Прогнозирование развития образования (на примере РФ или субъекта РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - прогнозирование развитие системы образования на примере г.Владимира.
Исходя из цели, были обозначены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы прогнозирования системы образования;
- рассмотреть современное состояние системы образования на примере Владимирской области;
- рассмотреть прогнозные сценарии развития системы образования на примере Владимирской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы прогнозирования системы образования…..…5
1.1. Система образования как объект социального прогнозирования. Роль образования в социально экономическом развитии страны………….…5
1.2. Особенности развития современной системы образования Российской Федерации……………………………………………………...…..10
2. Современное состояние системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..24
2.1. Система прогнозных показателей развития системы образования. Методы прогнозирования системы образования…………………………...…24
2.2. Анализ современного состояния системы образования на примере г.Владимира …………………………………………………………………..…35
3. Прогнозные сценарии развития системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..44
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования развития системы образования на примере г.Владимира …………………………….…44
3.2. Прогнозирование показателей системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..48
Заключение………………………………………………………………..53
Список использованной литературы…………………………………….54

Файлы: 1 файл

К.Р. по ОСП Прогнозир разв обр-тема 12 Соловьева Д.С..doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

2. Необходимо  при определении объёмов бюджетного  финансирования образования на очередной финансовый год руководствоваться следующими принципами:

  • общий объём бюджетного финансирования образования должен быть увеличен в соответствии с положениями Национальной доктрины развития образования и программными документами Правительства РФ, предусматривающими опережающий рост бюджетных ассигнований в эту сферу деятельности;
  • в качестве приоритетных статей экономической классификации, по которым должно быть предусмотрено увеличение по обоснованным расчётам, необходимо выделить оплату труда, трансферты, расходы на обеспечение учебного процесса, комплектование библиотек, проведение учебно-производственных практик, проведение учебно-научных студенческих семинаров и конференций, обеспечение учебными материалами и пособиями и т.п., приобретение учебного и научного и учебно-производственного оборудования, капитальный и, особенно, текущий ремонт. Необходимо также предусмотреть увеличение расходов на оплату коммунальных услуг. При этом финансирование должно выделяться одной строкой.

3. Целесообразно изменить подходы к бюджетному финансированию капитального ремонта и приобретения оборудования для образовательных учреждений, переведя эти расходы из раздела 14 «Образование» функциональной классификации в федеральную адресную инвестиционную программу или формируемый в составе бюджета бюджетный фонда развития образования. Это позволит:

  • обеспечить концентрацию финансовых ресурсов на действительно важных направлениях, требующих значительных инвестиций;
  • повысить обоснованность проводимых работ, осуществляемых закупок и т.д. вследствие применения отработанных процедур реализации инвестиционных проектов и использования опыта специалистов в этой области;
  • обеспечить правила взаимодополнения бюджетных и внебюджетных ресурсов при решении единых инвестиционных задач без нанесения финансового урона учреждению.

4. Необходимо  отказаться от практики централизованного  планирования структурных и организационных  преобразований в сфере образования,  сделав основной упор на постепенный запуск механизмов саморегулирования.

5. При переводе  стипендий в разряд адресных  социальных выплат следует сохранить  порядок их назначения через  образовательные учреждения, т.е.  через места фактического нахождения  учащихся, а не места их проживания.

6. Целесообразно  отменить регрессию единого социального  налога для образовательных учреждений, установив вместо этого сниженную  ставку данного налога.

7. Необходимо  предусмотреть возможность отмены  финансирования начислений на  оплату труда (единого социального налога) и прямого перечисления этих средств со счёта бюджета.

8. Необходимо  освободить бюджетные учреждения  от уплаты налогов с бюджетных  средств, к которым отнесены  все доходы бюджетного учреждения, в том числе от осуществления  соответствующей деятельности с использованием государственного имущества, переданного ему в оперативное управление.13

 

 

3.2. Прогнозирование  показателей системы образования на примере г.Владимира

Согласно Постановлению от 14 ноября 2012 г. N 4742 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования г.Владимир на 2013-2015 годы и проекте бюджета города на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов» целью развития системы образования в прогнозируемом периоде является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Достижение этой цели предполагает обновление структуры и содержания образования, развитие практической направленности образовательных программ. В среднесрочном периоде предусматривается дальнейшая реструктуризация и оптимизация учебной сети, расширение рынка образовательных услуг, формирование гибкой многофункциональной системы дошкольных учреждений.

В целях повышения  качества и доступности дошкольного  образования реализуется ведомственная целевая программа «Развитие дошкольного образования города Владимира на 2011 - 2015 годы».

