труда, позволяет сформировать у каждого человека способность быстро адаптироваться к современным социо-экономическим реалиям, и это становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. Общие ценности, принимаемые большинством, культура и нравственные установки, а также созданные в нашей области интеллектуальный, инфраструктурный, промышленный и информационный потенциалы, выступают критериями качества жизни всех жителей области.

Доставшаяся в  наследство слабая восприимчивость  сложившейся системы образования  к внешним запросам и углубляющийся дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих механизмов государственного управления задачам создания благоприятных и отвечающим потребностям региона условий развития системы образования. Очевидна неразвитость механизмов привлечения общественных и профессиональных организаций к решению актуальных вопросов формирования и реализации образовательной политики. Не созданы условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также не выработаны механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности. Понимая это, педагогическое сообщество осознает, что образование нуждается в инновационном развитии.

Цель данной курсовой работы - прогнозирование развитие системы образования на примере г.Владимира.

Исходя из цели, были обозначены следующие задачи:

- раскрыть теоретические основы прогнозирования системы образования;

- рассмотреть  современное состояние системы образования на примере Владимирской области;

- рассмотреть  прогнозные сценарии развития системы образования на примере Владимирской области.

Объектом исследования является современное состояние системы образования в г.Владимире.

Предметом изучения является прогнозирование развития образования в г. Владимире.

При выполнении работы были использованы следующие  научные методы: метод описания;  метод сравнения;  метод анализа  материала; метод синтеза информации.

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы прогнозирования системы  образования

 

1.1. Система  образования как объект социального прогнозирования. Роль образования в социально-экономическом развитии страны

Роль образования  в решении задач социально-экономического развития России заключается в:

- создании условий для повышения конкурентоспособности личности;

- развитии инновационной сферы;

- изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;

- формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;

- обеспечении социальной и профессиональной мобильности;

- формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.

На социально-экономическое  развитие страны влияют в первую очередь:

- развитие современной системы непрерывного образования;

- повышение качества профессионального образования;

- обеспечение доступности качественного общего образования;

- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Реализация  этих направлений государственной  политики в области образования позволит в 2010 - 2012 годах создать условия для повышения конкурентоспособности страны, являющегося одной из целей ее социально-экономического развития, путем решения ряда проблем, сдерживающих развитие образования, таких, как:

- несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;

- чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств, недостаточной свободе их использования и при формальном расширении возможностей привлечения ресурсов в сферу образования;

- отсутствие требований к содержанию и качеству образования;

- несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.

Организационной основой реализации государственной политики в области образования должна стать Федеральная целевая программа развития образования на 2012 - 2015 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российского образования. Меры, принятые в 2006 - 2010 годах федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках реализации Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года, других межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, создали базу для решения отечественной системой образования следующих задач, направленных на усиление ее роли в социально-экономическом развитии страны:

- приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

- разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

- создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.

Решение указанных  задач достигается путем совершенствования  нормативной правовой базы, необходимого кадрового, информационного и материально-технического обеспечения сферы образования.

Управление  образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качество человеческого (интеллектуального) капитала и эффективность функционирования экономики в целом. Прогнозирование для целей управления системой образования, рассматриваемое как предсказание будущих изменений, является выбором методов и подходов для наилучшего использования накопленных знаний о развитии образования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В развитых странах  прогнозированию развития системы  образования придается очень  большое значение. Затраты на исследования и разработки в этом направлении составляют ежегодно около 2% всех ассигнований на науку в области образования. Выигрыш от исследований и разработок более чем в 50 раз превышает затраты, связанные с их проведением. Особо важная роль должна придаваться прогнозированию развития системы образования в условиях экономического кризиса.

Прогноз представляет собой вероятностную оценку будущих  результатов и путей развития системы образования, а также  ресурсов и организационных мероприятий, необходимых для его осуществления. В процессе разработки прогнозов развития системы образования необходимо соблюдать следующие методические принципы:

1) системности,  который требует рассматривать  объект прогнозирования и прогнозный  фон как систему взаимосвязей  и соотношений;

2) оптимальности,  предусматривающий разработку точных и достоверных прогнозов при минимальных затратах;

3) аналогичности,  предполагающий использовать в  качестве источника опережающей  информации о развитии анализируемого  объекта знания о траектории  развития сходных объектов;

4) комплексности, обеспечивающий всестороннее описание объекта прогнозирования;

5) специфичности,  предполагающий обязательный учет  отличительных, характерных особенностей  и признаков, присущих только  анализируемому объекту.

Прогнозирование системы образования следует рассматривать как предсказание будущих изменений в ее развитии в перспективе. Цель прогнозирования, которое включает набор методов и подходов, - наилучшим образом использовать накопленные знания об образовании для выбора приоритетных направлений его научно-инновационного развития.

Прогнозирование - необходимый элемент государственного регулирования системы образования, разработки перспективных стратегических планов, национальных программ и проектов. Принятие стратегических решений без  учета прогнозных оценок последствий их реализации, углубляет кризисные явления в экономике и жизни общества. В этой связи следует отметить, что в России и других постсоциалистических странах начиная с 90-х годов ХХ столетия работа по прогнозированию и стратегическому планированию развития образования практически свернута, что привело к множеству ошибок и провалов.

Государственное регулирование системы образования  должно строится на сочетании прогнозирования, стратегического и индикативного  планирования, программирования, научного, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения. Каждый из этих элементов единой системы выполняет присущие только ему функции, они действуют в определенной последовательности.

Прогнозирование (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) определяет возможные тенденции развития системы образования под воздействием внешних и внутренних факторов, оценивает траектории его динамики, пути и последствия воздействия на эти траектории, чтобы можно было выбрать оптимальный путь развития в прогнозном периоде.

Стратегическое  планирование ориентировано на реализацию оптимального пути развития системы  образования на основе выбранных  приоритетов, определяемых исходя из результатов  прогнозирования, достижения поставленных целей для обеспечения общедоступности образования, повышения его качества и конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

Индикативное  планирование обеспечивает сбалансированное развитие экономики образования  при реализации стратегических планов, национальных и территориальных программ и проектов на основе системы обобщающих показателей (индикаторов) развития и балансов важнейших видов ресурсов.

Программирование  обеспечивает реализацию выбранных  приоритетов на основе национальных и территориальных программ и  проектов, концентрации ресурсов на прорывных направлениях развития образования.

Научное обеспечение  развития образования должно дать ответы на следующие основные вопросы: какие  направления научных исследований и разработок будут приоритетными  в ближайшие 15-50 лет; когда и в каких областях знания исчерпают свой потенциал доминирующие научные теории, произойдет формирование новых парадигм; какие отрасли науки будут формировать технико-технологический облик образования будущего; какой мощности должен быть научно-технический потенциал, обеспечивающий: ускоренное развитие науки в рамках выбранных приоритетных направлений, переход образования на инновационный путь развития; каково должно быть оптимальное соотношение между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками в области образования; какие и когда необходимы кластеры комплексных радикальных инноваций для обеспечения устойчивого развития образования на инновационной основе; какой ожидаемый эффект от получения и применения результатов научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности.

Финансовое  обеспечение развития системы образования  в соответствии со стратегическими  и индикативными планами, национальными  и территориальными программами  и проектами, должно осуществляться на основе сочетания бюджетной поддержки науки и инновационной деятельности с системой налоговых и таможенных льгот и других финансово-кредитных регуляторов, для создания заинтересованности частных инвесторов в реализации выбранных приоритетов, программ и проектов.

Информация о работе Прогнозирование развития образования (на примере РФ или субъекта РФ)