В образовательных  учреждениях города, реализующих  основную образовательную программу  дошкольного образования, в 2012 году воспитывалось 16,7 тыс. детей.

Для увеличения численности детей, посещающих МДОУ, сокращения доли детей от 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные учреждения, а также для оптимального использования дошкольной образовательной сети управлением образования совместно с администрацией города ведется целенаправленная работа по повышению качества и доступности дошкольного образования.

В 2012 году дополнительно создано 367 мест, в т.ч. за счет открытия после реконструкции ДОУ N 10 в мкр. Энергетик на 90 мест, завершения строительства детского сада N 12 в Юго-Западном районе города на 135 мест (закончены строительные и отделочные работы), открытия предшкольных групп на базе общеобразовательных учреждений СОШ N 20 (50 мест) и СОШ N 32 (20 мест), дополнительной группы в ДОУ N 104 (20 мест), семейной группы для детей дошкольного возраста на базе ДОУ N 7 на 3 места и ДОУ N 35 на 3 места, групп кратковременного пребывания в ДОУ N 4 (2 места), N 71 (10 мест), N 33 (2 места), N 125 (2 места), гимназии N 73 (10 мест), групп игровой поддержки ДОУ N 114 (20 мест).

В прогнозируемом периоде планируется строительство  еще одного дошкольного учреждения в Юго-Западном районе города (145 мест), дошкольного учреждения в Восточном  районе (150 мест), в мкр. Коммунар (90 мест), реконструкция здания ДОУ N 68 (90 мест), бывшей ВСОШ N 4 под ДОУ (40 мест), принятие в муниципальную собственность ведомственного дошкольного учреждения (ДОУ N 76 войсковой части 070008), открытие предшкольных групп на базе общеобразовательных учреждений СОШ N 5, 11, 41 (80 мест), открытие семейных групп для детей дошкольного возраста на 10 мест, групп кратковременного пребывания на 10 мест, групп игровой поддержки на 10 мест. В случае реализации запланированных мероприятий дополнительно будут созданы 625 мест.

Сохранена помощь родителям детей, посещающих дошкольные учреждения (компенсация части родительской платы за счет средств регионального бюджета), всего на 2012 г. выделено 50,9 млн. руб., из них за 9 месяцев израсходовано 41,7 млн. руб. Ежегодно число детей, родителям которых предоставляются льготы, составляет более 30% от общего количества детей.

На территории города Владимира функционируют 47 дневных  муниципальных образовательных  учреждений, в том числе: 45 - дневные  общеобразовательные средние школы, 2 - общеобразовательные школы-интернаты (одна из них основная) с общим количеством учащихся 28,85 тыс. чел. С 12.05.2012 прогимназией №73 внесены изменения в учредительные документы и учреждение переименовано в общеобразовательное учреждение «Гимназия №73».

Деятельность администрации города направлена на реализацию основных положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», мероприятий «Комплекса мер по модернизации образования» и мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие муниципальной системы образования города Владимира на 2011 - 2015 годы».

Продолжается  модернизация системы общего образования. Всего на реализацию проекта модернизации общего образования в 2012 году направлено 5,9 млн. руб. за счет бюджета города и 112,1 млн. руб. за счет регионального бюджета. За январь - сентябрь 2012 г. израсходовано 112,0 млн. руб., приобретено 55865 единиц оборудования. В 2013 году запланировано на эти цели израсходовать 78,0 млн. руб.

В прогнозируемом периоде планируется увеличение средней наполняемости классов с 25,0 чел. в 2012 г. до 25,3 чел. в 2015 г.

Выполнены мероприятия  по сокращению и выведению за штат численности прочего персонала  в общеобразовательных школах города (2,2 млн. руб.).

В 2012 году введены  новые федеральные государственные  общеобразовательные стандарты начального общего образования в 128 первых классах (3283 чел.). Продолжают обучение по новым ФГОС 3229 учащихся 125 вторых классов и 99 учащихся третьих классов. Доля учащихся, реализующих федеральные государственные общеобразовательные стандарты, в 2014 году должна составить 100,0% контингента начальной школы.

В прошедшем  учебном году организовано проведение единого государственного экзамена в 11-х классах по 9 предметам. В  ЕГЭ приняли участие 1636 учащихся школ города. В ЕГЭ по русскому языку 100,0% учащихся справились с заданиями, из них 11 учащихся набрали по 100 баллов. С ЕГЭ по математике справились 98,5% из 1624 учащихся. Планируется увеличение удельного веса выпускников, сдавших ЕГЭ, с 99,4% в 2012 г. до 99,8% в 2015 г.

Решаются задачи по обеспечению поддержки детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, детей-инвалидов на базе МБОУ СОШ N 11. В учебном процессе с использованием дистанционных технологий участвуют 42 педагогических работника и 61 ребенок.

Для увеличения доли учащихся с I и II групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях с 70,0% в 2012 году до 82,0% в 2015 году реализуются мероприятия ведомственной целевой программы «Совершенствование организации питания учащихся образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2011 - 2014 годы», а также организация отдыха и оздоровления детей; увеличение доли современно оборудованных спортивных залов и спортивных площадок; ведение в общеобразовательных учреждениях 3-го часа физической культуры. Горячим питанием в общеобразовательных учреждениях города охвачено 91,5% от количества учащихся, в том числе 100% охват бесплатным горячим питанием учащихся 1 - 4 классов.

В прогнозируемом периоде будет продолжена поддержка лучших учителей и общеобразовательных школ, внедряющих экспериментальные и инновационные образовательные программы. В режиме инновационной деятельности работает 31 общеобразовательная школа. На эти цели ежегодно предусматривается 1,85 млн. руб. за счет бюджета города. В 2012 году две инновационные школы (МАОУ СОШ №39 и МАОУ «Гимназия №35») за счет регионального бюджета получили по 500 тыс. руб. и 5 учителей-лауреатов - по 50 тыс. руб.

Решаются проблемы повышения статуса и престижа профессии учителя, сохранения высокопрофессиональных кадров в общеобразовательных учреждениях. Доля педагогических кадров высшей и первой квалификационных категорий достигнет в текущем году 71%. В целях привлечения квалифицированных кадров в городе реализуется долгосрочная целевая программа «Социальная ипотека для жителей города Владимира на 2012 - 2018 годы».

 

 

Заключение

 

С принятием  Федеральной программы развития образования обозначился новый  этап ее развития. Федеральная Программа, явившаяся организационной основой государственной политики в области образования, определила стратегию развития этой важнейшей сферы, ее приоритетность, необходимость государственной поддержки и реального финансирования. Федеральная Программа, опирающаяся на Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», нацелена на среднесрочную перспективу (до 2015 года). Необходимость ее подкрепления республиканскими, региональными и отраслевыми программами развития образования определяется их ориентацией на учет национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей, разработку и реализацию конкретных мероприятий, отнесенных к ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления, обеспечение целевым финансированием из средств бюджетов всех уровней, внебюджетных источников.

Реализация  основных направлений развития отечественной  системы образования, реформ всех ее уровней и обеспечение самодостаточного функционирования этой важнейшей сферы  в интересах личности, общества и государства возможно лишь при условии доведения проектных целей, задач, основных направлений модернизации до конкретных образовательных учреждений. В этой связи важным механизмом реализации Федеральной программы развития образования является формирование на ее основе муниципальных программ прогнозирования развития образования.

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Конституция РФ 12 декабря 1993г. // СПС «Консультант Плюс».
  2. Закон РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996г. N 3. Ст. 150.
  3. Федеральный закон от 22.08.1996г. № 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996г. № 35. Ст. 4135.
  4. Постановление П равительства РФ от 04.10.2000г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000г. № 41. Ст. 4089.
  5. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 2011г. № 10. Ст. 1377.
  6. Постановление от 14 ноября 2012 г. N 4742 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования г.Владимир на 2013-2015 годы и проекте бюджета города на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов».
  7. Аврус А. И. История российских университетов. Очерки. М., 2010. - ISBN 5-292-02899-1.
  8. Алязова З.С. История образования // Вестник ТГПУ. 2009. № 12 (90).
  9. Болонский процесс: Взгляд на проблему: Сб. материалов. М., 2008. - ISBN 5-98115-066-1.
  10. Богуславский М.В. Образование // Новая Российская энциклопедия: В 12 т. Т. 1: Россия. М., 2010. - ISBN 978-5-904212-12-4.
  11. Ильинский И. М. О ситуации, некоторых прогнозах и стратегиях развития негосударственного высшего профессионального образования в России в связи с демографической ямой // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4.
  12. Латышина Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли). - М., 2008. - ISBN 5-8297-0104-9.
  13. Липник В.Н. Школьные реформы в России // Образование, 2012, № 3.
  14. Луков Вл.А. Реформы образования // Знание. По<span class="dash041e_0431_044

Информация о работе Прогнозирование развития образования (на примере РФ или субъекта РФ)